Открытый интегрированный урок

изобразительного искусства и информатики.

6 класс коррекции.

«Музей – путешествие в мир прекрасного».

учитель ИЗО – Гудимова Л.С.

учитель информатики – Шестакова О.А.

Детский дом – школа № 2

г. Петропавловск-Камчатский

2007-2008 уч.год

Тема урока: Музей – путешествие в мир прекрасного.

Цель урока:

Учебная – познакомить учащихся с историей создания и экспозициями Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея; научить пользоваться информационными технологиями для решения практических задач.

Воспитательная – сформировать художественную культуру и эстетическое восприятие произведении искусства.

Коррекционная – коррекция памяти и мелкой моторики рук.

Время – 1 урок.

Зрительный ряд – фасады и интерьеры музеев, репродукции картин на слайдах; схемы построения практического задания, словарь новых терминов.

Оборудование урока – мультимедийный проектор, компьютеры, учебные тетради, словарь.

Ход урока.

I Организационный момент.

Сообщение темы урока, цели урока, проверка готовности рабочих мест.

II Объяснение нового материала.

Учитель ИЗО:

На прошлом уроке мы занимались описанием картин, пытались разгадать замысел художника. А сегодня мы оговорим о том месте, где хранятся картины и встречаются со своим зрителем. Конечно это музей.

Слово «музей» произошло от греческого «музейом» так называли священную рощу или храм, где обитали музы – покровительницы всех искусств.

Коллекционировать картины люди начали еще в глубокой древности, где только не пытались хранить их и в монастырях и в храмах и даже в общественных банях. В эпоху Возрождения появились первые галереи. Для хранения картин стали застеклять лоджии дворцов. А вот первым музеем попавшим под охрану государства стал Британский музей в Лондоне.

Как вы думаете, здания где хранятся произведения искусства должно быть обычным или нет?

(Ответы – необычными, красивыми, торжественными)

Конечно, здание музея должно быть прекрасным не только внутри, но и снаружи, чтобы встреча с искусством была незабываемой.

А сейчас мы познакомимся с тремя лучшими русскими музеями.

(слайд Третьяковская галерея 1856 год)

Годом основания является 1856 – это то время, когда Павел Михайлович Третьяков приобрел первые картины русских художников и купил дом для будущего музея. Коллекционирование и создание музея стало делом всей его жизни. А через 36 лет он передает все свои картины в дар городу Москве.

Сегодня в экспозиции музея представлено искусство начиная с XI по XX век, такие известные мастера как Андрей Рублев, Феофан Грек, Боровиковский, Брюллов, Репин, Суриков.

(слайд «сокровищница»)

Особой гордостью экспозиции является «сокровищница», где представлены художественные изделия из драгоценных камней и благородных металлов.

Посмотрим несколько шедевров Третьяковской галереи

(слайды: Репин «Не ждали», Врубель «Демон», Васнецов «Аленушка», Левитан «Март», Рублев «Троица»). В процессе просмотра дети называют автора, название картины, отвечают на вопросы к картинам.

Переходим к следующему музею. Он находится в Санкт-Петербурге.

(слайд Эрмитаж 1764 год.(1))

Обратите внимание что у зданий Эрмитажа, а их несколько, совершенно другой внешний вид более торжественный, изысканный.

(слайд Эрмитаж (2))

Слово «Эрмитаж» - французское, оно означает «уединенный уголок» или «уголок отшельника». Такие уголки устраивали для отдыха элиты и украшали их картинами. Возможно это слово так и ушло бы незаметно в историю, если бы не русская императрица Екатерина II , которая из «уединенного уголка» сделала настоящий музей. Первоначально он находился только в Зимнем дворце.

(слайд «Эрмитаж 20-е годы»)

Так выглядел музей в начале века. Сегодня Эрмитаж занимает 6 зданий и 353 зала. Есть отделы первобытной культуры, античного мира, «золотая кладовая» и конечно отдел русского искусства. Ценность представляют не только картины, но и интерьеры музея.

(слайд «малахитовая гостиная»)

Посмотрим наиболее известные картины Эрмитажа.

(слайды: Рембрандт «Возвращение блудного сына», Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», Рембрандт «Флора», Пикассо «Стеклянная посуда»)

Мы прощаемся с Эрмитажем и нас ждет Государственный Русский музей, он тоже находится в Санкт – Петербурге.

(слайд «Русский музей 1895год»)

В 1895 году по указу императора Николая II он был учрежден, а открыт для посетителей через 3 года. Первоначально музей насчитывал 1880 картин и располагался в залах Михайловского дворца.

(слайд «Вход в зал»)

Сейчас Русский музей – это музей нового типа. Это не только красивый архитектурный ансамбль, но и место досуга, образовательный и научный центр.

Пройдемся по залам:

(слайды: Васнецов «Витязь на распутье», Суриков «Переход Суворова через Альпы»)

III Повторение. Опрос по изученному материалу.

А вот на последних двух картинах мы с вами повторим материал прошлого урока «Описание картины»

(слайд «План описания картины»), учащиеся повторяют план, зачитывая его.

