"Юности честное зерцало" (1717 г.)

Замечательным памятником культуры Петровской эпохи является изданная в 1717 г. для детей и юношества книга "Юности честное зерцало", созданная по инициативе Петра I. В ней излагались правила поведения и морально-нравственные требования для юношей и девушек.

Основная идея книги - судьба молодого человека зависит не от происхождения, а от его собственных заслуг - была уже не новой для того времени. В ней много пословиц, поговорок, метких народных выражений.

"Письмовник" Н.Г. Курганова

"Письмовник" - энциклопедическая книга нового типа, в которой научные сведения соответствовали достижениям эпохи.

Начинается "Письмовник" русской историей. Затем около 100 страниц занимает русская грамматика, которая представляет собой популярное изложение научной грамматики Ломоносова. Вслед за этим идут стихи, подлинные народные песни, анекдоты, забавные истории, сведения по физике, астрономии, метеорологии, объяснение непонятных слов ("Русский словотолк").

Н.Н. Новиков и eго журнал "Детское чтение для сердца и разума"

Самую значительную роль в развитии детской литературы XVIIIв. сыграл выдающийся русский просветитель, общественный деятель, мыслитель и писатель Н.Е. Новиков (1744-1818).

Большое место в своей деятельности Новиков уделял просвещению народа и воспитанию детей, поэтому издавал книги для людей всех сословий и возрастов. Главной же заслугой Новикова перед историей русской детской литературы является издание первого детского журнала "Детское чтение дли сердца и разума" (1785-1789).

Журнал выходил по субботам как бесплатное приложение к газете "Московские ведомости", и предназначался детям в возрасте от шести до двенадцати лет. В каждом номере, состоящем из 48 страниц, помещались произведения разных жанров: повести (с продолжением), рассказы, сказки, забавные истории, остроумные шутки, пьесы, научно-популярные и научно-художественные произведения.

В центре внимания журнала были проблемы гуманизма, уважения к человеческому достоинству. "Уважай всякого человека, как человека, какой бы он ни был, богат или беден, знатен или низок" - говорил отец своему сыну Антону (рассказ "Общежитие").

Язык журнала был легкий, свободный от славянизмов, вполне доступный детям даже нашего времени.

Н.М. Карамзин как писатель для детей

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) был самым крупным представителем русского сентиментализма.

В девятнадцатилетнем возрасте Карамзин начал работать в новиковском журнале для детей, а последние два года существования журнала был фактически его редактором.

На страницах этого журнала Карамзин опубликовал 26 переводов и оригинальных произведений. Всего же писатель создал около 30 произведений для детей, в которых воспеваются природа, дружба и нежные чувства. Этим темам посвящены "Анакреонтические стихи", прозаическая зарисовка "Прогулка" и повесть "Евгений и Юлия". Переводил Карамзин для журнала повести популярных французских детских писателей Беркеня и Жанлис, поэмы английского поэта Томпсона, пьесы, произведения о природе.

Карамзин продолжал писать для детей и после закрытия журнала. Так, в 1792 г. он опубликовал сказку "Прекрасная царевна", в 1795 г. - сказки "Дремучий лес" и "Илья Муромец"

В круг детского чтения входили и другие произведения Карамзина, его стихи о природе, дружбе и любви. Многие пропитаны нежной сыновней любовью к родине, ее просторам. Таково, например, стихотворение "Волга", которое не одно поколение русских людей с раннего детства заучивало наизусть:

Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о, Волга, величать!

Cтихи Карамзина, каждая его поэтическая миниатюра как бы специально создавались для детей. Он умел оживить весь мир, разговаривать с любимой ему Волгой, с родными лесами, близкими и родными существами.

Здравствуйте, уважаемые наши друзья!


Я, Владимир Фидель, издатель журнала


Коллектив нашего издательства небольшой, но все сотрудники имеют профильное образование и большой опыт работы в издательской профессии, в том числе в выпуске литературы для детей.


Наше Издательство было создано в конце 1991 года. С тех пор нами были реализованы проекты по выпуску серии альбомов: "Дюрер", "Брейгель", "Рафаэль", "Босх", "Старые нидерландские и немецкие мастера", выпущено подарочное двуязычное издание "Приключения барона Мюнхгаузена".


