4.1. Понятие социальной поддержки

Вместе с тем единства в определении понятия «социальная поддержка» нет. На сегодняшний день сложились следующие подходы к определению понятия «социальной поддержки»: социальная поддержка – система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, права защиты и введения иных льгот . Социальная поддержка сводится к оказанию помощи и, т.о., отождествляется с термином «социальная помощь»; социальная поддержка – деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения . Часто социальная поддержка рассматривается как нематериальный, информационный ресурс (содействие в поиске работы, трудоустройстве, получении профессии, обучении, поиску способов по выходу из сложившейся трудной жизненной ситуации и т.п.).

Наиболее часто в литературе происходит отождествление понятия «социальная поддержка» с понятиями «социальное/материальное обеспечение» и «социальная помощь». Это обусловлено тем, что социальная поддержка может осуществляться в различных формах – как денежной (сходство с обеспечением), так и натуральной (сходство с помощью), а также нематериальной. Вместе с тем, есть существенные отличия как от социального обеспечения, так и от социальной помощи.

В отличие от социального обеспечения меры социальной поддержки, предоставляемые в денежной форме, не являются основным источником средств к существованию (в среднем размер 300-500 руб.). В отличие от социальной помощи, предоставление которой носит, как правило, разовый характер или осуществляется с определенной периодичностью (1 раз в 6 мес. – материальная помощь студентам, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, работникам организаций и т.п.), меры социальной поддержки могут предоставляться на постоянной основе, пожизненно, до момента утраты необходимого статуса и т.п.

Реализация социальной поддержки граждан в субъектах РФ в полном объеме фактически началась с 1 января 2005 года, когда вступил в силу федеральный закон о замене льгот и компенсаций мерами социальной поддержки, т.е. с момента вступления в силу ФЗ № 122, получившего название «о монетизации льгот». Реализация закона обусловила формирование региональных систем социальной защиты населения, включая и подсистему социальной поддержки.

Так, в 2005-2006 годах в Омской области был принят ряд законов, направленных на социальную поддержку отдельных категорий граждан. В 2008 году принят региональный закон, объединивший основные положения и направления социальной защиты и, в том числе, социальной поддержки отдельных категорий граждан – «Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан Омской области». Однако, ни в одном из нормативно-правовых актов понятие «социальная поддержка» не раскрывается.

Вместе с тем, социальная поддержка в целом может быть рассмотрена как система материальных и нематериальных мер, предоставляемых отдельным категориям граждан, с целью повышения их уровня и качества жизни. Безусловно, социальная поддержка может быть рассмотрена и как деятельность различных субъектов по предоставлению этих мер.

Субъектами социальной поддержки могут являться государственные (федеральные и региональные) и муниципальные органы исполнительной власти, общественные организации и хозяйствующие субъекты. Основным субъектом, разрабатывающим систему мер социальной поддержки и организующим их предоставление в Омской области является Министерство труда и социального развития, непосредственное предоставление мер социальной поддержки осуществляется во многофункциональных центрах и отделах социальной защиты Управлений Министерства.

Правовую основу социальной поддержки в Омской области составляют: федеральное законодательство (ФЗ «О Ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О реабилитации жертв политических репрессий» и др.) и подзаконные акты, устанавливающие порядок и условия предоставления мер; региональное законодательство (Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан Омской области, о звании «Ветеран Омской области» и др.) и подзаконные акты (Постановления Правительства ОО и Указы Губернатора, определяющие порядок и условия назначения, предоставление дополнительных мер отдельным категориям); ведомственные нормативно-правовые акты (приказы об утверждении форм документов, порядка и условий предоставления мер и т.п.). Финансирование осуществляется за счет средств бюджета ОО, субвенций федерального бюджета.

Предыдущая

Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установил, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты РФ и муниципальные образования должны соблюдать следующие принципы:

  • обеспечить сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
  • сохранить стабильность правового регулирования , чтобы поддержать доверие граждан к закону и действиям государства ;
  • предоставить гражданам возможность адаптироваться к изменениям в течение разумного переходного периода посредством установления временного регулирования общественных отношений;
  • не допускать нарушения прав и свобод третьих лиц при осуществлении гражданами социальных прав и свобод.

Очень важно, чтобы студенты понимали значение указанных принципов и умели раскрыть их содержание.

К мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан относятся:

2) ветераны труда и приравненные к ним лица по состоянию на 31.12.2004 г. лица, а именно:

  • награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж , необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
  • начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
  • ветераны военной службы ;
  • имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

3) реабилитированные лица, к которым относятся:

  • подвергшиеся репрессиям в виде лишения свободы , ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы , в том числе в «рабочих колоннах НКВД», иным ограничениям прав и свобод , необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные;
  • дети , находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, либо оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, и впоследствии реабилитированные;

4) граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, - дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

При наличии права на ежемесячную городскую денежную выплату по нескольким основаниям предоставляется одна - самая высокая по размеру.

Индексация размера ежемесячной денежной выплаты производится в соответствии с Законом г. Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий год. В соответствии с Распоряжением Правительства г.Москвы от 26.03.2007 г. размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации на 7,5% с 01.04.2007 г. составлял:

  1. реабилитированным лицам и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий, - 433 руб. в месяц;
  2. труженикам тыла - 371 руб. в месяц;
  3. ветеранам труда и ветеранам военной службы - 247 руб. в месяц.

Гражданам, отказавшимся от получения городских мер социальной поддержки в натуральной форме, производились ежемесячные денежные выплаты в следующих размерах:

  • 115 руб. в месяц - вместо бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
  • 345 руб. в месяц - вместо бесплатного отпуска лекарств по рецептам врачей;
  • 175 руб. в месяц - вместо 50% скидки со стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей;
  • 60 руб. в месяц - вместо льготного проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения.

Органами социальной защиты составлен и ведется общегородской регистр получателей мер социальной поддержки. Он содержит сведения о гражданах, постоянно проживающих в Москве и имеющих право на получение социальной поддержки (помощи).

Регистр и Реестр получателей являются информационными ресурсами г.Москвы и имеют статус официальных источников городской информации.

Закон г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 предусматривает также дополнительные меры социальной поддержки льготных категорий граждан, являющихся получателями государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета:

  1. Героев СССР и РФ, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней;
  2. инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и приравненных к ним лиц;
  3. участников Великой Отечественной войны;
  4. лиц, работавших на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
  5. лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. ветеранов боевых действий и другие категории льготников.

К дополнительным мерам социальной поддержки «федеральных льготников» относятся:

  • право на бесплатный проезд в г. Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
  • право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом;
  • 50% скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы;
  • абонентам телефонных сетей ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории г.Москвы, в размере 190 рублей. Размер указанной компенсации на последующие годы определяется законом о бюджете г.Москвы на очередной финансовый год и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти г. Москвы;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) и др.

Студенты должны знать круг лиц, имеющих право на получение социального пособия, размеры пособий, установленные в субъектах РФ по месту их жительства.

Cоциальная поддержка лиц, имеющих особые заслуги перед государством

Российская Федерация признает особые заслуги перед государством граждан , удостоенных государственных наград и почетных званий (Героев Советского Союза и Российской Федерации, полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров Ордена Трудовой Славы и других). В целях обеспечения экономического и социального благополучия для них и членов их семей установлены дополнительные меры социальной поддержки.

Героям Советского Союза и Российской Федерации, полным кавалерам Ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы предоставляются следующие меры социальной поддержки:

  • право на первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях всех типов;
  • первоочередное обеспечение лекарствами, доставка по заключению врача лекарств на дом;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов, изготовленных из драгоценных металлов) в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;
  • первоочередное получение санаторно-курортных путевок один раз в год;
  • освобождение от оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг в домах любой формы собственности ;
  • компенсация расходов на оплату пользования домашним телефоном в полном объеме;
  • первоочередное улучшение жилищных условий при предоставлении жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда с предоставлением при этом дополнительной жилой площади до 15 кв.м.;
  • бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, но не менее чем 0,08га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности.
  • бесплатное пользование городским пассажирским транспортом (трамвай, автобус, троллейбус, метрополитен, водные переправы), поездами пригородного сообщения, а в сельской местности - автобусами внутриобластных линий;
  • и другие.

Вместо перечисленных мер социальной поддержки по заявлению лиц, награжденных почетными званиями, может предоставляться ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). С 01.03.2008 г. размер ЕДВ составляет 31637 руб. 52 коп. для Героев Советского Союза или Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, 23327 руб. 50 коп. для Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Граждане Российской Федерации, неоднократно удостоенные указанных званий, имеют право на одну ежемесячную денежную выплату. ЕДВ индексируется в таком же порядке, как и БЧ части трудовой пенсии .

