В 1979 г. окончил факультет самолётостроения Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе. После окончания МАИ был направлен для работы на Московский машиностроительный завод им. П.О. Сухого, где прошёл трудовой путь от инженера-конструктора до первого заместителя генерального конструктора, Председателя Совета директоров ОКБ и генерального директора ОАО «ОКБ Сухого».

В 2002 г. присвоена учёная степень доктора технических наук (тема диссертации - «Разработка и реализация перспективных технологий для создания авиационных комплексов новых поколений»).

C 2003 г. избран членом-корреспондентом Российской академии наук по Отделению энергетики, машиностроения, механики и процессов управления, с 2011 г. является действительным членом Российской академии наук.

С 1998 г. по 2011 г. занимал должность генерального директора ОАО «Компания «Сухой».

С 2008 г. по 2011 г. занимал должность генерального директора ОАО «РСК «МиГ».

Под его руководством создано семейство самолётов фронтовой авиации марки Су и МиГ, обеспечивающее обороноспособность страны и устойчивые позиции России на мировом рынке.

С 2007 г. по 2011 г. занимал должность Первого Вице-Президента, а с 2011 г. по 2015 г. являлся Президентом ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация». За это время было существенно увеличено производство гражданских самолётов, запущен в серию и сертифицирован по Международным стандартам пассажирский авиалайнер Sukhoi Superjet 100, а также увеличены объёмы производства боевых самолётов для Минобороны России и на экспорт.

С 2004 г. и по настоящее время является заведующим кафедрой 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» МАИ.

В июне 2016 года избран ректором Московского авиационного института (национального исследовательского университета)», является председателем Учёного совета МАИ.

М.А. Погосян имеет более 80 публикаций, активно участвует в научной и педагогической деятельности университета.

Является членом Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации, руководителем Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации, а также возглавляет Совет по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации «Связанность территории Российской Федерации за счёт создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики», является членом Правительственной комиссии по транспорту. Является членом Бюро Центрального совета Общероссийской общественной организации «СоюзМаш России».

В настоящее время Михаил Асланович реализует в МАИ комплексную программу развития университета, создаёт глобальный современный научно-образовательный центр. Под его руководством осенью 2018 года МАИ впервые вошёл в рейтинг лучших университетов мира THE World University Ranking.

Биография

Родился 18 апреля 1956 года в Москве. В 1979 году с отличием окончил факультет самолетостроения Московского авиационного института и был направлен для работы на Московский машиностроительный завод им. П. О. Сухого (ныне - ОАО «ОКБ Сухого»). За этот период прошёл путь от инженера-конструктора до первого заместителя генерального конструктора (с 1992 по 1998 гг.), Председателя Совета директоров ОКБ (с 1995 по 1999 гг.) и генерального директора ОАО «ОКБ Сухого» (с мая 1999 года по июль 2007 года).

В качестве конструктора и технического руководителя принимал участие в ряде перспективных программ создания авиационной техники военного и гражданского назначения, в том числе в создании истребителя Су-27. Является главным конструктором истребителя Су-47.

С марта 1998 года - генеральный директор ФГУП «АВПК „Сухой“». В сентябре 2003 года распоряжением Правительства Российской Федерации назначен генеральным директором ОАО «Компания „Сухой“». С декабря 2008 года - генеральный директор ОАО «РСК „МиГ“». В настоящее время является президентом ОАО «ОАК» и председателем Советов директоров ОАО «ОКБ Сухого» и ОАО «КнААПО».

С декабря 2011 года избран действительным членом РАН

Частная жизнь

Женат, двое детей.

Награды

  • Орден Почёта (2002 год) - за вклад в разработку, создание и серийное производство палубного истребителя Су-33
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 27 декабря 2008 года)
  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1996 года (в области дизайна) (29 мая 1997 года) - за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолетов Су-27
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации (1998 год).
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (18 апреля 2006 года) - за заслуги в создании новых образцов авиационной техники военного и гражданского назначения и многолетний плодотворный труд
  • Почётная грамота Минпромэнерго России
  • Звание «Благодетель губернии» (Астраханская область, 13 августа 2002 года) - за активную благотворительную деятельность и личный вклад в развитие массовой физической культуры и спорта на территории Астраханской области
  • Знак «Почётный работник УОМЗ» (Уральский оптико-механический завод, 2006 год) - за поддержку развития оптико-электронного приборостроения в авиации
  • Почётный профессор Казанского государственного технического университета имени А. Н. Туполева (2010 год)
Погосян Михаил Асланович (родился 18.04.1956 г.)
Генеральный директор ОАО "ОКБ Сухого", президент ОАК, генеральный директор ОАО РСК "МиГ"


Главный конструктор самолетов:
- С-37 ("Су-47")
Как конструктор участвовал в создании самолетов:
- Су-27
- Су-30
- Су-33
-

Михаил Асланович Погосян родился 18 апреля 1956 года в Москве. В 1979 году с отличием окончил факультет самолетостроения Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе и был направлен для работы на Московский машиностроительный завод им. П.О.Сухого (ныне - ОАО «ОКБ Сухого»). За этот период прошел путь от инженера-конструктора до первого заместителя Генерального конструктора (с 1992 по 1998 гг.), Председателя Совета директоров ОКБ (с 1995 по 1999 гг.) и Генерального директора ОАО «ОКБ Сухого» (с мая 1999 года по июль 2007 года).

