Номинация
Нетрадиционный урок информатики в начальной школе

Шеронова Анна Викторовна,

учитель информатики, математики и истории русской живописи муниципального бюджетного образовательного учреждения общеобразовательного лицея № 67

Адрес учреждения:

153013, г. Иваново, ул. Панина, д.21

Рабочий телефон: 8-0932-56-43-31

153013, г. Иваново, ул. Панина, д.14, кв.8.

Адрес электронной почты: Sheronova @ mail . ru

Тезисы

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития.

Л.С.Выгодский

Анализ научно-педагогической литературы и работ педагогов-новаторов позволяет высказать предположение, что идея развития детской самодеятельности была и остаётся актуальной. Созидание принципиально нового дидактико-методического содержания, имеющего личностно-ориентированный подход в обучении, коренным образом меняет восприятие не только учебного предмета, но и самой личности. Лишь в этом случае ребенок становится субъектом своей деятельности «без кавычек», то есть - самодеятельной личностью.

Хочется отметить, что предмет информатика, как никакой другой, способствует формированию правильных отношений к восприятию различных видов информации и достижению единства теории и практики. Кроме того, он может возвращать утраченную мотивацию обучения. Поэтому постоянная интеграция системы знаний, преподаваемых мной предметов, существенно активизирует познавательный процесс, обеспечивает систематизацию получаемых знаний.

Используемые мной, методики развивающего обучения, проблемно-поисковые, исследовательские методы на уроке дают возможность превратить учебно-воспитательный процесс в систему педагогически оправданной содержательной поддержки познавательной активности учащихся.

В предлагаемом на конкурс уроке обучение ориентировано на самостоятельное добывание учениками знаний. Для этого заданы условия успешного преодоления трудностей учения с использованием, при необходимости, «дозированной помощи», то есть средства индивидуализации обучения.

В итоге происходит переоценка ценностей, в частности, места и роли целеполагания в структуре педагогической деятельности. Формулировка самими учащимися темы урока, постановка цели, и разработка этапов её достижения создаёт возможность по максимуму активизировать самодеятельность учащихся, поскольку школьники понимают, чего они хотят достигнуть, зачем и каким образом.

Урок в IV классе на тему «Проектирование мозаики»

Тема урока: Проектирование мозаики.

Цели урока:

С точки зрения деятельности учителя:

    Организовать работу учащихся таким образом, чтобы произошёл «сдвиг мотива на цель». Для этого учащимся предлагается самостоятельно сформулировать тему, цель урока, этапы её достижения, а также определения мозаики.

    Используя интерактивные методы организации работы учащихся на уроке, создать практически для каждого ученика ситуацию успеха.

    Подчеркивать значимость изучаемой темы, её актуальность, возможность самодеятельного применения полученных знаний в жизни.

    Помочь учащимся организовать научный подход при выполнении интегрированного творческого задания, опираясь при этом на имеющиеся у них знания, а так же на зону их ближайшего развития.

С точки зрения содержания материала:

    Мировоззренческий аспект раскрывается при работе с понятием мозаики, её видами, при проведении компьютерного эксперимента и его анализа.

    Алгоритмический аспект присутствует при разработке алгоритма создания мозаики.

    Пользовательский аспект состоит в отработке практических навыков работы с графическим редактором через проектирование мозаики по образцу и самостоятельно.

С точки зрения деятельности учащихся:

Ученики сами формулируют тему урока, цель и этапы её достижения. Учащиеся разрабатывают алгоритм своих действий. Для этого они самостоятельно используют:

    имеющиеся знания;

    умение прогнозировать, выдвигать гипотезы.

С помощью компьютерного эксперимента тестируют свой алгоритм, делают выводы. Создают свой проект мозаики и защищают его.

Задачи урока:

    Развивать самодеятельность учащихся, привлекая их к созданию проектов на заданную тему.

    Расширить знания о мозаике и её видах, подготовив почву для работы над проектом.

    Помочь ученикам осуществить переход от сформулированной задачи к созданию информационной модели.

    Организовать проблемно-поисковую работу в группах.

    Организовать творческую деятельность учащихся по разработке проекта мозаики

    Закрепить навыки работы в группе и умение обосновывать свою точку зрения.

Тип урока : урок творческого проекта.

Год обучения: третий.

Место урока в учебном плане: данный урок является пятым в разделе программы: «Работа с графическим редактором». Учащиеся уже умеют открывать программу Paint , использовать инструменты и команды меню, копировать и перемещать фрагменты рисунка. На уроке ученикам предлагается, новый вид задания для редактирования рисунка с помощью инструментов графического редактора. При этом учащиеся используют теоретические знания, связанные с понятием алгоритма.

Особенностью данного урока является отражение в нём всех аспектов курса информатики, а именно: мировоззренческого, алгоритмического и пользовательского.

Для развития самодеятельности учащихся средствами интегрированных учебных курсов в урок был логично включён элемент изобразительного искусства.

Оформление кабинета: у доски выставлены примеры мозаик, выполненных учениками прошлых лет, иллюстрации византийских и римских мозаик, а так же детская игра – мозаика.

Реализация основной дидактической цели урока

    Проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении творческого практического задания – у каждого ученика.

    Дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе «Практическая работа с программой Paint ».

Осуществление развития учащихся в процессе обучения

    Проблемно-игровая ситуация в начале урока, поисково-исследовательская работа в группах, компьютерный эксперимент развивают у учащихся умение выделять главное, ставить перед собой цели, разрабатывать план их достижения, обобщать полученные результаты, логически и абстрактно мыслить.

