Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
Воронежской области
«Аннинский аграрно-промышленный техникум»

Подготовила и провела
преподаватель
Е.И. Грибанова

1. Целеполагание. Актуализация и мотивация

Добрый день уважаемые обучающиеся, гости, приглашенные!!!
Сегодня мы проводим интеллектуальную деловую игру «Увлекательный бухучет». Некоторые из вас, убеждены, что бухгалтерский учет скучен и даже зануден.
Давайте сегодня вместе попробуем опровергнуть это мнение и показать, что бухгалтерский учет – вещь загадочная и увлекательная. Это наука и искусство одновременно.
«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»
- под таким девизом будет проходить сегодняшнее мероприятие.

При поиске ответов на поставленные вопросы, выполняя задания в игровой форме, вы сможете применить накопленные знания, проверить свои способности, анализировать, систематизировать данные, делать обобщение и выводы.

Участники команд набраны из выпускников 2014-2015 учебного года. Впереди у выпускников последняя сессия, производственная и преддипломная практика, защита выпускной квалификационной работы и первые шаги в трудовую деятельность. Профессионализм всегда ценился превыше всего. Поэтому сегодня хочется: вспомнить пройденный материал, обобщить полученные знания и проверить уровень подготовки по данной специальности.
В игре принимают участие две команды студентов 3 курса:
Первая команда «Дебет», ее состав:
Мартынова Татьяна – капитан команды
Фирюлина Валентина
Галецкая Анастасия
Свиридова Галина
Дъяконская Ана
Вторая команда «Кредит»:
капитан команды Киселева Людмила
Победимова Анастасия
Тарасова Татьяна
Бабошкина Екатерина
Авдецкий Александр
(команда представляет себя: название команды, девиз, приветствие, напутствие болельщикам)
Оценивать конкурсы будет компетентное жюри:
Куратор выпускной группы, преподаватель экономики Десятерик М.П.
Преподаватель бухгалтерского учета Грибанова Е.И.
Преподаватель информатики Штрауб В.В.

Вам предстоит пройти следующие этапы игры:
Листая страницы истории
Кто быстрее? (заполнит журнал хозяйственных операций).
Решение занимательных ситуационных задач.
Крестики-нолики.
Литературные странички.
Цепочки букв.
Решение криптограммы.

За правильный ответ участнику команды выдается жетон. Жетоны хранятся до окончания викторины. Победившей признается та команда, которая в сумме наберет наибольшее количество жетонов. Одновременно мы определим победители в личном зачете, также по числу набранных жетонов. Чтобы легче было подвести итоги игры, каждой команде заготовлен бланк протокола, в котором будут зафиксированы все ответы членов команды и полученные жетоны.
Победители награждаются почетными грамотами и призами.

2.Этапы интеллектуальной командной игры

Итак, мы начинаем деловую игру «Увлекательный бухучет».

Листая страницы истории
История бухгалтерского учёта столь же стара, как и цивилизация. Давным-давно когда не было даже цифр, люди уже владели основами бухгалтерского учёта. Они делали записи о своём хозяйстве, а счет заменяли зарубки, которые делались на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Бухгалтеры участвовали в развитии городов, торговли, становлении такого понятия, как богатство. Также бухгалтеры внесли свой вклад в развитие письма, денег и банковского дела. Бухгалтерский учёт и развитие бизнес-отношений сыграли основную роль в развитии цивилизации и в становлении современного мира.
Наши команды получили домашнее задание выбрать себе историческую личность, внесшую вклад в развитие бухгалтерского учета и рассказать о нем в виде сообщения, презентации.
Итак, предоставим слово капитанам команд. За представление исторической личности команда получает 1-3 жетона.

Капитаны демонстрируют презентацию (сообщение).

Кто быстрее?

Указать корреспондирующие счета в журнале хозяйственных операций.
Каждой команде выдается бланк с журналом хозяйственных операций. Необходимо проставить проводку. Передавайте друг другу бланк и заполняйте номера корреспондирующих счетов. Но не забывайте, что вы – одна команда. Если кто-то испытывает затруднения – приходите на помощь. Время на выполнение задания – 3 мин.

I вариант

п/п

1
Оприходованы материалы от поставщиков

2
Оприходованы на склад неиспользованные материалы из основного производства

3
Выявлены излишки материалов

4
Начислена заработная плата рабочим основного производства

5
Отпущены материалы на общехозяйственные нужды

6
Зачислены на расчетный счет краткосрочные кредиты банков

7
Приобретен вексель

8
Получен кредит банка под 22% годовых

9
Начислены %-ты за первый месяц пользования кредитом

10
Выявлена недостача материалов (виновное лицо кладовщик Агафонов А.А.)

11
Начислена материальная помощь работникам организации

12
Отгружена на склад готовая продукция

13
Возвращена со склада готовая продукция на доработку в цех

14
Поступили на расчетный счет средства от покупателей

15
Положительная курсовая разница

II вариант

п/п

1
Акцептованы счета поставщиков за поступившие на склады материальные ценности, включая НДС

2
Выданы работникам суммы наличных денежных средств под отчет

3
Выплачены из кассы организации заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности

4
Депонирована невыданная заработная плата

5
Из начисленной заработной платы удержан налог на доходы физических лиц

6
Оплачены с расчетного счета организации: счета поставщиков и подрядчиков за поставленное оборудование, материалы, коммунальные услуги и пр.

7
Принятые в эксплуатацию законченные объекты основных средств (здания, цеха, производственное оборудование)

8
Произведено с расчетного счета погашение краткосрочного кредита банка

9
Сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, принятым работам, выставленная поставщиками и подрядчиками в счетах-фактурах, подлежит зачету по расчету с бюджетом

10
Отражены расходы на служебные командировки и хозяйственные нужды по утвержденным авансовым отчетам (общехозяйственные расходы)

11
Остаток неиспользованных подотчетных сумм внесен в кассу

12
Отражены как недостачи и потери суммы, не возвращенные в установленные сроки подотчетными лицами

13
Удержаны из начисленной заработной платы признанные работником и не сданные им в кассу подотчетные суммы, ранее учтенные как недостачи и потери

14
По договору купли-продажи ценных бумаг на вторичном рынке приобретен пакет акций ОАО «Роса», счета за которые не оплачены

15
Отрицательная курсовая разница

III) Решение нестандартных ситуационных задач

Отвечает та команда, которая первая справится с заданием, и скажет, что готова отвечать. Капитан команды решает, кому предоставить слово. Время на обдумывание задачи указано в задании и составляет 1 – 2 мин. За каждый правильный ответ команда получает 1 или 2 жетона.

На предприятии директору Иванову И.И. выданы денежные средства под отчет для приобретения материальных ценностей в сумме 50 000руб. Бухгалтер по данной хозяйственной операции сделала следующую бухгалтерскую проводку Д 76 К 50 на сумму 50000руб. Какие нарушения в проведении и отражении данной хозяйственной операции вы усматриваете? Какие документы нужно дополнительно проверить, чтобы подтвердить либо опровергнуть ваши подозрения?

Проданы основные средства покупателю на сумму 29500 руб., в т.ч. НДС 4500 руб. Первоначальная стоимость основных средств 42000 руб., сумма начисленной амортизации 8000 руб. Бухгалтер по данной хозяйственной операции сделала следующую бухгалтерскую проводку Д 90 К 01 на сумму 29500руб. Какие нарушения в проведении и отражении данной хозяйственной операции вы усматриваете? Какие документы нужно дополнительно проверить, чтобы подтвердить либо опровергнуть ваши подозрения?

