Социальная поддержка населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельности существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

В России право граждан на социальную поддержку гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной поддержки населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной поддержки населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной поддержки: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной поддержки прав и свобод человека.

Система социальной поддержки населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.). Основные цели социальной поддержки населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Составным элементом социальным поддержки населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий.

Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Важнейшей составной частью социальной поддержки населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Эффективность работы органов социальной поддержки населения выражается в разрешении проблем экономического, социально-политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной поддержки населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми.

Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы: республика (Федерация), регион, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации. Важную роль в системе социальной поддержки населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной поддержки населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Основные требования, предъявляемые к реализации социальной поддержки уязвимых социальных слоев населения: первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты; перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; повышение роли социальных и эмоциональных общностей, религиозных общин, коллективов в организациях социальной защиты; усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.; обеспечение различных форм социальной защиты и разработки адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся; максимальный учет принципа социальной справедливости.

Социальная поддержка населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основными предпосылками ее развития является изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и т.д.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека.

Основные требования к реализации социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

Первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

перенос центра тяжести в работе с материальной поддержкой на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

Повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной поддержки;

Усиление вклада предпринимателей в социальную поддержку нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

Обеспечение различных форм социальной поддержки и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

Максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту, поддержку.

Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную поддержку, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной поддержки населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

В первоочередном порядке в социальной поддержке в российской Федерации нуждаются:

Граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;

Инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

Инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства и дети-инвалиды;

Инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

Граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

Безработные;

Вынужденные беженцы и переселенцы;

Дети - круглые сироты;

Дети с девиантным поведением;

Семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты;

Малообеспеченные семьи;

Многодетные семьи;

Одинокие матери;

Лица с ограниченными возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Меры социальной поддержки и льготы для граждан Москвы установлены Законом г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" (в дальнейшем по тексту - Закон N 70) для категорий граждан, отнесенных к полномочиям субъектов РФ, в числе которых:

  1. ветераны труда (статья 3);
  2. ветераны труда и приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года лица;
  3. реабилитированные лица;
  4. граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, - дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

Законом N 70 определены также дополнительные меры социальной поддержки следующих льготных категорий граждан, являющихся федеральными льготниками, в числе которых:

  1. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней;
  2. инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий и приравненные к ним лица;
  3. участники Великой Отечественной войны;
  4. участники боевых действий;
  5. лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  6. лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  7. ветераны боевых действий;
  8. члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий; военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  9. бывшие несовершеннолетние узники фашизма - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  10. инвалиды, имеющие I, II, III степень ограничения способности к трудовой деятельности (или I, II, III группу инвалидности);
  11. дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
  12. граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации;
  13. граждане, награжденные знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР".

Законом N 70 сохранены также меры социальной поддержки следующих категорий граждан, установленных нормативными правовыми актами города Москвы:

  1. инвалиды I и II групп (или имеющие III и II степень ограничения способности к трудовой деятельности) по зрению;
  2. участники обороны Москвы;
  3. лица, награжденные медалью "За оборону Москвы";
  4. лица, непрерывно трудившиеся в Москве в период обороны города с 22 июля 1941 года по 25 января 1942 года;
  5. одинокие пенсионеры и семьи, состоящие из пенсионеров (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет);
  6. семьи пенсионеров, на иждивении которых есть дети в возрасте до 18 лет;
  7. члены семей реабилитированных, пострадавшие в результате репрессий;
  8. участники предотвращения Карибского кризиса 1962 года;
  9. пенсионеры (не относящиеся к другим льготным категориям).

Право бесплатного проезда на территории Московской области транспортом общего пользования по маршрутам в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 19.01.2005 N 24/3 "Об обслуживании транспортом общего пользования отдельных категорий граждан при реализации мер социальной поддержки", установлено отдельным категориям граждан, проживающих в городе Москве, согласно приложению к Постановлению Правительства Московской области от 20 января 2005 г. N 25/4 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих место жительства на территории города Москвы".