    Ученики на большей части урока постоянно осуществляют анализ и синтез полученных знаний.

    Учащимся предлагается выполнить творческое задание на уроке и продолжить работу над ним дома.

Программное обеспечение:

    стандартное приложение Windows - программа Paint ;

    программа Microsoft Power Point .

Методическое обеспечение урока:

    компьютерная презентация «Мозаика» (приложение 1);

    иллюстрации византийских и римских мозаик;

    плакаты с надписями темы, этапов урока, определением мозаики (приложение 2);

    карточки с этапами урока (приложение 3);

    карточки с контр примерами (приложение 4);

    рамки и вкладыши для создания алгоритма (приложение 5);

    карточки с рисунками для компьютерного эксперимента (приложение 6);

    упражнение для проведения физкультминутки (приложение 7);

    карточки с рисунками для выполнения творческого задания (приложение 8);

    оценка результатов учебной деятельности (приложение 9);

    настольные карточки с надписью «помощь» (приложение 10).

Литература, использованная при подготовке к уроку.

    Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): Учебно-методическое пособие. М., 2002.

    Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., «Просвещение», 1991.

    Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 кл.: Методические рекомендации для учителя. Баланс. М., 1999.

    Информатика 7-9. Задачник по моделированию / Под ред. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2001.

План урока.

    Формулировка темы урока. Постановка цели урока (7 мин.)

    Особенности строения мозаики (3 мин.).

    Алгоритм создания мозаики (4 мин.).

    Компьютерный эксперимент (5 мин.).

    Анализ компьютерного эксперимента (5 мин.).

    Создание своего проекта мозаики. (12 мин.)

    Защита проекта (6 мин.)

    Домашнее задание (1 мин.)

    Подведение итогов урока (2 мин.)


Ход урока

    Формулировка темы урока. Постановка цели урока

Учитель. В наше время бурного развития информатизации общества престижно открывать новые фирмы, представлять свои достижения с помощью презентаций. А сегодня компьютерная презентация подскажет вам тему нашего урока. Внимание на экран!

На экране учительского монитора демонстрируется презентация (приложение 1), изображающая на слайдах великолепные мозаики, одновременно под тихую музыку звучит стихотворение.

Она мерцает и блестит, лучи переливая,

На стенах храмов иль домов прохожих восхищая.

Кусочки мелкого стекла, что смальтой называют,

Изображение творя, на солнышке играют.

Учитель. Чему посвящена презентация?

Если учащиеся не догадались, учитель показывает на выставленную у доски детскую мозаику и даёт подсказку.

Подсказка.

Да, для детей она игра!

А в залах древнего дворца

Сюжет на стенах - на века

Зовут её ... мозаика.

Учитель. Действительно, и великолепные украшения стен дворцов и детскую игру называют мозаикой. А на уроке информатики вы сможете не только любоваться чужими мозаиками, но и создать, спроектировать свою. Попробуйте же назвать тему нашего урока.

Ученики. Мозаика, проектирование мозаики .

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях. Учитель открывает тему урока, выполненную в виде мозаики, на плакате (приложение 2). Под темой записан эпиграф урока.

Учитель. Эпиграфом нашего урока станет пословица «Ремесло за плечами не висит » (здесь и в дальнейшем, запись на доске выделяется подчёркиванием). Что она обозначает?

Ученики. Если что-то умеешь делать, то тебе это пригодится.

Учитель. А вы хотели бы сами сегодня спроектировать свою мозаику?

Тогда какая же цель нашего урока?

Ученики. Создать проект мозаики.

Учитель. Определим последовательность этапов достижения цели. Возьмите карточки (приложение 3). Выберите, из предложенных вам этапов, первый и поднимите его! Второй! Третий!

На доске открываются, до этого момента скрытые, этапы работы (приложение 2):

    Что такое мозаика?

Учитель. Попробуем ответить на вопрос: «Что такое мозаика? »

Учащиеся, рассматривая выставленные у доски мозаики, вспоминая презентацию, создают определение мозаики. Учитель, корректируя при необходимости учащихся, прикрепляет к доске напечатанные словосочетания: изображение , составленное из небольших кусочков , близко пригнанных друг к другу (приложение 2).

Учитель, чтобы подчеркнуть особенности понятия мозаики, использует контр примеры (приложение 4).

Учитель. (Показывая контр пример 1).

Ученики. Данное изображение не является мозаикой, поскольку не имеет мелких деталей.

Учитель. (Показывая контр пример 2). Является ли данное изображение мозаикой. Свой ответ обоснуйте.

Ученики. Данное изображение не является мозаикой, так как в нём кусочки не близко пригнаны друг к другу.

Учитель. Запишем определение мозаики в тетрадь.

Пока ученики записывают, учитель раздаёт маркеры и распечатанные контр примеры 1 по группам (группа – это 3-4 человека, сидящие на соседних партах)

Учитель. Превратите данное изображение в течение 1 минуты в проект мозаики.

Выполненные задания вывешиваются на доске.

Учитель. Молодцы! Все верно решили эту задачу, разделив изображение на мелкие кусочки.

Учитель. Вспомните, где вы уже встречали мозаику (на стенах, потолках и полу зданий, на одеялах, подушках, в ванной комнате из метлахской и керамической плитки, орнамент ткани, украшение одежды, ювелирных изделий). Из каких кусочков составлена была мозаика?

Ученики. Квадраты, шестиугольники, ромбы, просто разные кусочки.