Приобретены нематериальные активы в сумме 59000 руб., в том числе НДС 9000 руб. Кроме того, получен счет от посредника на сумму 1416 руб., в том числе НДС 216 руб. НМА приняты к учету, НДС принят к вычету из бюджета. Начислена амортизация нематериальных активов, исходя из срока их полезного использования 10 лет. Бухгалтер по данной хозяйственной операции сделала следующую бухгалтерскую проводку Д 04 К 60 на сумму 59000руб. Какие нарушения в проведении и отражении данной хозяйственной операции вы усматриваете? Какие документы нужно дополнительно проверить, чтобы подтвердить либо опровергнуть ваши подозрения?
4) Расставить корреспонденцию счетов по очередности:
1)Дт 70 Кт 50 2) Дт 20 Кт 70 3) Дт 70 Кт 68

1)Дт 60 Кт 51 2) Дт 08 Кт 60 3) Дт 19 Кт 60 4) Дт 01 Кт 08 5) Дт 08 Кт 76 6) Дт 19 Кт 76

1)Дт 94 Кт 50 2) Дт 73 Кт 94 3) Дт 50 Кт 73

1)Дт 60 Кт 51 2) Дт 08 Кт 60 3) Дт 19 Кт 60 4) Дт 04 Кт 08 5) Дт 08 Кт 76 6) Дт 19 Кт 76

1)Дт 20 Кт 70 2) Дт 20 Кт 69 3) Дт 70 Кт 68

Следующий этап называется «Крестики-нолики». Каждая команда получает по две карточки, содержащие по 9 клеток с информацией. По принципу игры «Крестики-нолики» команды должны найти выигрышный путь, соединив маркером прямой линией три клетки по указанному в задании признаку. Отвечают обе команды. За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 жетон.

IV. Крестики-нолики

Выигрышный путь составляют статьи пассива баланса.

Денежные средства и денежные эквиваленты
Заемные средства (краткосрочные)

Прочие обязательства
Основные средства
Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность
Уставный капитал
Резервный капитал

Выигрышный путь составляют статьи актива баланса.

Отложенные налоговые обязательства
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность

Запасы
Нематериальные активы
Основные средства

Финансовые вложения
Резервный капитал
Нераспределенная прибыль

Выигрышный путь составляют собственные источники.

Основные средства
Долгосрочные заемные средства
Резервный капитал

Амортизация основных средств
Уставный капитал
Кредиторская задолженность

Нераспределенная прибыль
Краткосрочные заемные средства
Оценочные обязательства

Выигрышный путь составляют активно-пассивные счета бухгалтерского учета.

60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
68 Расчеты по налогам и сборам
50 Касса

71 Расчеты с подотчетными лицами
02Амортизация основных средств
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

99 Прибыли и убытки
10 Материалы
80 Уставный капитал

Переходим к следующему этапу, который мы назовем литературные странички.
Послушайте стих в исполнении Пущиной Виктории.

Вместе с вами вспомним некоторые литературные произведения, афоризмы, разыщем в них связь с бухгалтерским учетом и, применив имеющиеся знания по основам бухгалтерского учета, ответим на поставленные вопросы. Команды будут отвечать по очереди. Если команда не даст верного ответа, право отвечать перейдет к команде соперников. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Время на обдумывание вопроса – 0,5 мин.

V. Литературные странички

Один из афоризмов китайского мыслителя Конфуция гласит:
«Лишь та ошибка, что не исправляется».
Существуют ли такие документы в бухгалтерском учете, в которых не допускается исправлять ошибки?

У Джонатана Свифта, как известно, Гулливер путешествовал несколько раз. В одном из его путешествий в стране лилипутов, чтобы накормить Гулливера, каждый день на рассвете к старому замку пригоняли целое стадо скота – 6 быков, 40 баранов и много всякой мелкой живности.
На каком синтетическом счете вели бы лилипуты учет всей живности, если бы использовали План счетов, принятый в РФ?

3) Гомер писал в «Илиаде»:
Солнце зашло между тем, и окончилось дело ахейцев.
После заклали быков и за трапезу сели в палатках.
Тою порою пристало к ним много судов из Лемноса,
Черным вином нагруженных:
Эней Ясонит снарядил их,
Детям Атрея, царям Агамемнону и Менелаю,
Чистого тысячу мер подарил он вина дорогого,
Остальное вино пышнокудрые дети ахейцев
Все покупали, платя, кто железом, кто яркой медью,
Кто же бычьими шкурами, кто и самими быками
Или рабами – людьми

Как вы назовете этот странный способ оплаты вина: железом, медью, быками и бычьими шкурами, рабами?

4) В стихотворении Вениамина Бутенко есть такие строки:
Бухгалтеры – народ бумажный,
Сухой, сидячий и чернильный,
Физически не очень сильный,
Но тем не менее – двужильный.
Бухгалтеры подков не гнут,
А множат, вычитают, делят.
И линию одну ведут,
Чтоб дебет выше был, чем кредит.

Прав ли поэт в том, что дебет всегда должен быть больше, чем кредит?

5) Кот Матроскин из произведения «Каникулы в Простоквашино» скопил денег и взял у колхоза в аренду корову.
По какой статье баланса отразил бы Матроскин взятую в аренду корову, если бы вел бухгалтерский учет?

6) В романе Агаты Кристи «Убийство в доме Викария» Лоуренс Реддинг на вопрос викария, лежал ли пистолет на своем месте в полдень в четверг, отвечает: «Не имею ни малейшего понятия. Я же не делаю полную инвентаризацию своего имущества каждый божий день».
Как часто должны проводиться инвентаризации материальных ценностей на предприятии?

На следующем этапе команды получают по три карточки, в клетках которых содержатся буквы. Собрав буквы в цепочки, получите ответ на вопрос.

VI. Цепочки букв
Начните с верхней клетки и, передвигаясь по горизонтали, либо по вертикали, соедините маркером все клетки таким образом, чтобы из стоящих в них букв получились понятия, термины, определения и т.п. Каждая клетка может быть использована только один раз.

1) Понятие, обозначающее порядок исчисления себестоимости продукции путем суммирования издержек производства и обращения.

К
А
Я
С
Е
Б
Т
И

Ь
Л
И
Ц
С
Е
С
О

К
У
Л
Я
Т
О
И
М

2) Событие или процесс, вызывающие изменения в составе имущества и обязательств организации.
Х
О
З
О
П
Е
Р

С
Й
Я
Я
А
Ц
А

Т
В
Е
Н
Н
И
Я

3) Задачи бухгалтерского учета решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется.
М
Е
Е
Р
С
К
Т
А

О
Т
Т
Л
А
О
Ё
Ч

Д
Б
У
Х
Г
Г
О
У

4) Это средства текущего отражения, экономической группировки, подсчета и контроля по отдельным объектам БУ.

С
Ч
Е
Т
Е
Р
С
А

Б
А
Т
Л
Г
О
К
Т

У
Х
Г
А
О
У
Ч
Ё

Счета, которые открываются к синтетическим счетам и позволяют получить информацию по данному объекту БУ детализированную, подробную, называются

А
Ч
Е
С
К
И

Н
И
Т
Т
А
Е

А
Л
И
Е
Ч
С

Способ отражения реально существующих связей между объектами БУ, вызванных хозяйственной операцией.

Д
В
И
СЬ

Й
О
П
А

Н
А
Я
З

На следующем этапе игры вам предлагается решить криптограммы. Решение криптограмм состоит в том, что, правильно отгадав слова по горизонтали, вы прочтете по вертикали зашифрованное слово, расположенное в закрашенных клетках. Время на решение 2 мин. Команда получит столько жетонов, сколько слов угадает, включая зашифрованное.

VII. Решение криптограммы

Юридическое или физическое лицо, имеющее задолженность по платежам данному предприятию.
В бухгалтерском балансе система показателей, определяющая состав и размещение средств.
Итог бухгалтерского баланса.

Письменное свидетельство о фактическом совершении хозяйственной операции или праве на ее совершение.

Зашифрованное слово обозначает количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны уравновешивать друг друга.

VII. Решение криптограммы
2)

Источники, включающие в себя кредиторскую задолженность, а также кредиты банков и займы, полученные от других организаций и физических лиц.
Способ обобщенного отражения и экономической группировки в денежном выражении хозяйственных средств (имущества) и их источников на определенную дату.
Собственность, вкладываемая в дело.
Элемент актива или пассива бухгалтерского баланса.
В бухгалтерском балансе система показателей, отражающая источники формирования хозяйственных средств.
Экономические ресурсы, которыми предприятие владеет и от которых ожидает получить выгоду в будущем, используя их в своей деятельности.