Из детских проектов — издано 5 книг известного детского поэта, большого друга нашего журнала, Михаила Слуцкого.


Издавали книги и фотоальбомы по заповедникам и заказникам Ханты-Мансийского Автономного округа.


Было реализовано несколько крупных книжных проектов для ведущих обороных предприятий к юбилеям самих предприятий и их научных руководителей.


Продолжаем издавать прошедшие строгий отбор детские и научно-популярные книги современных авторов. Планируем и далее "открывать новые имена".


В 1997 году мы начали реализацию проекта "Детское чтение для сердца и разума". Наш журнал сохраняет не только название выходившего в конце XVIII века знаменитого журнала для детей, но и продолжает традиции его первых издателей, выдающихся русских просветителей Николая Ивановича Новикова и Николая Михайловича Карамзина.



Цель нашего проекта — привить детям любовь к чтению, научить их правильно говорить, помочь сформироваться их художественному вкусу.


Наш журнал заново открывает юным читателям и их родителям незаслуженно забытые имена детских писателей столетней и даже полуторастолетней давности. Но мы публикуем также прозаические и стихотворные произведения современных авторов после серьёзного анализа и тщательного отбора.


Журнал "Детское чтение для сердца и разума" входит в список социально-значимых изданий и два раза был отмечен Грантом Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


По отзыву профессионального периодического издания "Библиотека в школе", наш журнал является "поистине семейным" и его "можно спокойно дать в руки детям, даже в него не заглядывая".


В получении журнала заинтересованы, судя по письмам и звонкам в редакцию, школьные, районные и городские детские библиотеки, детские сады, детские дома — т.е. организации, которым не выделено на подписку финансирование из бюджета.


Наше издательство уже более двух лет не повышает отпускную цену на журнал, чтобы он оставался более доступным для подписчиков. Но наши расходы при этом постоянно растут.


Поэтому мы и обращаемся за помощью к вам — нашим, я искренне надеюсь, единомышленникам и друзьям, для которых очень важно, какую духовную пищу будут получать их дети.



Ваша поддержка даст нам возможность продолжать выпуск журнала, оплатить хотя бы на полгода производство журнала в типографии, а также бесплатно рассылать наш журнал очень нуждающимся в доброй детской литературе детским домам, сельским библиотекам.

Н. И. Новиков

считал одной из важнейших задач определить цель воспитания: «Дети наши должны образованы быть счастливыми людьми и полезными гражданами». Его советы касаются и бытовой и социальной сторон жизни. «При сем опыт и человеческая натура напоминают нам, что здоровье и крепкое сложение тела весьма споспешествуют нашему удовольствию и что в молодости лежит основание как здравия и крепости, так слабости и болезней тела» .

Новиков говорит о

многих препятствиях, мешающих по-настоящему воспитывать детей. Среди них - недооценка роли детской книги, научно-познавательной и художественной: «Грамматики и лексиконы почти одни признаются всеми за необходимые без противоречия». Делая печальный, но неизбежный вывод о том, что одним из главных «неудобств в воспитании» является отсутствие в России книг для детей, он принимается за издание учебников, книг для чтения и открывает первый русский журнал для детей. Журнал «Детское чтение для сердца и разума» выходил с 1785 по 1789 год как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости». Это было внешне скромно оформленное издание, без иллюстраций, объемом в 16 страниц небольшого формата (7а печатного листа). Образцом прогрессивной мысли XVIII века является предисловие к первому номеру. Оно содержит педагогические идеи Новикова и, очевидно, написано им самим. Замечательно и то, что обращено предисловие не к родителям, а к юным читателям. «Всякому, кто любит свое отечество, весьма прискорбно видеть многих из вас, которые лучше знают по-французски, нежели по-русски, и которые, вместо того чтобы, как говорится, с матерным молоком всасывать в себя любовь к отечеству, всасывают, питают, возрощают и укрепляют в себе разные предубеждения против всего, что только отечественным называется»3.