I.Особенности строения мозаики

У доски выставленные иллюстрации, разделены на две группы.

Учитель. Условно, мозаику можно разделить на две группы: сюжетная и орнаментальная. Каковы особенности строения каждого вида мозаик?

Ученики. Орнаментальная - состоит из одинаковых деталей, сюжетная - объекты имеют контур, очертания, состоят из мелких кусочков разной формы.

Учитель. Действительно, орнаментальная и сюжетная мозаики имеют особенности в строении, их надо учитывать при выполнении следующего этапа.

    Алгоритм создания мозаики. Проблемно-поисковая работа в группах

Учитель. Каждому из вас через несколько минут предстоит создать мозаику, изображённую на карточке. Для успешной работы на компьютерах сначала определите к какому виду она относится, разработайте в группах алгоритм создания вашей мозаики, используя предлагаемые этапы. Некоторые могут оказаться лишними. Выполняя работу, учитывайте особенности строения орнаментальной и сюжетной мозаик (в вашем распоряжении 3 минуты).

Группам выдаются:

    одно из изображений на карточке (приложение 6);

    рамка (приложение 5);

    этапы алгоритма построения мозаики в виде вкладышей (приложение 5):

Выполненные задания в рамках вывешиваются на доске.

Верные ответы:

Для №1 (сюжетная)

    Создание очертания

    Деление на мелкие кусочки

    Заливка

Для №2 (орнаментальная)

    Создание детали (деталей)

    Копирование детали (деталей)

    Заливка

Учитель. Как проверить правильность вашей гипотезы?

Ученики. Провести компьютерный эксперимент.

    Компьютерный эксперимент

Учитель. Рамки с алгоритмами выставлены у доски. Работайте строго по разработанному плану.

Во время компьютерного эксперимента учитель индивидуально отвечает на возникающие вопросы.

    Анализ компьютерного эксперимента

Учитель. Внесите изменения в ваши алгоритмы, если таковые имеются. Подведите итоги компьютерного эксперимента.

Представитель из группы показывает созданные мозаики, проговаривая алгоритм.

Учитель кратко анализирует уровень и качество выполнения задания.

Учитель. Чтобы набраться сил перед последним этапом, выполним упражнение «Мозаика» (приложение 7).

    Создание своего проекта мозаики

Учитель. Остался самый интересный этап – создание своего проекта мозаики.

Если вы выберите сюжетную мозаику, то по какому алгоритму вы будете действовать? Орнаментальную?

Продумайте представление своего проекта, то есть:

    Дайте название мозаики

    Ответьте на вопрос: «Где её можно использовать?»

В вашем распоряжении 10 минут!

Если вы будете испытывать трудности, поднимите сигнал о помощи! (у каждого ученика есть настольная карточка – помощь (приложение 10) ).

Если в течение первых 2-х минут ученик не придумал свой проект мозаики, ему предлагается карточка с возможным вариантом (приложение 8).

    Защита проекта

Учитель. Уважаемые коллеги, предлагаю каждому из Вас представить свою работу. Для этого используйте план, представленный на доске.

Учитель после выступления ученика даёт возможность высказать своё мнение зрителям, далее, сам, комментируя работу, обращает внимание на оригинальность решения, сообщает оценку, используя критерии из приложения 9.

    Домашнее задание

Учитель. Если появится вдохновение, создайте новый проект мозаики на бумаге или на компьютере.

    Подведение итогов урока

Учитель. Может быть, пройдёт несколько лет и кто-нибудь из вас, став дизайнером, создаст не один проект мозаик. Но всегда будет вспоминать сегодняшний урок, на котором он разработал свой первый проект мозаики. Действительно, как интересно представил в своей мозаике..., оригинально спроектировал мозаику..., активно работала группа..., упорно шёл к цели..., первым составил алгоритм..., неоднократно помогал мне..., придумал интересное название... (учитель называет имена конкретных учеников).

Когда вы станете дизайнерами или архитекторами, модельерами или инженерами вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать. А вы прекрасно знаете, что ремесло за плечами не висит!

Приложение 1

Приложение 2

Плакаты

    Плакат с названием темы урока:

«Проектирование мозаики».

    Плакаты с надписями этапов урока:

    Что такое мозаика?

    Разработка алгоритма создания мозаики.

    Создание своего проекта мозаики.

    Плакаты с определением мозаики:

    Изображение,

    составленное из небольших кусочков,

    близко пригнанных друг к другу.

Приложение 3

Карточки с этапами работы.

    Что такое мозаика?

    Разработка алгоритма создания мозаики.

    Создание своего проекта мозаики.

Приложение 4

Карточки с контр примерами

Контр пример 1 Контр пример 2 1 №2

Приложение 7

Упражнение «Мозаика» для проведения физкультминутки направлено на профилактику глазных болезней, а так же снимает напряжение и активизирует работу учащихся.

Закрыть глаза. Пальцами рук дети берут воображаемые кусочки мозаики со стола и закрепляют их перед собой на воображаемой стене. Через 10 секунд дети открывают глаза и быстро моргают в течении 10 секунд, будто фотографируя свою мозаику. Вращая головой слева на право, сверху вниз и по кругу ребята мысленно рассматривают воображаемую мозаику. Через 10 секунд они закрывают глаза и быстро разбирают её. По команде «Закончили упражнение» ребята расслабляются. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Приложение 8

Карточка с рисунком для выполнения творческого задания

Приложение 9

Оценка результатов учебной деятельности

Урок творческого проекта в учебной деятельности не первый. В четвёртом классе учащиеся выполняли работу над проектом в текстовом редакторе Блокнот на тему: «Проба пера». На втором уроке с графическим редактором ребята создавали мини-проект: «Самая милая улыбка». Поэтому учащиеся уже знакомы с критериями оценки творческого проекта.