Учитель Информатики:

Откройте на компьютере папку «ИЗО», далее откройте в этой папке документ «описание», план описания будет у вас перед глазами, на экране будут картина, которые вы будете описывать.

(слайд Репин «Бурлаки на Волге», Брюллов «Последний день Помпеи»), ребята описывают картины по плану.

Учитель ИЗО:

Мы узнали сегодня много нового и повторили тему прошлого урока, а сейчас запишем в тетрадь названия музеев и дату основания.

(слайд «3 музея и годы основания»)

Все музеи имеют свою неповторимую историю, свой внешний вид, но их объединяет одно – они являются гордостью той страны и тог города в котором находятся.

IV Закрепление изученного. Выполнение практического задания.

А сейчас практическое задание. Пусть каждый из вас с помощью компьютера сделает эскиз музея который может быть построен в нашем городе. Задача показать фасад здания и садово-парковую зону.

Начинаем рисунок с линии горизонта и точки схода. По центру ставим фасад здания, он может быть оформлен колонами, парадной лестницей, скульптурами.

При оформлении садово-парковой зоны не забывайте о законе перспективы. Все параллельные линии будут сходиться в точку схода. Они вам нужны будут для оформления деревьев, клумб, фонтанов. По окончанию работы вспомогательные линии сотрете ластиком.

Учитель информатики:

(слайд «лист Paint с заготовкой)

В каком графическом редакторе мы с вами учимся работать?

С помощью чего мы рисуем?

Какими инструментами вы уже умеете пользоваться?

Сегодня мы с вами познакомимся со способом «отображения», который очень облегчит вам выполнение задания. Что бы что-то сделать с фрагментом рисунка нужно его выделить. Затем мы этот фрагмент копируем и вставляем в пустое место на листе. Что бы новый фрагмент отобразить слева на право, надо его выделить, затем в строке меню выбрать «рисунок», откроется подменю, в котором мы выбираем «отображение», затем в открывшемся окне выбираем нужный способ отображения и нажимаем ОК.

Этот способ поможет рисовать вам симметричные клумбы, скамейки, деревья.

(слайд «схема практического задания»)

Дети приступают к практическому заданию, в перерыве проводится физминутка.

V Итог урока.

Просмотр работ учеников.

Учитель информатики:

Подведем итог нашего урока. Какими инструментами графического редактора Paint вы пользовались рисуя ваш музей? С каким новым способом вы сегодня познакомились? Как им воспользоваться? Помог ли он вам при выполнении задания?

Учитель ИЗО:

Давайте подумаем и ответим на такой вопрос: «Нужны ли людям музеи и зачем?»

Конечно, ведь музей – это кладовая культурных ценностей, это та нить, которая связывает прошлое и будущее.

Надеюсь по вашим эскизам обязательно будет построен музей в нашем городе.

Сегодня мы познакомились с 3-мя русскими музеями, назовем их.

(слайд «3 музея»)

В конце урока обзорный просмотр слайдов «Музеи мира»

(прилагается разработка урока и сопровождающая презентация на электронном носителе.)

Интегрированный урок по информатике и ИЗО на тему:

"Графический редактор. Пейзаж"

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Форма урока: интегрированный урок.

Обобщить и систематизировать знания по теме: “Графический редактор”.

Закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях.

Задачи образовательные:

    повторить назначение и структуру графического редактора, закрепить и повторить основные приёмы работы с графическим редактором; повторить жанры изобразительного искусства.

Развивающие задачи:

    развивать творческие способности учащихся через умение применять знания в новых ситуациях.

Воспитательные задачи:

    воспитывать нравственно-эстетическое представление, систему взглядов на окружающий мир.

Оборудование: компьютеры, веб-камеры, презентация PowerPoint «Пейзажи. Виды и характеристики».…

План урока:

Орг. момент Актуализация знаний. Объяснение теоретического материала. Проверка опережающего д. з. Закрепление и проверка знания основных приёмов работы с графическим редактором. Практическая работа. Подведение итогов. Оценка и рефлексия. Домашнее задание.

Ход урока:


Орг. момент (сообщение темы, цели, плана урока). \включение в программе SKYPE\ Здравствуй, Матвей! Прежде, чем начать урок включи TeamViewer, открой свою почту, там я выслала тебе презентацию.

На прошлом уроке изобразительного искусства мы с тобой познакомились с жанрами изобразительного искусства и попробовали нарисовать натюрморт. Давай вспомним, какие жанры изобразительного искусства существуют? Жанры изобразительного искусства:


Натюрморт,

Попробуй сопоставить изображение с жанром изобразительного искусства (На экране нужно соотнести стрелками картинку с видами жанров.)

Вспомни, что обозначает каждый из них.


Объяснение теоретического материала.

Сегодня мы подробнее познакомимся с пейзажем.

Виды пейзажей:

Индустриальный и архитектурный,

Сельский и Городской,

(на экране виды пейзажа.)

Индустриальный – изображение заводов, фабрик, каких-то промышленных объектов, Как ты думаешь, почему он так называется?

Архитектурный – изображение памятников культуры, архитектурных сооружений. Как ты думаешь, почему он так называется?

Городской пейзаж – изображение различных улиц, видов города, домов.