Главная задача журнала

Н. И. Новиков привлек

к работе в журнале молодых писателей, студентов Московского университета и преподавателей московского Благородного пансиона при университете. Многое сделано было Николаем Михайловичем Карамзиным (1766-1826), который помогал редактировать журнал и активно печатал в нем свои и переводные произведения. Из оригинальных произведений молодого Карамзина, изданных в «Детском чтении», наиболее известны «Анакреонтические стихи», автобиографический рассказ «Прогулка» и сентиментальная повесть «Евгений и Юлия».

Журнал Н. И. Новикова,

издававшийся в течение пяти лет, с честью оправдал свое название - воспитал не одно детей. С. Т. Аксаков, автор повести «Детские годы Багрова-внука», считал, что именно научные статьи журнала «Детское чтение» пробудили в нем интерес к естественным наукам, а знаменитый хирург Н. И. Пирогов вспоминал, что увлекался «Детским чтением» больше, чем «Робинзоном Крузо», «Дон-Кихотом» и волшебными сказками.

Журнал «Детское чтение»

просуществовал до конца издательской деятельности Н. И. Новикова. Он переиздавался и после заточения Новикова в Шлиссельбургскую крепость.

Лина Гладис : литературный дневник

До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трехсот детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали свое существование на первой книжке. Прежде всего это было вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего потому, что являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям.
"Друг детей", "Детский музеум", "Собеседник", "Отдых", "Крошка". "Детский сад", "Игрушечка", "Подарок детям", "Малютка", "Дело и потеха", "Тропинка", "Золотое детство", "Подснежник", "Солнышко". Каждый из этих и многих других журналов имел свою направленность, свою тематику и структуру.


До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга "Мир в картинках" Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.
Первым детским журналом в мире стал "Лепцигский еженедельный листок" (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - "Детское чтение для сердца и разума" - стало выходить в России в Москве.
Журнал русского просветителя Н. Новикова "Детское чтение для сердца и разума" положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к "Московским ведомостям" с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить "для сердца и разума", воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен был "служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан". И. И. Новиков также считал, что в государстве все "сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства".


Журнал Новикова выдержал испытание временем. "Чистые, нравственные правила, изложенные увлекательным для того времени языком, незаметно проникали в душу читателей, особенно читательниц, и мало-помалу дали совершенно иной колорит целому обществу",- отмечалось в одном из отзывов 1849 года. С.Аксаков в своих воспоминаниях тоже обращается к журналу Новикова: "В детском уме моем (после знакомства с этим журналом) произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее..." Через 60 лет после появления "Детского чтения" В.Белинский воскликнул: "Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели "Детское чтение" Новикова".
Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные номера Детского чтения" перепечатывалось в виде книжек и успешно продавались.
Б. Федоров составил для детей альманахи "Детский Цветник" и "Детский павильон", где учитывались вкусы детей разного возраста. А предназначены они были для "семейного чтения", т. е. для чтения детей вместе со взрослыми.
Содержание альманахов разнообразно: здесь присутствует смешное и серьезное, нравоучительные беседы и басни, небольшие пьесы и загадки, игры. В своих альманахах Федоров первым обратился к пересказам отдельных эпизодов из "Истории Государства Российского" Н. М. Карамзина.
Морализаторские рассказы, помещенные в эти альманахи, отличались открытой дидактичностью: учили детей быть терпеливыми, осмотрительными, разумными в выборе друзей, уметь отличать злых людей от добрых и тому подобное. Большое место Федоров отводил религиозным писателям, а также переводам зарубежных авторов-моралистов.
Выступал Федоров и как критик. Хотя по его собственному творчеству нельзя сказать, что он отличался безупречным художественным вкусом, но детскую психологию, видимо, понимал неплохо. Об этом свидетельствует, в частности, его отклик на появление повести-сказки "Черная курица, или Подземные жители" Антония Погорельского. "Мы еще не имели на Русском языке сказки лучше написанной", - отмечал рецензент и не ошибся: как известно, произведение это надолго стало любимым детским чтением.
Первым частным журналом, выходившим на протяжении более чем 20 лет, стал журнал А.О. Ишимовой "Звездочка" (1842-1863).
Об Александре Осиповне Ишимовой (1805 - 1881) следует сказать особо, так как она сыграла особую роль в развитии литературы для детей первой половины XIX века.
Тяжелы и суровы были ее молодые годы. Сопровождая ссыльного отца, она не могла получить образования, всему училась сама, по книгам. Самостоятельно овладела и языками: французским, английским и немецким, да так, что переводами зарабатывала себе на жизнь. Обладая от природы писательским даром, А.О. Ишимова решила написать "Историю России в рассказах для детей", трудилась шесть лет, и результат превзошел ожидания: она стала самой популярной писательницей, а с 1842 года в Санкт-Петербурге приступила к изданию журнала "Звездочка", затем с 1850 года- "Лучи" (1850-1860). Оба журнала предназначались для девочек.