Зашифрованное слово обозначает статью второго раздела баланса.

Викторина для присутствующих в зале1. Сколько букв в слове «бухгалтер»? (9) 2.Кто дольше всех обучается в вашем техникуме? (гр.ЭК-33)3. Какого цвета телефон на столе у секретаря учебной части? (черный)4. С какого года в России празднуют этот праздник? (1998)5.Какой предмет работники бухгалтерии считают незаменимым в своей профессиональной деятельности? (калькулятор)6. Прожорлива, в углу заседает, бумажки поджидает (корзина для мусора)7.Зубы железные, для бумаг полезные, клацнет разок и вновь открыл роток (степлер)8. В животе ее листы и опрятны и чисты. Документы не теряет, их в порядке сохраняет (папка для бумаг)9. Следить за ним приходиться строго: готов он из одной сделать много (ксерокс)10. Рады мы ему всегда, ждет нас кофе и еда. На него с охотою, а с него с заботою (обеденный перерыв)
А теперь пришло время проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания:

Демонстрация слайда – герб Международной федерации бухгалтеров. Что означают изображенные на нем символы и слова?

Команды получают до 6 жетонов, в зависимости от полноты ответа.

Подведение итогов, награждение победителей.

Рефлексия

Цветовая рефлексия: в начале игры всем членам команд розданы стикеры трех цветов – розового, оранжевого, зеленого, а в конце мероприятия каждый обучающийся приклеивает стикер того цвета, который соответствует его оценке прошедшего мероприятия на плакат, соответствующий его отношению к занятию, к изучаемой дисциплине.
1плакат – символизирует, что бухгалтерский учет скучная, занудная, трудная, непонятная дисциплина.
2 плакат – символизирует, что бухгалтерский учет – вещь загадочная и увлекательная.
Стикер розового цвета означает: «Я удовлетворен занятием, я много, с пользой и хорошо работал в команде. Бухгалтерский учет мне интересен».
Стикер оранжевого цвета означает: «Занятие прошло интересено, и я принимал активное в нем участие, я отвечал на вопросы, я смог выполнить ряд заданий в составе команды. Я изменил свое отношение к бухгалтерскому учету. Теперь он мне не кажется таким скучным и сложным».
Стикер зеленого цвета означает: «Пользы от занятия я получил мало, я не многое понимал из того, о чем говорилось и что делалось, мне это не очень нужно. Считаю по- прежнему бухучет трудным, скучным, ненужным».

13PAGE \* MERGEFORMAT141315

13 ДЕЛОВАЯ ИГРАArial BlackБумажный пакет13" УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

Министерство труда и социального развития Омской области

Бюджетное образовательное учреждение

Омской области дополнительного профессионального образования

"Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения"

Деловая игра

"Престижные профессии. Мифы и реальность"

(для учащихся 10-11-х классов)

Составители: Валенкова Анна Николаевна - главный специалист научно-методического отделения; Кириенко Елена Валентиновна - главный специалист отделения содействия профессиональному самоопределению молодежи; Смертюк Елена Владимировна - заведующий отделением образовательных программ и персонал-технологий.

Пояснительная записка

Одним из важнейших решений в жизни человека является выбор профессии. Однако выбирать профессию человеку приходится в юном возрасте, когда еще не накоплен необходимый жизненный опыт, когда трудно адекватно оценить свои возможности и способности, спроецировать себя в будущее.

Изучение ведущих мотивов профессиональных предпочтений показывает, что, несмотря на увеличение числа выпускников образовательных учреждений, для которых основополагающим в выборе профессии является реализация своих способностей, потенциала, у 24,7% молодых людей (по данным социологического исследования БОУ "Омский центр профориентации") срабатывает стереотип получения модной, престижной профессии, в результате выпускники школ зачастую выбирают престижные вузы и модные специальности, ориентируясь на подразумеваемые за ними высокое социальное положение и достаток, которые рассчитывают обрести вместе с профессией. Таким образом, каждый четвертый выпускник при выборе профессии руководствуется внешними мотивами, ориентируясь на моду, социальный (общественный) статус - влияние, уважение, значимость, авторитет, и экономический статус (доходность).

Формируемые социумом ценностные представления о значимости образования, карьеры, престиже профессии разрушаются уже на выходе из системы образования, когда полученная престижная профессия не всегда оказывается востребованной на рынке труда.

Осознанный выбор профессии предполагает рефлексию - подхожу ли я для этой профессии, а она для меня.

Деловая игра "Престижные профессии. Мифы и реальность" предназначена для старшеклассников, выбирающих профессию. В ходе деловой игры старшеклассники проанализируют такой мотива выбора профессии, как престижность, рассмотрят критерии определяющие престиж, трудности, с которыми сталкивается выпускник выбирающий модные профессии, простроит шаги достижения высокого уровня оплаты труда.

В результате групповой работы учащиеся выстроят алгоритм осознанного выбора профессии, включающего изучение и сопоставления профессии и собственной личности: своих интересов, способностей, личностных особенностей, здоровья с содержанием деятельности, трудностями, условиями, предметом труда, ответственностью, рисками.

В конце занятия учащимся раздается буклет, с кратким содержанием занятия для закрепления полученных знаний.

Цель: Обучить алгоритму анализа профессии и технологии профессионального выбора.

Задачи:

Рассмотреть понятие престижности профессии, основные критерии.

Смоделировать цепочку шагов по достижению высокого уровня оплаты труда в профессиях врач, юрист.

Проанализировать трудности, с которыми может столкнуться выпускник, выбирающий престижную профессию.

Создать портрет конкурентоспособной личности на рынке труда.

Рассмотреть возможные варианты трудоустройства врача, юриста.

Выстроить алгоритм анализа выбора профессии.

Рассмотреть мифы и реальности престижных профессий.

Оборудование: мультимедиа, маркеры, ватманы (2 шт.), карточки (приложение 1-3), портрет личности, конкурентоспособной на рынке труда (приложение 4), пазлы (приложение 5), Дартс (приложение 6, 7).

Место проведения - общеобразовательное учреждение (школьный кабинет).Заранее подготавливается игровое пространство - 2 рабочих зоны.

Основной замысел игры: Каждый школьник при выборе профессии руководствуется тем или иным мотивом. И не всегда выпускник осознает, что побуждает его выбрать именно эту профессию. В ходе игры учащиеся выполняют задания, направленные на создание алгоритма выбора профессии, с учетом анализа основных ее составляющих (общение, ответственность, условия труда, риски, содержание деятельности). Через призму престижности профессии учащиеся научатся анализировать тот или иной мотив и оценивать возможные последствия своего выбора.

Ожидаемый результат: В ходе групповой работы учащиеся актуализируют свои основные мотивы, научатся анализировать профессию, сопоставлять ее со своими интересами, способностями, личностными особенностями, здоровьем, а также планировать свое профессиональное будущее.

Методы работы : деловая игра.

Критерий эффективности: В завершение игры учащиеся высказывают свое мнение о том, как нужно выбирать профессию, чтобы исключить возможные ошибки и не разочароваться в своем выборе. Для получения обратной связи используется "Дартс". Из предложенных четырех принципов выбора профессии учащиеся выбирают один, отражающий их отношение к будущему профессиональному выбору. Ведущий обрабатывает полученные результаты.

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

Филиал ГБОУ «Опочецкая специальная (коррекционная) школа-интернат»

Пояснительная записка

к внеклассному занятию

по профориентации

Деловая игра

«БИРЖА ТРУДА»

Разработала:

Ю.С.Воробьева,

учитель профильного труда.

д.Шушково,

2015 год

Цель: проведение профориентационной работы, направленной на социализацию выпускников, с перспективой их трудоустройства, выявление умения вести собеседование, коммуникативных способностей учащихся.

