Наши школьники знакомятся с русской литературой подробно и разнообразно, но, к сожалению, для более глубокого понимания творчества того или иного автора программного времени просто не хватает. В школах, находящихся в отдаленных регионах, деревнях, иногда просто нет возможности найти методические пособия для более обстоятельного изучения творчества писателей. Создавая данную рубрику литературных сценариев, мы попытались не просто рассказать о биографических данных и основных этапах творчества писателей, но и помочь ребятам как бы погрузиться в атмосферу того или иного времени, услышать голоса современников, прочесть их письма к друзьям и близким. Все сценарии посвящены писателям, творчество которых изучают в школе.
Педагоги, решившие воспользоваться данным материалом, естественно, могут дополнить его стихами, отрывками из прозы или сценами из пьес.
Музыка подбиралась по нескольким соображениям: та, что была любима писателями; та, которая соответствовала времени, и та, которая совпадала с драматургией происходящего. Естественно, постановщик сценария может использовать и другую музыку, которая представляется ему более подходящей.
Готовиться к вечеру следует заблаговременно, чтобы в итоге получилось единое представление, а не концерт из отдельных номеров.
Письма, воспоминания в случае крайней необходимости можно читать с написанного, а вот стихотворения — ни в коем случае.
При оформлении сцены тоже могут возникнуть различные идеи, однако следует помнить, что для таких вечеров не стоит перегружать сцену лишними деталями, которые будут отвлекать внимание от главного. То же относится и к костюмам.
После программ, посвященных поэтам (Блоку, Ахматовой, Цветаевой, Лермонтову), можно устроить чтение стихов этих поэтов всеми желающими. Полезно предложить викторину «Продолжи стихотворение» — один участник декламирует 1-ю строку, другой — 2-ю и т. д.
Хотелось бы, чтобы вечера проходили в непринужденной атмосфере и не были бы «мероприятиями» в плохом смысле этого слова.
Основная цель написания предлагаемых сценариев — пробудить в ребятах желание узнать побольше об этих и других писателях, стремление свободно владеть прекрасным русским языком, не быть малообразованным и косноязычным гражданином в родной стране.

Вот и приближается праздник под названием день учителя. А пока он плавно приближается все ученики «бегают» в поисках того, чем они будут удивлять своих любимый учителей. И вы тоже бегаете? А может, вы покажите смешные сценки про учителей на день учителя?


Миниатюра сдача экзамена.

Учитель:
Дорогие ученики, здравствуйте. Сегодня у нас экзамен, и сегодня в нашей школе, в нашем классе проводится эксперимент. Нам подключили камеры, и теперь всех нас видят прямо в Москве! Так что ведём себя хорошо, не списываем и сдаём экзамен.
Тут один ученик тянет руку.

Учитель:
Степанов, что тебе?

Степанов:
Я это, как бы уйти уже хочу.

Учитель:
Что значит уйти?! У нас экзамен!

Степанов:
Так я и хочу его «сдать» и уйти.

Учитель:
А, сдать! Это другое дело! Но помни Степанов, везде камеры, так что давай не подведи ни свой класс, ни всю школу в целом!
Степанов выходит и сразу отправляется к учителю и даёт ему тяжелый мешок.

Учитель берёт мешок и говорит удивлённо:
Что это, Степанов?

Степанов:
Как что? Это мой экзамен!

Учитель смотрит в мешок, потом вытирает пот с лица и говорит:
А почему мелочью?

Степанов:
Просто батя в маршрутке работает, у нас всегда эта мелочь есть!

Учитель отдаёт мешок ученику:
Забери быстро, Степанов. Камеры везде, а ты мне суёшь!

Степанов забирает мешок:
А как же тогда мне сдать экзамен?

Учитель:
Видишь, мой стол свободен? Сядь за него, и там оставь мешок.

Ученик садятся за стол учителя и говорит:
Всё готово. Я сдал?

Учитель:
Какой сдал, Степанов?! Видишь, камеры повсюду! Давай, я тебе сейчас помогу. Намекни мне, какой у тебя вопрос.

Степанов:
Как намекнуть?

Учитель:
Подними руку, отпросись выйти и так между делом намекни.

Степанов тянет руку.

Учитель:
Степанов, что тебе?

Степанов:
Артур Николаевич, можно, перед тем как я отвечу на вопрос «основные свойства атома», я схожу в туалет?

Учитель:
Можно, Степанов, иди.

Степанов выходит. А учитель говорит:
Вот видите, как Степанов легко сдал экзамен?! А всё потому, что папа у Степанова работает в маршрутке, и Степанов готовится продолжить дело отца и поэтому спешит всё быстро сдать, и пойти учиться у отца!

Сценка - Современные учителя.

Учителей могут играть ученики.

Учительская, в ней двое учителей. В учительскую быстрыми шагами заходит ещё один учитель, кидает журнал на стол и говорит.

Учитель 1:
Нет, я так больше не могу! Сил моих больше нету!
Один из учителей находящийся в комнате спрашивает.

Учитель 2:
Что случилось? Опять 8 «а» класс довёл?
Третий учитель, который также был уже в учительской, вторит.

Учитель 3:
Да, 8»а» это просто ад!

Учитель 1:
Говорила мне мама: надевай колготки, юбку покороче, и иди к зданию городской думы, авось кто-нибудь на тебя и «клюнет»! Нет же, одела я строгий костюм, и пошла поступать на учителя, карьеру пошла делать!

Учитель 2:
Ну, нельзя же так из-за одного класса! Всё-таки это дети, надо с ними помягче как-то.

Учитель 3:
Помягче надо. Но была бы моя воля я бы им «гайки закрутила»!

Учитель 1:
Куда уж строже-то? Вызываю я Петрова к доске, спрашиваю – покажи на карте Мальорку. А он говорит – показать не покажу, а рассказать, как там классно могу, мы там с папой летом отдыхали!

Учитель 2:
Да, уж, Петров он ведь сын депутата, он может многое рассказать! А у меня Иванов на уроке руку тянет и говорит – можно выйти! Я спрашиваю – куда тебе? А он отвечает – кота покормить! Говорю – какого кота? Дома что ли кот-то твой остался или ты в школу его принёс? А он мне отвечает – игру закачал, называется говорящий кот, вот ему есть пора. И показывает мне планшет. Я прямо и не знаю, что и делать, говорю, иди, корми кота, мне в классе жертвы голода не нужны.

Учитель 3:
А у меня ученики наотрез отказались учить Достоевского. Говорят, Роспотребнадзор внёс их любимый сайт с играми в список запрещённых, а они на это внесли в свой список запрещённых к изучению авторов всех писателей и поэтов, которые мы в школе проходим!

Учитель 1:
Да это не дети, то…я даже не знаю, как сказать, чтобы не выругаться!

Учитель 2:
Ну не чего, будет и на нашей улице праздник, придёт пора зачётов и экзаменов!

Открывается дверь в учительскую, входит ещё один учитель и говорит:
С праздником, учителя!

Бал с литературными героями.

Ведущий.

О, как ничем неукротимо
Уносит к юности былой

Вблизи порхающее мимо

Круженье пары молодой!

Чего хочу? Иль может статься,
Бывалой жизнию дыша,

В чужой восторг переселяться

Заране учится душа?

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

(Медленный вальс)

Сценка. Две дамы.

Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!

Вот, капитан Васильев - душка -

Со мной мазурку танцевал!

Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын

Ко мне неравнодушен, знаю!

Он здесь без матушки, один!

Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.

На нас он смотрит не мигая.

Ну, просто, чудо кавалер.

А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.

Сейчас к нам подойдет поближе.

Он, кстати, сказочно богат.

О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!

Товар удачно сбыл папаша,

Гостинцев ворох ей привез.

А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!

- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.

Явилась старая сова!

Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.

И мы, с тобой, не лыком шиты.

Себя в обиду не дадим.

Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!

Вино французское рекою!

И будем танцевать всю ночь!

(Танец. Венский вальс)

Молодой корнет.

Я видел раз ее в веселом вихре бала;
Казалось, мне она понравиться желала;

Очей приветливость, движений быстрота,

Природный блеск ланит и груди полнота -

Всё, всё наполнило б мне ум очарованьем,

Когда б совсем иным, бессмысленным желаньем

Я не был угнетен; когда бы предо мной

Не пролетала тень с насмешкою пустой,

Когда б я только мог забыть черты другие,

Лицо бесцветное и взоры ледяные!..

Ведущий.

(звучит романс «Хризантемы» в исполнении ученицы. В зал влетает молодой человек.)

А, месье Хлестаков…(Говорит по - французски фразу) Вы где-то задержались? Проходите, мы вам рады. Чудесный нынче бал?

Хлестаков.

Да, ну конечно, кто же сравнит с Петербургом? (Берет стул, садится в центре зала.) Эх, Петербург! Что за жизнь, право! Никак нельзя скрыться, никак! Только выйду куда-нибудь, уж все говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!»


Первая дама.

«Скажите, как…!»


Хлестаков.

С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики… Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню… И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: Пожалуйста, напиши что-нибудь…Думаю себе, ну пожалуй, изволь, братец… И тут же в один вечер, кажется, все написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях…


Вторая дама.


Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?


Хлестаков.


Да, это мое сочинение. Я, признаюсь, только литературой и существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен. Дом Ивана Александровича.

(Обращается ко всем)

Сделайте милость, господа, будете в Петербурге, всех прошу ко мне.

Я ведь тоже балы даю.


Первая дама.


Я думаю, там вкусом и великолепием даются балы…


Хлестаков.


Просто и не говорите…На столе, например, арбуз…в 700 рублей арбуз… Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. … Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: французский посланник, английский посланник, немецкий посланник и я… У меня одна лестница стоит… стоит…

А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся…Графы и князья толкутся и жужжат, как шмели, только и слышно ж-ж-ж-ж, Иной раз министр:Ж-Ж-Ж-Ж-Ж…

Мне даже на пакетах пишут «Ваше Превосходительство…» Меня сам Государственный совет боится! Да что в самом деле! Я такой! Я не посмотрю! Я говорю всем:» Я сам себя знаю», сам! Я везде! Везде» Во дворец всякий день езжу! Меня завтра же сейчас произведет в фельдмаршалы!!!

(Двое гусаров берут его за руки, выводят и сажают в ряд.)


Ведущая.


Мадам, месье – фигурный вальс


Ведущий .


А теперь, друзья, в круг! Играем в «Комплимент» Нужно сказать не менее 10 приятных комплиментов человеку, который стоит третьим справа!

(Можно под мотив песни Никитиных из к/ф "Москва слезам не верит").

" Позвольте представить, Катрин , - вот мой друг Александр ,
Немного поэт и отменный драчун, каких мало."

"Ах милый мой
Серж , Александра вы в краску вогнали,
Пускай же раскроет и сам наконец он уста!"

В натертом паркетном полу отражается свет.
И пара под сладкие звуки мазурки кружится...

И долго безусый корнет будет девушке сниться

И он не один посвятит ей любовный сонет.

"А правда, что в Вашем полку побывал государь?"
"Приехал на пасху поздравить нас с праздником лично,

И нам наказал бить турецкое войско отлично!"

"Я счастлива буду Вам дать свою ладанку в дар..."

Не в силах друг другу словами все то рассказать,
Что руки сказали пожатьем простым и нескромным,

В красивом убранстве и блеске той залы огромной

Они никого не хотели теперь замечать.

"Катрин, обещайте с победой дождаться меня?"
"Ах мой Александр, я Вас ждать буду хоть до могилы!"

"Мне мысли о Вас придадут в боях с турками силы."

"Молитвы мои будут Вас, Александр, охранять..."

Слезы на ресницах не видел никто из гостей.
И снова улыбка на лицах- ведь бал не для грусти!

И только щемящая боль до утра не отпустит,

И только молиться, и ждать от рассыльных вестей...


Ведущий.


Как воспоминание о лете, о доме Лариных, о летних букетах, разнотравье и цветочных ароматах, мы танцуем « Вальс цветов ». Он раздает танцующим цветы.

Участники бала танцуют венский вальс с цветами, после танца отдают

цветы ведущим.


Ведущая


Теперь наши дорогие гости смогут узнать всё о цветах.

В зал вносят цветочные карты, Ведущая зачитывают значение каждого цветка:

цикорий обозначает строгость,

незабудка говорит: «Помни меня»,

фиалка - символ строгости,

мак -символ страсти,

клевер сулит тайный роман,

василёк является символом простоты и нежности, обновления и счастья,

герань - Ваш каприз,

одуванчик - предсказание,

фиалка - символ скромности,

колокольчик - предвещает радостную новость,

гвоздика - символ добровольного отказа.


Ведущая.


Для всех участников бала звучит романс "Гори, гори, моя звезда"


Ведущий.


Мы рады поздно или рано

Услышать звуки фортепьяно.

Девушка исполняет фортепианный этюд.


Гусар.


Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

О вы, почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу мою заметить речь:

Я вас хочу предостеречь.

Вы также, маменьки, построже

За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

Не то... не то, избави боже!

Я это потому пишу,

Что уж давно я не грешу

Мазурка.


Ведущие проводят игру «Литературные фанты»


Ведущая.


После бала, когда гости расходятся, случается нередко так, что наши слуги находят множество потерянных вещей, так, например, один из королей долго разыскивал девушку, которая потеряла на балу туфельку.


Ведущий


Мы хотели бы узнать, кому принадлежат потерянные вещи.

это перо принадлежит дворянину, который учился и в России, и в Германии, а большую часть жизни прожил в Париже, танцевал на балу с дочерью Пушкина, хотя очень любил русскую природу и охоту. (Тургенев)

эта литературная героиня жила в деревне, после трагической гибели жениха вышла замуж достаточно быстро, а это её кукла . (Ольга Ларина)

букетик фиалок… он стал поводом для встречи двух молодых людей, но их любовь была несчастной. («Бедная Лиза»)

Это книга Вольтера, её привез из-за границы один молодой дворянин, он три года путешествовал за границей, а потом вернулся в Москву устраивать свои личные дела. (Чацкий)

Этот предмет мадмуазель уронила в речку и долго страдала, стараясь его оттуда достать (Мячик Тани. А.Барто).