Оценка «5» выставляется ученику, если

    работа была выполнена самостоятельно;

    ученику были поставлены проблемные вопросы, ответив на которые, он смог решить поставленную задачу;

    ученику был предложен вспомогательный вариант, опираясь на который он смог создать самостоятельный проект.

Оценка «4» выставляется ученику, если

    проект создан по образцу;

    самостоятельно было выполнено не менее 2/3 работы.

Приложение 10

Настольные карточки с надписью «помощь»

Оранжевая карточка, на которой напечатано слово «помощь», находится на каждом рабочем месте ученика и помогает учителю постоянно проводить рефлексию, поддерживая обратную связь.

Приложение 11

Образцы творческих работ учащихся

Сердечко. Рыбушки-подружки.

Украшение кошелькаДля украшения бассейна.

Табличка на двери

классного кабинета

Приложение 12

Методически заметки

Тема проектирования мозаики в это же время продолжается на уроках рисования и труда. Таким образом, создаётся целостное представление о данной технике монументальной живописи. Используя знания, полученные на этих уроках, учащиеся украшают мозаикой свои открытки (проект «Поздравительная открытка», 5 класс), изображения компьютеров будущего (проект «Компьютер будущего», 6 класс), слайды компьютерных презентаций в 6-7 классах (проект «Мой край», «Моя коллекция», «Моя любимая книга» и др.)

В 5-ом классе эти знания ребята используют на уроках истории русской живописи при изучении темы: «Монументальная живопись».

«Куда иголочка – туда и ниточка»

Интегрированный урок информатики, технологии и изобразительного искусства (2 урока)

Цель: познакомить учащихся с традиционным народным промыслом (вышивкой) как способом украшения вещи.

Задачи:

1) Познакомить учащихся со старинной вышивкой ПОМОРЬЯ в двух аспектах: историческом и художественном;

2) Способствовать формированию умения работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной и декоративной композиции.

3) Способствовать формированию понятий «орнамент», «раппорт», умения украшать изделие традиционными швами в вышивке «роспись» и «набор».

4) Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой активности учащихся.

5) Способствовать привитию интереса к традиционным ремеслам Русского Севера.

Оборудование:

Для учащихся :

1) Технология:

ü канва 5х20 см для вышивки закладок;

ü нитки вышивальные (мулине);

ü иглы, булавки, ножницы;

ü схема вышивки.

2) ИЗО:

ü карандаш или фломастер красного цвета;

ü листы в клеточку.

3) Информатика:

ü схемы вышивки в технике «набор» или «роспись».

Для учителя:

Мультимедийный проектор, ПК учителя.

Раздаточный материал:

1) Кроссворд с пустыми клетками (каждому ученику) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1) .

2) Карточка для игры «Лото», красные квадратики (2х2 см) по 20 шт. (каждому ученику) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2) .

3) Технологические карты для выполнения практической работы.

4) Схемы вышивки «набор» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УРОК ИЗО, ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАТИКИ

1. Название села, в котором изготавливают игрушки. 2. Родина северного орнаментального вязания.

3. Город – центр кружевоплетения. 4. Назовите город в котором изготавливают эти игрушки?

5. Женское ремесло, рукоделие. 6. Инструмент для вышивания.

7. Орнамент или …..? 8. Тканый …………...

9. Красочный наряд изделий из дерева или название вида вышивки. 10. Вид орнамента, состоящий из геометрических фигур.

11. Холмогорская резьба по … 12. Название ремесла?

13. 14. Кузовок для сбора ягод?

15. Источник вдохновения народных мастеров. 16. ……………. роспись?

17. Северная ……… .. – счастья. 18. Основной цвет в вышивках Русского Севера?

19. Дощечка для смешивания красок. 20. Народный умелец или …

21. Вид орнамента? 22. Инструмент художника?

23 . 24. Одно из главных качеств, присущих изделиям народных художественных промыслов.

1 Д Ы М К О В О 2 Л Е Ш У К О Н С К О Е 3 В О Л О Г Д А 4 К А Р Г О П О Л Ь 5 В Ы Ш И В К А 6 И Г Л А 7 У З О Р 8 П О Л О В И К 9 Р О С П И С Ь 10 Г Е О М Е Т Р И Ч Е С К И Й 11 К О С Т Ь 12 Т К А Ч Е С Т В О 13 Л А П Т И 14 Н А Б И Р У Х А 15 П Р И Р О Д А 16 М Е З Е Н С К А Я 17 П Т И Ц А 18 К Р А С Н Ы Й 19 П А Л И Т Р А 20 М А С Т Е Р 21 З О О М О Р Ф Н Ы Й 22 К И С Т О Ч К А 23 П Р Я Л К А 24 К Р А С О Т А

Тема урока: «Куда иголочка– туда ниточка»

Приданое

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

Подарок-трансформер своими руками. Компьютерная графика

Информатика

Технология

Учителя:

Гурская Е.Г., учитель информатики

Козлитина Л.В., учитель технологии

Используемые оборудование, материалы, средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПО ActivInspire - флипчарты, ПК учащихся