Сельский. Как ты думаешь, почему он так называется? (рисуются поля, деревенские дома)

Морской (рисуются виды моря) он ещё называется марина, а художники-маринисты.

Тебе было дано домашнее задание: пользуясь презентацией, которую я выслала тебе на электронную почту, ты должен был нарисовать пейзаж. Я вижу, ты уже выслал его мне в скайпе. Пользуясь полученными сегодня знаниями, ты можешь сказать, какой это вид пейзажа? Хочешь попробовать сам его нарисовать?
Закрепление и проверка основных приемов работы с графическим редактором.

Но прежде, чем приступить к рисованию, давай вспомним:

Для чего предназначен графический редактор paint?

Как запускается графический редактор?

Из чего состоит рабочее окно программы?

Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик.

Инструменты рисования линий: линия, кривая.

Инструменты создания стандартных фигур: эллипс, прямоугольник, скругленный прямоугольник, многоугольник.

Ещё какие инструменты ты знаешь? (масштаб, надпись, выделение областей).


Практическая часть урока.

Итак, теперь приступаем к процессу рисования пейзажа в графическом редакторе Paint.

Мы решили рисовать деревенский пейзаж. Какое время года здесь изображено? (поздняя осень) Какие мы будем использовать для рисования цвета при изображении последнего месяца осени? (холодные)

Начнём с линии горизонта. /начинаем от левого и до края холста, чтобы не осталось пустых точек по краю.\ Теперь выбираем бледно голубой цвет, чтобы залить небо.

Выбери инструмент заливка, щёлкни левой кнопкой над линией горизонта.

Щелкни мышью над верхней линией гор.

Выбери подходящий, как тебе кажется, цвет на палитре и нажми на заливку, чтобы закрасить нижнюю часть листа.

Будем рисовать домики?

Для рисования домика какой можно использовать инструмент? (прямоугольник и треугольник). В палитре выбираем чёрный цвет.

Ещё надо нарисовать дверь и два окна, трубу. Разукрась домики. (пастельные тона домика и чёрная крыша)

Выбери чёрный цвет.

Теперь давай нарисуем тропинку. Скажи пожалуйста – как изменяется размер предметов, в зависимости от того далеко они или близко? (далеко – маленькие, близко большие) А если это тропинка? (у домика узкая, у нижнего края – широкая).

Хорошо. Выбери инструмент кривая, начиная от двери и заканчивая нижним краем листа. Нарисовал? Теперь захвати мышкой середину кривой и чуточку оттяни её вправо или влево. Здорово! Теперь попробуй из той же точки от домика рисуем вторую кривую, чтобы получилась тропинка, приближающаяся к нам. С помощью инструмента заливка закрась дорожку в бледно коричневый или тёмно-бежевый цвет. Ну вот, у нас уже пейзаж начинает вырисовываться, молодец!


С помощью Инструмента выноска – облако, мы будем рисовать кусты и деревья.

Начинаем рисовать кусты от домика. Чем ближе куст к нам, тем он крупнее.

Тогда кустарники у домика будут большие или маленькие? (маленькие)

По одному с каждой стороны. Чёрный контур стираем ластиком.

Теперь рисуем кусты вдоль дорожки, не надо много.

Давай нарисуем пару деревьев. Основа – та же, выноска – облачко, не забудь заливку, а теперь в палитре выбираем коричневый цвет и кистью или карандашом нарисуй ствол нашему дереву. Попробуй самостоятельно нарисовать ещё дерево. Можно нарисовать ещё церковь или мельницу. Что ты хочешь нарисовать? Не забудь разукрасить здание.
Подведение итогов урока.

У тебя получился замечательный пейзаж, давай мы его сохраним в папке «Информатика», и если ты захочешь – можешь потом дорисовать облака, солнце, птичек и всё, что угодно.

Матвей, скажи пожалуйста, чем мы сегодня занимались на уроке? С каким видом изобразительного искусства мы работали? Какие виды пейзажа ты запомнил? А как называется тот вид пейзажа, который мы с тобой нарисовали? А тебе понравилось работать в графическом редакторе? Ты чему-то научился?

Вывод: в “графическом редакторе” можно изобразить “пейзаж”.

А) итак, графический редактор одна из удобных для рисования.

Б) Вспомнили жанры изобразительного искусства, виды пейзажей, повторили назначение и структуру графического редактора, закрепили основные приёмы работы с графическим редактором


Оценка.

Матвей, я хочу тебя спросить: «Какую оценку ты можешь поставить себе? И почему?»

\ты запомнил названия жанров изобразительного искусства и виды пейзажей?

научился их различать?

быстро и качественно справился с практическим заданием? \


Домашнее задание.

Попробуй нарисовать любой другой вид пейзажа в графическом редакторе Paint.

Класс: 5

Презентации к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.







Назад Вперёд







Назад Вперёд

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа с компьютером, работа по печатным рабочим тетрадям, работа по дидактическим карточкам, творческое домашнее задание.

Профильная ориентация на профессии, где встречается компьютерная графика: дизайнер, архитектор.

