СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ КОНАКОВСКОГО РАЙОНА

Р Е Ш Е Н И Е

26.10.2017г. г. Конаково № 349

Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду (в том числе льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) объектов, включенных в перечень муниципального имущества Конаковского района Тверской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», руководствуясь Уставом Муниципального образования «Конаковский район» Тверской области,

Собрание депутатов Конаковского района РЕШИЛО:

1. Утвердить Положение о порядке и условиях предоставления в аренду (в том числе льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) объектов, включенных в перечень муниципального имущества Конаковского района Тверской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства согласно приложению № 1 к настоящему решению.

2. Настоящее решение вступает в силу с момента подписания, подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном интернет-сайте МО «Конаковский район» Тверской области.

Глава Конаковского района Л.А. Козлова

Приложение №1

к решению Собрания депутатов Конаковского района

№ 349 от 26.10.2017г.

Положение

о порядке и условиях предоставления в аренду (в том числе льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) объектов, включенных в перечень муниципального имущества Конаковского района Тверской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Настоящее Положение определяет порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) объектов, включенных в перечень муниципального имущества Конаковского района Тверской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень).

2. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" .

3. Право на приобретение в аренду муниципального имущества Конаковского района Тверской области, включенного в Перечень, имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - субъекты малого и среднего предпринимательства). Арендодателем муниципального имущества, включенного в Перечень, является Администрация Конаковского района Тверской области.

4. Основанием для предоставления в аренду муниципального имущества Конаковского района Тверской области, включенного в Перечень, являются результаты конкурсов или аукционов, проведенных в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и П орядком проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010г. № 67.

5. К участию в конкурсах или аукционах на право заключения договоров аренды муниципального имущества Конаковского района Тверской области, включенного в Перечень, допускаются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, указание о чем подлежит обязательному включению в условия конкурсов или аукционов.

6. Размер арендной платы, а также стартовый размер арендной платы при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договора аренды за использование муниципального имущества Конаковского района Тверской области, внесенного в Перечень, определяются на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ).

7. Решение о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды муниципального имущества Конаковского района Тверской области, включенного в Перечень, оформляется распоряжением администрации Конаковского района Тверской области и является основанием для проведения конкурса или аукциона. Организация и проведение таких конкурсов или аукционов, заключение, изменение, расторжение заключенных по результатам конкурсов или аукционов договоров аренды, контроль за использованием муниципального имущества Конаковского района Тверской области и поступлением арендной платы в районный бюджет обеспечиваются Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района.

8. Муниципальное имущество Конаковского района Тверской области, включенное в Перечень, может быть предоставлено в аренду только на долгосрочной основе. Срок договора аренды муниципального имущества Конаковского района Тверской области не может составлять менее пяти лет.

9. Не допускается предоставление муниципального имущества в субаренду, использование муниципального имущества не по целевому назначению. В случае выявления данных нарушений, администрация Конаковского района Тверской области вправе расторгнуть договор аренды.

10. Арендная плата для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности согласно Приложению к настоящему положению, устанавливается в следующих размерах:

1) в течение первого года аренды - не более 40% от размера арендной платы, предложенной при участии в конкурсах или аукционах субъектом малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности, признанным победителем конкурсов или аукционов;

2) в течение второго года аренды - не более 60% от размера арендной платы, предложенной при участии в конкурсах или аукционах субъектом малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности, признанным победителем конкурсов или аукционов;

3) в течение третьего года аренды - не более 80% от размера арендной платы, предложенной при участии в конкурсах или аукционах субъектом малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности, признанным победителем конкурсов или аукционов;

4) в течение последующих лет аренды - 100% от размера арендной платы, предложенной при участии в конкурсах или аукционах субъектом малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности, признанным победителем конкурсов или аукционов.

11. Муниципальное имущество Конаковского района Тверской области, включенное в Перечень, не подлежит отчуждению в частную собственность, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество, согласно действующему законодательству.

12. Представители Совета по вопросам малого и среднего предпринимательства при администрации Конаковского района Тверской области принимают участие в проведении процедур, связанных с предоставлением в аренду муниципального имущества Конаковского района Тверской области, включенного в Перечень.