А это сундучок, его возил за собой один очень известный дворянин, он работал и на строительстве казенных зданий, и на таможне, правда, потом оказалось, что он известный аферист, однако он чуть не женился на губернаторской дочке, но один изрядно подвыпивший помещик, приехав на бал и увидев мошенника, разоблачил его. (Чичиков)

Этот пистолет… наверно, хозяину было не очень приятно вспоминать о нем, ведь он убил из него на дуэли друга… (Онегин)

Это толстая тетрадь.. в ней какие-то записки.. По-моему, это записки офицера…Как же его звали? (Печорин)

Полонез.


Молодой человек.


Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!


Ведущий.


Дамы и господа, сейчас каждый из Вас получит записку с пожеланием. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

В зал выносят поднос с записками, на каждой записке должно быть написано пожелание, например «Выбрав дорогу, не сворачивай!», «Загляни к себе в душу, спроси своё сердце!», «Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!», «Не забывай о себе!», «Помни, пущенная стрела не возвращается», «Найди счастье в дне сегодняшнем», «Знай, рассеются облака, покажется вершина», «Помни, как бы медленно ты ни двигался, главное - не останавливаться», «Зная меру, будешь иметь всего вдоволь».


Ведущая.


Дорогие гости, на одной из записок есть подпись Александра Сергеевича Пушкина, кто этот счастливчик? Он сможет выбрать себе подарок
(романс, стихи или последний танец...)


Последний танец.

Класс. Доска. В классе за партами сидят дети. На доске число.

Учитель(Деревцова): Итак, сегодня мы побеседуем с вами о романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»! Пичужкин!
Пичужкин нехотя встает из-за парты.
Вебер: Марья Владимировна, я не прочитал
Учитель(Деревцова): А что же ты делал?
Вебер: (мнется) Я это... смотрел «Человека-паука»...
В классе смешок
Учитель(Деревцова): Может быть, Щеглов расскажет нам про образ Раскольникова?
Щеглов так же нехотя встает из-за парты
Пушкарев: Я тоже... про Паука смотрел...
Учитель(Деревцова): Хорошо!!! И что же вас привлекает в этом «Человеке-пауке»?
Вебер: Ну... там в него стреляют
Пушкарев: ...А потом бац - паутина! И всех победил!
Учитель(Деревцова): Стреляют! Паутина! Да знаете ли вы, что образ Человека-паука занимает в американской мультипликации конца ХХ века особое место. Вольготную жизнь Нью-йоркских негодяев прерывает классическая фраза: «К нам едет Человек-паук!» Силы зла становится в оппозицию к нашему герою. Кроме того, что Человек-паук разночинец, он мутант до мозга костей, которых у него, кстати говоря, и нету! Критики определяют характер Человека-паука как «решительный, цельный, американский»! В отличие от драмы Чуковского, наш Паук с человеческим лицом, и ни что человеческое, как и ни что паучье, ему не чуждо! Это и заставляет его плеваться паутиной и с легкостью вскарабкиваться на небоскребы, где возвышаясь над суетой мегаполиса герой сам себе задает вопрос «Тварь я дрожайшая, или человек, способный любить и прощать?!!»
Дети слушают, раскрыв рты
Учитель(Деревцова): Запишите тему следующего сочинения: «Покемоновщина, или кому на Японии жить хорошо»!

Ведущие(Эля): Спасибо Н.М. за внедрение светлых литературных образов в светлые - до прозрачности наши головы

Ведущий берет рюкзак с надписью "Математика".

Ведущий(Селиванова): Математика - королева наук!

Без нее не летят корабли..

Ведущий(Хорошилова): Без нее не поделишь ни акра земли.

Ведущий(Селиванова): Даже хлеба не купишь,

Рубля не сочтешь.

Ведущий(Хорошилова): Что почем, не узнаешь,

А узнав, не поймешь.

Ведущий(Паршакова): Да, математика важна!

Каждый день она нужна.

Знания отличные

В школе дали нам.

И мимо нас она не прошла мило!

(Мысли учеников сидящих за партами и стоящей у доски, мысли произносятся из-за кулис.)

Ученик1(Гиззатов): Я с детства ненавижу устный счет.

Любви противен всяческий расчет.

Я калькулятор гордо достаю

Ученик2(Завьялова): Люди встречаются, люди влюбляются, женятся.

Я все стою у доски и беру интеграл.

Только зачем? Я ж умею владеть калькулятором.


Чтобы меня продавец не обсчитал.

Снова у доски стою, проклинаю жизнь свою,

Знаю я, ученье - свет, но не легче от этого, нет!

Ведущие(Кох): Спасибо Т.В. за то, что Вы в бесплодной пустыне взращивали чахлые ростки математических знаний.

Ведущий берет рюкзак с надписью "Химия".

Ведущий(Порозова): Рыжий дым клубами вьется,

Пламя лижет потолок,

Кислота рекою льется -

В опытах идет урок.

Ведущий(Вебер): На пути к великой цели

Не страшны страдания.

Менделеев бы одобрил

Наши изыскания.

Ведущий(Пустуева): Да, химия всегда нужна.

Пригодится нам она.

Как начну я щи варить,

Буду знать, чем посолить.

Ведущий(Эля): За знания по химии

Вас благодарим.

И концертный этот номер

Подарить хотим.

На сцену выходят «учитель химии» с колбой и журналом и два ученика.

Ведущий 1(Савченкова) : Учитель химии Надежда Владимировна Киршина, она же завуч по учебно-методической работе.

Ведущий 2(Деревцова): Заметила, что у школьников всегда нет времени, чтобы подготовиться к контрольной работе...

Ведущий 1(Савченкова): А для того чтобы ее переписать, времени хватает.

Учитель(Кох): Вы уже 10 раз переписываете эту контрольную, с вас достаточно!

Ученик 1(Настина): Ну как же достаточно? Как достаточно? раз я написала ее на 1 балл, второй раз - на 2 балла, с четвертой попытки получила «4»!

Ученик 2(Ротгань): Это же затягивает, как наркотик!

Все: Химия - опиум для народа!

Учитель(Кох): Да, вот так. Я помню, один мой ученик переписывал, переписывал и...

Bсe: Стал наркоманом?

Учитель(Кох): Нет, стал доктором химических наук!

Ученик 3(Паршакова): И правда! Мы на каждой контрольной маленькое открытие делаем!

Ученик 1(Настина): : Все синтезируют искусственный белок. А я синтезировал искусственный желток!

Ученик 2(Ротгань): А я смешал калий, кальций и фосфор и новое вещество - какофос!

Ученик 1(Настина): Которое является основой популярного напитка «Каки-Колы»!

Ученик 3(Паршакова): А мы с Саней придумали реакцию обмена: я даю списать домашку по алгебре, а он мне домашку по физике

Ученик 4(Пушкарев): О! Эврика! Я, кажется, понял, что такое какаш о аш! Прикиньте, пацаны, это же обыкновенная вода!

Ведущий(Хорошилова): Н.В! Спасибо за то, что мы все-таки поняли: «Познание - это путь, а не цель»

Ведущий (берет рюкзак с надписью "История").

Ведущая(Завьялова). Вот сидят сейчас в этом зале наши мамы и папы, дедушки и бабушки. А ведь мы для них – светлое будущее.

Ведущий.(Деревцова) А наше светлое школьное прошлое уже стало историей.

Ведущий: (Вебер) Кто, когда, зачем и сколько -

Даст на все она ответ.

При любой проблеме в жизни

Выдаст взвешенный совет.