В качестве конструктора и технического руководителя принимал участие в ряде перспективных программ создания авиационной техники военного и гражданского назначения. Среди них: истребители Су-27, Су-30, истребитель палубного базирования Су-33. Как главный конструктор руководил работами по созданию перспективного боевого комплекса с крылом обратной стреловидности Су-47, совершившего в сентябре 1997 года первый полет и успешно проходящего летные испытания. В ходе проектирования Су-47 были проведены масштабные исследовательские работы в области аэродинамики, прочности, композиционных материалов с применением современных методов компьютерного моделирования и испытаний. Полученные результаты испытаний Су-47 используются в создании перспективных авиационных комплексов военного и гражданского назначения.

С марта 1998 года - Генеральный директор ФГУП «Авиационный военно-промышленный комплекс «Сухой». В сентябре 2003 года Распоряжением Правительства РФ назначен Генеральным директором ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», объединяющего разработчика и производителей самолетов марки «Су». В настоящее время является Первым Вице-президентом по координации программ ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Председателем Советов директоров ОАО «ОКБ Сухого» и ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина», Генеральным директором и Генеральным конструктором ОАО "Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», Председателем Совета директоров ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол».

Под руководством М.А.Погосяна в рамках холдинга «Сухой» ведется работа по модернизации и созданию перспективных образцов новой авиатехники. В апреле 2002 года решением госкомиссии «Сухой» был объявлен победителем конкурса и определен головным разработчиком программы по созданию перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.

Под руководством Погосяна холдинг «Сухой» начал работы по созданию гражданского самолета. В марте 2003 года «Сухой» выиграл конкурс на создание пассажирского самолета для региональных линий, получившего название Russian Regional Jet и позднее переименованного в Sukhoi Superjet 100.

С 2007 М.А.. Погосян стал первым вице-президентом Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Распоряжением Минэкономразвития от 31 декабря 2008 года избран генеральным директором ОАО РСК «МиГ».

В феврале 2011 года он был назначен исполняющим обязанности президента ОАК. В конце того же месяца совет директоров ОАК избрал Погосяна президентом корпорации сроком на 5 лет.

За личный вклад в создание истребителя Су-33, принятого на вооружение Военно-Морского Флота России, в 2002 году награжден Орденом Почета.

М.А.Погосян является автором 11 патентов и изобретений, 14 научных трудов, удостоен звания лауреата Государственной премии РФ в 1997 году и лауреата премии Правительства РФ в 1998 году. Член-корреспондент Российской Академии наук. Доктор технических наук, зав. кафедрой Московского авиационного института.

16 января 2015 г. совет директоров ОАК одобрил отставку Михаила Погосяна с должности президента ОАК. Михаил Погосян остается в должности генерального конструктора ОАК. Основные причины отставки, видимо, в результатах работы ОАК по ключевым авиационным программам.

Источники :
ОАО "Компания "Сухой". Сайт

Михаил Погосян - известный российский авиаконструктор, ректор МАИ, академик РАН, входит в состав директоров УК «Роснано».

Образование и ученая степень

Высшее образование получил в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе, окончил факультет самолетостроения в 1979 году.

В 2002-м защитил докторскую диссертацию на тему «Разработка и реализация перспективных технологий для создания авиационных комплексов новых поколений».

Доктор технических наук.

Трудовая деятельность

По окончании вуза был распределен на Московский машиностроительный завод им. П. О. Сухого, за время работы здесь прошел путь от инженера-конструктора до первого заместителя генерального конструктора, председателя совета директоров ОКБ и гендиректора ОАО «ОКБ Сухого».

В 1998-м возглавил ОАО «Компания «Сухой» в качестве гендиректора, занимал этот пост порядка тринадцати лет. Параллельно с 2008-го по 2011-й был гендиректором РСК «МиГ». Под его руководством создано семейство самолетов фронтовой авиации марки Су и МиГ, обеспечивающее обороноспособность страны и устойчивые позиции России на мировом рынке.