Приложение

к Положению о порядке и условиях предоставления в аренду (в том числе льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) объектов, включенных в перечень муниципального имущества Конаковского района Тверской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

ПЕРЕЧЕНЬ

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ

СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кодовое обозначение для идентификации группировок видов экономической деятельности <*>

Наименование основного вида деятельности <**>

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

Производство пищевых продуктов

Производство текстильных изделий

Производство одежды

Производство кожи и изделий из кожи

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

Производство бумаги и бумажных изделий

Производство химических веществ и химических продуктов

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

Производство резиновых и пластмассовых изделий

Производство прочей неметаллической минеральной продукции

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

Производство прочих готовых изделий

Сбор и обработка сточных вод

Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья

Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)

Научные исследования и разработки

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

Образование

Деятельность в области здравоохранения

Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры

Деятельность в области спорта

Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений

Деятельность физкультурно-оздоровительная

<*> Код и наименование видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (

  • 2265 просмотров

Об утверждении Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

В целях реализации положений федеральных законов от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особен- ностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государс- твенной собственности субъектов Российской Федерации или муници- пальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законода- тельные акты Российской Федерации", во исполнение постановления Правительства Москвы от "О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринима- тельства в городе Москве", а также в целях удовлетворения потреб- ностей субъектов малого и среднего предпринимательства в нежилых помещениях постановляет: 1. Утвердить Перечень государственного имущества, предназна- ченного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринима- тельства (далее - Перечень) согласно приложению к настоящему пос- тановлению. 2. совместно с и Общественно-экспертным советом по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы до 1 марта 2009 г. разработать положение о порядке ведения Перечня. 3. Установить, что имущество, указанное в Перечне и арендуе- мое субъектами малого и среднего предпринимательства и организаци- ями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и сред- него предпринимательства, не может быть передано во владение и (или) в пользование юридическим и физическим лицам, не относящимся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Фе- дерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства и орга- низациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 4. До разработки и утверждения положения о порядке ведения Перечня (п.2) разрешить по согласованию с и Общественно-экспертным советом по ма- лому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Моск- вы осуществлять внесение изменений в Перечень правовым актом Де- партамента имущества города Москвы. 5. В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпри- нимательства в Российской Федерации" настоящее постановление под- лежит обязательному опубликованию. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Силкина В.Н. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 16 декабря 2008 г. N 1140-ПП Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (См. файл - PDF)