В случае смерти Героя Советского Союза или Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, полного кавалера ордена Славы или ордена Трудовой Славы члены его семьи имеют право подать в территориальный орган ПФР заявление об отказе от мер социальной поддержки (льгот) и о выборе ежемесячной денежной выплаты. К членам семьи относятся вдова (вдовец), родители , несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Размер ЕДВ каждому члену определяется путем деления размера ежемесячной денежной выплаты, установленной Героям Советского Союза или Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы или ордена Трудовой Славы, на количество членов его семьи.

ЕДВ назначается и выплачивается территориальным органом ПФР. Выплата производится с 1 января года, следующего за годом подачи заявления. Заявление об установлении ЕДВ на следующий календарный год подается до 1 октября текущего года.

Наряду с выплатой ЕДВ за указанными лицами, сохраняется право на:

  • первоочередное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и видов; внеочередную госпитализацию, лечение в медицинских учреждениях всех типов;
  • первоочередное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам врача, доставку по заключению врача лекарств на дом;
  • первоочередное получение путевки в санаторий, профилакторий или дом отдыха один раз в год;
  • внеочередную установку домашнего телефона и оборудование жилья средствами вневедомственной охранной сигнализации.

Члены семей Героев Советского Союза или Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров Ордена Трудовой Славы освобождаются от оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг в домах любой формы собственности.

Общественные благотворительные объединения (организации) Героев Советского Союза или Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, состоящие только из указанных лиц и созданные для решения вопросов их социальной защиты, пользуются налоговыми льготами, а также имеют право на получение оборудованных телефонной связью помещений за счет средств федерального бюджета . Они освобождены от оплаты эксплуатационных расходов и коммунальных услуг. Кроме того, им компенсируются в полном объеме расходы на оплату телефона.

Источником финансирования мер социальной поддержки и ЕДВ для указанных лиц и членов их семей являются средства федерального бюджета.

б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. Подлинность подписи нетрудоспособного гражданина может подтверждаться актом органа, осуществляющего выплату пенсии . Если уход осуществляется за ребенком-инвалидом или недееспособным лицом, то заявление подается его законным представителем. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. От родителей , осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, такое заявление не требуется;

в) справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;

г) справка органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице ;

д) справка об инвалидности, либо выписка из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;

е) медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом;

ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе.

В случае если такие документы имеются в пенсионном деле нетрудоспособного гражданина, их представление не требуется.

Одновременно предъявляются паспорт и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина.

Решение о назначении компенсационной выплаты принимается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случае отказа в назначении должны быть указаны причины отказа и порядок обжалования вынесенного решения.

Компенсационная выплата назначается с месяца подачи заявления со всеми необходимыми документами в орган.

Выплаты прекращается в следующих случаях:

  • смерти нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществлявшего уход, а также признание их в установленном порядке умершими или безвестно отсутствующими;
  • прекращения осуществления ухода;
  • назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера или пособия по безработице;
  • выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы;
  • истечения срока , на который была установлена I группа инвалидности либо категория «ребенок-инвалид»;
  • достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет, если ему по достижении этого возраста не установлена I группа инвалидности;
  • помещения нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания;
  • лишения родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, родительских прав .

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили перечисленные обстоятельства.

Суммы назначенной компенсационной выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за 3 года. Суммы назначенной компенсационной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Государственной социальной помощью считается денежная поддержка граждан, которые относятся к незащищенным слоям населения Российской Федерации. Ниже мы постараемся рассказать о наиболее важных моментах этого вопроса.

Общая характеристика государственной социальной помощи

Главным принципом данного вида помощи является своевременная и верная оценка ситуации и выявление граждан, нуждающихся в помощи со стороны правительства, а также индивидуальность и адресность всех программ.

Для того, чтобы достичь желаемого результата, государство включает три приема:

  • общий анализ материального благополучия граждан (или целых семей), требующих социальную помощь;
  • статистические признаки, которые показывают степень нуждаемости в денежных средствах;
  • создание условий для самоадресования.