"История.." А.О. Ишимовой состояла из шести частей и открывалась обращением к маленьким читателям: "Милые дети! Вы любите слушать чудные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слушать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков". Это произведение - одна из самых значительных попыток рассказать детям об истории родной страны.
Известен отклик А. С. Пушкина - из последнего в его жизни письма: "Сегодня я нечаянно открыл Вашу "Историю в рассказах" и поневоле зачитался. Вот как надо бы писать!" В. Г. Белинский тоже одобрительно высказывался о языке, слоге, повествовательном даровании писательницы. Ей удалось, заявлял он, соединить "занимательность анекдота с достоверностью и важностью истории".
А.О.Ишимова шла, можно сказать, непроторенными путями, особенно в области языка: она старалась приблизить слог своих произведений к разговорной речи, писала живо, образно, ярко и просто. Формы, в которые она облекала свои повествования, весьма разнообразны: беседа с читателем ("История России..."), беседа детей с матерью ("Маменькины уроки"), переписка детей ("Рассказы старушки"), "Дорожный журнал", позволяющий свободно рассказывать о том, что видит путешественник (картины природы, шедевры архитектуры), с чем он знакомится (обычаи и нравы народов, например, как в ее "Каникулах 1844 года").
А.О.Ишимова основала два журнала: "Звездочка" (1842 - 1863) и "Лучи" (1850 - I860). Первый из них предназначался девочкам младшего возраста, второй - более ставшим, воспитанницам институтов благородных девиц. Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек в то время (религия, благоговение перед царем, семья). Оба журнала резко критиковались Белинским и его последователями - революционерами-демократами.
Однако многие из педагогических утверждений детской писательницы А. О. Ишимовой не устарели и сегодня. Среди них такое, например (давшее название ее рассказу): "Надобно любить труд".
Наша отечественная литература для детей многим обязана именно этому периоду - первой половине XIX века, золотому веку русского искусства. Столь бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей - научно-художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась ведущей темой детской литературы. И еще одна важная особенность этого периода: крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.
"Звездочка" вначале выходила в двух отделах: для старшего и младшего возраста. После их объединения Ишимова отработала четкую структуру журнала. Каждый номер имел следующие отделы:
1. Словесность (здесь помещались произведения самой Ишимовой, рассказы, сказки, стихи других авторов).
2. Науки (очерки по истории, естествознанию, географии).
3. Новые книги.
4. Смесь.
5. Для маленьких читателей.
Ишимова привлекала к сотрудничеству известных писателей и ученых. В "Звездочке" печатались статьи Я. Грота, рассказы В. Одоевского. Журнал с успехом выполнял задачу, поставленную издателем: воспитывать будущих матерей, хозяек дома.
Конец 50-х годов - эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.
С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить "Подснежник" (1858-1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей: "...доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения". Редактор привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Д. Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года основным сотрудником "Подснежника" стала писательница М.Ростовская, а с 1864 года она сама приступила к созданию журнала "Семейные вечера", который просуществовал 24 года (Ростовская в нем работала до 1870 года); первоначально он выходил еженедельно, а затем - ежемесячно.
Годовые подшивки "Семейных вечеров" расходились даже много лет спустя после выхода в свет. Это издание, по существу, стало продолжением "Звездочки". М. Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла ее взгляды на детское чтение. Журнал был удостоен высокого покровительства государыни императрицы Марии Александровны. В нем публиковались произведения самой М. Ростовской. Она достаточно хорошо владела пером и из номера в номер радовала своих читателей рассказами, сказками, поучительными историями, биографиями знаменитых людей. В журнале печатались В. Даль. Евг. Тур, Н. Львов, В. Авенариус и др.
В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: "Светлячок" (1902-1916), "Путеводный огонек" (1904-1918), "Дело и потеха" (1905-1909). Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребенка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя. Излюбленным жанром Федорова-Давыдова были сказки, и писал он их так мастерски, что они были близки к народным. Дети любили эти журналы за веселый и доброжелательный настрой. Редактор помещал массу ребусов, шарад, головоломок, фокусов. В первых номерах печатался Д. Мамин-Сибиряк.