Размеры отдельных социальных выплат на 2015 год установлены Постановлением Правительства Москвы от 9 декабря 2014 г. N 735-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год".

Меры социальной поддержки, предоставляемые Пенсионным Фондом РФ

Меры социальной поддержки, предоставляемые Пенсионным Фондом РФ, охватывают категории граждан, относящихся к “федеральным” льготникам, которым Пенсионный Фонд назначает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Отдельным категориям граждан ПФ РФ устанавливает к пенсиям, назначенным в соответствии с российским законодательством, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение .

Меры социальной поддержки пожилых граждан, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет", также обеспечиваются Пенсионным Фондом РФ.


Данные в статье актуальны на ноябрь 2018 года

Выплаты при рождении ребенка в Москве и Московской области

Появление маленького ребенка в семье связано с серьезными материальными затратами. Частично они компенсируются из бюджетов различных уровней в зависимости от региона проживания. в Москве может быть оформлено любым из родителей, а за их отсутствием – усыновителями или опекунами.

Чтобы была оформлена федеральная выплата, надлежит в течение полугода после рождения обратиться по месту работы (или службы) тем, кто официально осуществляет трудовую деятельность. Безработным и студентам следует подать заявление в центр Мои документы. Чтобы оформить в 2019 году в Москве по месту работы потребуются следующие документы:

  • Заявление на предоставление выплат.
  • Свидетельство о рождении плюс справка из ЗАГСА, которую выдают родителям при его оформлении.
  • При наличии только одного родителя потребуется документ – основание отсутствия второго родителя. Это может быть свидетельство о разводе или смерти, решение суда.
  • Справка о том, что второй родитель не оформлял пособие на свое имя. Ее следует брать или по месту его работы, или в органах соцзащиты, если второй родитель не трудоустроен официально.

Когда оба родителя не имеют официального трудоустройства, в центр Мои документы следует предоставить:

  • Общегражданские паспорта обоих родителей (усыновителей, попечителей).
  • Номер р/с в банке и реквизиты самой кредитной структуры. Они понадобятся для перечисления пособия.
  • Документ, в котором зафиксированы сведения о последнем месте работы (трудовая книжка, военный билет). Если к моменту составления заявления податель нигде еще не работал, то в тексте необходимо сделать соответствующую пометку.
  • Документы, которые могут подтвердить факт наличия в семье старших детей.

В ряде случаев от заявителей могут быть затребованы дополнительные документы, если они являются ИП или занимаются частной практикой (например, справка из ФСС и правоустанавливающие документы).

На рассмотрение заявления и принятия по нему решения закон предоставляет 10 дней . Денежная выплата должна быть произведена не позднее 26 го числа того месяца, который идет следом за датой заявления.

Размер выплаты на всех детей, рожденных до 31 янв. 2018 года, составляет 16 350 руб. 33 коп . Если в семье родилось двое и более детей, то указанная сумма начисляется на каждого из них .

За каждого рожденного в 2018 году ребенка, в Москве предоставляется и региональная выплата. Ее размер на первого ребенка равен 5 500 руб. , а на второго и последующих – 14 500 руб . Если в семье одновременно рождается трое и более детей, то ей полагается дополнительно 50 000 руб .

Какие будет пособие на ребенка в Москве и Московской области в 2019 году станет известно после 1 января .

Родители имеют право на получение ежемесячного до достижения последним . Если оно оформляется по месту работы, то составляет 40% от среднегодового заработка . Это же правило относится к лицам, уволенным по причине ликвидации предприятия. При этом полученная сумма не может превышать в 2018 году 24 536 руб. 57 коп . Для неработающих граждан размер пособия составит 3 142 руб. 33 коп. за первого ребенка и 6 284 руб. 65 коп. – за второго и последующих детей.