1. Под имущественной поддержкой понимается продажа или предоставление имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в собственность или пользование субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на льготных условиях, в том числе передача оборудования и технологий в долгосрочную аренду с правом выкупа (лизинг).
В качестве имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства предоставляется имущество, свободное от обязательств и состоящее на соответствующем государственном или муниципальном учете, кроме видов имущества, передача которых в пользование запрещается или ограничивается законом.
Перечень объектов, передача в пользование которых не допускается или ограничивается, определяется органами государственной власти или органами местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующее имущество.
2. Льготными условиями признаются преимущества субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства перед другими субъектами хозяйственной деятельности в порядке продажи или предоставления имущества в пользование, частичное освобождение от выполнения установленных правил пользования имуществом, обязанностей или облегчение условий их выполнения.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления:
– принимают решения о продаже или предоставлении имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в пользование субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, частичном освобождении их от выполнения или облегчении им условий выполнения правил пользования имуществом в соответствии с настоящим законом;
– определяют порядок предоставления имущественной поддержки;
– выделяют группы субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые вправе пользоваться имущественной поддержкой;
– вправе формировать целевые фонды имущества для продажи или предоставления его в пользование субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в качестве имущественной поддержки;
– вправе осуществлять разработку за счет бюджетных средств исходноразрешительной и проектной документации на создаваемые субъектами малого предпринимательства и организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства здания, сооружения и иные имущественные комплексы.
4. Решение об объемах и формах имущественной поддержки принимается органами государственной власти или органами местного самоуправления при формировании соответствующего государственного или местного бюджета на очередной финансовый год.
Решение принимается по группам субъектов малого предпринимательства, объединенных по направлениям деятельности, и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом приоритетов, установленных субъектами Российской Федерации.
Установление льготных условий предоставления имущества субъекту малого предпринимательства и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства производится сроком на один год с последующим ежегодным продлением по решению органа государственной власти или органа местного самоуправления.
5. Субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в качестве имущественной поддержки могут передаваться:
– земельные участки;
– здания, сооружения, нежилые помещения;
– предприятия и другие имущественные комплексы;
– оборудование, машины, механизмы, установки;
транспортные средства;
– инвентарь, инструмент.
6. Передача имущества в пользование на праве аренды или безвозмездного пользования субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления. Предоставляемое имущество должно использоваться строго по целевому назначению и на условиях, определенных органом по управлению государственным и/или муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством.
7. Имущество, передаваемое в пользование на праве аренды или безвозмездного пользования субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в качестве имущественной поддержки, не подлежит продаже, переуступке прав пользования, передаче прав пользования в залог и внесения прав пользования в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности от имени пользователя.
При передаче имущества в аренду возможно частичное или до минимального уровня снижение арендной платы за пользование имуществом. Минимальный уровень арендной платы состоит из стоимости затрат собственника на содержание, восстановление и оформление имущества в аренду.
8. В случае, если пользование имуществом предусматривает наличие коммунальных услуг и эксплуатационных расходов, оплата предоставляемых услуг производится вне зависимости от арендной платы субъектом малого предпринимательства ресурсопоставляющей организации и организации, осуществляющей эксплуатационное обслуживание, в полном объеме.
По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства может быть установлен льготный порядок оплаты коммунальных услуг и эксплуатационных расходов. За счет средств бюджетов разных уровней субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства может осуществляться полная или частичная компенсация затрат на пользование имуществом.
9. Ответственность за сохранение и надлежащее содержание имущества несет субъект малого предпринимательства или организация инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, получившие его в пользование в качестве имущественной поддержки.
10. Продажа имущества субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с действующим законодательством о приватизации, в том числе путем проведения для них открытых целевых конкурсов по продаже объектов недвижимости, прав на аренду нежилых помещений и земельных участков и открытых конкурсных торгов по продаже незавершенных строительством объектов.
Обязательным условием отчуждения имущества является сохранение его целевого назначения, определенного условиями специализированного конкурса.
11. Продажа и предоставление в пользование имущества субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства может производиться из формируемых соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления целевых фондов имущества (в том числе целевых фондов нежилых помещений, целевых фондов оборудования, машин, механизмов и установок и др.).
12. Основным источником формирования Целевого фонда имущества является имущество, свободное от обязательств и состоящее на соответствующем государственном или муниципальном учете. Целевой фонд имущества может формироваться за счет объектов незавершенного строительства, недвижимости, переданной в государственную (муниципальную) собственность в результате имущественного зачета, изъятия площадей у арендаторов, пользующихся ими незаконно или заключивших договор аренды на пользование ими с нарушением требований действующего законодательства, государственного (муниципального) имущества, отчуждаемого в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, иных не запрещенных законодательством источников.
13. По истечении срока предоставления имущества в качестве имущественной поддержки по решению органа государственной власти или органа местного самоуправления (при надлежащем исполнении условий использования имущества) субъекту малого предпринимательства или организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства может быть предоставлено преимущественное право перед любыми другими субъектами хозяйственной деятельности на продление срока пользования имуществом на праве аренды, либо принято решение о продаже данного имущества пользователю вне конкурса.

Еще по теме Статья 10. Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства:

  1. 1.1. Концептуальные основы формирования моделей экономического поведения предпринимательских структур
  2. 1.2. Регулирование внешней и внутренней среды предпринимательских структур как основа их устойчивого развития

Предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства

И.О. Шандиева

советник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы (г. Москва)

Индира Оразалиевна Шандиева, [email protected]

Приоритетной задачей современной национальной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития предпринимательства, является поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства. Особое внимание при этом уделяется ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, защите их имущественных прав.

Одной из важнейших мер, направленных на снижение административного давления на бизнес, в том числе на малый и средний, является введение в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» статьи 17.1, устанавливающей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества - обязательное проведение открытых аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования.

О необходимости принятия ряда мер институционального характера для содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, включающего в том числе развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, упрощение для малых предпринимателей доступа к покупке и аренде недвижимости, говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического раз-

вития Российской Федерации на период до 2020 года .

Положениями Федерального закона «О защите конкуренции» в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, защиты их имущественных прав предусмотрено следующее:

Проведение специализированных конкурсов и аукционов среди субъектов малого и среднего предпринимательства;

Возможность бесконкурсного продления договоров аренды.

Остановимся подробнее на вопросах бесконкурсного продления договора аренды с субъектами малого и среднего бизнеса.

Частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископа-

емых), без проведения торгов. При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Таким образом, указанным правом на заключение договора аренды на новый срок субъект малого и среднего предпринимательства может воспользоваться при соблюдении следующих условий в совокупности:

1) при наличии договора аренды, заключенного до 1 июля 2008 года. Необходимо обратить внимание, что кроме срока (до

1 июля 2008 года), важным условием является наличие исключительно договора аренды. Схема «договор безвозмездного пользования (до 2008 года) - договор аренды (до 1 июля 201 5 года)» в соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» уже неприменима. Кроме того, поскольку в указанной норме говорится о заключенных договорах, то договоры аренды, заключенные до 1 июля 2008 года и подлежащие государственной регистрации в соответствии с требованиями гражданского законодательства, должны быть зарегистрированы в установленном порядке, то есть до 1 июля 2008 года (пункт 3 статьи 433, статья 609 Гражданского кодекса Российской Федерации);

3) арендатором не могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства:

Являющиеся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

Являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

Осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

Являющиеся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерези-

дентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых);

4) и, пожалуй, самое важное условие -соблюдение «принципа свободы в заключении договора», то есть эта норма закона не понуждает собственника или иного уполномоченного лица к заключению договора.

Несоблюдение хотя бы одного из условий, означает, что положения части 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» к таким договорам не применяются и такие договоры заключаются в соответствии с требованиями статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Необходимо отметить, что Федеральный закон «О защите конкуренции» не устанавливает порядок заключения договоров аренды на новый срок и не определяет перечень документов, которые необходимо представить для заключения договоров аренды на новый срок на основании части 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции». Вместе с тем Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены исчерпывающие условия и критерии отнесения субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Соответственно, собственнику или иному уполномоченному лицу при заключении договора аренды на основании части 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции», а также при установлении требования о подтверждении статуса субъекта малого предпринимательства необходимо руководствоваться законодательством о развитии малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы (далее -ФАС России) - органа, уполномоченного давать разъяснения антимонопольного законодательства, которые размещены на сайте www.fas.gov.ru в разделе «Разъясне-

ния», часть 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» не исключает возможности повторного продления договоров аренды при соблюдении непрерывности договорных отношений, а также предельного срока действия таких договоров, установленного частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции». Это означает, что не будет нарушением повторная пролонгация арендных отношений с субъектами малого и среднего предпринимательства при наличии «основного» договора, то есть договора, заключенного с субъектом малого и среднего предпринимательства до 1 июля 2008 года, при соблюдении непрерывности отношений.

При этом продолжение арендных отношений возможно как посредством заключения нового договора, так и посредством заключения дополнительного соглашения о переносе срока аренды.

Немаловажным является и то, что субъект малого и среднего предпринимательства, получивший имущество на основании части 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции», в дальнейшем распоряжается им исключительно с учетом требований статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» - по результатам торгов либо без проведения торгов в соответствии с исключениями, предусмотренными статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку законодатель связывает соблюдение искомого порядка заключения сделок с такими обстоятельствами, как статус имущества (государственное или муниципальное) и переход прав (в том числе пользования) на имущество к другому лицу. По этой причине дальнейшее предоставление арендованного имущества, в частности заключение договора субаренды, перенайма в отношении указанного государственного или муниципального имущества, должно осуществляться также по правилам статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции». Указанные меры направлены на обеспечение прямого и прозрачного доступа к государственному и муниципальному имуществу именно конечных пользователей, а не посредников.

При этом арендатор - субъект малого предпринимательства вправе воспользоваться всеми исключениями, предусмотренными статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе ставшей довольно известной нормой «20 квадратных метров», установленной частью 4 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции». То есть для размещения платежных терминалов самообслуживания и торговых автоматов горячего питания, площадь которых в совокупности не превышают 20 квадратных метров или 10 процентов от площади переданного в аренду помещения, здания, строения или сооружения, проведение торгов необязательно. Вместе с тем ФАС России рекомендует применение процедур торгов либо иных публичных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации для отбора лиц, с которыми будут заключены договоры на установку указанного оборудования. По вопросу размещения платежных терминалов самообслуживания и торговых автоматов горячего питания ФАС России даны соответствующие разъяснения , ознакомиться с которым можно в правовых базах.

Нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления не могут устанавливаться иные ограничения (исключения), отличные от федерального законодательства.

Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 24 августа 2010 года № Ф09-6442/10-С1 по делу № А76-7915/2010-51-273 в отношении пункта 3 постановления администрации города Челябинска от 13 января 2010 года № 4-п, а также Порядка предоставления в субаренду недвижимого имущества, находящегося в собственности города Челябинска, указал следующее: «арендаторы, с которыми заключены договоры аренды в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции», или по результатам торгов вправе с согласия комитета передать право аренды в отношении части или частей объекта аренды третьим лицам без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая

площадь передаваемых в субаренду третьим лицам частей объекта аренды не может превышать пятьдесят процентов площади объекта», утвержденного указанным пунктом постановления, не соответствует положениям статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее -ВАС РФ) от 8 декабря 2010 года № 15913/10 отказано в передаче дела № А76-7915/2010-51-273 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Поскольку на проведение указанных сделок требуется согласие арендодателя, его обязанность - проконтролировать использование имущества по целевому назначению, чтобы не допустить превращения помещения в склад или аптеку.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что предусмотренное частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» право при законном его исполнении может устранить 99 процентов опасений, связанных с предоставлением государственного и муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку в регионах и муниципалитетах основную массу арендаторов «со стажем» составляют субъекты малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем следует отметить, что изменениями в Федеральный закон «О защите конкуренции», подготовленными в рамках «третьего антимонопольного пакета», Федеральным законом от 6 декабря 201 1 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу с 1 июня 2012 года, предусмотрена возможность автоматической пролонгации договора аренды без проведения торгов при одновременном соблюдении следующих условий:

1) арендатор, с которым ранее был заключен договор аренды, является добросовестным, то есть надлежащим образом исполнял свои обязательства;

2) иное не установлено договором, и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации;

3) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

4) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем 3 года.

Немаловажным условием является то, что срок договора может быть сокращен только на основании заявления арендатора.

При этом арендодатель не вправе отказать арендатору - субъекту малого и среднего предпринимательства в заключении на новый срок договора аренды, за исключением исчерпывающего перечня случаев, установленных Федеральным законом «О защите конкуренции». Таким образом, исключается возможность субъективного подхода к рассмотрению вопроса о пролонгации договора с конкретным арендатором и устранения арендодателями «неугодных».

Важная концептуальная новация заключается в том, что в случае необоснованного отказа в пролонгации договора аренды и заключения в течение года со дня истечения срока действия такого договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.

«Специализированные» торги. Что это?

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и

(или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ № 67), вступившим в силу с 7 марта 2010 года, предусмотрено проведение «специализированных торгов», и установлены особенности проведения таких торгов.

Безусловно, малый и средний бизнес не может конкурировать с крупным бизнесом в борьбе за государственное или муниципальное имущество. В связи с этим предусмотренный Приказом № 67 порядок торгов среди субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не является неожиданностью. Концепция оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем утверждения перечня государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства»), изложена в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства». Такие перечни вправе утверждаться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней, порядок и

условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. При этом порядок и условия предоставления в аренду государственного или муниципального имущества, включенного в указанные перечни, в случае их установления нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами не должны противоречить федеральному законодательству, в частности порядку, установленному статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Особенности проведения

«специализированных торгов»

1. Участниками торгов могут являться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие право на поддержку органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Требования к субъектному составу торгов должны быть указаны в извещении о проведении торгов (документации о торгах) (подпункт 10 пункта 31, подпункт 9 пункта 105 Приказа № 67).

В случае подачи заявки на участие в таких торгах лицом, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», организатор торгов имеет законные основания отка-

зать такому лицу в допуске к участию в торгах (подпункт 5 пункта 24 Приказа № 67).

Важно отметить, что Приказом № 67 установлен исчерпывающий перечень требований к составу заявки на участие в конкурсе или аукционе. Не допускается требовать от заявителей иное, за исключением документов и сведений, прямо предусмотренных Приказом № 67 (пункты 53, 122 Приказа № 67).

Вместе с тем согласно Приказу № 67 участник должен соответствовать всем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам, в частности требованиям, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства», и несоответствие участника указанным требованиям является основанием для отказа в допуске к участию в торгах (подпункт 2 пункта 24 Приказа № 67).