Другой популярный журнал - "Игрушечка" (1880 - 1912) - предназначался только для маленьких. Издавала его Т. П. Пассек, дружившая с А. И. Герценом. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки. Кроме того, в журнале были отделы "Игры и ручной труд", "У рабочего стола". Специальный раздел "Для малюток" печатался более крупным шрифтом.
Каждые две недели выходил журнал "Светлячок" (190? - 1920), редактором и издателем которого, как уже отмечалось выше, был писатель А. А. Федоров-Давыдов. Предназначался этот журнал детям младшего возраста. Большая часть его материалов носила чисто развлекательный характер, что вызывало нарекания демократической критики. Сильной стороной этого издания признавались его многочисленные приложения - игры, забавные игрушки, поделки, которые должны были изготавливать сами дети.
Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был журнал "Тропинка" (1906 - 1912). В оформлении его принимали участие такие известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.
Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал "Маяк" (1909 - 1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал журнал И. И. Горбунов-Осадов - писатель, последователь идей Льва Толстого. И сам Толстой предоставлял свои детские произведения этому изданию. Общая демократическая направленность привлекала к журналу соответствующих авторов. В нем печатались, например, Н. К. Крупская (рассказы "Мой первый школьный день", "Леля и я"), Демьян Бедный и ряд авторов близкого им направления. Новаторскими для детской журналистики стали рекомендательно-библиографический отдел и раздел "Письма наших читателей и ответы на них", печатавшиеся в "Маяке".
Новое содержание, пришедшее в детскую периодику, потребовало и иных форм выражения. Выступления журналов получают четкую публицистическую направленность. Она столь заметна, что сказывается на структуре самого издания, лишая его многих атрибутов альманаха. Публицистическое насыщение детских журналов-явление объективное. Оно соответствовало изменившемуся отношению к детству, когда в условиях классовых битв происходило интенсивное становление гражданского мировоззрения юного поколения. В этом смысле весьма показательны метаморфозы, которые стали случаться с самым известным журналом "Детское чтение". В 1906 году, отметив уже свое сорокалетие, он вдруг стал называться "Юная Россия". Читателям сообщалось: "Журнал "Детское чтение" перерос свое название, и впредь будет называться "Юная Россия". Журнал "Юная Россия" будет издаваться по той же программе, как и "Детское чтение". Редакция и сотрудники остаются те же. Словом, все остается по-прежнему, переменяется только одно название".
Вероятно, такое редакционное объяснение было адресовано цензуре, тем более, что к этому времени внимание "кровопивцев" (так редактор Д. И. Тихомиров называл цензоров) стало к журналу особенно придирчивым. Изменилось в нем очень многое. Об этом написало само издание: "Общественный подъем и начатые правительством реформы наших дней настойчиво требуют от книги и школы насаждения и культивирования в народе и юношестве гражданственности, соответственно правовой жизни народа". Понятно, что задача журнала-давать детям "чтение"-стала на определенном этапе аморфной. Новое название-"Юная Россия" - несло в себе публицистическое начало и соответствовало иному содержанию, другим задачам, пришедшим в журналистику.
Появление в этих условиях ряда детских газет развивало наметившуюся тенденцию в периодике. Газетка для детей "Что нового" (М., 1908), "Детская газета" (СПб., 1908), "Детская газета" (М., 1910)-всем своим содержанием говорили о том, что у них имеется свой читатель, что они располагают многими неоспоримыми преимуществами перед журналом. В этом отношении весьма показателен опыт "Газетки для детей и юношества", чрезвычайно популярной в России. Она выходила в Москве с 1910 по 1915 год и сыграла заметную роль в формировании нового типа периодического издания.
В первом номере, ее редактор-издатель А. П. Коркин писал: "Главная задача нашей "Газетки" дать читателям возможно больше разнообразного и занятного материала из всех отраслей жизни, науки и искусства, помещая его таким образом, чтобы в семье дети разного возраста нашли каждый для себя понятный и интересный материал"". Нельзя сказать, что такая абстрактная программа говорила о рождении принципиально нового издания в периодике. Подобным образом сформулировать; свои задачи могли многие журналы. Но что обращало на себя внимание, так это обилие уже в первом номере всевозможных рубрик, отделов: "Наша хроника" (о событиях в стране), "Заграничная жизнь", "Открытия н изобретения", "Разные сведения", "Спорт", "Наука и забава", "В часы досуга", "Юмористическая страничка", "Объявления", "Приложение" (игра).