Существует также пособие по уходу за ребенком . Размер его составляет 50 руб. в месяц . Оформить его имеет право любой член семьи, находящийся в отпуске по уходу за ребенком.

Предусмотрены также льготы для молодой семьи в Москве 2019 году. Таковыми считаются те, в которых оба супруга не достигли на период рождения ребенка 30-летнего возраста . Плюс хотя бы у одного из них должно иметься гражданство РФ и постоянная регистрация в Москве. Размер его измеряется в прожиточных минимумах региона. На второй квартал 2018 года прожиточный минимум в Москве составляет 16 463 рубля .

  • На первого ребенка – пятикратная величина прожиточного минимума в столице 16 463*5=82 315 рублей .
  • На второго ребенка – семикратная величина 16 463*7=115 241 рублей .
  • На третьего и последующих детей – десятикратная величина 16 463*10=164 630 рублей .

Сумма прожиточного минимума берется на день рождения ребенка.

Льготы многодетным семьям в Москве в 2019 году

На территории столицы действуют все общероссийские правила определения . Она будет считаться таковой, если в ней родилось и воспитывается 3 и более детей , включая усыновленных. Льготы таким семьям полагаются вплоть до того момента, пока самому младшему из детей не исполнится 16 лет . При условии, что он проходит обучение в образовательной структуре до 18 лет .

  • Возможность бесплатного проезда на городском общественном транспорте.
  • Право на открытие семейного детского садика при желании.
  • Возможность бесплатно парковаться в черте города.

Многодетным семьям предоставляются следующие :

От 3 до 4 детей в семье.

От 5 детей в семье.

10 и более детей в семье.

Ежемесячная выплата на продукты для детей до 3 лет.

675 руб. 675 руб. 675 руб.

Ежемесячная выплата для компенсации роста стоимости жизни.

1 200 руб. 1 500 руб.

Ежемесячная выплата для оплаты услуг ЖКХ.

1 044 руб. 2 088 руб.

Ежемесячная выплата для оплаты услуг городской телефонной связи.

250 руб. 250 руб.

Ежегодная выплата для приобретения комплектов ученической одежды.

10 000 руб. на каждого ребенка. 10 000 руб.

Ежемесячная выплата на покупку товаров детского ассортимента.

1 800 руб.

Сумма на семью с 10 детьми.

1 500 руб. в месяц.

Компенсация матерям.

20 000 руб. в месяц.

Выплата ко Дню семьи.
Выплата ко Дню знаний.

Кроме того каждая многодетная семья сохраняет за собой право на прочие выплаты по рождению и уходу за детьми.

Выплата малоимущим семьям в 2019 году

Согласно российскому законодательству признается та, в которой на каждого ее члена приходится ежемесячно сумма, составляющая менее прожиточного минимума. Во II квартале 2018 года в Москве он равен 16 463 руб . Для подсчетов необходимо использовать все статьи дохода за последние 3 месяца . Во внимание принимаются только члены семьи, проживающие совместно .

В столице предусмотрена следующая поддержка малоимущим семьям:

  • Предоставление бесплатных юридических консультаций и помощи. Список адвокатов можно найти на сайте Департамента и соцзащиты населения Москвы.
  • Получение адресной социальной помощи. Она может быть вещевая, продовольственная и материальная. Обращаться следует в центр социального обслуживания или социальной помощи семье.
  • Субсидия на оплату ЖКХ.
  • Государственная стипендия для детей, обучающихся на очном отделении на бюджетной основе. Для получения следует через Мои документы оформить справку и представить ее по месту учебы.

Выплаты на детей малоимущим семьям в 2018 году Москва предоставляет следующие:

  • 10 000 руб. на детей в возрасте от рождения до 3 лет.
  • 4 000 руб. на детей от 3 до 18 лет.
  • 15 000 руб. на ребенка до 3 лет, если один из родителей скрывается от алиментов или проходит срочную службу в рядах ВС.
  • 6 000 руб. на ребенка от 3 до 18 лет при условии, что один из родителей не перечисляет алименты или проходит срочную службу в армии.