Коробки для подарков, упаковочная бумага, скотч, снежинки, ножницы, клей, алгоритмы для работы

Цель урока :

Практическое применение универсальных учебных действий, полученных на уроках информатики по теме «Компьютерная графика»

Практическое применение умений, полученных ранее на уроках технологии и изо, самостоятельный выбор алгоритма действий при работе по оформлению предметов труда

Планируемые образовательные результаты:

предметные

умение создавать и редактировать изображения в растровом и векторном графическом редакторе, используя вставку различных объектов, эффектов анимации, организация создаваемых анимационных эффектов

Умение создавать и украшать готовое изделие в качестве подарка

метапредметные

развитие ИКТ-компетентности в соответствии с возрастной группой учащихся

умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;

развитие ассоциативно-творческого мышления, творческой фантазии, умения систематизировать материал и выделять главное

личностные

Формирование чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Развитие умений работать в коллективе

Развитие коммуникативных навыков совместной работы

Решаемые учебные задачи :

Формировать гражданскую идентичность

Развивать эстетический и художественный вкус

Развивать творческую активность и мышление обучающихся

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД 1 и предметные действия

Орг.момент 1 мин.

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Постановка целей и задач и мотивация деятельности 3 мин.

Поставить цель урока

Предлагает учащимся ответить на вопрос: Как люди поздравляли раньше друг друга с праздником? Нацеливает учащихся на создание графического изображения открытки-поздравления

Учащиеся перечисляют формы поздравления. Одно из них - праздничная открытка, коробка для подарка.

Планирование, целеполагание (Р). Смыслообразование (Л).

Актулизация знаний, 4 мин.

Обеспечить восприятие исторического и литературного материала. Обобщить и закрепить знания обучающихся по созданию графических изображений в среде векторного графического редактора

Предлагает ознакомиться с сообщениями о сказочных новогодних персонажах из других стран. Организует устный опрос обучающихся о том, какие существуют возможности по созданию и оформлению подарка и его упаковки; какие существуют способы поздравления с праздником помимо подарка

Инициативная группа из 4 учащихся готовит и рассказывают подготовленный материал.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя о способах оформления подарочной упаковки, о поздравлении с помощью открытки, в том числе и электронной, позволяющей реализовать эффекты анимации

Умение работать в группе (К). Умение выражать мысли (К). Планирование (Р).
Построение логической цепи (П). Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстовых материалов (П). Планирование, целеполагание (Р). Постановка и решение проблемы (П). Поиск и выделение необходимой
информации (П). Постановка вопросов - инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации (К)

Применение знаний и умений при выполнении практической работы, 22 мин

Развивать умения анализировать ситуацию и самостоятельно находить решение проблемы

Организует практическую работу

    на компьютере в среде графического редактора по оформлению растровой заготовки открытки-поздравления путем помещения на нее текстового объекта,

    добавления эффектов, в том числе и анимационных, в презентацию из 1-3 слайдов при работе с векторной графикой

    созданию праздничной упаковки для подарков

Члены группы самостоятельно выбирают виды практической работы и реализуют их:

2 человека в компьютерной программе, другие выполняют вручную подарочную упаковку

Моделирование (П). Рефлексия способов и условий действия (П). Взаимодействие с консультантом (К) Самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового характера (П). Синтез как составление целого из частей (П). Применение нового материала при решении предложенных задач (Л).

Рефлексия. 8 мин.

Развивать умение оценивать свою работу и работу других обучающихся, взаимодействовать с учителем

Подведение итогов. Проверка выполнения практической работы путем демонстрации полученных результатов. Установление соответствия сказочных новогодних персонажей и атрибутов соответствующих стран. Выставление отметок учителем ИЗО за выполненные упаковочные коробки, учителем информатики - за выполнение практической работы.

Просмотр отрывка мультфильма «Дед Мороз и Серый Волк». После просмотра мультфильма делает пожелание, чтобы с подарками, которые дети подарят своим родным, не случилось подобных историй

Участвуют в обсуждении и оценке работы, объясняют способы реализации практической работы в процессе демонстрации полученных результатов. Делают выводы о преобразовании упаковочной коробки с помощью различных аксессуаров для любого праздника, устанавливают соответствие сказочных новогодних персонажей, флагов и названий некоторых стран.

Сопоставление результата работы с прогнозируемым результатом(Р). Самооценка (Р). Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).

Информация о домашнем задании

Проинформировать о домашнем задании,

По ИЗО - придумать и вырезать из бумаги украшения для упаковочной коробочки - атрибутов праздника Международного Женского дня 8 марта и Дня защитников Отечества 23 февраля

По информатике - повторить основы графики

Записывают домашнее задание, воспринимают информацию о нем на слух и визуально, уточняют непонятные моменты

Саморегуляция (Р). Самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
цели (П).

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1 Алгоритм выполнения открытки в среде текстового процессора

    Выберите заготовку


    Из файла «Стихи» подберите стихотворный поздравительный текст

Желаем вам на Новый год

Всех радостей на свете,

Здоровья на сто лет вперед

И вам и вашим детям.

Пусть счастье в будущем году

Вам будет чудным даром,

А слезы, скуку и беду

Оставьте лучше в старом!

© pozdravlandia.ru/pozdravleniya_newyear_2.html

Новый год, гирлянды светят

И качаются шары,

Пусть и взрослые, и дети

Будут счастливы, добры.

Пусть хорошие подарки

Дед Мороз всем принесет,

И весь год пусть будет ярким

Как веселый хоровод!