Ведущий(Савченкова): Мы историю учили -

Древнюю и наших дней,

А теперь ее продолжить

Время нам рукой своей.

Вам (и. о. педагога)

От чистого сердца

Этот номер концертный!

Участники сценки об уроке химии уходят, появляются новые персонажи: римлянин в тунике, с лавровым венком на голове, с автоматом в руках, и Кутузов, в треуголке, с перевязанным глазом, в мундире и с сигаретой в зубах. Оба держат перед собой рамочки от портретов.

Кутузов(Гиззатов) . (Одной рукой вытаскивает изо рта сигарету, другой очищает мундир) Ой, наконец-то уроки закончились и можно заняться гигиеной.

Богиня Афина(Порозова). Ну да, висишь тут с умным видом, в рамочке на стене, каждый дурак может тебе самолетиком в глаз заехать...

Кутузов(Гиззатов) Или сигарету пририсовать – тьфу! (Выбрасывает сигарету)

Богиня Афина(Порозова). А то иавтомат Калашникова! (Делает вид, что стреляет из автомата)

Кутузов(Гиззатов) И это наше светлое будущее!!! Кто бы мог подумать!

Богиня Афина(Порозова).. Видать, у каждого светлого будущего есть свое темное прошлое.

Кутузов(Гиззатов) Да бросьте, коллега, наше темное прошлое – это уже история!

Богиня Афина(Порозова). И современные дети в ней – как рыбы в воде!

Кутузов(Гиззатов) Иногда, правда, путают Куликовскую битву с Ледовым побоищем.

Богиня Афина(Порозова). Но зато помнят, что победили наши!

Кутузов(Гиззатов) А недавно один выпускник заявил, что Римскую империю основали русские князья.
Богиня Афина(Порозова). Ну, не китайские же!

Богиня Афина(Порозова). Ага, и дату вашего рождения называют с погрешностью в тысячу лет.

Кутузов(Гиззатов). Зато какая широта мышления!

Богиня Афина(Порозова). А чем шире угол зрения, тем он тупее! И за что только им пятерки ставят?

Кутузов(Гиззатов) А за то, что они великодушны и прощают учителям свои ошибки.

Богиня Афина(Порозова). Ладно будем и мы снисходительны. Ведь учиться так трудно!

Кутузов(Гиззатов) Да, коллега, известно, что школьный день сокращает жизнь на семь часов!

Богиня Афина(Порозова). О, скоро звонок, не забудьте сделать умное лицо, коллега.

Герои сценки вновь помещают рамки перед лицами и замирают в «портретах»

Ведущие(Вебер): Спасибо вам, Т.А., за наше счастливое детство, как говаривали во времена товарища Станина.

Ведущий берет сумку с надписью "Биология".

Ведущий(Савченкова): Ваш предмет ужасно важный,

Это понимает каждый,

Изучили все подряд.

Ведущий(Селиванова): Человека и котят,

Ведущий(Савченкова): И цветочки, и травинки,

Ведущий(Селиванова): Стебли, пестики, тычинки.

Ведущий(Савченкова): И учитель вы отменный -

Самый необыкновенный.

???????????????????


1.Мы, Копейские девчата,
Красоты рекорды бьем.
Красоты своей рецепты в огороде
Мы берем.
2.У меня фигура тонка
И высокий каблучок.
Я не буду есть котлеты
Мне зажарьте кабачок.
3.Я секрет румян достала
У прабабки Феклы.
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свеклы.
4.Почему в шкафу у мамы
Стало очень пусто?
Все наряды я надела,
Как кочан капусты.
5.Тыкву нашу поливали
Утром, вечером и днем.
Тыква выросла большая
И теперь мы в ней живем.
6.Мы купили микроскоп-
Больше не скучаем.
Мы плохих грязнуль- микробов
Мыться приучаем.
7.Мышку в клетку я поймал
И там запер крепко.
Нам поможет убирать
В огороде репку.
8.Ты обманщица, ромашка.
Как же “ нет”, не может быть.
Я же душка, я милашка,
Все должны меня любить.
9.Не болеем больше гриппом,
не боимся сквозняка.
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока.
10.А в поселочке у нас
Даже и лягушки
Распевают на прудах
Звонкие частушки.


Ведущий(Хорошилова): Спасибо Галина Александровна, за то, что во время изучения раздела «Генетика» вы сумели всем внушить, что от свиньи не родятся бобры.


Ведущий берет рюкзак с надписью "Физика".

Ведущий()Малышев: Мы не Эдисоны,

Не дотянем до Ньютонов,

И совсем был не таков

Папа радио - Попов.

Ведущий(Вебер): Пусть паскали, ватты, герцы

Нам вошли и в плоть, и в кровь,

Но зато навечно в сердце

Будет к физике любовь.

На сцену выходят ученики и учитель физики. Выстраиваются в шеренгу

Учитель физики(Пушкарев): Кто знает закон Архимеда?

Зубрилка(Эля) (тянет руку): Тело, погруженное в жидкость, вы­талкивает объем, равный объему этого тела.

Лентяй 1(Селиванова) : Ничего не выталкивает! Я вчepa проверял!

Учитель(Пушкарев): И как же ты проверял?

Лентяй 1(Селиванова) : Ну, я погрузил свое тело в ванну, сидел, сидел 3 часа, замерз и вылез.

Учитель(Пушкарев): Ну и какое же ты сделал наблюдение?

Лентяй 1(Селиванова) : Я сделал наблюдение, что ЖЭК отключил воду. И горячую, и холодную.

Ученица(Савченкова): Ну и причем же здесь Архимед?

Лентяй 2(Пустуева) : А вот даже и очень причем. Пусть он мне только попадется!

Ученица(Савченкова): Что же он тебе плохого сделал?

Лентяй 2(Пустуева) : Ну, я набрал полную ванну, погрузил туда свое тело...

Все: И что?

Лентяй 2(Пустуева) : Прибежали соседи и сказали, что у них с потолка натекло пять ведер воды!

Учитель(Пушкарев) (оживляясъ): О! Какой можно сделать вывод?

Лентяй 2(Пустуева) : А вывод такой, что пусть этот Архимед сам ре­монт делает!

Учитель(Пушкарев): ______________! Да Архимед - это же великий ученый древности.

Зубрилка(Эля) (тянет руку): Он жил 2 тысячи лет назад!

Ученица(Савченкова): Ага, как-то он сидел в ванне, ему на башку упало яблоко, и он закричал: «Эврика!»

Учитель(Пушкарев): Ну, и что же такое «Эврика»?

Зубрилка(Эля): Эврика означает «Нашел!».

Учитель(Пушкарев): Ну, и что же он нашел?

Лентяй 2(Пустуева) : Не знаю, мыло, наверное.

Ученица(Савченкова) : Или мочалку!

Учитель(Пушкарев): Очень плохо, физики никто не знает, ставлю всем «2»!

Лентяй 1(Селиванова) : Ну спросите еще что-нибудь!

Все: Ну Алексей Сергеевич!!!

Лентяй 2(Пустуева): Я все знал, но забыл!

Зубрилка(Эля): А я все помню, но ничего не знаю!

Учитель(Пушкарев) : Ладно, при какой температуре кипит вода?

Лентяй 1(Селиванова) : Не помню, но точно знаю, что при температуре 40 градусов

Вместе: Она превращается в водку!!!