Задачи:

способствовать формированию представлений о работе биржи труда;

формировать представления о поведении при трудоустройстве;

воспитывать деловые качества, способствующие получению положительного результата при собеседовании (вежливость, деликатность, внимательность, пунктуальность и т.п.).

Дидактическое обеспечение :

Методическая информация о работодателях;

Карта работодателя, карта соискателя;

Информация о вакансиях;

Буклеты о профессиях.

Предварительная работа:

проведение бесед с учениками о многообразии и назначении профессий;

беседы о значении и создании резюме, его видах, практические занятия по созданию резюме;

беседы о поведении во время собеседования, о требованиях закона при трудоустройстве несовершенно летних;

способствование психологическому настрою учащихся на участие в занятии.

УЧАСТНИКИ «БИРЖИ ТРУДА»

Соискатели -учащиеся выпускного класса.

Работодатели (представители фирм и организаций)-учителя.

Консультант-психолог - психолог школы-интерната.

Юрист-консультант - социальный педагог.

Задача для учащихся - трудоустройство не менее, чем в

4 х организациях.

Задача для педагогов:

Способствовать трудоустройству соискателей.

Анализ предпочтений профессий и сфер деятельности учеников.

Анализ приемов и отказов соискателям.

Составление плана работы на будущее по профориентации.

Группу учащихся во время игры сопровождает руководитель группы (педагогический работник, пользующийся доверием детей). Перед началом игры, в отдельном помещении, руководитель группы с учащимися оговаривает цели и правила игры, готовят необходимые для поступления на работу, документы, составляют резюме (по желанию детей), оговаривают интересующие вопросы.

Обязательно напомнить детям, что при возникновении спорных вопросов следует обращаться к юристу-консультанту (предпочтительно-социальный педагог учреждения) и (или) к психологу-консультанту (психолог школы).

В отдельном кабинете организуется офис «Биржи труда»: оформляется вывеска с названием, расставляется мебель для работы и для отдыха(по необходимости), оформляется стенд «Доска объявлений», место для размещения рекламных буклетов, брошюр или газет и т.д. В этом же помещении педагоги (работодатели ) организуют места для приема претендентов на работу. Для этого необходимо иметь: вывеску с названием фирмы или организации, бейжик с инициалами представителя для общения, карту работодателя (для учета претендентов), письменные принадлежности.

Работу офиса «Биржи труда» организует и регулирует руководитель «Биржи труда» организатор игры (человек, в совершенстве знающий правила игры).

Ход игры проходит по следующий схеме:

В офис «Биржи труда» заходят участники-соискатели по числу работодателей или

по желанию учащихся вся группа сразу;

- руководитель группы и руководитель «Биржи труда» помогают определиться с

выбором места трудоустройства, формированием очереди, контролируют работу

работодателей, соблюдение законных прав детей и т.п.;

Тем учащимся, которые ждут очереди для трудоустройства, предлагается для

игры были задействованы.

Оптимальное время для проведения игры- 60-90 минут.

По окончании игры можно организовать совместное чаепитие, за которым можно непринужденно обсудить проведенное мероприятие.

Методическое оснащение занятия

Перечень документов,

необходимых

для трудоустройства

Паспорт

СНИЛКС

ИНН

Медицинская справка

Свидетельство или диплом об окончании учебного заведения.

Резюме

Свидетельства об окончании, каких - либо, курсов, тренингов и т.п.

Перечень вопросов для собеседования

Расскажите немного о себе.

2. Как смотрите на жизнь: какие видите в ней сложности и как с ними
справляетесь?

3. Чем Вас привлекает работа у нас в данной должности?

4. Почему Вы считаете себя достойным занять эту должность? В чем Ваши
преимущества пере другими кандидатами?

5. Каковы Ваши сильные стороны?

6. Каковы Ваши слабые стороны?

7. Почему Вы ушли с предыдущей работы?

8. Почему Вы решили переменить место работы?

9. Получали ли Вы другие предложения работы?

10. На сколько успешно Вы прошли собеседование в других местах?

11. Hе помешает ли Ваша личная жизнь данной работе, связанной с дополнительными нагрузками (ненормированный рабочий день, длительные или дальние командировки, постоянные разъезды)?

12. Как Вы представляете свое положение через пять (десять) лет?
больше, чем все остальные, вместе взятые.

13. Какие изменения Вы бы произвели на новой работе?

14. К кому можно обратиться за отзывом о Вашей работе?

15. Hа какую зарплату Вы рассчитываете?

16. Что Вы можете рассказать о своих профессиональных связях, которые могли бы
использовать на новой работе?

17. Как Вы повышаете свою профессиональную квалификацию?

18. Чем Вы любите заниматься в свободное время?

19. В какие сроки могли бы приступить к новой работе?

20. Какие вопросы есть у Вас?

Как правильно пройти собеседование
Рекомендации по прохождению собеседования

ПОДГОТОВКА К СОБЕСЕДОВАНИЮ.

1. Узнайте, как можно больше об организации, куда идете на собеседование и о предстоящей работе.

2. При себе на собеседование имеете резюме, а также оригиналы или копии дипломов, свидетельств и других документов, подтверждающих Вашу квалификацию.

3. Рассчитайте время на дорогу до организации, чтобы не опаздывать. Тогда у Вас будет возможность присмотреться к офису, к тому, что в нем делается и лучше узнать фирму.

4. Распланируйте свое время так, чтобы не нервничать, если собеседование затягивается.

5. Ваша одежда на собеседование должна быть нейтральной, т.е. придерживайтесь в одежде делового стиля - строгий фасон, спокойные цвета.

6. Подготовьте ответы на наиболее вероятные профессиональные и личностные вопросы.

7. Подумайте над обсуждением вопроса об оплате труда.

8. Заготовьте вопросы, которые интересуют Вас. Эти вопросы для многих интервьюеров не менее важны, чем Ваши ответы.

САМО СОБЕСЕДОВАНИЕ.

Как правило, собеседование проходит в несколько этапов. Сначала Вам предлагают заполнить анкету, рассказать о своем опыте работы, образовании, своих притязаниях и планах на будущее. Если по всем формальным признакам Вы подходите для имеющийся вакансии, то Вас приглашают для профессионального собеседования. Профессиональное собеседование может проходить с 1-3 экспертами или же Вам предложат пройти профессиональный тест или задание. И, в случае успешного подтверждения Вашей квалификации, на следующем этапе собеседования - с Вами встречается руководитель организации или лицо, ответственное за принятие решения о закрытии данной вакансии.

1. Как правильно сесть.
Сядьте на собеседование с работодателем (интервьюером) на одном уровне, то есть друг напротив друга, лицом к лицу. Если предлагаемый Вам стул стоит не лучшим образом, переставить его так, чтобы создать удобное пространство для общения. Такое поведение - демонстрация Вашей уверенности, инициативы и организаторской жилки.

2. Поза.
Старайтесь быть на собеседование повернутым к интервьюеру, чтобы он ощущал Вашу заинтересованность и активное участие в диалоге. Поза должна быть достаточно открытой. Руки лучше положите на стол или на колени. Плохо, если руки все время соединены "в замок" или спрятаны под столом. Ноги лучше ставить прямо и уверенно, не скрещивая под стулом. Поза "нога на ногу" некоторым интервьюерам не нравиться, однако, если для Вас это привычная поза и сам интерьер так сидит то и Вам, скорее всего, можно это сделать,

3. Зрительный контакт.
Внимательно смотрите на собеседование на интервьюера, Вы не только лучше поймете его, но и произведете впечатление заинтересованного человека, уверенного в своих силах. Отведенный в сторону взгляд это не только потеря информации, но и элемент жалкого внешнего вида. Ваша речь становится более убедительной, если Вы будете смотреть на интервьюера. Наблюдая за мимикой, позой и движениями интерьера, Вы легче может понять, как он воспринимает Ваши слова, и при необходимости скорректировать свой ответ.

4. Жестикуляция.
Умеренная и уместная жестикуляция на собеседование делает Вашу речь более убедительной.