С Новым Годом! Счастья, люди!

В праздник пусть подарком будет

Поздравление в стихах:

Будет пусть у вас в руках

Ваше счастье и удача,

В жизни это много значит,

Пусть успех в делах вас ждет,

И отличным будет год!

© pozdravlandia.ru/pozdravleniya_newyear.html

Мы желаем счастья вам,

Радости, везения,

Чтобы в Новый год мечтам

Сбыться без сомнения,

Чтоб счастливая звезда

Путь ваш освещала

Чтоб удача никогда

Вас не покидала!

© pozdravlandia.ru/pozdravleniya_newyear.html

2. Алгоритм выполнения открытки с эффектами анимации

    Откройте презентацию в папке «Открытый урок». Выберите заготовку из следующих:

СНЕГОВИК СМЕШАРИК ЛОШАДЬ СОВУНЬЯ

    Вставьте на первый слайд надпись с помощью инструмента WordArt

    Добавьте элементы новогодней атрибутики: шарики, звезды Вставка/Фигуры

    Поставьте на каждый вставленный объект градиентную заливку произвольного направления

    Скопируйте и вставьте слайд

    Измените направление градиентной заливки на объектах векторной графики

    Измените положение руки у первоначального объекта (лошадки, снеговика и т.д.)

    Повторите действия 5)-7) 2 раза

    Меню Показ слайдов/Настройка презентации/Непрерывный цикл до нажатия клавиши Esc/Ok

    Смена слайдов/Автоматически 00:01 сек/Применить ко всем

3. Пошаговый алгоритм выполнения праздничной упаковки

Разместите коробку с подарком в центре прямоугольника бумаги. Левый или правый вертикальный край подогните на 0,5-1 см, приклейте к сгибу полоску двустороннего скотча.

Плотно оберните коробку бумагой так, как показано на фото. Затем снимите защитный слой со скотча и приклейте загнутый край бумаги

Проверьте, чтобы выступающие края бумаги с торцов коробки были одинаковы. Затем согните верхнюю часть бумаги так, как показано на фото, плотно прижмите ее к торцу коробки.

Класс: 5

Презентации к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.







Назад Вперёд







Назад Вперёд

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа с компьютером, работа по печатным рабочим тетрадям, работа по дидактическим карточкам, творческое домашнее задание.

Профильная ориентация на профессии, где встречается компьютерная графика: дизайнер, архитектор.

Для проведения урока необходимо:

Требования к знаниям и умениям учащихся:

  • уметь запускать графический редактор;
  • знать основные функции и интерфейс редактора "PAINT";
  • уметь пользоваться панелью и настройкой инструментов, палитрой;
  • уметь сохранять созданный рисунок.

Технические средства обучения:

  • рабочее место учителя (ПК, колонки);
  • медиапроектор;
  • белая доска с магнитами;
  • рабочие места для учащихся.

Программное обеспечение: OC Windows, графический редактор "PAINT", аудиопроигрыватель.

Раздаточный материал:

  • Объявление проекта «Дом моей мечты» (Приложение 1 ).
  • Смайлики (изготовить двусторонние смайлики, обозначающие настроение детей: улыбка, радость:-), задумчивость или нейтральность:-|).
  • Карточки с заданием: Структура окна редактора Paint. Подпиши рядом со стрелочками названия элементов окна.
  • Листки с подписями элементов окна редактора Paint.
  • Памятки «Панель инструментов» (Приложение 2 ).
  • Пример графического рисунка <Рисунок 1>.

Цели:

  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество и приобщение их к информационной культуре;
  • знакомством с технологией обработки графической информации;
  • освоение знаний, составляющих основу представлений о современных технологиях создания графических объектов.

Задачи:

  • научить различать инструменты и уметь их применять для создания и редактирования рисунков;
  • подбирать жизненные объекты для работы и создавать их;
  • иметь представление о цвете фона и цвете изображения;
  • определять цвет изображения и уметь его изменять;
  • вводить графическую информацию с помощью клавиатуры и мыши;
  • овладеть умениями работать с инструментарием, предоставляемым графическим редактором Paint;
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся посредством четко построенного поэтапного процесса приращения знаний;
  • формировать и развивать у школьников обобщенных способов деятельности и навыков самостоятельной работы
  • вырабатывать навыки применения полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных проектов в учебной деятельности по предметам школьного курса.

Хронометраж урока.

Сценарий урока

Перед уроком вывешивается объявление о начале и условиях проекта «Дом моей мечты» (Приложение 1 )

I. Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня необычный урок: его ведут два учителя, и мы занимаемся по двум предметам. Перед уроком я бы хотела узнать какое сегодня у вас настроение? Поднимите ваши смайлики.

II. Проверка домашнего задания , повторение и постановка цели занятия перед учащимися.

Презентация 1 . Слайд 2

Рабочая тетрадь к учебнику Макаровой Н.В. «Информатика и ИКТ. Начальный курс»

Упр. 52. Зачеркни лишнее.

Для хранения разнообразной информации человек изобрел различные средства. На рисунке изображены некоторые из них. (книга, блокнот, дискета, фотопленка, СД-диск, очки , ручка , аудиокассета)

Упр. 53. Впиши пропущенное слово.

С помощью программы, которая называется графический редактор ,человек создает рисунки.

III. Повторение

Презентация 1 . Слайд 3

Учитель напоминает, как производится запуск программы Paint.

Вопрос. Каковы Функции графического редактора?