В марте 2011-го вошел в состав директоров ОАО «Роснано». В июне того же года был избран председателем одной из крупнейших авиастроительных корпораций России - «Иркут», а также стал членом набсовета НП «Союз авиапроизводителей». В том же месяце его избрали председателем совета директоров авиакомпании «Сухой», поэтому он оставил пост гендиректора общества.

С 2011-го трудился на посту президента Объединенной авиастроительной корпорации. За время его работы по 2015-й было увеличено производство гражданских самолетов, запущен в серию и сертифицирован по Международным стандартам пассажирский авиалайнер Sukhoi Superjet, а также увеличилось производство боевых самолетов для Минобороны России.

Научная деятельность и публикации

В 2003-м был избран членом-корреспондентом Российской академии наук по Отделению энергетики, машиностроения, механики и процессов управления, с 2011-го является действительным членом РАН.

С 2004-го находится в должности заведующего кафедрой № 101 «Проектирование самолетов» МАИ (по настоящее время).

Принимает активное участие в научно-педагогической деятельности кафедры и факультета, является научным руководителем аспирантов кафедры, членом Ученого совета МАИ и Совета по науке и образованию при президенте Российской Федерации, а также почетным профессором Казанского государственного технического университета имени А. Н. Туполева.

Ему принадлежат 76 публикаций, в их числе 4 учебных издания и 72 научных труда, включая объекты интеллектуальной собственности, используемые в образовательном процессе.

Награды и звания

Обладает множеством наград, среди которых медали Столыпина П.А. II степени и «В память 850-летия Москвы», орден Почета и почетная грамота правительства РФ.

Имеет степень Командора ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», носит звание «Почетный машиностроитель», является кавалером ордена «Почетного легиона» за вклад в развитие российско-французского сотрудничества в области авиастроения.

Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства и премии правительства РФ.

Краткая справка по "Сухому".

М.П. Симонов появился на Сухом в качестве Генерального конструктора в 1983 году. Он пришел из министерства, был руководителем главка, пользовался покровительством министра авиапрома И.Силаева. Достиг позиций за счет связей по линии жены. Началась эра развала Конструкторского Бюро. Через год он ушел всех технических идеологов КБ - создателей Су-24, Су-25, Су-27. Для подавления сопротивления оставшихся технических профессионалов М.П.С. сделал одним из технических руководителей М.А. Погосяна, которого тоже не очень любили, по сути, он почти стал «цепным псом» его.

Через некоторое время очень много умных специалистов ушло с Сухого. В начале своей работы МПС в первую очередь подписал с Министерством Обороны России акт о постановке самолета Су 27 на вооружение. Велись работы по созданию Су27К, которые в самом начале вел М.А. Погосян , затем руководителем стал К.Х Марбашев - Будущий руководитель ООО «Морские технологии Сухого».

Когда самолет прошел испытания и за него дали правительственные награды, М.А. Погосяна обошли, и он возненавидел М.П. Симонова. Тут начались бездарные поиски и изыскания. Далее СССР развалился и началась приватизация ОКБ Сухого. Где М.П. Симонов «сделал» весь коллектив.



Часть акций при приватизации необходимо было разместить (бесплатно) среди 5000 сотрудников предприятия. Было объявлено, что каждому сотруднику полагается минимум 3 акции. Только если он подтвердит справкой из банка, что у него есть определенная сумма на счету, то он получит больше (таких было ограниченное число). Таким образом, основную часть акций получил Симонов и приближенное руководство.

В дальнейшем эти акции были выкуплены по хорошей цене Инкомбанком. В результате перехода в АООТ «ОКБ Сухого» М.П. Симонов стал Генеральным директором-генеральным конструктором, а М.А. Погосян Председателем Совета директоров. А все предприятия получили полную юридическую и финансовую самостоятельность.

В связи с этим, все контракты на поставку техники за рубеж подписывались с серийными заводами. Вначале был подписан Контракт на поставку 20 самолетов в Китай, он был подписан с Комсомольском - Ген директор в то время Меркулов.

Потом Лицензионный Контракт, многомиллиардный для Китая. Симонов подписывал передачу всей документации - несколько вагонов. До сих пор непонятно куда делись порядка 150 млн долларов США. Очень быстро китайцы перевели всю документацию на компьютерный диск, который пытались продать обратно Сухому.

В КБ Симонов начал модернизацию Су-27, который сейчас Су-34 - очень спорный вариант! Обратная стреловидность С47 Беркут - отработка незаметности, внутренних отсеков, композитов, в счет Министерства Обороны, - который потом поставлен к стенке за ненадобностью.

За счет КБ Симонов сделал Су-26 (все расходы на разработку легли на КБ), а продажи, в дальнейшем и производство, он отдал в АО ПТС (Передовые технологии Сухого), где был одним из крупнейших акционеров. А так как на самолете стояла марка Су, то все судебные иски по произошедшим авариям приходили в ОКБ Сухого.