Для проведения урока необходимо:

Требования к знаниям и умениям учащихся:

  • уметь запускать графический редактор;
  • знать основные функции и интерфейс редактора "PAINT";
  • уметь пользоваться панелью и настройкой инструментов, палитрой;
  • уметь сохранять созданный рисунок.

Технические средства обучения:

  • рабочее место учителя (ПК, колонки);
  • медиапроектор;
  • белая доска с магнитами;
  • рабочие места для учащихся.

Программное обеспечение: OC Windows, графический редактор "PAINT", аудиопроигрыватель.

Раздаточный материал:

  • Объявление проекта «Дом моей мечты» (Приложение 1 ).
  • Смайлики (изготовить двусторонние смайлики, обозначающие настроение детей: улыбка, радость:-), задумчивость или нейтральность:-|).
  • Карточки с заданием: Структура окна редактора Paint. Подпиши рядом со стрелочками названия элементов окна.
  • Листки с подписями элементов окна редактора Paint.
  • Памятки «Панель инструментов» (Приложение 2 ).
  • Пример графического рисунка <Рисунок 1>.

Цели:

  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество и приобщение их к информационной культуре;
  • знакомством с технологией обработки графической информации;
  • освоение знаний, составляющих основу представлений о современных технологиях создания графических объектов.

Задачи:

  • научить различать инструменты и уметь их применять для создания и редактирования рисунков;
  • подбирать жизненные объекты для работы и создавать их;
  • иметь представление о цвете фона и цвете изображения;
  • определять цвет изображения и уметь его изменять;
  • вводить графическую информацию с помощью клавиатуры и мыши;
  • овладеть умениями работать с инструментарием, предоставляемым графическим редактором Paint;
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся посредством четко построенного поэтапного процесса приращения знаний;
  • формировать и развивать у школьников обобщенных способов деятельности и навыков самостоятельной работы
  • вырабатывать навыки применения полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных проектов в учебной деятельности по предметам школьного курса.

Хронометраж урока.

Сценарий урока

Перед уроком вывешивается объявление о начале и условиях проекта «Дом моей мечты» (Приложение 1 )

I. Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня необычный урок: его ведут два учителя, и мы занимаемся по двум предметам. Перед уроком я бы хотела узнать какое сегодня у вас настроение? Поднимите ваши смайлики.

II. Проверка домашнего задания , повторение и постановка цели занятия перед учащимися.

Презентация 1 . Слайд 2

Рабочая тетрадь к учебнику Макаровой Н.В. «Информатика и ИКТ. Начальный курс»

Упр. 52. Зачеркни лишнее.

Для хранения разнообразной информации человек изобрел различные средства. На рисунке изображены некоторые из них. (книга, блокнот, дискета, фотопленка, СД-диск, очки , ручка , аудиокассета)

Упр. 53. Впиши пропущенное слово.

С помощью программы, которая называется графический редактор ,человек создает рисунки.

III. Повторение

Презентация 1 . Слайд 3

Учитель напоминает, как производится запуск программы Paint.

Вопрос. Каковы Функции графического редактора?

Ответ:

  • создавать рисунки из графических примитивов;
  • применять для рисования различные цвета и кисти (т.е. использовать линии различной ширины и конфигурации);
  • перемещать фрагмент рисунка по экрану;
  • “склеивать” один рисунок с другим;
  • увеличивать фрагмент рисунка для того, чтобы прорисовать мелкие детали;
  • добавлять к рисункам текст.

Вопрос. С помощью какого инструмента мы работаем в Графическом редакторе.

Ответ. Мышь.

Презентация 1 . Слайд 4

Задание: Подпиши рядом со стрелочками названия элементов структуры окна:

Один ученик выполняет задание у доски (закрепляет листочки с названиями с помощью магнитов на экране под стрелочками). Остальным розданы карточки (распечатать Слайд 4 Презентации 1 без ответов) с таким же заданием, они подписывают карточки и выполняют задание.

Названия элементов структуры окна

Презентация 1 . Слайд 5

IV. Теоретическая часть

Урок начинается с вступительного слова учителя ИЗО (рассказ про графику, средства графического рисунка, виды графики, основные отличия графики от живописи):

"Мы с вами знакомы с таким видом изобразительного искусства, как графика. Графика – это вид искусства, в котором изображение создается при помощи линейного рисунка, строго основанного на сочетании белого и черного. В наше время под графикой принято понимать довольно широкий круг явлений изобразительного искусства. Мы видим их не только на выставках, но и повседневно сталкиваемся с ними в жизни. С какими видами графических изображений вы знакомы? Какие материалы и приемы использует художник-график в своей работе? "
Ученики рассказывают, что одним из самых распространенных видов графического искусства является книжная иллюстрация, а еще, так называемая печатная графика – это плакаты, театральные афиши, почтовые марки и открытки, этикетки на спичечных коробках; промышленная графика – всевозможные пакеты, упаковки, этикетки на бутылках. Также существует самостоятельное произведение (гравюра на бумаге, линогравюра и т.д) – станковая графика. Ученики перечисляют графические материалы и приемы работы, с которыми они уже встречались на уроках изобразительного искусства: цветные мелки, пастель, уголь, фломастеры, цветные карандаши и, чаше всего, черная тушь и перо.