Ответ:

  • создавать рисунки из графических примитивов;
  • применять для рисования различные цвета и кисти (т.е. использовать линии различной ширины и конфигурации);
  • перемещать фрагмент рисунка по экрану;
  • “склеивать” один рисунок с другим;
  • увеличивать фрагмент рисунка для того, чтобы прорисовать мелкие детали;
  • добавлять к рисункам текст.

Вопрос. С помощью какого инструмента мы работаем в Графическом редакторе.

Ответ. Мышь.

Презентация 1 . Слайд 4

Задание: Подпиши рядом со стрелочками названия элементов структуры окна:

Один ученик выполняет задание у доски (закрепляет листочки с названиями с помощью магнитов на экране под стрелочками). Остальным розданы карточки (распечатать Слайд 4 Презентации 1 без ответов) с таким же заданием, они подписывают карточки и выполняют задание.

Названия элементов структуры окна

Презентация 1 . Слайд 5

IV. Теоретическая часть

Урок начинается с вступительного слова учителя ИЗО (рассказ про графику, средства графического рисунка, виды графики, основные отличия графики от живописи):

"Мы с вами знакомы с таким видом изобразительного искусства, как графика. Графика – это вид искусства, в котором изображение создается при помощи линейного рисунка, строго основанного на сочетании белого и черного. В наше время под графикой принято понимать довольно широкий круг явлений изобразительного искусства. Мы видим их не только на выставках, но и повседневно сталкиваемся с ними в жизни. С какими видами графических изображений вы знакомы? Какие материалы и приемы использует художник-график в своей работе? "
Ученики рассказывают, что одним из самых распространенных видов графического искусства является книжная иллюстрация, а еще, так называемая печатная графика – это плакаты, театральные афиши, почтовые марки и открытки, этикетки на спичечных коробках; промышленная графика – всевозможные пакеты, упаковки, этикетки на бутылках. Также существует самостоятельное произведение (гравюра на бумаге, линогравюра и т.д) – станковая графика. Ученики перечисляют графические материалы и приемы работы, с которыми они уже встречались на уроках изобразительного искусства: цветные мелки, пастель, уголь, фломастеры, цветные карандаши и, чаше всего, черная тушь и перо.

Эта беседа сопровождается показом cлайдов 5-10 (Презентация 1 )

Презентация 1 . Слайды 11-12

"Ребята, я вам говорила, что "графика" – это широкий круг явлений изобразительного искусства. Компьютерная графика – это еще один вид графики, с которым мы встречаемся ежедневно. Вспомните оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике трехмерной компьютерной графики; все чаще встречается компьютерная мультипликация. А кто из вас не играл в компьютерные игры? На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст. Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства, творить. Компьютерные рисунки могут быть плоскими и трехмерными, монохромными и выполненными в цвете".

Урок продолжается объяснением учителя информатики.

Презентация 1 . Слайд 13

На прошлых уроках мы с вами познакомились с графическим редактором Paint. Самой замечательной особенностью выполнения рисунка с помощью компьютера является не то, что с его помощью вы можете писать, рисовать, считать, а то, что программы позволяют очень легко вносить изменения в уже созданные тексты, рисунки, вычисления.
Иными словами, компьютерные редакторы значительно облегчают процесс редактирования самой различной информации. Именно благодаря этому достоинству компьютеры получили широкое распространение и стали использоваться людьми самых различных профессий: писателями, художниками, композиторами.
Графический редактор Paint, как и любой другой графический редактор позволяет не только просмотреть готовый рисунок, но и при желании внести в него изменения, распечатать его.
Для создания изображений в графическом редакторе используются определенные “инструменты”.

Презентация 1 . Слайд 14

Вопрос. Какие вы знаете инструменты?

Ответ . Линейка (отрезок), прямоугольник, круг, эллипс и т.д.
Начинаем работу, используя принципы графического искусства, соблюдая последовательность. Линией, контуром набрасываем свою будущую композицию. Рисунок нужно вести к окончательному решению постепенно, не выпуская из виду понятие "пятно " (зрительный центр), сочетание элементов (белых и черных) не должны нарушать плоскость, рисунок должен быть целостным, "не разваливаться" на отдельные части. Нужно соблюдать последовательность загрузки рабочей плоскости изобразительными элементами.

Презентация 1 . Слайд 15

Запустим с рабочего стола программу «Paint». Отрабатываем с помощью кнопок «Ластик», «Заливка», «Распылитель», «Линия», «Карандаш», «Кисть», «Прямоугольник», «Эллипс» навыки владения мышкой. Рисуем Домик без окон.

Учитель демонстрирует приемы построения компьютерного рисунка средствами графического редактора Paint. Для этого на слайде 15 Презентации 1 ссылкой переходим на работу с графическим редактором.

Учитель рассказывает о технических особенностях, которые надо будет учитывать при работе: об ошибках при выборе фактурной заливки, о соблюдении резкой контрастности на экране дисплея, о специфике принтера. Показывает возможные варианты, обращая внимание на ошибки и удачные творческие находки авторов рисунков. Демонстрирует, как тема, сюжет накладывается на возможности компьютерной графики

V. Физкультминутка

Презентация 1 . Слайд 15 (в правом нижнем углу помещена ссылка, которая открывает Презентацию 2 , данная презентация взята из Интернета (автор Масько) и изменена под данный урок, сопровождается музыкальным файлом «Танец маленьких утят»)

VI. Техника безопасности за рабочим местом

Презентация 1 . Слайды 16-17

VII. Практическая часть

Презентация 1 . Слайд 18

Детям раздаются карточки «Панель инструментов графического редактора» (Приложение 2 ) они служат для пояснения назначения пиктограмм, чтобы дети быстрее смогли запомнить их.