Так как самолет получил сертификат ФАА как экспериментальный, то Симонов после продажи определенной партии должен был поменять его марку - так появились Су-26М, Су-29, опять же за счет ОКБ Сухого. Продажная стоимость этих машин составляла от 150 до 250 тысяч долларов США.

Также он пытался провести самолеты С-49 и Сельскохозяйственный. Самолеты однозначно не окупались. Попытки закрыть программы не были успешными из-за договоренностей между М.П. и М.А.

С 90 года Симонов начал рисовать С-80 - это скорее официальная оплата безработицы в КБ. Он не собирался его превращать в железо, но Меркулову в Комсомольске надо было загружать завод. Он взял под него кредиты и сделал в железе. Так как никто ничего не понимал в сертификации и требованиях авиакомпаний - поскольку продать его нельзя!

Под него создавались совместные предприятия между ОКБ и заводом, но дело не двигалось с места. Прошедшая в 2000 годах макетная комиссия, констатировала, что для его сертификации надо исправить много ошибок. По радиоэлектронному оборудованию, например, невозможно было сделать никаких выводов, так как отсутствовала документация. Уже в то время было понятно, что в ОКБ нет специалистов по гражданскому радиоэлектронному оборудованию. И вообще, для того чтобы его (С-80) продать, его надо переделать с нуля.

Еще веселее с индийским контрактом. Его готовил Иркутский завод - Федоров. Первоначально это должен быть контракт на поставку, но Симонов договорился с индусами на дополнительное проведение опытно-конструкторских работ, которые вписаны в контракт, но сумму оставили прежнюю.

Таким образом, контракт подписали убыточным! Для привлечения оборотных средств Федоров решил использовать деньги китайского контракта и для этого создал управляющую компанию - АХК «Сухой» ранее именовавшуюся АВПК «Сухой».

В 90-е годы Симонов создал коммерческое предприятия по пошиву курток и дубленок, свиноферму в Орудьево, автосервис по ремонту иномарок и, может быть, что-то другое. В этот момент Погосян припомнил Симонову и всем обиду и решил, что настало время его сменить.

Он (М.А. Погосян) снял Федорова с АХК Сухой, проведя аудит контрольным управлением Президента, хотя нарушения были небольшие. Уже тогда Погосян ездил за границу и вероятно нашел покровителей, которые ссудили ему порядка 300 млн. долларов (?!) на его назначение, в счет будущего поступления от контрактов. А может и больше.

Вероятно, поэтому он и борется за свое место, потому что не вернул их еще. Вероятно, уже тогда договорились и о том, что будет делать Погосян в их пользу (Госдепартамент США, другие варианты).

В 1997-98 годах, когда Инкомбанк обанкротился, и его президент Виноградов ушел со своего поста, Погосян снял Симонова и стал генеральным директором ОКБ Сухого.

Через некоторое время за закрытыми дверями Погосян и Симонов договорились об условиях совместного сотрудничества.

В начале деятельности была попытка стандартизировать и определить степень унификации всех модернизаций Су-27, но этого не смогли сделать даже конструкторы, поэтому все самолеты разные!

Погосян обмолвился, что прибрал к рукам деньги, которые государство перечисляло КБ на поддержку конструкторского потенциала. При переходе власти от Ельцина к Путину Погосян был удивлен и отметил, что чиновники взяток не берут.

В 2000 годах из-за недоделок Погосян не мог договориться о Финансировании работ в Интересах Министерства Обороны, и он решил заняться гражданской авиацией - проект регионального самолета или сегодняшний Суперджет.

В конце 90-х на работу финансовым директором был взят Озар, который решал все финансовые проблемы. Прокрутка госденег в банках. Передача взяток. Улаживание проблем с проверками Счетной Палаты и другое.

В 2003-2004 году, через главу Газпрома Алексея Миллера М.А. Погосян вошел в круг топ-менеджеров Владимира Владимировича Путина, став неуязвимым, и тем самым аккуратно подставив В.В.Путина по работе против страны.

Профессорскую диссертацию Погосяну делало половина КБ. Интересно, кстати, а где она сейчас находится?

Когда проходил конкурс в Министерстве Обороны по финансированию 5-го поколения между Сухим и МиГ, один из сотрудников отметил, что если бы не ресурс Погосяна, Сухой проиграл бы конкурс.

Очень умные шаги Погосяна по работе на своих хозяев (Госдепартамент США) привели к развалу Сухого. Он, между прочим, как-то упомянул - когда ему будет 60 лет на Сухом не останется ни одного специалиста старше 60 лет! А значит, не будет специалистов вообще. Интересно, а какое досье на него в других странах?