Эта беседа сопровождается показом cлайдов 5-10 (Презентация 1 )

Презентация 1 . Слайды 11-12

"Ребята, я вам говорила, что "графика" – это широкий круг явлений изобразительного искусства. Компьютерная графика – это еще один вид графики, с которым мы встречаемся ежедневно. Вспомните оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике трехмерной компьютерной графики; все чаще встречается компьютерная мультипликация. А кто из вас не играл в компьютерные игры? На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст. Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства, творить. Компьютерные рисунки могут быть плоскими и трехмерными, монохромными и выполненными в цвете".

Урок продолжается объяснением учителя информатики.

Презентация 1 . Слайд 13

На прошлых уроках мы с вами познакомились с графическим редактором Paint. Самой замечательной особенностью выполнения рисунка с помощью компьютера является не то, что с его помощью вы можете писать, рисовать, считать, а то, что программы позволяют очень легко вносить изменения в уже созданные тексты, рисунки, вычисления.
Иными словами, компьютерные редакторы значительно облегчают процесс редактирования самой различной информации. Именно благодаря этому достоинству компьютеры получили широкое распространение и стали использоваться людьми самых различных профессий: писателями, художниками, композиторами.
Графический редактор Paint, как и любой другой графический редактор позволяет не только просмотреть готовый рисунок, но и при желании внести в него изменения, распечатать его.
Для создания изображений в графическом редакторе используются определенные “инструменты”.

Презентация 1 . Слайд 14

Вопрос. Какие вы знаете инструменты?

Ответ . Линейка (отрезок), прямоугольник, круг, эллипс и т.д.
Начинаем работу, используя принципы графического искусства, соблюдая последовательность. Линией, контуром набрасываем свою будущую композицию. Рисунок нужно вести к окончательному решению постепенно, не выпуская из виду понятие "пятно " (зрительный центр), сочетание элементов (белых и черных) не должны нарушать плоскость, рисунок должен быть целостным, "не разваливаться" на отдельные части. Нужно соблюдать последовательность загрузки рабочей плоскости изобразительными элементами.

Презентация 1 . Слайд 15

Запустим с рабочего стола программу «Paint». Отрабатываем с помощью кнопок «Ластик», «Заливка», «Распылитель», «Линия», «Карандаш», «Кисть», «Прямоугольник», «Эллипс» навыки владения мышкой. Рисуем Домик без окон.

Учитель демонстрирует приемы построения компьютерного рисунка средствами графического редактора Paint. Для этого на слайде 15 Презентации 1 ссылкой переходим на работу с графическим редактором.

Учитель рассказывает о технических особенностях, которые надо будет учитывать при работе: об ошибках при выборе фактурной заливки, о соблюдении резкой контрастности на экране дисплея, о специфике принтера. Показывает возможные варианты, обращая внимание на ошибки и удачные творческие находки авторов рисунков. Демонстрирует, как тема, сюжет накладывается на возможности компьютерной графики

V. Физкультминутка

Презентация 1 . Слайд 15 (в правом нижнем углу помещена ссылка, которая открывает Презентацию 2 , данная презентация взята из Интернета (автор Масько) и изменена под данный урок, сопровождается музыкальным файлом «Танец маленьких утят»)

VI. Техника безопасности за рабочим местом

Презентация 1 . Слайды 16-17

VII. Практическая часть

Презентация 1 . Слайд 18

Детям раздаются карточки «Панель инструментов графического редактора» (Приложение 2 ) они служат для пояснения назначения пиктограмм, чтобы дети быстрее смогли запомнить их.

Создайте рисунок (Такая карточка с рисунком раздается всем ученикам).

<Рисунок 1>

Учащиеся выполняют работу, а учителя ИЗО и информатики оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации.

VIII. Итог урока

Презентация 1 . Слайды 19-20

Урок подошел к концу. Производится просмотр рисунков. Дети совместно с преподавателями обсуждают и анализируют работы. Выявляются ошибки, отмечаются творческие находки, желающие высказывают свои пожелания, предложения, мысли и эмоции.

IX. Повторение изученных тем по информатике и ИЗО (8 тестовых вопросов):

  1. К какой группе программ Windows относится программа Paint.
  • Стандартные
  • Служебные
  • Офисные
  • Системные
  • Укажите две основные панели:
    • Инструментов
    • Атрибутов текста
    • Палитра цветов
    • Настройки изображения
  • Как можно отменить последнее действие (два ответа).
    • Вид, Отменить
    • Ctrl-X
    • Правка, Отменить
    • Ctrl-Z
  • В каком пункте меню есть пункт Очистить».
    • Правка
    • Рисунок
  • Какой инструмент не используется в графике?
    • Карандаш
    • Фломастер
    • Уголь
    • Пастель
  • Как называется освещенная поверхность предмета?
    • Свет
    • Рефлекс
  • Что входит в виды графики:
    • Печатная графика
    • Промышленная графика
    • Станковая графика
    • Компьютерная графика
  • Как называется тень, которая падает от предмета?
    • Собственная тень
    • Падающая тень
    • Полутень

    X. Домашнее задание

    Презентация 1 . Слайд 21

    1. § 2.3. Создание компьютерного рисунка, с.40-41 (читать).
    2. Нарисовать на альбомном листе «Дом своей мечты».