Учитель(Пушкарев): Все, у меня больше нет терпения. . .

Ведущие(Порозова): Алексей Сергеевич.! Если верно утверждение, что тело, погруженное в жидкость, выталкивает объем жидкости, равный своему объему, то те знания, что вы пытались в нас вложить, должны давно выплеснуть все остальные знания. Спасибо вам за это.

Ведущий берет рюкзак с надписью "География".

Ведущий(Малышев): Нынче нам открыты все

Страны, континенты.

Поезжай и изучай

Местные моменты.

Ведущий(Гиззатов): Если будем в Африке -

Можно все сейчас, -

Вспомним географию

И, конечно, вас.

Называют педагога.

Учитель(Кох). Здравствуйте, деточки. Начинаем урок географии. Надеюсь, все принесли на урок карты?

Ученики. (Тасуют игральные карты) Все, все!

Учитель(Кох).. Откройте свои карты.

Ученики раскладывают карты веером, обмахиваются ими, показывают отдельные карты публике, как в карточных фокусах.

Учитель(Кох).. Покажите, где находится великая русская река Волга.

Ученики рассматривают карты с разных сторон, переглядываются, пожимают плечами

Учитель(Кох).. Что, не нашли?

1 Ученик(Ротгань). Нету Волги, Наталья Петровна!

Учитель(Кох).. Хорошо, попытайтесь найти Балтийское море.

Ученики дружно пожимают плечами, разводят руками.

Учитель(Кох).. Что, и Балтийского моря нет?

Ученики вместе. Нету Балтийского моря!

Учитель(Кох).. Может, и Тихого океана нету?

2 Ученик(Хорошилова). И Тихого океана нету!

3 Ученик.(Паршакова) Правда, Наталья Петровна!

Учитель(Кох).. (Теряя терпение) Ну, хотя бы Москву на своих картах вы можете найти?

4 Ученик.(Малышев) Ой, Москву нашли! Вот она! Отпечатано в типографии РОСПРИНТ!

1 Ученик(Ротгань). Москва, улица Тверская, 52!

Учитель(Кох).. (Облегченно) Ой, наконец-то хоть что-то нашли! А теперь, ребята, откройте учебники!

2 Ученик. (Хорошилова) Ой, Наталья Петровна, ну какие учебники? Ну кто в одиннадцатом классе учебники в школу носит?

Учитель(Кох).. Нет, ну так совершенно невозможно работать! До каких пор это будет продолжаться, может мне кто-нибудь ответить или нет?

Ученики дружно поднимают руки, подпрыгивая от нетерпения.

Учитель(Кох).. (С надеждой) О, лес рук! Петров.

3 Ученик. .(Паршакова Это будет продолжаться до тех пор, пока мы не окончим школу, а потом мы поступим в институты и начнем грызть науку!

4 Ученик. .(Малышев) Станем землепроходцами и первооткрывателями! И сотрем все белые пятна на глобусе!

Учитель(Кох).. Ладно, договорились!

Ведущая(Савченкова). Дорогая Наталья Петровна, эта сценка совсем не про нас.

Ведущий.(Вебер) Ведь мы географию знаем на все 5 с хвостиком!

Ведущий берет сумку с надписью "Иностранный язык".

Ведущая(Настина). О, сколького мы еще не знаем!

Ведущий.(Пустуева) А сколько еще предстоит НЕ узнать!

Ведущая. (Настина) Вот, например, иностранный язык. Если позанимаешься английским языком хотя бы четыре часа в день…

Ведущий. .(Пустуева) Значит, день пропал не зря!

Ведущая. (Настина) А если будешь заниматься весь день и даже во сне…

Ведущий. .(Пустуева) То овладеешь языком в совершенстве!

Чтец 1(Эля): От Канады до Тасмании

Сократится расстояние,

Если будешь ты знаком

С иностранным языком!

Чтец 2(Паршакова): Знания отличные!

Говорим: "О кей!"

А Шекспира мы читаем

Уже без словарей!

Чтец 3(Пушкарев): Знания прекрасные!

Говорим: "Зер гут!"

Поступить они помогут

Сразу в институт!

Ведущие(Ротгань): Л.Н. и О.Л.! Благодаря вам европейские столицы стали для нас намного ближе.

Ведущий(Завьялова): Дорогие завучи! Ваша профессия поистине относится к разряду самых тяжелых. На Ваших плечах лежит огромная ответственность – учить нас всему самому хорошему, добрым поступкам и правильному поведению в обществе. Мы поздравляем Любовь Ильиничну, Надежду Владимировну и Зою Вадыховну с последним звонком и желаем всего самого хорошего.

Ведущий(Хорошилова): Мы благодарим директора школы, который научил нас понимать смысл фразы: "Шеф всегда прав! Если не прав – смотри пункт первый! ".
Ведущий (Малышев)- Спасибо СВ. и А.А. за убеждение «Спортсменом можешь ты не быть, но физкультурником - обязан».
Ведущий (Пушкарев) Мы восхищены учителем Информатики (имя), без ложной скромности мы можем сказать, что мы любим информатику и хорошо знаем компьютер.
Ведущий (Деревцова) Учитель технологии научил использовать грамотно даже неисправный инструмент, сказав: "При умелом обращении сгодятся и дурак и тупые ножницы. ".
Ведущий (Настина) Мы благодарны учителю ОБЖ, который объяснил нам, что памятники надо ставить не полководцам, а тем, кто предотвратил войну, и что при нарушении техники безопасности человек может не только умереть, но и родиться.
Ведущий (Кох) Спасибо учителю музыки, ведь какие песни слышишь в детстве, такие поёшь всю жизнь.


Текст песни
На Выпускной - Песня Про Учителям

Мы на алгебре тихо
Считали логарифмы
Сумасшедший бред несли порой.

А на русском морфемы
Зубрили дружно все мы
Но как хотелось всем нам сбежать до-мо-й.

В исторических спорах
Много истин новых
Пётр I стал родным отцом.

И Гимолиза признак
Стал нам очень близок.
Дружно с биологией мы жи-вём.

Вот пробирка в штативе
Н2SO4
Нам Менделеев сниться и нооочью, и днём.

Три закона Ньютона
И формул разных тону
Мы вызубрили лучше, чем сам Ньютоон.

Мы с девчонками вместе
Вышивали крестик
На трудах, и пили чаи с тортоом.

А на обществе право
Учили мы исправно,
Но и нарушали его по-том.

Физкультура-наука.
Стал быстрее звука.
Пробегу 100-метровку за воосемь секунд.

ОБЖ очень нужен
Как пойти на службу
И вернутся с неё, не устро-ив бунт.

Знаем аамериканцев,
Как свои 5 пальцев.
Англию считаем родной страной.

Хакер я в интернете.
Все взломаю сети.
Иинформатика, я дружу с тобой.

Мы весь мир покорили

Страны изучили

И в путешествие мы все по-ле-тим.


Песню пропели и дарим учителям цветы!!!

Ведущий(Порозова): Мы говорим «Спасибо» всем, кто работает в школе, кто нам помогал: врачу Людмиле Николаевне, библиотекарю Ольге Алексеевне, которая к тому же учила нас рисовать и защищать себя в чрезвычайных ситуациях; «Спасибо» - нашим поварам и техничкам.