Документы на получение материальной помощи подаются через Мои документы. Вопрос решается в течение 1 месяца.

Льготы матерям-одиночкам в Москве

Льготы и пособия для семей с инвалидами

Семьи, в которых воспитываются , могут претендовать на дополнительную помощь в Москве. Из федерального бюджета они получают следующие выплаты:

  • Социальная пенсия.
  • Ежемесячная выплата.
  • Ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом.

Кроме них в столице предусмотрены следующие льготы:

  • Ежемесячное пособие на ребенка. Получить его можно пока ему не исполнилось 18 лет. Обязательным условием является наличие статуса малообеспеченной семьи. На детей до 3 лет выплачивают 10 000 руб. , от 3 до 18 лет – 4 000 руб .
  • Ежемесячная выплата на продукты. Полагается исключительно до 3 лет. Размер ее составляет 675 руб .
  • Ежемесячная компенсация лицу, ведущему уход за ребенком-инвалидом равна 12 000 руб .
  • Ежемесячная выплата детям-инвалидам, потерявшим кормильца, составляет 1 450 руб .

Если присутствуют в семье родители-инвалиды. В таком случае они могут рассчитывать на следующие виды социальной поддержки:

  • Ежемесячная выплата на ребенка, не достигшего совершеннолетия для родителей (или одинокого родителя), у которых 1 и инвалидности составляет 12 000 руб .
  • Ежемесячное пособие на детей, не достигших совершеннолетия составляет 10 000 руб. — на детей до 3 лет. И 4 000 руб. — от 3 до 18 лет. Условием его получения является наличие инвалидности у родителя ( также учитывается) и статуса малообеспеченной семьи.
  • Ежемесячная компенсация по удорожанию жизни на детей до 1,5 лет составляет 600 руб .

Льготы инвалидам 2 группы в Москве, а также для и третьей группы оформляются через Мои документы. Они включают в себя:

  • Бесплатный проезд на общественном городском транспорте. Только для инвалидов по зрению 1 и 2 групп.
  • Услуги социального такси для зарегистрированных во Всероссийском Обществе инвалидов.
  • Возможность получить услугу сопровождения при передвижении в метрополитене. Для ее оформления нужно за 3 часа до предполагаемой поездки оставить заявку.

Для детей-инвалидов в Москве предусматриваются специальные программы обучения и возможность бесплатного посещения ряда спортивных секций. Список и расписание их работы можно уточнить на официальном сайте мэра столицы.

Социальная поддержка семей военнослужащих в Москве

Согласно ФЗ № 76 членами семьи военнослужащего признаются следующие лица:

  • Официальный супруг.
  • Несовершеннолетние дети.
  • Дети-инвалиды любого возраста (если статус инвалида им был назначен медицинской комиссией до наступлений 18-летнего возраста).
  • Дети до 23 лет, если они проходят обучение по очной форме.
  • Все лица, которые признаны иждивенцами военнослужащего.
  • Денежная компенсация за установку стационарного телефона.
  • Компенсация по оплате услуг ЖКХ (за электроэнергию и квартплата).
  • Ежемесячное пособие на несовершеннолетних детей, если их родители погибли при исполнении военной службы — 2 303 руб. 27 коп .
  • Ежегодное пособие на детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей или ставших инвалидами на летний оздоровительный отдых — 24 158 руб. 12 коп .
  • Ежемесячная компенсация для родителей, чьи дети погибли из-за военной травмы — 3 000 руб .
  • Ежемесячная компенсация вдовам военнослужащих погибших при боевых действиях — 3 000 руб .
  • Ежемесячное пособие военнослужащих, получивших инвалидность из-за военной травмы в размере 6 000 руб. для 1 и 2 группы и 2 300 руб. для 3 группы.