Так что же делать? Для того чтобы во время принятия решения о допуске (отказе в допуске) заявителя удостовериться, что заявитель, подавший заявку на участие в торгах, соответствует требованиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», организатор торгов, как уже отмечалось, должен указать в извещении о проведении торгов (в документации о торгах) необходимость соответствия заявителя требованиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства». Заявитель, в свою очередь, должен декларировать в заявке на участие в торгах свое соответствие указанным требованиям. При этом проверка сведений о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого и среднего предпринимательства (доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего

предпринимательства) также осуществляется на основании представленных в составе заявки на участие в торгах копий учредительных документов.

Кроме того, в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем или участником торгов в составе заявки на участие в торгах, такой заявитель (участник) должен быть отстранен от участия в торгах на любом этапе их проведения, договор с ним не может быть заключен.

2. Относительно формы торгов в Приказе № 67 указывается следующее: «специализированные торги» проводятся преимущественно в форме открытого аукциона, лишь у бизнес-инкубаторов есть выбор между аукционом или конкурсом при предоставлении в аренду(субаренду)субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенных в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Таким образом, поскольку в Приказе № 67 говорится только о нежилых помещениях, включенных в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», предоставление бизнес-инкубатором имущества, не включенного в этот перечень, должно осуществляться по результатам аукциона.

Проведение конкурса в случаях, когда это не предусмотрено Приказом № 67, содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности статей 17 и 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», что может являться основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (статья 17 Федерального закона «О защите конкуренции»).

При выборе в указанном случае бизнес-инкубатором формы торгов «конкурс» определение победителя конкурса осуществляется исключительно по четырем

критериям в совокупности (0,25 - коэффициент, учитывающий значимость каждого критерия конкурса):

1) качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами (конкурентами) - 0,25;

2) качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития субъекта малого предпринимательства - 0,25;

3) прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест субъекта малого предпринимательства -

4) срок окупаемости проекта - 0,25.

При этом оценка заявок по цене договора не осуществляется.

3. При проведении «специализированных торгов» срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», должен составлять не менее 5 лет, а если государственное или муниципальное имущество предоставляется бизнес-инкубаторами в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства, то срок, на который заключается договор, не должен превышать 3 года. Требования к срокам заключения договоров установлены в соответствии с существующим законодательством исходя из назначения имущества.

При выполнении указанного требования Приказа № 67 могут возникнуть сложности у бизнес-инкубаторов, которые предоставляют во владение и (или) пользование имущество, включенное в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Если исходить из того, что требования к срокам заключения договоров, установленные Приказом № 67, связаны с таким обстоятельством, как статус имущества -имущество, включенное в Перечень иму-

щества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе, то предоставление такого имущества на срок более 5 лет противоречит принципам и целям использования бизнес-инкубаторами предоставленного им имущества - поддержка предпринимателей исключительно на ранней стадии их деятельности.

Если исходить из того, что требования к срокам заключения договоров, установленные Приказом № 67, связаны с таким обстоятельством, как предоставление правообладателем имущества - бизнес-инкубатором, то предоставление указанного имущества на срок до 3 лет противоречит назначению имущества, ведь в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» включается, как уже отмечалось, имущество, предназначенное для использования субъектами малого и среднего предпринимательства на долгосрочной основе.

4. «Специализированные торги» проводятся в случае проведения конкурса или аукциона в отношении имущества, включенного в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства». Такой перечень1 в отношении федерального имущества еще не утвержден.

Действия по проведению «специализированных торгов» в случаях, когда это не предусмотрено законом, содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», устанавливающей запрет на действия, которые приводят и могут привести к ограничению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий

1 См. аналитическую справку Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» по проблемам аренды помещений малого и среднего предпринимательства, реализации Федерального закона № 159-ФЗ и предложения по их решению. 111^: http://opora.ru/analysis/ discussions/440/1210 (дата обращения: 28 октября 2010 года).

участия в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, что также может являться основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (статья 17 Федерального закона «О защите конкуренции»).

При проведении торгов в отношении имущества, включенного в Перечень имущества в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», решение о создании комиссии, определение ее состава и порядка работы, назначение председателя комиссии осуществляются с участим координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в случае, если при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления созданы такие координационные или совещательные органы.