Социальная помощь оказывается исключительным гражданам, именно в этом заключается и реализуется принцип адресности. В первую очередь, оценивая состояние финансовой проблемы граждан, необходимо уделить внимание прожиточному минимуму. Так, первым делом сравнивается данный показатель с показателем доходов обратившихся лиц и семей.

Допустим, в семье, где есть двое родителей (отец и мать) и трое детей, работающим человеком является только отец. Если его заработка не хватает для того, чтобы в данный момент содержать семью, и он обращается за помощью, то анализируется его ежемесячный доход. Чтобы получить помощь, доход должен быть ниже необходимого минимума, учитывая всех членов семьи.

Немаловажным является и временный характер социальной помощи — она выплачивается однократно. В крайнем случае, социальная помощь может быть продлена, если лицо докажет необходимость. Однако в течение долгого времени получать данный вид денежных выплат вы не сможете.

Выделяется несколько видов государственной социальной помощи. Подробнее об этом можете узнать в таблице.

Таблица 1. Виды социальной помощи

Название вида Характеристика вида
Социальные пособия Предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными - это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению - это их право.

Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

Субсидия Важный отличительный признак этого вида социальной помощи - целевое назначение. То есть именно с определенной целью предоставляются гражданам субсидии, и те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.
Компенсация Возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий, компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций, то есть компенсировать абсолютно любые траты не получится.
Натуральный вид помощи Это особый вид государственной помощи. Обращение к данной форме входит в полномочия местных органов. Они могут либо выделять денежные средства, либо обратиться к натуральной форме помощи.

Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.

Однако получение топлива в частном секторе, необходимых медикаментов хроническими больными, одежды и школьной канцелярии для школьников накануне 1 сентября бывает очень необходимо.

Гуманитарная помощь Гуманитарная помощь - это самые необходимые предметы. Под гуманитарной помощью подразумевают выделение товаров, относящихся к категории первой необходимости. Это продукты, вода, лекарства. Выделение гуманитарной помощи ведется в моменты, когда незащищенные слои населения остро нуждаются в помощи или люди пребывают в тяжелой обстановке.

Такая обстановка может сформироваться из-за военных действий, природных катаклизмов, определенных политических событий в регионе или в стране в целом. Например, в 1997 – 1998 годах страны запада оказывали гуманитарную помощь России, выделили более 30 млн. долларов.

Социальная защита детей

Защита младшего поколения государством может осуществляться в трех направлениях:

  • в обществе детей;
  • в семье;
  • в сферах образования и воспитания.

Данный вид защиты определяет защиту необходимых для выживания человека потребностей, без существования которых невозможно поддерживать психическое и физическое здоровье ребенка. После этого стоит обязательность обеспечения безопасности человека на социальном, экономическом и физическом уровнях. Также закон гласит, что абсолютно каждый ребенок может претендовать на развитие своих творческих способностей.

Со всеми правами детей можно ознакомиться в Семейном Кодексе Российской Федерации.

По отношению к детям все действия государственных органов регулируются законом. Так, например, детям гарантируется бесплатно образование. Сюда включаются как начальное и основное среднее, так и полное среднее. Все эти три этапа образования может пройти абсолютно каждый ребенок. Со средним профессиональным и высшим образованиями все несколько сложнее — бесплатную форму этих двух видов образования гражданин может получить только на конкурсной основе.

Помимо обучения, дети обеспечены бесплатным медицинским обслуживанием при необходимости. Также ребенку должны предоставляться питьевая вода и питание. Поэтому, если денежных средств, получаемых родителями, не хватает на пропитание ребенка, они имеют право обратиться за помощью. При этом они должны будут доказать, что средств в семье действительно не хватает.

Все дети также должны быть обеспечены жильем, а при достижении 15-летия они получают право на профориентацию и трудоустройство. При приеме детей на работу работодателями также должна соблюдаться охрана труда и соответствующая оплата.

Кому положена государственная социальная помощь

Государством чаще всего оказывается помощью людям двух категорий:

  1. Малоимущим гражданам и семьям. Состав семьи здесь не имеет особого значения на факт выплаты.
  2. Гражданам, которые попали в трудные жизненные ситуации, связанными с угрозой их жизни и здоровью. Сюда относятся выявление смертельного заболевания, необходимость покупки дорогостоящего аппарата или медицинских лекарств, появление чрезвычайной ситуации, которая привела человека к огромным материальным потерям (пожар, наводнение и так далее).