Если гражданин проходит срочную службу, то его семье полагается:

  • Единовременное пособие беременной жене в размере — 26 539 руб. 46 коп.
  • Выплата на ребенка до 3 лет — 11 374 руб. 38 коп. в месяц.
  • Ежемесячное пособие н ребенка до 3 лет – 15 000 руб. , на ребенка от 3 до 18 лет – 6 000 руб.
  • Компенсация на продукты, если имеются дети до 3 лет – 675 руб.
  • Компенсация на ЖКХ при наличии несовершеннолетних детей – 600 руб.

Выплаты приемным родителям, опекунам и попечителям

В зависимости от того, к какой категории относится лицо, взявшее ребенка на воспитание в семью, градируются и выплаты.

Льготы и пособия беременным женщинам в Москве

Правительство столицы выплачивает пособия не только после рождения детей. Предусмотрены также следующие в Москве в 2018 году:

  • Единовременное пособие – 628 руб. 47 коп .
  • Пособие для женщин, вставших на учет в женскую консультацию до наступления 12-недельного срока беременности – 628 руб. 47 коп . Его предоставляют вместе с единовременным пособием по беременности и родам.
  • Пособие для женщин, вставших на учет до наступления 20-недельного срока беременности – 600 руб .
  • Дополнительное ежемесячное пособие при условии, что беременная женщина была уволена в связи с ликвидацией предприятия – 1 500 руб .

Дополнительное пособие выплачивается беременным женам мужчин, проходящих срочную службу в армии.

Социальная поддержка детей-сирот

В Москве предусматриваются денежные выплаты и детям, оставшимся без попечения родителей, а также . Они включают в себя:

  • Единовременную выплату при зачислении в образовательные учреждения профессиональной направленности20 639 руб.
  • Выплату при трудоустройстве – 79 416 руб.
  • Единовременную выплату, достигшим совершеннолетия лицам, в отношении которых прекращается процесс попечительства – 24 000 руб.
  • Ежемесячную компенсацию детям-сиротам и детям без попечения, при условии, что они обучаются на очной форме и сами содержат несовершеннолетних детей – 3 000 руб.

Также всем несовершеннолетним детям-сиротам (до 23 лет, если гражданин обучается на очной форме) полагается социальная пенсия. В 2018 году размер ее в Москве равен 10 068 руб. 53 коп.

Льготы, выплаты и субсидии для пенсионеров в Москве в 2018 – 2019 годах

Какие льготы у ветеранов в Москве

Ряд социальных мер поддержки Правительство столицы предоставляет ветеранам:

  • Бесплатный проезд на городском общественном транспорте и бесплатные лекарства получают ветераны труда
  • Инвалиды.
  • Дети из многодетных семей.
  • Пенсионеры.
  • Школьники.
  • Студенты (ПП Москвы № 668).

Получение социальной карты дает следующие преимущества:

  • Ею можно пользоваться как дебетовой банковской картой и не платить за годовое обслуживание.
  • Предоставляет право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте.
  • Социальная карта учащегося позволяет идентифицировать ребенка в качестве «москвенка», что позволяет бесплатно посещать музеи в столице.
  • дает возможность оплачивать услуги ЖКХ без комиссии.
  • На нее можно получать любые социальные выплаты.

Для оформления карты необходимо обратиться в центр Мои документы. Изготавливается она в течение месяца после подачи заявления.

Социальная поддержка (социальная защита) населения - это комплекс мер, направленных на удовлетворение социальных потребностей человека. Особенно она важна для социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ, многодетных семей, детей, оставшихся без родителей, работников вредных производств и т. д.

Меры по социальной поддержке населения

Оказание различных услуг, льготы и выплаты нуждающимся составляют основу социальной поддержки. Среди предпринимаемых мер большое значение для населения имеют:

  1. Выплата детских пособий.
  2. Действия, направленные на снижение безработицы.
  3. Установление и повышение минимального размера оплаты труда работникам, а также минимального уровня пенсий и стипендий.
  4. Меры по материальной поддержке многодетных семей.
  5. Усиление контроля за соблюдением прав человека, особенно в отношении уязвимых категорий граждан: детей, пенсионеров, инвалидов и т. д.