    Объяснить детям участие в проекте «Дом моей мечты». Работа над проектом будет продолжаться в последующих уроках.

    Если останется время, детям демонстрируются примеры изображений домов (на слайде 21 переход по ссылке «Примеры» (Презентация 3 )

    XI. Рефлексия

    – Ребята, вот и заканчивается наш урок. Я уверена, что на последующих уроках мы еще больше узнаем про графический редактор и научимся пользоваться им, и вы будете такими же активными и любознательными, какими были сегодня.
    – А какое настроение у вас после урока? Выберите смайлик и покажите, что соответствует вашему настроению. (Дети выбирают смайлики)

    Презентация 1 . Слайд 22

    – На сегодня урок компьютерной графики завершился.

    Примерный сценарий интегрированного урока «Одежда говорит о человеке» для 5-го класса

    Возрастной диапазон : учащиеся 5-х классов.

    Интегрированный урок «Одежда говорит о человеке» проводится на уроке по предмету «Информатика» и уроке по соответствующим разделам предмета «Изобразительное искусство».

    В ходе урока закрепляются знания по теме «Компьютерная графика. Графический редактор Paint». Первая часть урока направлена на формирование у учащихся представлений о национальной одежде, основных видах костюмов в Древнем Китае. Вторая часть урока представляет собой практическое задание: обучающиеся создают эскиз костюма одного из членов семьи китайского императора, используя меню готовых форм в графическом редакторе.

    Урок направлен на формирование умения у учащихся 5-го класса применять знания, полученные на уроках информатики при изучении темы «Компьютерная графика. Графический редактор Paint», при изучении учебного материала из других предметных областей.

    Учебник информатики: Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 5 класс»,

    Учебник изобразительного искусства: Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».

    Планируемые результаты деятельности учащихся на уроке:

    • приобретение знаний об основных видах костюма в Древнем Китае;
    • определение инструментов графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;
    • развитие представления о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией;
    • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
    • умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов.

    Ключевые понятия : графический редактор, инструменты графического редактора, меню готовых форм, эскиз.

    Место проведения урока : компьютерный класс образовательного учреждения.

    Свободное описание урока

    Урок является обобщающим по теме «Компьютерная графика. Инструменты графического редактора». Вначале урока учитель изобразительного искусства проводит беседу с обучающимися об одежде разных народов мира. Путем рассуждений учащиеся называют тему урока. Далее учащиеся получают задания по учебнику: нужно ответить на вопросы:

    • Чем отличаются костюм чиновника и императора Древнего Китая?
    • Всегда ли можно было определить положение человека в обществе по его одежде?

    Для учащихся демонстрируется фрагмент фильма о костюмах периода Цинь. Они обсуждают особенности костюмов, заполняют таблицу и выполняют задание с использованием интерактивной доски. В итоге урока создается творческий отчёт с использованием графического редактора: создается эскиз костюмов семьи китайского императора и его приближённых, используя меню готовых форм в ГР Paint.

    Технологическая карта – описание занятия по его этапам.

    Текстовый материал для учеников (используется учебник изобразительного искусства, 5-й класс).

    Коллекция элементов содержит фотографии и изображения, заготовки, презентацию по теме урока.

    Планируемый результат:

    Создание сложного графического объекта, самооценка полученного результата. Используя архив представленных методических разработок, учитель самостоятельно выбирает материал, который соответствует педагогическим задачам урока, возможностям и потребностям обучающихся.

    Ответственный за информацию: Черницына Л. Ю., методист ГМЦ ДОгМ

    • Подзорова Оксана Викторовна, учитель информатики
    • Свиридова Ольга Васильевна, учитель ИЗО и МХК

    Цели урока:

    Обучающие:

    • Формирование специальных графических умений, навыков;
    • Систематизировать знания учащихся, закрепить практические навыки и
      умения при работе с графическими примитивами;
    • Акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.

    Воспитывающие:

    • Воспитать в ребенке творческое восприятие мира;
    • Воспитание любви и интереса к искусству;
    • Повышать мотивацию к занятиям с использованием компьютерных технологий.

    Развивающие:

    • Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;
    • Развить внимание, наблюдательность, память, творческое и логическое
      мышление;
    • Развить художественный вкус и творческое воображение;
    • Развить навыки работы в различных изобразительных техниках и
      технологиях.

    Оборудование и материалы: Репродукции графических работ художников,
    тест “графика”, подготовленные презентации учащихся к уроку, ПК, программа
    Графический редактор Paint, листы с заданием, мультимедиа проектор; экран,
    презентация урока.

    Основные понятия:

    • Виды ИЗО;
    • Графика как вид изобразительного искусства;
    • Компьютерная графика;
    • Графический редактор.

    Знания и навыки учащихся: иметь представление о компьютерной
    графике; графическом изображении, рисунке. Знать виды инструментов рисования.
    Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию
    графического объекта.

    Общедидактические принципы, используемые на уроке:

    1. Принцип сознательности и активности учащихся:

    • понимание учащимися целей предстоящей работы, плана действий и методики
      работы.