Как получить социальную помощь

Для того, чтобы получить помощь от государства, вам необходимо будет подготовить некоторые документы. В основном это письменное заявление и подтверждения о составе семьи заявителя в органы социальной защиты по месту проживания или регистрации.

Если вы обращаетесь за помощью по причине наступления трудных жизненных ситуаций, вам стоит позаботиться и о сборе бумаг, которые смогут доказать вашу сложившуюся ситуацию. Причиной финансовых проблем может послужить смерть одного из членов семьи, доход которого был основным (если без этого ваши общие семейные доходы не превышают размер прожиточного минимума на каждого члена семьи), лишение дома или квартиры вследствие неблагоприятных погодных условий, катастроф и так далее.

После того, как ваше заявление будет рассмотрено, сотрудники социальной защиты должны будут провести самостоятельную проверку вашей жизненной ситуации, чтобы лично убедиться в том, что вашей семье необходима помощь.

Очень важно быть абсолютно честным с сотрудниками соцзащиты. В случае, если будет выявлены некоторые умалчивания от заявителя по поводу своей жизненной ситуации, которые предполагают недостоверную дачу показаний, ваше заявление, скорее всего, будет отклонено.

Также вы можете получить отказ в следующих ситуациях:

  • ваш ежемесячный доход увеличился на столько, что теперь он составляет больше уровня прожиточного минимума;
  • вы были осуждены и получили наказание в виде лишения свободы;
  • вы перешли на полное государственное обеспечение;
  • вы предоставили неверные данные, что-то скрыли или умолчали.

Помимо всего вышеперечисленного социальная защита прекращает денежную или натуральную поддержку в случае, если наступила смерть гражданина, обратившегося за помощью.

Порядок и сроки предоставления социальной помощи гражданам

Социальная помощь назначается отделением соцзащиты, которое отвечает за этот территориальный участок. Также учитывается и временное пребывание человека на территории, относящейся к данному отделу социальной защиты. Для того, чтобы дело пошло в обработку, заявление необходимо подать в МФЦ или орган, который отвечает за обеспечение помощи людям.

Поданное заявление должно быть рассмотрено в течение десяти дней со дня его подачи. За это время органами социальной защиты должно быть принято решение: оказать помощь обратившемуся лицу, либо отказать, обосновав это. Срок рассмотрения заявления может быть увеличен до тридцати дней с момента подачи заявления гражданином. Это осуществляется только в том случае, если социальная защита приняла решение самостоятельно перепроверить поданные заявителем данные о доходе или наличии трудной жизненной ситуации.

Подведение итогов

Государство создает разные виды социальной поддержки, чтобы помочь гражданам РФ выжить в трудных для них жизненных ситуациях. Данная помощь выделяется, исходя из необходимых предпочтений семьи. Обратившемуся может быть выделена денежная сумма или определенные товары и услуги, медицинские аппараты, медикаменты и другие необходимые принадлежности. Главное, при обращении за помощью в соцзащиту, — предоставить все необходимые бумаги, не утаив никаких важные вещей, чтобы не получить отказ.

Видео – Кто имеет право на получение социальной помощи от государства


Данные в статье актуальны на ноябрь 2018 года

Выплаты при рождении ребенка в Москве и Московской области

Появление маленького ребенка в семье связано с серьезными материальными затратами. Частично они компенсируются из бюджетов различных уровней в зависимости от региона проживания. в Москве может быть оформлено любым из родителей, а за их отсутствием – усыновителями или опекунами.

Чтобы была оформлена федеральная выплата, надлежит в течение полугода после рождения обратиться по месту работы (или службы) тем, кто официально осуществляет трудовую деятельность. Безработным и студентам следует подать заявление в центр Мои документы. Чтобы оформить в 2019 году в Москве по месту работы потребуются следующие документы:

  • Заявление на предоставление выплат.
  • Свидетельство о рождении плюс справка из ЗАГСА, которую выдают родителям при его оформлении.
  • При наличии только одного родителя потребуется документ – основание отсутствия второго родителя. Это может быть свидетельство о разводе или смерти, решение суда.
  • Справка о том, что второй родитель не оформлял пособие на свое имя. Ее следует брать или по месту его работы, или в органах соцзащиты, если второй родитель не трудоустроен официально.