В остальном «специализированные торги» проводятся в порядке, установленном Приказом № 67 в отношении обычных торгов. Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства также могут участвовать в «обычных» торгах на предоставление государственного или муниципального имущества наравне с другими субъектами. Уже сейчас функционирование общероссийского сайта для размещения информации о торгах на предоставление имущества - универсального поисковика, отсутствие субъективной предквалифика-ции, невозможность установления произвольных требований к участникам торгов и заявке, отстранение «неугодных» заявителей от участия в торгах значительно расширили круг участников торгов.

Следующим шагом к обеспечению конкуренции на торгах, в том числе к расширению участия в торгах субъектов малого и среднего предпринимательства, будет переход к аукционам по продаже государственного и муниципального имущества и

имущественных прав в электронной форме, что позволит обеспечить участие в аукционе максимально возможного количества предпринимателей посредством дистанционного доступа через сеть Интернет.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

2. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ.

5. Федеральная антимонопольная служба: [сайт]. и^: www.fas.gov.ru

6. О рассмотрении обращения: письмо Федеральной антимонопольной службы от 26 марта 2010 года № ИА/8413.

7. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2010 года № Ф09-6442/10-С1 по делу № А76-7915/2010-51-273.

8. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 15913/10.

9. О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса: приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67.

10. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Рос-

сийской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ.

11. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 6

декабря 2011 года № 401-ФЗ.

12. Аналитическая справка Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» по проблемам аренды помещений малого и среднего предпринимательства, реализации Федерального закона № 159-ФЗ и предложения по их решению. иЯЬ: http://opora.ru/analysis/ discussions/440/1210 (дата обращения: 28 октября 2010 года).

Окончание. Начало на с. 36

использования земельного участка Общества «земли промышленности», приведших к завышению его кадастровой стоимости. Общество настаивало на виде разрешенного использования «земли сельскохозяйственного назначения».

Суды трех инстанций в заявлении отказали, однако Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) судебные акты отменил, сославшись на следующее. При первичной постановке на кадастровый учет Общество указало целевое назначение земельного участка «для производственных целей», однако соответствующего вида разрешенного использования нормативными актами не предусмотрено. Управление отнесло указанный земельный участок к «землям промышленности». ВАС РФ указал, что «производственные цели» могут быть промышленными и сельскохозяйственными. Управление, не располагая сведениями для определения вида разрешенного использования земельного участка, должно было их запросить исходя из характера деятельности собственника и назначения расположенных на участке объектов недвижимости. Кроме того, указал ВАС РФ, к оспариванию кадастровой ошибки не подлежит применению трехмесячный срок, предусмотренный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а должны применяться положения Закона о государственном кадастре недвижимости, согласно которым исправление кадастровой ошибки может быть осуществлено в любое время, пока она содержится в кадастре.

III. Приведение договора аренды лесного участка в соответствие Лесному кодексу 2006 года не является заключением нового договора, поэтому отсутствие государственной регистрации и несоответствие сторон не имеют правового значения для регистрации переоформленного договора (Автономная некоммерческая организация «Образовательно-оздоровительный центр «Исток» VS Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области. Дело ВАС № 5342/11)

Автономная некоммерческая организация «Образовательно-оздоровительный центр «Исток» (далее - Организация) в 2001 году приобрела право аренды лесного участка по договору, который следовало привести в соответствие Лесному кодексу 2006 года. В установленном порядке договор был переоформлен путем заключения нового договора в 2008 году. Организация обратилась за регистрацией нового договора аренды, однако получила отказ по следующим основаниям:

Неточность адреса лесного участка;

Заключение договора в 2008 году неуполномоченным лицом;

Отсутствие государственной регистрации договора от 2001 года.

Оспаривая отказ, Организация обратилась в суд.

Поддерживая суды первой и апелляционной инстанций, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) удовлетворил требования организации, постановив следующее. Указание кадастрового номера земельного участка свидетельствует об однозначной идентификации лесного участка. Отсутствуют основания для отказа в государственной регистрации договора от 2008 года в связи с заключением неуполномоченным лицом, поскольку имело место не заключение нового договора, а переоформление существующего в предусмотренном законом порядке. Противоречие в категории земельного участка не имеет правового значения для регистрации, так как отсутствует специальное распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда городского округа Самара в земли иных категорий. Довод о незаключенности договора от 2001 года в отсутствие его государственной регистрации отклонен ВАС РФ на том основании, что договор фактически исполнялся (земельный участок передан, арендные платежи вносятся).