КЛ. РУКОВОДИТЕЛЮ:

Слова родителям!

Ведущий(Кох). Позади удачи и неудачи, слезы переживаний. все годы с нами были наши родители. Пусть кажется, что нас порой они не понимают, понапрасну волнуются, излишне переживают. Такова родительская доля.Ещё не раз они подставят нам плечо поддержки, так же будут волноваться и переживать.

Дарим сердечки и читаем по строчке…

) - законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы героев. Литературный киносценарий, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей должен отвечать и производственно- экономическим требованиям кинематографа.(типовой сценарный договор, утвержденный приказом Председателя Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР от 14 апреля 1971 года № 188)

Литературный сцена́рий - полноценное художественное произведение, отвечающее специфическим и производственным требованиям фильмопроизводства, где с учётом зрительных и звуковых образов дается описание эпизодов фильма с диалогом актеров (Б. Н. Коноплев «Основы фильмопроизводства» М. «Искусство» 1969 стр.91)

Фактически, то что раньше называлось литературным сценарием - это и есть киносценарий в сегодняшнем понимании («Инструкция о порядке оформления договоров киностудий союзного и республиканского подчинения с авторами на написание киносценариев для художественных кинокартин, а также учёта и контроля за выполнением договоров», утвержденная приказом министра кинематографии СССР от 28 декабря 1946 года № 217-м; «Инструкция о порядке запуска художественных фильмов в производство», утвержденная приказом Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии от 7 марта 1964 года № 76).

Хотя в некоторых компаниях до сих пор используется понятие Литературный сценарий для определения киносценария.

Некоторые сценарные агентства для «увеличения объема работ» специально разделяют создание литературного сценария и киносценария, что опытными продюсерами пресекается на корню.

Понятие «Литературный сценарий» было введено исключительно для различия режиссерского сценария и киносценария, который ложился в основу фильма, поскольку и режиссёрский, и литературный сценарий являлись киносценариями.

В советское время создание литературного сценария выделялось в отдельный период создания фильма. Так же поступают до сих пор.

История

После Октябрьской революции, правда уже в 1919 году, был издан декрет, согласно которому вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность была национализирована путем реквизиции («О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного Комиссариата Просвещения», Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1919 год, № 44, статья 433), а потому вся дальнейшая регламентация кино была производственной. Кинопроизводство начало входить в сферу интересов государства.

Именно в советский период становления киноискусства сложилась основа технологии кинопроизводства, используемая в отечественной кинопромышленности до сих пор, безусловно с учётом новых экономических и технических реалий.

В советское время, в основном, существовало два вида киносценариев:

  • литературный сценарий

Написанием литературного сценария в основном занимались выпускники сценарного факультета Всесоюзного Государственного Института Кинематографии (ВГИК), с учётом производственных требований, выставляемых Госкино СССР.

При каждой киностудии существовали сценарные редакционные коллегии (или сценарные отделы). Туда авторы сценариев высылали творческие (сценарные) заявки или либретто фильма. Далее по этим заявкам создавался тематический план редакционной коллегии, который утверждался Комитетом по кинематографии при Совете Министров СССР.

Утвержденной формы заявок не существовало. Однако, в типовом сценарном договоре (утвержденном приказом Председателя Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР от 14 апреля 1971 года № 188) в п.2 было указано, что киносценарий должен соответствовать утвержденной Студией и приложенной к договору творческой заявке Автора, «излагающей идею, сюжетный замысел и характеристику главных действующих лиц».

Типовой сценарный договор всегда оформлялся по форме утвержденной Министром кинематографии СССР (Приказ Министра кинематографии СССР от 28 декабря 1946 года № 217-м).

На киностудиях существовали так же производственные требования в которые должен был вписаться автор литературного сценария при его создании. На 1956 год, например действовали следующие нормативы:

  • Длина фильма (для полнометражных художественных фильмов от 2500 до 2700 метров, по фильмам для детского зрителя от 2100 до 2300 метров) Литературный сценарий полнометражного фильма должен был уложиться в на 70-80 страницах машинописного текста, напечатанного через два интервала на одной стороне листа.
  • Количество съемочных объектов: от 30 до 35 (из них от 7 до 12 павильонных декораций и декораций на натуре от 1 до 2-х, остальное натурные съемки)
  • Общая площадь павильонных декораций должна была занимать от 2200 до 5000 кв.м. по фильмам различной сложности
  • Количество участников групповок и массовок до 6000 человеко-дней
  • Количество актеров-исполнителей главных и эпизодических ролей обговаривалась отдельно.

Так же могли обговариваться: времена года для съемки фильма, примерный объем летних и зимних съемок, участие определенных актеров и другие производственные параметры конкретных киностудий.

В среднем литературный сценарий имел до 30 основных эпизодов и содержал от 4 до 5 тыс. слов диалога.

Устанавливалось, что к каждому подготавливаемому студией сценарию прикреплялся редактор, ответственный за идейно-художественное качество принятого студией сценария и оказывающий помощь автору в процессе написания сценария (Из циркулярного письма Министерства кинематографии от 26 мая 1948 г. № 8/13-35).

Представленный Автором киносценарий Студия обязана была рассмотреть и письменно известить Автора либо о принятии (одобрении) киносценария, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, либо о необходимости внесения в киносценарий поправок с точным указанием существа требуемых исправлений. Требования, направляемые Автору в письменном виде о необходимости внесения в киносценарий поправок с точным указанием существа требуемых исправлений, могли быть предъявлены Автору не более двух раз. Срок представления киносценария после внесения поправок устанавливался по соглашению сторон.

После создания сценария и утверждения их руководством киностудии, к литературным сценариям прилагался лимит на постановку фильма и литературные сценарии художественных фильмов рассматривались Главным управлением художественной кинематографии Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР и представлялись на утверждение руководства Комитета. И только после утверждения могла быть осуществлена постановка фильма.

В 1977 году Инструкцией Госкино СССР была предпринята попытка разделить сценарный период на создание литературного сценария и так называемого «киносценария», представляющего собой творческо-производственную разработку литературного сценария.

В «киносценарии» драматургическая разработка действия велась по сценам и эпизодам, а производственная по объектам съемки.

Перед каждой сценой писался ее номер, потом шел объект и время съемки (Пример: Объект-Сельсовет. Павильон. День (лето)), а далее лист делился на две части. В первой части описывалось действие, а во второй писались диалоги.

Форма, утвержденная данной инструкцией, просуществовала минимум до 1985 года. А в дальнейшем эта форма перекочевала на телевидение, образуя специальный вид сценариев: «Телевизионный сценарий».

В кинопроизводстве же утвердился голливудский формат киносценария, который вобрал в себя все лучшее от Литературного сценария образца до 1977 года и «киносценария». Его по старинке именуют Литературным сценарием, хотя в некоторых компаниях его уже называют «киносценарием».

Откуда берутся Литературные сценарии

Любой из перечисленных ниже источников может стать основой для будущего Литературного сценария:

  • Изображения
  • Персонажи
  • Концепции
  • Исторические события
  • Народный эпос
  • Места
  • Реальные события
  • Фантазии
  • Воспоминания
  • Общественные проблемы
  • Новости
  • Газетные статьи
  • Переработка или адаптация литературных произведений (сценарий становится производным произведением - экранизацией)

С последним источником необходимо быть осторожнее, поскольку затронуты права других авторов.