Когда оба родителя не имеют официального трудоустройства, в центр Мои документы следует предоставить:

  • Общегражданские паспорта обоих родителей (усыновителей, попечителей).
  • Номер р/с в банке и реквизиты самой кредитной структуры. Они понадобятся для перечисления пособия.
  • Документ, в котором зафиксированы сведения о последнем месте работы (трудовая книжка, военный билет). Если к моменту составления заявления податель нигде еще не работал, то в тексте необходимо сделать соответствующую пометку.
  • Документы, которые могут подтвердить факт наличия в семье старших детей.

В ряде случаев от заявителей могут быть затребованы дополнительные документы, если они являются ИП или занимаются частной практикой (например, справка из ФСС и правоустанавливающие документы).

На рассмотрение заявления и принятия по нему решения закон предоставляет 10 дней . Денежная выплата должна быть произведена не позднее 26 го числа того месяца, который идет следом за датой заявления.

Размер выплаты на всех детей, рожденных до 31 янв. 2018 года, составляет 16 350 руб. 33 коп . Если в семье родилось двое и более детей, то указанная сумма начисляется на каждого из них .

За каждого рожденного в 2018 году ребенка, в Москве предоставляется и региональная выплата. Ее размер на первого ребенка равен 5 500 руб. , а на второго и последующих – 14 500 руб . Если в семье одновременно рождается трое и более детей, то ей полагается дополнительно 50 000 руб .

Какие будет пособие на ребенка в Москве и Московской области в 2019 году станет известно после 1 января .

Родители имеют право на получение ежемесячного до достижения последним . Если оно оформляется по месту работы, то составляет 40% от среднегодового заработка . Это же правило относится к лицам, уволенным по причине ликвидации предприятия. При этом полученная сумма не может превышать в 2018 году 24 536 руб. 57 коп . Для неработающих граждан размер пособия составит 3 142 руб. 33 коп. за первого ребенка и 6 284 руб. 65 коп. – за второго и последующих детей.

Существует также пособие по уходу за ребенком . Размер его составляет 50 руб. в месяц . Оформить его имеет право любой член семьи, находящийся в отпуске по уходу за ребенком.

Предусмотрены также льготы для молодой семьи в Москве 2019 году. Таковыми считаются те, в которых оба супруга не достигли на период рождения ребенка 30-летнего возраста . Плюс хотя бы у одного из них должно иметься гражданство РФ и постоянная регистрация в Москве. Размер его измеряется в прожиточных минимумах региона. На второй квартал 2018 года прожиточный минимум в Москве составляет 16 463 рубля .

  • На первого ребенка – пятикратная величина прожиточного минимума в столице 16 463*5=82 315 рублей .
  • На второго ребенка – семикратная величина 16 463*7=115 241 рублей .
  • На третьего и последующих детей – десятикратная величина 16 463*10=164 630 рублей .

Сумма прожиточного минимума берется на день рождения ребенка.

Льготы многодетным семьям в Москве в 2019 году

На территории столицы действуют все общероссийские правила определения . Она будет считаться таковой, если в ней родилось и воспитывается 3 и более детей , включая усыновленных. Льготы таким семьям полагаются вплоть до того момента, пока самому младшему из детей не исполнится 16 лет . При условии, что он проходит обучение в образовательной структуре до 18 лет .

  • Возможность бесплатного проезда на городском общественном транспорте.
  • Право на открытие семейного детского садика при желании.
  • Возможность бесплатно парковаться в черте города.

Многодетным семьям предоставляются следующие :

От 3 до 4 детей в семье.

От 5 детей в семье.

10 и более детей в семье.

Ежемесячная выплата на продукты для детей до 3 лет.

675 руб. 675 руб. 675 руб.

Ежемесячная выплата для компенсации роста стоимости жизни.

1 200 руб. 1 500 руб.

Ежемесячная выплата для оплаты услуг ЖКХ.

1 044 руб. 2 088 руб.

Ежемесячная выплата для оплаты услуг городской телефонной связи.

250 руб. 250 руб.

Ежегодная выплата для приобретения комплектов ученической одежды.

10 000 руб. на каждого ребенка. 10 000 руб.

Ежемесячная выплата на покупку товаров детского ассортимента.

1 800 руб.

Сумма на семью с 10 детьми.

1 500 руб. в месяц.

Компенсация матерям.

20 000 руб. в месяц.

Выплата ко Дню семьи.
Выплата ко Дню знаний.