Это был не "калейдоскоп" отвлеченного материала, а публикации, как правило, злободневного характера, факты из современной жизни. Через год свою новизну "Газетка" очертит более точно, выделив существо издания: "Совершенно отличаясь от других детских журналов, она дает в каждом номepe большой обзор новостей и событий русской и заграничной жизни".
Сами сотрудники называют свое сочинение- то журналом, то газетой. С одной стороны, оно располагает традиционными атрибутами журнала: "почтовым ящиком", приложением-пособием для склеивания и выпиливания игрушек, печатает на протяжении многих номеров повести, постоянно публикует очерки о явлениях природы, о научных открытиях. С другой стороны, новое издание, выходя раз в неделю, стремится охватить своим вниманием все наиболее важные последние события. Часто публикации носят сугубо хроникальный характер. Большое признание получает новый жанр для детской периодики-репортаж. Рассказ ведется прямо со спортивной площадки, с полигона для испытания аэропланов, из лаборатории медика. Такие работы, снабженные фотоснимками, обладают документальной достоверностью, конкретной аргументацией, оперативностью. Освещение некоторых событий превращается в целую кампанию. Так было с рассказом об Олимпийских играх 1912 года, с постоянными сообщениями в разделе "Авиатика".
Стремление придать публикации событийный характер приводит "Газетку" к тому, что и в "журнальных" разделах постепенно намечаются перемены. Научные очерки берут за основу данные последних открытий, рассказы о выдающихся ученых приурочены к знаменательным датам в их биографии. В сообщениях о явлениях природы указывается "адрес"-место события, дата, впечатления очевидцев и т. д. Все это нашло отражение в программном заявлении издания: "Газетка для детей и юношества" задается целью пробудить в читателях интерес к знанию и интерес к окружающей жизни. Научно-популярные статьи "Газетки" составляются по разным отраслям наук и касаются общих вопросов, но не отвлеченно, а в связи с конкретным явлением окружающей действительности".
В 1913 году издателем "Газетки", а несколько позже и ее редактором становится Александра Самуиловна Панафидина. Ее неукротимая энергия, стремление придать своему делу широкий размах, хорошее знание особенностей юного читателя, понимание происходящих в обществе перемен самым благотворным образом отразились на всем издании. Увеличивается его размер, качественнее становится бумага, улучшается верстка, а значит, и внешний вид газеты. При всем этом уменьшается плата за 1 номер и доходит до необычайной дешевизны- 7 копеек, привлекая новых подписчиков из бедных сословий. Часть тиража поступает в розничную продажу.
Вообще заметным событием в детской периодике становятся сообщения о жизни детей. Хроникальные подборки рассказывают об учебе в школе, о положении сирот в приютах, о появлении сначала в Англии, а потом и в России скаутов.
"Газета" объявляет сбор средств в помощь голодающим детям; проводя различные литературные конкурсы, формирует вокруг себя авторский актив. В одном 1914 году в редакцию, пришло на конкурс 215, сочинений. Многие из них были опубликованы.
Завершающим шагом "Газетки" на пути формирования нового вида периодического издания явилось обращение ее к "руководящей" или, как теперь говорят, передовой статье. В этом новом жанре долгое время выступал писатель А. В. Круглов, именуя свои работы "Письмами к "маленькому народу". Публицистическое насыщение "писем" соответствовало задушевности беседы автора с юными читателями, создавая большой, эмоциональный эффект. В то же время руководящая статья; служила "ключом" ко всему номеру, разрабатывала наиболее важные темы, объединяла весь газетный материал. К сожалению, с началом первой мировой войны шовинистический угар, которому поддалась вся детская журналистика, сильно сказался на выступлениях А. В. Круглова. И "Газетка", верная, своему демократическому характеру, отказалась от участия писателя. На этом посту его сменил В. М. Боголюбов, наиболее опытный сотрудник издания.
"Газетка для детей и юношества" дожила до октября 1915 года, когда "чрезвычайные обстоятельства и затруднения, вызванные войною, недостаток бумаги на рынке и поднятие цен на нее, вздорожание всех других материалов и типографских работ вынудили" издателя-редактора С. Панафидину прекратить выпуск газеты. В последнем ее номере писалось: "Как еженедельное издание, журнал приближался к типу газеты и имел соответствующие отделы хроники и руководящих статей. Пятилетнее существование "Газетки" доказало, что этот новый тип издания в России вполне отвечает насущной потребности".