Основные элементы Литературного сценария

Литературный киносценарий - это почти всегда компоновка следующих стандартных блоков:

  • БЛОК «Время и место действия»
  • БЛОК «Описание действия»
  • БЛОК «Имя героя»
  • БЛОК «Реплика героя»
  • БЛОК «Ремарка»
  • БЛОК «Титр»

Форма Литературного сценария прежде всего диктуется производственными особенностями конечного продукта-фильма.

Сюжетное построение Литературного сценария

Любой Литературный сценарий фильма, независимо от его жанра, можно условно разделить на части:

  • экспозицию - где зритель знакомится с главным героем или героями, миром в котором живут герои, местом и временем;
  • завязку - первое событие, где герой или герои попадают в ту самую драматическую ситуацию, которая приведет к усложнению;
  • усложнение - событие, после которого герой или герои уже вынуждены делать какие-либо действия;
  • перипетии - самая большая часть фильма, когда герои сталкиваются с препятствиями, которые преодолевают;
  • кульминацию - самая высокая точка кипения, когда кажется что «дальше уже некуда»;
  • развязка - разрешение драматической ситуации;
  • финал («happy end»; философские рассуждения героев; событие, выводящее на новый круг; и др.)

Жанры Литературных сценариев

Структура жанров киносценариев, которые ложатся в основу фильма, в России широка и разветвлена, поэтому Российская система жанров оставлена для развлечения кинокритиков, а сейчас принято пользоваться Голливудской системой определения жанров. Голливуд выделяет четыре основных составляющих для определения рейтинга или параметров проката:

  • Тема фильма
  • Настроение, которое несет фильм
  • Формат фильма
  • Целевая аудитория

Тема фильма делится на:

  • Криминал (Crime) - рассказывает о преступниках и борьбе с ними, раскрывает место, его характер и сферу преступной деятельности
  • Исторический (Historical) - рассказывает об исторических личностях и событиях
  • Научная фантастика (Science fiction) - технологии, космос и пр.
  • Спорт (Sports) - рассказывает о спортивных достижениях и борьбе с самим собой.
  • Подростковый (Teen) - вращается вокруг обычного конфликта подростков
  • Военный (War) - поля сражений и места, относящиеся к военному времени
  • Вестерны (Westerns) - истории об освоении дикого запада
  • Катастрофа (Disaster)- рассказывает о катастрофах, приводящих к апокалипсису

Список тем в принципе можно продолжать и продолжать.

Настроение, которое несет фильм, делится на:

  • Действие (Action) - как правило, предполагает моральное воздействие на выбор между «хорошо» и «плохо» разыгрывается с помощью насилия или физической силы.
  • Приключение (Adventure) - привлекаются чувства опасности, риска и / или шанса, часто с высокой степенью фантазии.
  • Комедия (Comedy) - с целью вызвать смех
  • Драма (Drama) - в основном ориентирована на развитие персонажа, часто в ситуациях, которые знакомы широкой аудитории.
  • Фэнтези (Fantasy) - вымысел внешней реальности (то есть миф, легенда).
  • Ужасы (Horror) - с целью вызвать страх.
  • Мистика (Mystery) - переход от неизвестного к известному по выявлению и решению ряда почти неразрешимых проблем.
  • Романтика (Romance) - останавливается на элементах романтической любви
  • Триллер (Thrillers) - целью вызвать возбуждение и / или нервное напряжение в аудитории.
  • Нуар (noir)- характеризуется особой атмосферой пессимизма и безысходности.

Формат фильма в свою очередь делится на:

  • Жизненное действие (Live action) - наиболее распространенный. Живые люди в предлагаемых обстоятельствах
  • Анимация (Animation) - быстрое отображение последовательности 2-D рисунков или 3-D моделей для того, чтобы создать иллюзию
  • Биография (Biography) - также известный как «биографический фильм», формат, который рассказывает о реальной истории исторической личности и событиях в ее жизни происходящих.
  • Документальный (Documentary) - снимается на основе реальных событий, фактов, личностей
  • Мюзикл (Musical) - песни в исполнении персонажей и вплетены в повествование.

По целевой аудитории фильмы делятся на:

  • Детские фильмы (Children’s film) - фильмы для детей младшего возраста; в отличие от семейных фильмов, не прикладывается никаких особых усилий, чтобы сделать фильм привлекательным для другой аудитории.
  • Семейный фильм (Family film) - это должно быть привлекательным для людей всех возрастов и пригодные для просмотра на молодежную аудиторию. Примерами этого являются фильмы компании Дисней
  • Фильмы для взрослых (Adult film) - предназначены для просмотра только взрослой аудитории, содержание может включать в себя насилие, нарушения норм, непристойный язык или явное сексуальное поведение.

Процесс создания Литературного сценария

Гениальные сценарии создаются по наитию, но действует тот же принцип, что и в литературе: «Можешь не писать-не пиши».

Они рождаются в сознании сценариста, а потом выплескиваются на бумагу.

Но что делать, когда есть идея, а ты не знаешь как ее выплеснуть на бумагу? Или когда нет тяги к написанию, а писать надо?

Для этого существуют особые тонкости, которые знакомы только профессиональным сценаристам.

После того, как у вас появилась идея - оформите ее в виде слов. Два-три предложения, которые будут отвечать на вопрос: «О чем фильм?». Такое описание называется «лог-лайн».

Когда ваша идея воплощена в словах, ваша идея должна быть воплощена в сюжет. Вы выбираете жанр ее представления, а потом пишите сюжет. Для этого существует отдельный документ - «синопсис». Синопсис - это изложение сюжета в литературной форме. Некоторые начинающие сценаристы делают ошибку, когда не пишут данного документа. В дальнейшем в их законченном киносценарии сюжет может уйти совсем в другую сторону.

После того, как вы определились с сюжетом, вам необходимо создать описание персонажей, которые участвуют в вашем сюжете. При описании, персонажи делятся на главные и второстепенные, подробно указываются: имя, отчество, фамилия, возраст, род занятий, родственные и иные связи с другими персонажами. Для этого существует «лист описания персонажей» («Поперсонажник»). Частой ошибкой начинающих сценаристов является путаница в характеристиках персонажей. В одной сцене персонажу 30 лет, а в другой уже 35, причем действие происходит на следующий день.

Очень важным для производства является количество съемочных объектов и их описание. Съемочный объект - это место действия. Место действия во многом характеризует героев, а потому требует описания. Начинающие сценаристы с объектами съемок допускают те же ошибки, что и с персонажами. В один день квартира украшена картинами, в другой день «пустая комната». Возникает вопрос: квартиру ограбили? Для описания объектов съемок существует отдельный документ - «Лист объектов съемок».

Лог-лайн, синопсис, лист описания персонажей и лист объектов съемок в дальнейшем служит для самоконтроля сценариста при написании сценария, а также для избегания элементарных логических ошибок. Эти документы могут расширяться, а в дальнейшем они упрощают работу съемочной группы.

Чем меньше съемочных объектов и героев, и чем интереснее сюжет, тем больше вероятность постановки фильма по сценарию.