Основным инициатором таких действий является государство.

Социальная поддержка населения включает такие меры, как:

  1. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных медицинских услуг.
  2. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных услуг в области образования.
  3. Гарантированную и своевременную выплату пенсий.
  4. Предоставление льгот для определенных категорий граждан.
  5. Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг.
  6. Другие меры социальной поддержки населения.

Социальная поддержка включает в себя такие формы, как: социальная помощь, социальное страхование и социальное обеспечение.

Какие категории граждан могут рассчитывать на бесплатную социальную поддержку?

Социальная поддержка населения осуществляется в отношении следующих категорий нуждающихся:

  1. Дети. В основном, это пособия семьям с низким достатком, особенно многодетным, и услуги, направленные на поддержку таких семей и детей.
  2. Многодетные семьи могут также рассчитывать на выдачу удостоверения о многодетности семьи, а также на денежные выплаты, пособия, льготы по оплате ЖКХ и другие.
  3. Ветераны и инвалиды: различные услуги, денежные выплаты.
  4. Героям войны и труда.
  5. Все, кто имеет право на льготы: пенсионеры, учащиеся, работники государственных учреждений и т. д.
  6. Молодые семьи: жилищные программы.
  7. Люди с низким материальным достатком.

Особенности социальной помощи в России

Правительство России разрабатывает проекты по поддержке малоимущих граждан, не способных обеспечить себя своими собственными силами и средствами. Такая поддержка действует для людей любого возраста, пола и места проживания. Для того, чтобы ее получить, требуется наличие российского гражданства и документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию.

Сейчас система социальной поддержки граждан находится в состоянии формирования и постепенно превращается в самостоятельную многопрофильную отрасль государственного хозяйства. Сейчас в ней задействовано примерно 400 000 сотрудников и свыше 16 000 учреждений. Отделения социальной помощи есть почти в каждом городском районе. Такие центры существуют и в некоторых сельских поселках.

Социальная поддержка регулируется как федеральным, так и местным законодательством. Также есть негосударственные фонды социальной поддержки населения, которые функционируют на идейных началах.

Социальное страхование населения

Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого - выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.

В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.

Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.

Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.

По каким направлением осуществляется поддержка?

В центрах социальной защиты населения любому желающему может быть уделено внимание, а меры помощи будут соответствовать той ситуации, в которой человек оказался. Наиболее часто в такие центры обращаются за помощью, связанной с материнством и детством. Многодетные семьи получают такие виды поддержки, как:

  • пособие по многодетности;
  • выплата материнского капитала по федеральной и региональной программам;
  • выдача земельных участков;
  • предоставление путевок в санатории;
  • для наименее обеспеченных семей предусмотрена ежегодная помощь.

В разных регионах этот список может несколько различаться, поэтому его следует уточнить в региональном отделении по месту проживания.

Определенный вклад в обеспечение реализации программ социальной поддержки вносит департамент труда. Его работники занимаются следующими мероприятиями:

  • отправкой на бесплатное обучение или курсы нуждающихся;
  • поиском места работы для выпускников, инвалидов и простых граждан;
  • работой над созданием дополнительных рабочих мест;
  • выплатами пособий по безработице.

Совсем другой вид государственной поддержки предназначается для пожилых людей и инвалидов. Прежде всего, это различные виды помощи на дому (уборка квартиры, доставка на дом продуктов), либо в условиях стационара. Во втором случае нуждающихся помещают в дома-интернаты, дома престарелых или пансионаты, где бесплатно оказываются различные услуги, в том числе реабилитационные и медицинские.

Дополнительные виды социальной помощи

Дополнительным видом социальной поддержки населения является распространение гуманитарной помощи среди нуждающихся граждан. Такая помощь оказывается частными фондами. Сбор пожертвований ведется среди бизнесменов и обычных граждан на добровольной основе.