Основание журнала «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новиковым

Против издержек дворянской идеологии выступали передовые русские писатели, и прежде всего известный журналист, писатель и издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818). Серьезное внимание уделял он проблемам воспитания и образования детей. Новиков считал одной из важнейших задач определить цель воспитания: «Дети наши должны быть образованны счастливыми людьми и полезными гражданами». Его советы касаются и бытовой и социальной сторон жизни. Новиков говорит о многих препятствиях, мешающих по-настоящему воспитывать детей. Среди них -- недооценка роли детской книги, научно-познавательной и художественной. Делая печальный, но неизбежный вывод о том, что одним из главных «неудобств в воспитании» является отсутствие в России книг для детей, он принимается за издание учебников, книг для чтения и открывает первый русский журнал для детей. Журнал «Детское чтение для сердца и разума» выходил с 1785 по 1789 г. как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости». Это было внешне скромно оформленное издание, без иллюстраций, объемом в 16 страниц небольшого формата.

Описание журнала «Детское чтение для сердца и разума» и отзывы о нём других писателей

Главная задача журнала определялась стремлением воспитать патриотов и добрых граждан своего отечества. Перед молодым поколением развертывалась и программа чтения, способная дать пищу для сердца и разума детей с различными характерами и интересами. Один из наиболее важных разделов журнала посвящен научно-познавательным проблемам. В журнале печатались статьи из многих областей науки: «О системе мира», «О солнце», «О воде», «О пользе гор», «Разговор об огне», «Об орле». Научный материал излагался живо и занимательно: в форме записок путешественника, бесед наставника с детьми, переписки отца с сыном.

В журнале печатались повести, сказки, басни, анекдоты, загадки, пьесы, научно-популярные статьи.

Просматривая его номера, мы не найдем в них ни одного стихотворения, ни одной картинки. А весь иллюстративный материал ограничен виньеткой на титульном листе и очень простыми заставками и концовками в тексте. Отсутствуют также подписи авторов.

Но, несмотря на более чем скромную внешность, журнал привлекал к себе ряд поколений маленьких читателей.

«Я читал свои книжки с восторгом... - вспоминает С. Т. Аксаков. - В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака, узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее».

Младший современник Аксакова В. Г. Белинский, критикуя детские издания 40-х годов XIX века, писал: «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова.

«Детское чтение для сердца и разума» с некоторыми изменениями выходило пять лет, по 1789 год включительно. Успех его был столь велик, что в течение двух десятилетий, начиная с 1799 года и кончая 1819 годом, оно неоднократно полностью переиздавалось в Москве, во Владимире и Орле. Н.И. Новиков привлек к работе в журнале молодых писателей, студентов Московского университета и преподавателей московского Благородного пансиона при университете. Многое сделано было Николаем Михайловичем Карамзиным (1766-1826), который помогал редактировать журнал и активно печатал в нем свои и переводные произведения.

Журнал Н.И. Новикова, издававшийся в течение пяти лет, с честью оправдал свое название - воспитал не одно поколение детей. Журнал «Детское чтение» просуществовал до конца издательской деятельности Н.И.Новикова. Он переиздавался и после заточения Новикова в Шлиссельбургскую крепость (второе издание вышло в 1799-1804 годах; третье - в 1819 г.).