5. Паузы.
Умение держать паузы на собеседование насыщает Вашу речь убедительностью. Иногда интервьюер может использовать паузу в качестве испытания претендента на работу. Вы ответили на вопрос интервьюера, а он молчит. Создается стрессовая ситуация и тот, кто не выдерживает стресса, часто пытается дополнить свой ответ, а это часто работает против кандидата. Спокойно выдержанная пауза добавляет уверенность Вашему ответу и демонстрирует Вашу готовность к продолжению беседы.

6. Мимика.
Если Вы улыбаетесь на собеседование, то у Вас больше шансов показаться благополучным и уверенным в себе человеком. Однако, не следует улыбаться постоянно. И улыбка должна быть уместной. Когда улыбка приходит на Ваше лицо достаточно часто, в том числе в паузах, которые Вы делаете после Ваших ответов, это обычно воспринимается хорошо.

7 . Как отвечать на вопросы.

Выслушайте вопрос до конца, не перебивая.

Старайтесь показать внимание и интерес к вопросу.

Отвечайте на поставленный вопрос, если уверены, что правильно поняли его. Интервьюер иногда формулирует вопрос довольно пространно и тогда его лучше спросить: "Правильно ли я Вас понял? Вас интересует то-то и то-то? Или "Вы спрашиваете то-то". После этого интервьюер уточняет вопрос и тем самым помогает Вам правильно ответить.

Продолжительность Вашего ответа не должна продолжаться более 2-3 минут. Если вопрос сложный, то отвечайте на него "тезисно" и скажите, что готовы дать развернутую информацию, если это потребуется.

Не отклоняйтесь от сути вопроса: даже если вопрос таков, что Ваш ответ получается очень кратким, не смущайтесь.

Не говорите очень тихо и очень громко. Слишком тихий голос может создать у интервьюера впечатление, что Вы неуверенный в себе человек.

ПАМЯТКА

Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо придерживаться алгоритма выбора профессии:

Изучить как можно больше профессий.

Выявить, какие профессии пользуются спросом на рынке труда в нашем городе.

Проанализировать, какие личностные качества необходимы для успешной работы в этой профессии, соотнести с возможностями.

4.Выбрать наиболее подходящую профессию.

5.Подробно изучить эту профессию, изучить возможности приобретения этой профессии.

6.Найти возможность практически попробовать свои силы (кружки по интересам, секции, факультативы, элективные курсы и др.).

Название фирмы или организации

Желаемая

должность

Принят (на каких условиях)

Причина отказа

Карта трудоустройства соискателя

______________________________________

Карта работодателя

Имя, фамилия соискателя

Желаемая

должность

Принят (на каких условиях)

Причина отказа

Название фирмы, организации

Профессия -

это вид трудовой деятельности человека, который требует определенной подготовки, определенного уровня знаний, специальных умений и при этом служит источником дохода, т.е. это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.

« Профессия -

это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником средств к существованию ».

В.Г. Макушин

Агроном

Агроном - специалист в области земледелия, обладающий всесторонними знаниями в области выращивания и сбора урожая растений.

Пчеловод (Пасечник)

Пчеловод - специалист по разведению пчел, их содержанию и получению продуктов пчеловодства.

Садовник

Садовник (садовник-озеленитель) - специалист по уходу за садом или озелененной территорией

Ветеринарный врач

Ветеринар —

врач, лечащий животных.

Ветеринарный фельдшер

Ветеринарный фельдшер, как и в «большой медицине» - это специалист со средним медицинским образованием, который имеет право ставить диагноз и назначать лечение.

Кинолог

Кинолог — специалист по воспитанию и разведению собак. Он может работать с самыми разными породами, потому что рядом с человеком живут и вызывающие трепет бультерьеры, и спокойные лабрадоры, и нервные крохотные собачки, которых принято считать диванными.

Вакансии

Уборщица

Гардеробщица

Курьер

Кассир

Овощевод

Оператор машинного доения

Санитарка

Медсестра общей практики

Заведующий отделом

Официант

Сборщик мебели

Грузчик

Продавец-консультант

Сторож (охранник)

Штукатур-маляр

Подсобный рабочий

Тракторист

Столяр

Повар (кулинар)

Продавец - кассир

Пастух

Оператор кормоцеха

Экскурсовод

Собеседование -

это планируемый разговор, чаще всего между двумя людьми, и преследующий определенную цель.

Цель работодателя - найти самого подходящего кандидата на рабочее место.

Цель соискателя -

доказать, что он и есть

тот самый кандидат

и идеально подходит

на заявленную вакансию.

Чтобы люди находили радость в работе, необходимы три условия:

работа должна быть им по силам;

она не должна быть изнуряющей;

ей должен сопутствовать успех.

Дж.Рескин

Кафе «СЛАСТЕНА»

Вакансии

Повар (кулинар)

Уборщица

Гардеробщик

Курьер

Официант (2 вакансии)

Посудомойка

Сторож (охранник)

Подсобный рабочий

Водитель легкового автомобиля

Магазин «Для ВАС»

Вакансии

Уборщица

Кассир

Заведующий отделом

Грузчик

Продавец-консультант

Сторож (охранник)

Подсобный рабочий

Водитель легкового автомобиля

Продавец - кассир

Фирма «УЮТ»

Вакансии

Уборщица

Гардеробщица

Курьер

Кассир

Сторож (охранник)

Штукатур-маляр (2 вакансии)

Подсобный рабочий

Водитель легкового автомобиля

Турфирма «МЕЧТА»

Вакансии

Уборщица

Курьер

Кассир

Заведующий отделом

Сторож (охранник)

Водитель легкового автомобиля

Экскурсовод (2 вакансии)

Фотограф

АГРОФИРМА

Вакансии

Уборщица

Курьер

Овощевод

Оператор машинного доения

Заведующий отделом

Грузчик

Продавец-консультант

Сторож (охранник)

Подсобный рабочий

Водитель легкового автомобиля

Тракторист

Пастух

Оператор кормоцеха

ДОМ ОТДЫХА

Вакансии

Уборщица

Гардеробщица

Кассир

Санитарка

Медсестра общей практики

Заведующий отделом

Официант

Сторож (охранник)

Подсобный рабочий

Водитель легкового автомобиля

Повар (кулинар)

Организатор отдыха

(вечера, дискотеки, мероприятия)

Экскурсовод

КОМЕРЧЕСКИЙ БАНК

Вакансии

Уборщица

Курьер

Кассир

Заведующий отделом

Консультант-кассир

Сторож (охранник)

Водитель легкового автомобиля

МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА

Вакансии

Уборщица

Гардеробщица

Курьер

Сборщик мебели

Грузчик

Продавец-консультант

Сторож (охранник)

Подсобный рабочий

Водитель легкового автомобиля

Тракторист

Столяр

Продавец - кассир

Экскурсовод

«Кем быть?»

Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Введение:

С переходом в старшую школу, приближением окончанием школьного обучения перед учащимся встает важнейшая задача выбора будущего профессионального пути. В данной ситуации крайне важно, чтобы ученики заранее представляли себе, какая профессиональная специализация им интересна, к чему они стремятся, могли объективно оценить свои сильные и слабые стороны в отношении той или иной профессии, владели информацией по профессиям. Ведь неправильный выбор в этом отношении ведет к значительным временным и моральным потерям, негативно отражается на жизни общества в целом.

Профориентационная работа в школе призвана помочь в решении данных задач.

Одним из эффективных методов профориентационной работы являются занятия в форме деловых, ролевых игр, посвященных различным аспектам профессиональной деятельности. Игровая форма способствует возникновению у учащихся интереса к данной тематике, более глубокому вовлечению их в профориентационную деятельность. В ходе игр учащиеся получают возможность «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, что, в свою очередь, способствует рефлексии, мотивирует их к более внимательному отношению к вопросам профориентации.

Цель:

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации.

Задачи:

Дать возможность учащимся познакомиться с деятельностным содержимым наиболее интересных для них, по данным психологического тестирования, профессий.