Кроме того каждая многодетная семья сохраняет за собой право на прочие выплаты по рождению и уходу за детьми.

Выплата малоимущим семьям в 2019 году

Согласно российскому законодательству признается та, в которой на каждого ее члена приходится ежемесячно сумма, составляющая менее прожиточного минимума. Во II квартале 2018 года в Москве он равен 16 463 руб . Для подсчетов необходимо использовать все статьи дохода за последние 3 месяца . Во внимание принимаются только члены семьи, проживающие совместно .

В столице предусмотрена следующая поддержка малоимущим семьям:

  • Предоставление бесплатных юридических консультаций и помощи. Список адвокатов можно найти на сайте Департамента и соцзащиты населения Москвы.
  • Получение адресной социальной помощи. Она может быть вещевая, продовольственная и материальная. Обращаться следует в центр социального обслуживания или социальной помощи семье.
  • Субсидия на оплату ЖКХ.
  • Государственная стипендия для детей, обучающихся на очном отделении на бюджетной основе. Для получения следует через Мои документы оформить справку и представить ее по месту учебы.

Выплаты на детей малоимущим семьям в 2018 году Москва предоставляет следующие:

  • 10 000 руб. на детей в возрасте от рождения до 3 лет.
  • 4 000 руб. на детей от 3 до 18 лет.
  • 15 000 руб. на ребенка до 3 лет, если один из родителей скрывается от алиментов или проходит срочную службу в рядах ВС.
  • 6 000 руб. на ребенка от 3 до 18 лет при условии, что один из родителей не перечисляет алименты или проходит срочную службу в армии.

Документы на получение материальной помощи подаются через Мои документы. Вопрос решается в течение 1 месяца.

Льготы матерям-одиночкам в Москве

Льготы и пособия для семей с инвалидами

Семьи, в которых воспитываются , могут претендовать на дополнительную помощь в Москве. Из федерального бюджета они получают следующие выплаты:

  • Социальная пенсия.
  • Ежемесячная выплата.
  • Ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом.

Кроме них в столице предусмотрены следующие льготы:

  • Ежемесячное пособие на ребенка. Получить его можно пока ему не исполнилось 18 лет. Обязательным условием является наличие статуса малообеспеченной семьи. На детей до 3 лет выплачивают 10 000 руб. , от 3 до 18 лет – 4 000 руб .
  • Ежемесячная выплата на продукты. Полагается исключительно до 3 лет. Размер ее составляет 675 руб .
  • Ежемесячная компенсация лицу, ведущему уход за ребенком-инвалидом равна 12 000 руб .
  • Ежемесячная выплата детям-инвалидам, потерявшим кормильца, составляет 1 450 руб .

Если присутствуют в семье родители-инвалиды. В таком случае они могут рассчитывать на следующие виды социальной поддержки:

  • Ежемесячная выплата на ребенка, не достигшего совершеннолетия для родителей (или одинокого родителя), у которых 1 и инвалидности составляет 12 000 руб .
  • Ежемесячное пособие на детей, не достигших совершеннолетия составляет 10 000 руб. — на детей до 3 лет. И 4 000 руб. — от 3 до 18 лет. Условием его получения является наличие инвалидности у родителя ( также учитывается) и статуса малообеспеченной семьи.
  • Ежемесячная компенсация по удорожанию жизни на детей до 1,5 лет составляет 600 руб .

Льготы инвалидам 2 группы в Москве, а также для и третьей группы оформляются через Мои документы. Они включают в себя:

  • Бесплатный проезд на общественном городском транспорте. Только для инвалидов по зрению 1 и 2 групп.
  • Услуги социального такси для зарегистрированных во Всероссийском Обществе инвалидов.
  • Возможность получить услугу сопровождения при передвижении в метрополитене. Для ее оформления нужно за 3 часа до предполагаемой поездки оставить заявку.

Для детей-инвалидов в Москве предусматриваются специальные программы обучения и возможность бесплатного посещения ряда спортивных секций. Список и расписание их работы можно уточнить на официальном сайте мэра столицы.