Создайте рисунок (Такая карточка с рисунком раздается всем ученикам).

<Рисунок 1>

Учащиеся выполняют работу, а учителя ИЗО и информатики оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации.

VIII. Итог урока

Презентация 1 . Слайды 19-20

Урок подошел к концу. Производится просмотр рисунков. Дети совместно с преподавателями обсуждают и анализируют работы. Выявляются ошибки, отмечаются творческие находки, желающие высказывают свои пожелания, предложения, мысли и эмоции.

IX. Повторение изученных тем по информатике и ИЗО (8 тестовых вопросов):

  1. К какой группе программ Windows относится программа Paint.
  • Стандартные
  • Служебные
  • Офисные
  • Системные
  • Укажите две основные панели:
    • Инструментов
    • Атрибутов текста
    • Палитра цветов
    • Настройки изображения
  • Как можно отменить последнее действие (два ответа).
    • Вид, Отменить
    • Ctrl-X
    • Правка, Отменить
    • Ctrl-Z
  • В каком пункте меню есть пункт Очистить».
    • Правка
    • Рисунок
  • Какой инструмент не используется в графике?
    • Карандаш
    • Фломастер
    • Уголь
    • Пастель
  • Как называется освещенная поверхность предмета?
    • Свет
    • Рефлекс
  • Что входит в виды графики:
    • Печатная графика
    • Промышленная графика
    • Станковая графика
    • Компьютерная графика
  • Как называется тень, которая падает от предмета?
    • Собственная тень
    • Падающая тень
    • Полутень

    X. Домашнее задание

    Презентация 1 . Слайд 21

    1. § 2.3. Создание компьютерного рисунка, с.40-41 (читать).
    2. Нарисовать на альбомном листе «Дом своей мечты».

    Объяснить детям участие в проекте «Дом моей мечты». Работа над проектом будет продолжаться в последующих уроках.

    Если останется время, детям демонстрируются примеры изображений домов (на слайде 21 переход по ссылке «Примеры» (Презентация 3 )

    XI. Рефлексия

    – Ребята, вот и заканчивается наш урок. Я уверена, что на последующих уроках мы еще больше узнаем про графический редактор и научимся пользоваться им, и вы будете такими же активными и любознательными, какими были сегодня.
    – А какое настроение у вас после урока? Выберите смайлик и покажите, что соответствует вашему настроению. (Дети выбирают смайлики)

    Презентация 1 . Слайд 22

    – На сегодня урок компьютерной графики завершился.

    Примерный сценарий интегрированного урока «Одежда говорит о человеке» для 5-го класса

    Возрастной диапазон : учащиеся 5-х классов.

    Интегрированный урок «Одежда говорит о человеке» проводится на уроке по предмету «Информатика» и уроке по соответствующим разделам предмета «Изобразительное искусство».

    В ходе урока закрепляются знания по теме «Компьютерная графика. Графический редактор Paint». Первая часть урока направлена на формирование у учащихся представлений о национальной одежде, основных видах костюмов в Древнем Китае. Вторая часть урока представляет собой практическое задание: обучающиеся создают эскиз костюма одного из членов семьи китайского императора, используя меню готовых форм в графическом редакторе.

    Урок направлен на формирование умения у учащихся 5-го класса применять знания, полученные на уроках информатики при изучении темы «Компьютерная графика. Графический редактор Paint», при изучении учебного материала из других предметных областей.

    Учебник информатики: Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 5 класс»,

    Учебник изобразительного искусства: Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».

    Планируемые результаты деятельности учащихся на уроке:

    • приобретение знаний об основных видах костюма в Древнем Китае;
    • определение инструментов графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
    • развитие представления о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией;
    • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
    • умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов.

    Ключевые понятия : графический редактор, инструменты графического редактора, меню готовых форм, эскиз.

    Место проведения урока : компьютерный класс образовательного учреждения.

    Свободное описание урока

    Урок является обобщающим по теме «Компьютерная графика. Инструменты графического редактора». Вначале урока учитель изобразительного искусства проводит беседу с обучающимися об одежде разных народов мира. Путем рассуждений учащиеся называют тему урока. Далее учащиеся получают задания по учебнику: нужно ответить на вопросы:

    • Чем отличаются костюм чиновника и императора Древнего Китая?
    • Всегда ли можно было определить положение человека в обществе по его одежде?

    Для учащихся демонстрируется фрагмент фильма о костюмах периода Цинь. Они обсуждают особенности костюмов, заполняют таблицу и выполняют задание с использованием интерактивной доски. В итоге урока создается творческий отчёт с использованием графического редактора: создается эскиз костюмов семьи китайского императора и его приближённых, используя меню готовых форм в ГР Paint.

    Технологическая карта – описание занятия по его этапам.

    Текстовый материал для учеников (используется учебник изобразительного искусства, 5-й класс).

    Коллекция элементов содержит фотографии и изображения, заготовки, презентацию по теме урока.

    Планируемый результат:

    Создание сложного графического объекта, самооценка полученного результата. Используя архив представленных методических разработок, учитель самостоятельно выбирает материал, который соответствует педагогическим задачам урока, возможностям и потребностям обучающихся.

    Ответственный за информацию: Черницына Л. Ю., методист ГМЦ ДОгМ