- Дать возможность учащимся познакомиться с требованиями к данным профессиям и их особенностям.

- Дать возможность учащимся соотнести себя и свои личные качества с требованиями к данным профессиям.

Участники:

Учащиеся 8го класса, ведущий.

Продолжительность занятия:

45 минут.

Место проведения:

Помещение класса.

Необходимые материалы:

Характеристика профессии и вопросы по ней – 2-6 шт.

Карточки с названиями профессий – 1-3 шт.

Краткая характеристика профессии – по 3 различным профессиям, каждая в 2х экземплярах.

Бланки оценки – 39 шт.

Доска, мел.

Основной замысел занятия:

В ходе игры учащиеся актуализируют свои знания о наиболее интересных для них профессиях. Учатся соотносить себя с требованиями к данным профессиям.

Методы работы :

Деловая игра, ролевая игра, работа в группах.

Критерии эффективности:

Эмоциональная включенность (важно, чтобы учащиеся не были равнодушны).

Рабочая включенность (сосредоточенность на обсуждаемых вопросах, деятельность, направленная на участие в игре, выполнение заданий).

Общее восприятие (положительное или отрицательное отношения к занятию, удовлетворенность им – по поведению учащихся на занятии).

Оценка по каждому пункту от 1 го до 5 баллов

Этапы (краткий сценарий)

Длительность: 45 минут.

Этап 1 Подготовка

Разбить учащихся на 3 группы по 5-6 человек, так, чтобы нескольких, наиболее активных учеников можно было на время вывести из состава групп. Нарисовать на доске 3 столбца по числу групп, пронумеровать их.

Ведущий: Довольно скоро, уже через несколько лет, вам придется решать, какую профессию вы хотите получать. А кто-то уже после 9 класса пойдет в колледж или техникум. Человеку очень важно заранее понимать, чем он хочет заниматься и кем работать. Иначе вы понапрасну потратите много времени и сил.

Сегодня у нас будет занятие по профориентации. Во время него мы попробуем понять, что мы знаем о профессиях и о себе. В ходе занятия вы будете работать в группах, выполнять различные задания, немного поиграете. Группа, которая лучше справится с заданием, получает плюс. Соответственно, побеждают группы, которые наберут наибольшее число плюсов.

Этап 2 Игра «Назови профессии»

Задача: Разминка перед занятием.

Длительность: до 5 минут.

Описание: Ведущий называет какую-либо букву. Задача каждой группы назвать как можно больше профессий на эту букву.

Ведущий: Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете, какие бывают профессии. Я буду называть букву, а ваша задача назвать как можно больше профессий на нее. Кто знает профессию, поднимает руку. Побеждает та группа, участники которой назовут больше всего профессий.

Возможные примеры:

Парикмахер

Пасечник

Программист

Переводчик

Писатель

Преподаватель

Пожарник

Полицейский

Почтальон

Продавец
Прокурор

Пчеловод

Проводник

Авиаконструктор

Автогонщик,

Автослесарь,

Аниматор,

Архитектор,

Астроном

Агент, например, по недвижимости.

Администратор

Артиллерист

Археолог

Библиотекарь

Бухгалтер

Бетонщик

Балерина

Бизнес-консультант

Бортинженер

Бренд-менеджер

Бульдозерист

Футболист

Фармацевт

Фасадчик

Фасовщик

Фельдшер

Фигурист

Фитотерапевт

Фокусник

Фотограф

Фрезеровщик

Директор

Дальнобойщик

Домработница

Дизайнер

Дипломат

Дрессировщик

Диетолог

Этап 3 Ролевая игра «Марсианин»

Задача: Актуализация знаний о профессиях.

Длительность: 15 минут

Описание: Ведущий выбирает из групп одного ученика, лучше активного, готового работать, не боящегося внимания. Он «марсианин», ничего не знает о профессиях. Хотя по-русски все понимает. Задача учащихся в группах объяснить ему о том, что такое программист (менеджер, повар).

В рамках подготовки к игре у групп есть немного времени решить, что они будут говорить.

Каждая группа объясняет по очереди. После того, как группы закончили, «марсианин» может задавать дополнительные вопросы.

Поскольку, учащиеся вряд ли дадут исчерпывающую характеристику профессии (могут забыть упомянуть об ее трудностях, необходимом образовании и т.д.) у «марсианина» и имеется детальная характеристика профессии и дополнительные вопросы, позволяющими вскрыть эти моменты. Также «марсианин» может задавать казалось бы абсурдные вопросы по профессии. Но ведущий имеет право отклонять вопросы не по теме.

По завершении ответов «марсианин», на основании ответов группы и имеющейся у него характеристики, определяет, какая из групп ответила по профессии наиболее полно.

Затем ведущий выбирает нового «марсианина» и новую профессию. Всего 1 – 3 профессии. Для выбора конкретных профессий ведущий использует материалы психологического тестирования.

Ведущий: Как видим профессий очень много. Но, знаем ли мы их. Что требуется, чтобы освоить ту или иную профессию? Что надо уметь? Какими качествами обладать? Представим, что здесь, среди нас оказался марсианин. По-русски он говорить уже умеет, но о профессиях пока ничего не знает. Марсианином у нас будет…

Выбирает марсианина

Сейчас каждая группа должна будет объяснить ему, что значит та или иная профессия. Если он, что-то не поймет, то может задавать вопросы. Потом, марсианин решит, какая из групп ответила понятнее и лучше. На подготовку у вас 5 минут. На ответ каждой группе тоже примерно пять минут.

Раздает группам карточки с названиями профессий. Дает марсианину характеристики профессий и вопросы к ним.

Время пошло.

Пока группы готовятся, ведущий дает марсианину прочитать характеристики профессий, и поясняет, что если что-то из них не раскрыто в ответах групп, то, он должен задать по этим моментам вопросы.

Характеристики профессий и вопросы к ним

Программист

Что делает:

Разрабатывает различные программы, налаживает их работу, делает интернет - сайты.

Зачем нужен:

Из-за распространения информационных, компьютерных технологий все чаще возникает необходимость в людях, умеющих создавать или налаживать работу программ. Обычный пользователь компьютера не может сделать это сам, потому что для этого требуются специальные знания и умения.

Плюсы профессии:

Востребована – программисты нужны. В основном умственная работа, в офисе за компьютером. Обычно хорошая зарплата. Хорошие возможность карьерного роста, вплоть до директора по информационным технологиям, или руководителя собственной фирмы.

Можно устроиться на работу без высшего образования или вообще без образования по специальности, важнее то, что программист знает и умеет.

Иногда можно работать из дома.

Минусы профессии:

Надо постоянно учиться - Постоянно выходят новые программы, меняются характеристики оборудования, поэтому, программист должен постоянно учиться, чтобы уметь делать свою работу.

Высокая конкуренция – программисты нужны, но и желающих на эту работу обычно хватает. Придется доказывать, что вы – лучше.

Программисту часто приходиться по многу раз объяснять какие-то понятные ему и непонятные окружающим людям вещи.

Какие качества требуются:

Хорошая память и мышление. Умение самостоятельно находить решение сложных задач. Любознательность, способность к самообучению. Самостоятельность, усидчивость.

Как стать программистом:

Окончить университет или институт, можно выучиться самому, но это сложно.

Вопросы:

Что делает программист?

Зачем нужны программисты?

Что хорошего в профессии программиста?

Что плохого в профессии программиста? Какие есть трудности?

Кем может стать программист, если он будет много и хорошо работать?

Как можно стать программистом? Где можно выучиться на эту профессию?

Какие качества нужны, чтобы стать программистом? Что еще требуется программисту?

Должен ли программист уметь пользоваться компьютером?

Дизайнер

Что делает:

Придумывает внешний вид различных предметов, будь то одежда или обстановка дома, обложка книги или страница интернет-сайта. Существует множество различных направлений дизайна. Дизайнеров вообще, которые бы умели всё, не бывает.