После того, как вы сформировали все данные документы, вам необходимо определить последовательность сцен и эпизодов. Для этого существует так же отдельный документ, который называется - «сценарный план» («поэпизодник», «посерийник», «поблочник» и т. д.). В нем вы излагаете последовательность событий и действий.

Когда «сценарный план» сформирован, вы приступаете к написанию диалогов (непосредственно киносценарию) на основании всего вышеперечисленного. Особое внимание в диалогах уделяется раскрытию характеров персонажей и «говорящим деталям», поскольку само действие уже детально проработано.

С советских времен технология создания литературных сценариев не изменилась. Все так же подаются заявки. Подбор сценарных идей осуществляется все теми же редакторами киностудий, но теперь уже с учётом мнений основных игроков рынка: кинпрокатчиков и телевизионных компаний. Некоторое время назад на этот рынок начали выходить интернет-компании, которые набирают обороты по заказу фильмопродукции.

А уже потом, после подписания договора, пишется Литературный сценарий.

На основе Литературного сценария режиссером-постановщиком пишется так называемый «Режиссёрский сценарий », представляющий из себя изобразительное решение Литературного сценария.

Особенности создания Литературных сценариев сериалов

При создании сценарных произведений для сериалов, существует особая технология.

При создании сценарных произведений для сериалов в команде сценаристов работают: «главный автор», «сюжетчики» и «диалогисты».

В обязанности «сюжетчиков» обычно входит создание сценарных планов: посерийных и поэпизодных, а также развернутых синопсисов.

В обязанности «диалогистов» обычно входит написание диалогов (собственно киносценариев) на основе утвержденных «концепции сериала», сценарных планов и развернутых синопсисов.

  • названия проекта;
  • жанр;
  • логлайн, основные герои, краткое изложение (краткий синопсис);
  • целевая аудитория;
  • предполагаемый хронометраж фильма/серии;
  • количество серий (если это сериал).

Иногда указывается полная композиция проекта.

В дальнейшем, усилиями основного сценариста (главного автора) эта заявка расширяется и превращается в «библию проекта» (или концепцию проекта). Концепция сериала (описание проекта, библия проекта), согласно обычаям делового оборота, это отдельный документ, который разрабатывается сценаристами до начала работы над сериалом и в полном виде включает в себя:

  • Название проекта
  • Лог-Лайн проекта - это одно или два предложения, которые рассказывают все про сериал и могут быть использованы как средство двойного контроля во время написания сценария.
  • Формат проекта - Вертикальный, горизонтальный или вертикально-горизонтальный сериал. Количество серий. Количество минут в серии. Необходимые примечания.
  • Жанр и структура проекта - жанр проекта, композиция проекта
  • Краткий синопсис сериала - Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект). Размер краткого синопсиса - не более страницы. Включает весь сериал.
  • Идея и тема сериала - Идея - это мысленный прообраз сериала, выделяющий его основные, главные и существенные черты. Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») - предмет (суть) сериала.
  • Сюжетные линии - вертикальные и горизонтальные сюжетные линии, главная и второстепенные сюжетные линии.
  • Мир и антимир - мир, в котором живут и действуют герои, и мир, в который они попадают. Описание этих миров добавляют красок к проекту и работают на контраст героев и окружающей их обстановки.
  • Описания персонажей - полный список персонажей (главные и второстепенные - имя, отчество, фамилия, возраст, род занятий, родственные связи с другими персонажами)
  • Развернутый посерийный синопсис - описание сюжета серий.
  • Список и описание Объектов - описание объектов, в которых происходит действие.

Когда сформирована концепция, написаны сценарии первых серий сериала и сценарии серий приняты, начинаются съемки сериала.

Необходимо отметить, что в сериалах главным автором фильма является не режиссер-постановщик, а скорее «главный автор сценария».

Стандарты форматирования Литературного сценария

В Советское время объем сценария рассчитывался от метража кинопленки. 2500-2700 метров кинопленки равнялось 70-80 страницам машинописного текста, написанного через два интервала. С появлением видеосъемочного оборудования измерения по метражу пленки стало неактуальным.

Сейчас практически у всех есть чудо техники - компьютер - с программой MS Word, поэтому достаточно установить шаблон разметки и потом использовать его с помощью кнопки «Формат по образцу».

Первыми применили компьютерную разметку в Голливуде Гильдия сценаристов Америки (Writers Guild of America). При их разметке страницы 1 лист формата A4 приблизительно равнялся одной минуте экранного времени.

Благодаря доступному программному обеспечению написать сценарий в правильном формате стало проще. Вот некоторые из современных американских программ для этой цели: FinalDraft, Scriptware, Movie Magic и Script Thing. Большая часть из них может форматировать текст прямо по ходу набора.

Однако при применении этих программ в России возникли проблемы связанные с языком и одна страница уже не равнялась приблизительно одной минуте экранного времени.

Поэтому российские сценаристы разработали свой формат написания сценария и даже свою программу «Писарь».

На данный момент разметка российского сценария выглядит следующим образом:

  • Шрифт: Courier New
  • Размер шрифта: 12
  • Выравнивание: по левому краю
  • Жирный шрифт, шрифт курсивом и шрифт с подчеркиванием НИКОГДА не используются
  • Поля страницы: Верхнее - 2,5 см, Нижнее - 1,25 см, Левое - 3,75 см, Правое - 2,5 см. Остальное без изменений.
  • Параметр «Абзац» блока «Имя героя»: Слева - 6,75 см, Остальное без изменений.
  • Параметр «Абзац» блока «Реплика героя»: Слева - 3,75 см, Справа - 3,75 см, Остальное без изменений.
  • Параметр «Абзац» блока «Ремарка»: Слева - 5,5 см, Справа - 4,5 см, Остальное без изменений.

Новшество было воспринято крупными кинопроизводителями и прежде всего телеканалами. На телеканалах все измеряется в хронометраже. Сценарии написанные в ином формате на каналах могут быть отправлены в корзину не читая. Исключение составляют именитые сценаристы.

Литературный сценарий, как объект авторского права

Литературный сценарий относится к отдельному виду произведений - сценарные произведения, и служит основным произведением для создания производного аудиовизуального произведения - фильма или сценарного произведения-режиссерского сценария (ст.1259 ГК РФ).

Литературный сценарий созданный на основе произведений литературы, является производным произведением от этих произведений литературы - экранизацией (ст.1259-1260 ГК РФ). Создание экранизации может осуществляться только с согласия автора литературного произведения и на основании соответствующего договора (ст.1260 и 1270 ГК РФ).

Литература

«Единое положение о съемочной группе по производству художественных кинофильмов и правах и обязанностях основного ее состава» Москва, Госкиноиздат, 1947 год

«Справочник по производству художественных фильмов» Москва, Искусство, 1958 год

Б. Коноплев Основы фильмопроизводства - 1-е изд. - М.,: «Искусство», 1969.

«Кинопроизводство. Систематизированный сборник нормативных актов и ведомственных указаний. ДСП» Москва, Искусство, 1973 год

Б. Коноплев Основы фильмопроизводства. - 2-е изд. - М.,: "Искусство", 1975.

Г. Н. Горюнова «Организация производства кинофильмов» М, Искусство", 1983

Девид К. Ирвинг и Питер В. Ри «Продюсирование и режиссура короткометражных кино- и видеофильмов» Москва, ГИТР, 2008

О. Смирнова «Формат разметки сценария»