Социальная поддержка семей военнослужащих в Москве

Согласно ФЗ № 76 членами семьи военнослужащего признаются следующие лица:

  • Официальный супруг.
  • Несовершеннолетние дети.
  • Дети-инвалиды любого возраста (если статус инвалида им был назначен медицинской комиссией до наступлений 18-летнего возраста).
  • Дети до 23 лет, если они проходят обучение по очной форме.
  • Все лица, которые признаны иждивенцами военнослужащего.
  • Денежная компенсация за установку стационарного телефона.
  • Компенсация по оплате услуг ЖКХ (за электроэнергию и квартплата).
  • Ежемесячное пособие на несовершеннолетних детей, если их родители погибли при исполнении военной службы — 2 303 руб. 27 коп .
  • Ежегодное пособие на детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей или ставших инвалидами на летний оздоровительный отдых — 24 158 руб. 12 коп .
  • Ежемесячная компенсация для родителей, чьи дети погибли из-за военной травмы — 3 000 руб .
  • Ежемесячная компенсация вдовам военнослужащих погибших при боевых действиях — 3 000 руб .
  • Ежемесячное пособие военнослужащих, получивших инвалидность из-за военной травмы в размере 6 000 руб. для 1 и 2 группы и 2 300 руб. для 3 группы.

Если гражданин проходит срочную службу, то его семье полагается:

  • Единовременное пособие беременной жене в размере — 26 539 руб. 46 коп.
  • Выплата на ребенка до 3 лет — 11 374 руб. 38 коп. в месяц.
  • Ежемесячное пособие н ребенка до 3 лет – 15 000 руб. , на ребенка от 3 до 18 лет – 6 000 руб.
  • Компенсация на продукты, если имеются дети до 3 лет – 675 руб.
  • Компенсация на ЖКХ при наличии несовершеннолетних детей – 600 руб.

Выплаты приемным родителям, опекунам и попечителям

В зависимости от того, к какой категории относится лицо, взявшее ребенка на воспитание в семью, градируются и выплаты.

Льготы и пособия беременным женщинам в Москве

Правительство столицы выплачивает пособия не только после рождения детей. Предусмотрены также следующие в Москве в 2018 году:

  • Единовременное пособие – 628 руб. 47 коп .
  • Пособие для женщин, вставших на учет в женскую консультацию до наступления 12-недельного срока беременности – 628 руб. 47 коп . Его предоставляют вместе с единовременным пособием по беременности и родам.
  • Пособие для женщин, вставших на учет до наступления 20-недельного срока беременности – 600 руб .
  • Дополнительное ежемесячное пособие при условии, что беременная женщина была уволена в связи с ликвидацией предприятия – 1 500 руб .

Дополнительное пособие выплачивается беременным женам мужчин, проходящих срочную службу в армии.

Социальная поддержка детей-сирот

В Москве предусматриваются денежные выплаты и детям, оставшимся без попечения родителей, а также . Они включают в себя:

  • Единовременную выплату при зачислении в образовательные учреждения профессиональной направленности20 639 руб.
  • Выплату при трудоустройстве – 79 416 руб.
  • Единовременную выплату, достигшим совершеннолетия лицам, в отношении которых прекращается процесс попечительства – 24 000 руб.
  • Ежемесячную компенсацию детям-сиротам и детям без попечения, при условии, что они обучаются на очной форме и сами содержат несовершеннолетних детей – 3 000 руб.

Также всем несовершеннолетним детям-сиротам (до 23 лет, если гражданин обучается на очной форме) полагается социальная пенсия. В 2018 году размер ее в Москве равен 10 068 руб. 53 коп.

Льготы, выплаты и субсидии для пенсионеров в Москве в 2018 – 2019 годах

Какие льготы у ветеранов в Москве

Ряд социальных мер поддержки Правительство столицы предоставляет ветеранам:

  • Бесплатный проезд на городском общественном транспорте и бесплатные лекарства получают ветераны труда
  • Инвалиды.
  • Дети из многодетных семей.
  • Пенсионеры.
  • Школьники.
  • Студенты (ПП Москвы № 668).

Получение социальной карты дает следующие преимущества:

  • Ею можно пользоваться как дебетовой банковской картой и не платить за годовое обслуживание.
  • Предоставляет право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте.
  • Социальная карта учащегося позволяет идентифицировать ребенка в качестве «москвенка», что позволяет бесплатно посещать музеи в столице.
  • дает возможность оплачивать услуги ЖКХ без комиссии.
  • На нее можно получать любые социальные выплаты.

Для оформления карты необходимо обратиться в центр Мои документы. Изготавливается она в течение месяца после подачи заявления.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).