Зачем нужен:

В наше время важен не только сам предмет, но и то насколько он красивый и удобный. Для того, чтобы создавать внешний вид предметов (например, одежды) требуются специальные знания и навыки, которых нет у обычного человека.

Плюсы профессии:

Возможность придумать что-то и своими глазами увидеть результат. В основном умственная работа, в офисе за компьютером. Есть возможность карьерного роста, вплоть до арт-директора, или руководителя собственной фирмы.

Минусы профессии:

Часто приходится действовать не по уже имеющемуся образцу, а придумывать новое, - из-за этого повышенная умственная нагрузка.

Высокая конкуренция в профессии, много желающих быть дизайнерами – придется доказывать, что вы лучше подходите.

Часто дизайнеру поначалу приходится работать за совсем небольшую зарплату, чтобы набрать примеры сделанных им работ, без которых сложно устроиться в хорошую компанию.

Часто дизайнеру приходиться делать не так, как ему кажется лучше, а так, как хочет заказчик.

Какие качества требуются:

Творческое мышление, умение придумывать новое. Умение общаться и понимать людей. Работоспособность, терпеливость. Умение сочетать красоту и удобство применения того, что дизайнер делает.

Как стать дизайнером:

Окончить университет или институт, или колледж

Вопросы:

Что делает дизайнер?

Зачем нужны дизайнеры?

Что хорошего в профессии дизайнера?

Что плохого в профессии дизайнера? Какие есть трудности?

Кем может стать дизайнер, если он будет много и хорошо работать?

Как можно стать дизайнером? Где можно выучиться на эту профессию?

Какие качества нужны, чтобы стать дизайнером? Что еще требуется дизайнеру?

Должен ли дизайнер уметь рисовать?

Повар

Что делает:

Готовит еду в заведениях общественного питания: столовых, кафе, ресторанах.

Зачем нужен:

Хотя многие люди умеют готовить, не у всех на это есть время и силы. Тем более в середине дня или вечером. Поэтому нужны места, где люди могут поесть, а для них нужны повара. Кроме того, опытный повар умеет готовить гораздо лучше и вкуснее, так, как обычный человек не сможет.

Плюсы профессии:

Востребована - повара всегда нужны. Стабильный доход.

Минусы профессии:

Довольно тяжелый, в основном физический труд. Постоянная работа в жаркой кухне, иногда в ночные или вечерние часы. Не очень хорошо с карьерой, самое больше, повар может стать владельцем собственного ресторана или кафе, но мало у кого это получается.

Чаще опытный повар может перейти работать в более дорогое, престижное заведение. (Например, из кафе в ресторан.)

Какие качества требуются:

Аккуратность и собранность, хорошая память, желательно любить готовить. Также нужны выносливость и крепкое здоровье.

Как стать поваром:

Окончить ПТУ, лицей, техникум или курсы поваров.

Вопросы:

Что делает повар?

Зачем нужны повара, ведь многие люди умеют готовить?

Что хорошего в профессии повара?

Что плохого в профессии повара? Какие есть трудности?

Кем может стать повар, если он будет много и хорошо работать?

Как можно стать поваром? Где можно выучиться на эту профессию?

Какие качества нужны, чтобы стать поваром? Что еще требуется повару?

Можно ли повару есть приготовленную им самим еду?

Образец карточки с названием профессии

Программист


Этап 4 Игра «Кто у нас есть?»

Задача: Отдых, переключение после предыдущего этапа, подготовки к следующему этапу.

Длительность: 5 минут.

Описание: Ведущий называет профессию. Учащиеся в группах должны решить, кто из их одноклассников больше всего соответствует данной профессии. Кратко, несколькими предложениями, обосновать свой выбор. Важно, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение, пусть даже в неформальном виде.

Разные группы могут называть как разных, так и одинаковых учеников, одного или нескольких, как из своей группы, так и из другой.

Затем ведущий называет новую профессию. Всего 1-3 профессий, в зависимости от усталости учащихся и лимита времени. Для выбора конкретных профессий ведущий использует материалы психологического тестирования. Ответы групп никак не оцениваются. Здесь важно, чтобы ребята просто высказали свое мнение.

Ведущий: Мы немного узнали о том, что требуется для того, чтобы освоить различные профессии. Вы вместе учитесь уже много лет, знаете друг друга. Давайте посмотрим кому из ваших одноклассников, какие профессии подходят. Сейчас я буду называть профессию, а группа должна решить, кто из одноклассников, по их мнению, будет в ней хорош. Надо не только назвать имя и фамилию, но и коротко, одним - двумя предложениями объяснить, почему вам кажется, что этому человеку подойдет эта профессия. Можно называть не одного, а нескольких людей, и сказать про каждого. Можно называть фамилии, как из своей группы, так и из других групп. Если у разных групп мнение совпало – ничего страшного.

Для ответа, пожалуйста, поднимайте руки.

Ведущий называет профессии: Повар, Программист, Дизайнер, Футболист, Экономист.

Этап 5 Деловая игра «Собеседование»

Задача: Развитие навыков рефлексии, соотнесение своих качеств с качествами, требуемыми для профессии.

Длительность: 20 минут.

Описание: Собеседование в игровой форме по профессии. Используются профессии, упоминавшиеся в ходе этапов 3,4 по которым у учащихся уже есть определенное представление.

Каждая группа получает карточку с названием профессии и ее краткой характеристикой, бланки оценки. Задача группы в рамках подготовки: обсудить, что требуется от человека, чтобы быть хорошим специалистом по ней и подготовиться к собеседованию по вакансии по данную профессию. Группа также должна определиться, кто будет от нее представлять «соискателя» на данную вакансию.

До начала подготовки из состава каждой группы выделяется один ученик. Он будет «директором», который проводит собеседование. Каждый «директор» проводит собеседование с соискателем не из своей группы.

«Директор» также получает от ведущего карточку с характеристикой профессии. Во время подготовки он должен понять, чего он хотел бы видеть в соискателе, какие качества и умения нужны для данной работы.

На время подготовки допустимы вопросы к ведущему как от групп, так и от «директоров».

После подготовки происходит краткое собеседование. «Соискатели» от каждой группы выступают по очереди.

Члены групп не участвующих в собеседовании наблюдают за процессом и дают в имеющихся у них бланках оценку и обратную связь, как «работодателю», так и «соискателю».

Ведущий: Теперь давайте представим, что вы уже закончили школу. Выучились на определенную профессию, и пришли устраиваться на работу.

Сейчас вы получите карточки с описанием различных профессий. Выберите от своей группы, человека, который пойдет проходить собеседование. Подготовьте его: Решите, что он уже знает и умеет. Как ему нужно держаться и вести себя на собеседовании.

Также прошу от каждой группы одного человека на роль директора, который будет проводить собеседование. Он должен понять подходит ли этот человек, для этой профессии и решить, возьмет он его на работу или нет. Учтите, что директор будет собеседовать соискателя не из своей группы.

Время на подготовку пять минут. Поскольку директор очень занятой человек, времени у него мало, он может выделить на собеседование тоже примерно пять минут. Если собеседование затянется, то, по моему сигналу, в течение одной - двух минут оно должно быть закончено и директор должен решить принимать на работу сотрудника или нет.

Все группы будут проходить собеседование по очереди.

Все, кто не проходит собеседование, пожалуйста, внимательно наблюдайте за ответами ваших одноклассников, и в бланках, которые будут у вас, пожалуйста, оцените и директора и соискателя.

Ведущий раздает бланки оценки и характеристики профессий группам.

Кто хочет быть директором?

Ведущий определяет, кто будет директорами (лучше, чтобы это были добровольцы.) Раздает им характеристики профессий и говорит, соискателя от какой группы они будут собеседовать.

Время пошло. Если что-то непонятно, подходите ко мне и задавайте вопросы.

Пока группы готовятся, ведущий поясняет директорам, что они должны прочитать характеристики, понять, что нужно для хорошего работника на данной профессии. В ходе собеседования, слушая соискателя, и задавая ему вопросы, понять, подходит ли он для данной профессии, решить берут ли они его на работу?