    2. Принцип наглядности обучения:

    • демонстрация учителем всех действий, выполняемых учеником.

    3. Принцип систематичности и последовательности:

    • опора на полученные ранее знания учащихся и их умения.

    4. Принцип доступности:

    • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

    5. Принцип связи с практикой:

    • показаны возможности использования информационных технологий на других
      школьных предметах.

    Методы и приемы обучения, используемые на уроке:

    1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности
    учащихся:

    • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные
      методы):
      *)
      элементы рассказа-вступления;
      *) элементы фронтальной беседы;
    • методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации
      (наглядные методы):
      *)
      метод демонстраций;
    • методы передачи информации с помощью практической деятельности
      (практические методы):
      *)
      творческая работа.

    2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:

    • эмоциональные методы;
    • познавательные методы.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Беседа о графике как виде изобразительного искусства.
      *постановка цели урока и мотивация учебной деятельности;
      *воспроизведение и коррекция опорных знаний;
      *выступление учащихся с результатами поисковой работы.
    3. Компьютерная графика как вид искусства.
    4. Беседа о возможностях графического редактора.
    5. Постановка художественной задачи.
      * обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы.
    6. Выполнение практического задания.

    Комментарий к уроку.

    На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся
    использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов –
    компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить
    чертежи, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучать и развлекать.

    Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они
    работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры, а не на привычной бумаге
    карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею – призван преподаватель
    ИЗО. Пытаясь выполнить свой замысел, дети будут стремиться найти и изучить новые
    возможности графического редактора, а это в свою очередь подтолкнет их к новым
    творческим задумкам.

    Таким образом, трудно разделить функции и обязанности учителя информатики,
    учителя ИЗО и учеников. Единство цепи порождает единство действий, в конечном
    результате одинаково заинтересованы все!

    Ход урока

    1. Организационный момент . Проверка готовности учащихся к уроку.

    Эпиграф урока:

    “Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится
    вносить
    в свою жизнь красоту”.
    А.М.Горький

    2. Беседа о графике как виде изобразительного искусства.

    – Ребята, на уроках ИЗО мы с вами познакомились с видами изобразительного
    искусства.
    – Какие виды ИЗО вы можете назвать? (Архитектура, скульптура. ДПИ, живопись и
    графика)
    (Приложение 1)
    – Сегодня мы поговорим о графике. Тема нашего урока – “Компьютерная графика как
    вид изобразительного искусства”. Графика – это вид искусства, в котором
    изображение создается при помощи линейного рисунка, строго основанного на
    сочетании белого и черного. Давайте вспомним, что мы еще знаем об этом виде ИЗО.
    (Ребята отвечают на вопросы теста “Графика”), (Приложение
    2)

    – В наше время под графикой принято понимать довольно широкий круг явлений
    изобразительного искусства. Мы видим их не только на выставках, но и повседневно
    сталкиваемся с ними в жизни.
    – С какими видами графических изображений вы знакомы? (Приложение
    3)

    (Ученики рассказывают, что одним из самых распространенных видов графического
    искусства является книжная иллюстрация, а еще, так называемая печатная графика –
    это плакаты, театральные афиши, почтовые марки и открытки, этикетки на спичечных
    коробках; промышленная графика – всевозможные пакеты, упаковки, этикетки на
    бутылках. Также существует самостоятельное произведение (гравюра на бумаге,
    линогравюра, станковая графика и т.д.)

    – Какие материалы и приемы использует художник-график в своей работе?

    (Ученики перечисляют графические материалы и приемы работы с которыми они уже
    встречались на уроках изобразительного искусства: цветные мелки, пастель, уголь,
    фломастеры, цветные карандаши, черная тушь и перо, бумага и картон.)

    – Какие жанры характерны для графики?

    (Ученики говорят о том, что для графики характерны практически все жанры:
    анималистический, портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина и др.)

    – Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки
    оленей, зубров, мамонтов. Замечательные по силе и точности рисунки животных
    создали художники Возрождения – Леонардо да Винчи и А.Дюрер. Достижениями
    русского анималистического жанра становятся виртуозные графические иллюстрации к
    басням Крылова, выполненные В.Серовым. Замечательными художниками-анималистами
    были Ватагин, Чарушин, Ю.Васнецов.
    – Сообщения о каких художниках-графиках вы подготовили?

    (Учащиеся демонстрируют выполненные презентации о художниках-графиках.)

    3. Компьютерная графика как вид искусства.

    – Компьютерная графика – это еще один вид графики, с которым мы встречаемся
    ежедневно. Компьютерная графика – рисунок, созданный при помощи компьютера.
    Вспомните оригинальные заставки к телепрограммам, выполненные в технике
    трехмерной компьютерной графики; все чаще встречается компьютерная
    мультипликация.

    Ребята, как вы думаете, в чем преимущество работы с компьютерной графикой от
    работы с обычным рисунком? (Можно отменить последнее действие, если не
    понравилось, или не аккуратно нарисовано. Можно подбирать и менять цвета, а на
    обычном рисунке если уже закрашено, то стирать уже нельзя.)