Помощь по предоставлению квартиры может быть оказана сиротам после достижения ими 18-летнего возраста. На льготную ипотеку могут претендовать молодые семьи. Для многодетных семей предусмотрено выделение земельной площади под застройку жилья.

Источники финансирования социальной помощи

Финансирование мероприятий по социальной поддержке населения осуществляется по закону №131 («Закон о социальной поддержке»). Социальная помощь является одной из статей российского бюджета. При ее наполнении исходят из следующих затрат:

  • из общей потребности в социальной помощи у населения;
  • из затрат на обслуживание приоритетных направлений соц. расходов;
  • из примерного количества тех, кто получает адресную помощь;
  • из величины предполагаемой инфляции.

Для расчета используют, прежде всего, данные за предшествующий год, по которым определяется эффективность мероприятий. Местные фонды, которые не справляются с задачей социальной поддержки населения, могут обратиться за соответствующей помощью в федеральные органы. Управление расходами на социальную помощь является сложной задачей, решение которой до конца не отрегулировано.

Пособие на погребение

Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.

Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.

В 2015 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.

Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.

Фонд социального страхования Российской федерации

Эта организация была создана 1 января 1991 года. В 2016 году бюджет фонда составлял 614,5 млрд руб. (0,78 % от ВВП страны).

Данный фонд выполняет следующие функции:

  • осуществляет выплату пособий по случаю временной нетрудоспособности, пособий, выдаваемых в связи с беременностью и родами, однократного пособия при рождении ребенка и при постановке на учет по случаю беременности;
  • осуществляет выплату пособий, связанных с профессиональными заболеваниями и травмами на производстве: единовременные и ежемесячные выплаты, оплата медицинских услуг и реабилитацию пострадавшего, финансирование мер по профилактике производственных травм и профессиональных заболеваний;
  • предоставление путевок в санатории и курорты, а также компенсацию связанных с этим транспортных расходов для льготных категорий граждан;
  • материальное обеспечение инвалидов специализированной техникой;
  • оплата сертификатов, связанных с родами.

Государственные органы социальной помощи населению

Департамент социальной поддержки населения имеет 2 основных подразделения: пенсионный отдел и отдел по трудовым и социальным вопросам. Также в его состав входит бухгалтерия.

Управление социальной поддержки населения реализует свои задачи и функции на основании «Положения об управлении социальной защитой населения». Городское управление социальной защитой населения - это муниципальный орган в составе администрации города, который подчиняется как непосредственно ей, так и отделу социальной поддержки населения администрации области или края.

Функции городского управления по социальной защите граждан

Перечислим следующие:

  1. Обеспечение реализации гос. политики в области труда, пенсионных выплат, поддержки инвалидов, пенсионеров, семьи и детей, а также функционирования системы социального обслуживания жителей.
  2. Взаимодействие с местными органами власти, внебюджетными государственными фондами, предприятиями, организациями, учреждениями, центрами связи, банками, общественными кооперативами и людьми. Деятельность управления базируется на законах РФ, указах и распоряжениях президента РФ, постановлениях правительства РФ и области (края), глав администрации области (края) и города, постановлениях, приказах и указах вышестоящего органа социальной поддержки и прочих актах.
  3. Создание, трансформация и ликвидация управления осуществляется в соответствии с решением органов местного самоуправления.
  4. Управление финансируется из бюджета города.
  5. Управление числится как юридическое лицо, имеющее свой счет, финансовый баланс, штампы, бланки, печать, собственное имущество и т. д.

Задачи центра социальной поддержки

Центр социальной поддержки населения призван решать следующие задачи:

  1. Разработка прогнозов социально-экономического развития.
  2. Разработка и реализация городских программ в области социальной помощи семьям, малообеспеченным категориям граждан, пожилым и инвалидам.
  3. Реализация законодательства РФ в части социальной поддержки населения.
  4. Организация поддержки ветеранов, детей, матерей, пожилых людей, а также тех, кто попал в тяжелую ситуацию.
  5. Реализация политики государства в части пенсионной реформы и обеспечения бесперебойной выплаты пенсий.
  6. Юридическая защита гражданских прав, а также гос. гарантий и интересов граждан.
  7. Реализация государственных программ в области социально-трудовых отношений.
  8. Решение вопросов, касающихся условий труда и его охраны.