Краткие характеристики профессий

Повар

Готовит еду в заведениях общественного питания: столовых, кафе, ресторанах. Повар должен быть аккуратен, собран, обладать хорошей памятью. Хороший повар должен любить готовить.

Также эта работа требует хорошего здоровья, физической выносливости. Может быть, придется работать вечером или ночью.

Дизайнер

Придумывает внешний вид различных предметов. Существует множество различных направлений дизайна, и дизайнер обычно специализируется на чем-то конкретном. У нас будет дизайнер-модельер, который специализируется на придумывании новых моделей одежды.

Дизайнер должен обладать творческим мышлением, умением придумывать новое. Вещи, которые он придумывает должны быть как красивыми, так и удобными. Дизайнер должен уметь общаться с людьми, понимать чего они хотят. Также иногда ему приходиться делать не так, как ему кажется лучше, а так как хочет заказчик. Либо он должен переубедить его.

От дизайнеров часто требуют примеры ранее сделанных работ.

Программист

Разрабатывает различные программы, налаживает их работу, делает интернет-сайты. Для программиста важны не только знания, но и хорошее мышление, умение самостоятельно находить решение сложных задач, постоянное самообучение.

Программист должен быть самостоятелен и терпелив. Ему часто приходиться объяснять окружающим понятные для него, но непонятные для них вещи. Иногда программист не ходит на работу, а работает из дома (вообще-то многие программисты предпочитают работать именно так).

Образец бланка оценки собеседования учащимися

Примечание

По какой профессии было собеседование?

Напишите справа название профессии по которой проводится собеседование.

Кто был директором?

Напишите справа имя и фамилию

Кто был соискателем?

Напишите справа имя и фамилию

Показал ли соискатель, что он знает свою профессию?

Был ли он вежлив?

Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение

Уверенно ли он себя вел?

Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение

Что бы вы хотели посоветовать этому соискателю?

Взял ли директор соискателя на работу? Как вам кажется, почему?

Напишите справа Да \ Нет, а также свое мнение: Почему соискателя взяли или не взяли на эту работу?

Показал ли директор, что он знает ту профессию, по которой проводит собеседование?

Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение

Был ли он вежлив?

Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение

Уверенно ли он себя вел?

Напишите справа Да \ Нет, или свое мнение

Что бы вы хотели посоветовать этому директору?

Напишите справа свое мнение по этому вопросу.

Оценка результатов работы учащихся:

Группы, наиболее успешно выполнившие задания на этапах 2,3,5, получают «плюс», который вписывается в соответствующую колонку на доске. Крайне желательно поощрить группы, набравшие максимальное и следующие за ним количество плюсов, оценкой или иным образом. Это создаст эффект положительного подкрепления как относительно занятий по профориентации, так и профориентации вообще.

Например, все члены группы, набравшей максимальное число плюсов, получают 5. Члены группы набравшей следующее за ним количество плюсов 4.

Подведение итогов занятия:

Этап 6 Краткое эссе «Кем быть?»

Написание в рамках классного часа или занятия по профориентации краткого эссе (не более 2-х страниц).

Задача: ответить на вопросы: Кем и почему я хочу быть? Какие личные качества, образование мне для этого нужно? Что из этого у меня уже есть и что надо сделать?

Для лучшего уяснения задачи учащимися можно представить эссе, как ответы на ряд последовательных вопросов. Вопросы следует написать на доске, чтобы они постоянно были перед глазами во время написания работы.

План эссе с вопросами для учащихся:

Кем я хочу быть?

Что мне требуется для работы по этой профессии?

Какими качествами и знаниями, нужными для этой профессии, я уже обладаю?

Каких качеств и знаний, нужных для этой профессии, мне пока не хватает?

Что я могу сделать в будущем, чтобы получить эти знания, развить эти качества?

Что я сейчас делаю для этого?

Деловая игра для старшеклассников с элементами дискуссии "Я гражданин: мои права и обязанности
Преподаватель истории, обществознания и права высшей категории Киреева Н.Н.
Цель:
Создание условий для формирования гражданственности, способствующей становлению ценностей, направленных на развитие цивилизованного общества, справедливости, демократии, уважения закона, успешной социализации интеграции в социум.
Вспомнить с участниками основные права человека. Привести примеры о нарушениях прав человека, определить какого типа права чаще всего нарушаются.
Сформировать понимание о единстве права и ответственности.
Ход игры
Встреча участников. Приветствие.
Сегодня мы проведем деловую игру с элементами дискуссии "Я гражданин: мои права и обязанности".
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.
Вы расселись за столами и стали командами. Наши гости-жюри.
Наша игра будет состоять из 4 частей:
Знакомство. Разбивание льда.
«Волшебный квадрат»
Дискуссия "Солнышко".

Презентация - кроссворд
Перед началом вспомним правила ведения дискуссии:
Не допускать выпадов против личности.
Высказываться четко, кратко и по теме обсуждения.
Дать высказаться всем желающим, уважительно относиться к любой точке зрения.
Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.
Постараться проанализировать разные точки зрения.
Не допускать излишнюю эмоциональность.
Не повторяться, продвигать дискуссию дальше через выдвижение новых идей, сообщение новой информации.
Знакомство. Разбивание льда.
Тема прав и обязанностей гражданина РФ является достаточно интересной и сложной. Сегодня мы постараемся рассмотреть и вспомнить основные, относящиеся ко всем гражданам РФ права и обязанности, которые закреплены в первую очередь в Конституции РФ.
- Какие права и свободы закреплены в Конституции? Ответы записать на листе розового цвета.1 бал за каждый правильный ответ. На выполнение 3 минуты.(ответы студентов)
Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка.
С возрастом увеличивается количество прав, а также соответственно растут и обязанности.
- Давайте вспомним, какие у вас обязанности? Ответы записывать на обратной стороне розового листа, за каждый правильный 1 бал, на выполнение 3-4 минуты.(ответы студентов)
Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни (Сценки разыгрывают студенты)1 Мама: Сколько раз тебе говорить - после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!Сын: Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? (Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)2 Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин. Сын: У Меня завтра контрольная Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.Что должна ответить мама? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)3 Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!
Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать? Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый

На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).4 Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм?Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен. Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.Что должна ответить билетерша мальчикам?((Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.)5 Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков?(Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)

6 Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).

«Волшебный квадрат»
«Волшебный квадрат»: командам раздаются листы с буквами, в которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).

Дискуссия "Солнышко".

У вас на столах лежат разноцветные листики, напишите на них случаи нарушения прав человека, прав ребенка, которые могли происходить с близкими, соседями или наблюдались вами лично. Условие: один пример одна сторона листа. 1 бал за правильный случай.
После завершение работы все участники становятся в круг и, зачитывая свои примеры, определяя тип нарушенного права выкладывают листки в форме круга на столе у жюри. Из повторяющихся или близких по смыслу выкладываются лучи, получается фигура напоминающая солнце.
Подводится итог дискуссии.
Рефлексия. Плакат "Имею право..."
А сейчас на столах у вас разноцветные листы бумаги (3 красные,3 зеленые, 3 желтые), в течении 5-10 минут вы должны нарисовать плакат "Имею право...". По окончании работы группы представляют свои плакаты.
лист красного цвета - этот плакат я повесил бы в первую очередь;
лист зеленого цвета - этот плакат я повесил бы во вторую очередь;
лист желтого цвета - этот плакат я повесил бы в третью очередь.
Подведение итогов.
Презентация-кроссворд.
Если говорить о целях гражданского образования, то наиболее узким подходом является простое снабжение студентов знаниями об основных правах, политических и социальных структурах нашего общества, основополагающих законах этого общества. И это хорошо, когда молодые люди, вступая во взрослую жизнь, знают свои права и те законы, по которым живет наше общество. Но не менее важно и то, насколько социально зрелым будет выпускник колледжа, насколько он будет готов воспринимать нестабильный, драматический, но в то же время хрупкий, требующий от человека воли и мужества, любви и заботы мир.
Через игру подростки лучше начинают понимать необходимость знания и соблюдения законов.