    Важно, что при использовании программ компьютерной графики не нужно брать
    новый лист бумаги, чтобы из-за допущенной ошибки начинать все сначала.
    Неправильный фрагмент просто удаляется из памяти компьютера, и работа
    продолжается дальше.

    Давайте вспомним, что же такое графический редактор?

    Графический редактор – это программа, предназначенная для создания
    картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений,
    иллюстраций к докладам и других изображений.

    Как нам найти графический редактор на компьютере? (Ответ учащихся) – в группе
    программ Стандартные находится графический редактор Paint.)

    Он запускается командой Пуск
    Все программы
    СтандартныеPaint.

    После запуска графического редактора Paint на экране компьютера открывается
    его окно, основные элементы которого вы видите на рисунке. Основную часть окна
    составляет рабочая область. Слева от рабочей области – Панель инструментов, под
    ней – окно свойств каждого инструмента, ниже рабочей области – палитра цветов,
    наверху – меню.

    – На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст.
    Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства,
    творить.

    Компьютерные рисунки могут быть плоскими и трехмерными, монохромными и
    выполненными в цвете.

    Учитель демонстрирует библиотеку ученических работ и образцы рисунков самого
    учителя, чтобы показать возможности использования программы “Графический
    редактор”.

    4. Беседа о возможностях графического редактора.

    – Сегодня нашей мастерской будет компьютерный класс, а рабочей плоскостью –
    экран монитора.

    На уроках информатики в 5 классе вы освоили приемы работы на клавиатуре
    компьютера, научились пользоваться многими режимами графического редактора.
    Преимущество работы на компьютере – это, во-первых скорость, во-вторых
    возможность варьировать изображение, перемещать его по рабочей плоскости,
    в-третьих – увеличивать или уменьшать, стирать, если компоновка рисунка вас не
    устраивает. Вы можете что-то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы
    добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы.

    5. Постановка художественной задачи.

    Не раз мы с вами говорили о том, что графика – это, прежде всего рисунок ,
    линейный и четкий. В процессе исторического развития в графику активно стал
    проникать цвет. Но цвет в графике условен.

    У нас рабочая плоскость – экран монитора с монохромным изображением. А
    работать мы будем на сочетаниях всех цветов, представленных в палитре
    компьютера.

    Учитель демонстрирует возможности графического редактора и рассказывает о
    технических особенностях, которые надо будет учитывать при работе: об ошибках
    при выборе фактурной заливки, о соблюдении резкой контрастности на экране
    монитора. Показывает возможные варианты, обращая внимание на ошибки и удачные
    творческие находки авторов рисунков. Демонстрирует, как тема, сюжет
    накладывается на возможности компьютерной графики.

    Сегодня мы на основе сочетания плоских геометрических фигур попробуем создать
    графическую композицию. Мы будем использовать много цветов, оставляя основные
    средства графики (линии) черными. Наши графические рисунки будут
    контурными .

    В 5 классе мы с вами уже рисовали в графическом редакторе Paint. Это было
    свободное рисование. Выберите себе из предложенных изображений то, которое вы
    хотите нарисовать. (Приложение 5)

    Обратите внимание, на то, что некоторые части рисунка одинаковы и нарисовать
    их можно используя копирование с помощью кнопки Ctrl . Нарисуй сначала
    один повторяющийся элемент. А затем копируйте его, используйте отражение копии
    сверху вниз и слева направо (Рисунок
    Отразить/Повернуть
    ).

    6. Выполнение практического задания.

    Начинаем работу, используя принципы графического искусства, соблюдая
    последовательность. Рисунок нужно вести к окончательному решению постепенно, не
    выпуская из виду понятие “пятно ” (зрительный центр), сочетание элементов не
    должны нарушать плоскость, рисунок должен быть целостным, “не разваливаться” на
    отдельные части. Нужно соблюдать последовательность загрузки рабочей плоскости
    изобразительными элементами.

    Придется внимательно следить за тем, чтобы отдельные части изображения были
    выполнены определенным цветом. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен
    (работа в режиме кисти, заливки) – все это придает графическую выразительность
    рисунку.

    Учащиеся выполняют работу (Приложение 5) , а
    учителя ИЗО и информатики оказывают помощь, консультируют, дают рекомендации.

    7. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ.

    Урок подошел к концу. Производится просмотр рисунков. Дети совместно с
    преподавателями обсуждают и анализируют работы. Выявляются ошибки, отмечаются
    творческие находки, желающие высказывают свои пожелания, предложения, мысли и
    эмоции.

    Ожидаемые результаты:

    Что дают детям подобные уроки интеграции двух предметов – изобразительного
    искусства и информатики?

    Дают импульс к новому виду творчества, вызывают интерес к искусству
    сегодняшнего дня, потребности не только заниматься им, но и понимать его,
    осознавать эстетические законы – вот главная цель учителя на подобных занятиях.
    Поиск новых путей развития творчества детей, поиск альтернативы уже сложившимся
    жанрам изобразительного искусства оказывается плодотворным и эффективным, ведь,
    ” впечатления от детства во многом определяют будущее каждого человека”.