В заключение

Таким образом, социальная поддержка граждан страны является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и региональной. Прежде всего, помощь оказывается таким категориям граждан, как пенсионеры, ветераны, инвалиды, малоимущие, дети, семьи с низким достатком. Для реализации программ социальной помощи созданы специальные отделения - центры социальной поддержки населения района, которые работают в большинстве населенных пунктов РФ.

25 марта 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка расчёта пенсий военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны Распоряжение от 25 марта 2019 года №511-р. С учётом выполнения Правительством России в период с 1 января 2012 года по 1 января 2019 года Указа Президента России от 7 мая 2012 года №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, по состоянию на 1 января 2019 года всем категориям военных пенсионеров, в том числе являющимся ветеранами Великой Отечественной войны, военные пенсии рассчитываются исходя из доли денежного довольствия в размере 72,23%. Законопроектом предлагается рассчитывать военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны пенсии исходя из 100% денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Это изменение коснётся участников Великой Отечественной войны, которые служили в частях и подразделениях в составе действующей армии. На эти цели дополнительно выделяется около 1 млрд рублей. Пенсии таких ветеранов увеличатся в среднем на 15–20%.

23 февраля 2019 , Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» О выпуске и распределении в 2019 году государственных жилищных сертификатов Распоряжение от 20 февраля 2019 года №252-р. В рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В 2019 году планируется выдать 7151 государственный жилищный сертификат на общую сумму 16,24 млрд рублей.

28 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Об утверждении размера индексации выплат пособий и компенсаций в 2019 году Постановление от 24 января 2019 года №32. Законодательством в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан предусмотрена индексация выплат, пособий и компенсаций один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из коэффициента индексации, определяемого Правительством России в соответствии с фактическим индексом роста потребительских цен за предыдущий год. Подписанным постановлением установлен коэффициент индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных двумя законами Российской Федерации и девятью федеральными законами, в размере 1,043.

25 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Татьяна Голикова провела заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Правительство с 1 февраля текущего года намерено повысить размеры ряда социальных выплат.

22 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Президент России подписал Федеральный закон об уточнении порядка подтверждения уплаты гражданами ежемесячного взноса на капитальный ремонт Федеральный закон от 22 января 2019 года №1-ФЗ. Федеральным законом, в частности, устанавливается, что орган исполнительной власти субъекта Федерации или уполномоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в целях предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт.

3 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан На обеспечение отдельных категорий граждан льготными лекарствами, медизделиями и специализированными продуктами в 2019 году направлено более 31 млрд рублей Утверждено распределение в 2019 году субвенций бюджетам субъектов Федерации в размере 31,367 млрд рублей.

28 декабря 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об уточнении порядка назначения компенсации членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №535-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 7 июля 2018 года №1392-р. Федеральный закон принят во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положения статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

10 октября 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Об увеличении объёма субвенций на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов Распоряжение от 10 октября 2018 года №2173-р. Объём субвенций увеличен на 748,24 млн рублей в связи с увеличением количества граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

6 сентября 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Об официальном отзыве Правительства на законопроект об уточнении порядка подтверждения уплаты гражданами ежемесячного взноса на капитальный ремонт Законопроект направлен на упрощение процедуры получения одиноко проживающими неработающими собственниками жилых помещений, достигшими возраста 70 лет, 80 лет, соответствующей компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, а именно снятие с таких граждан бремени доказывания отсутствия задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт. Правительство России поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний технического и терминологического характера.

16 августа 2018 , Вопросы судебной системы О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании вопросов материального обеспечения судей в отставке и на пенсии Распоряжение от 16 августа 2018 года №1698-р. Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2018 года №9-П по делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска.

1