Какая же прекрасная выставка проходила в ММОМА с печатной машинкой в роли центрального героя!
Вообще, родись я немного пораньше, это наверняка был мой основной инструмент заработка) У меня есть даже два документа, удостоверяющих, что машинистка - это я) И если бы прогресс в конце 90-х вдруг не зашагал семимильными шагами, то мои домашние наверняка засыпали бы под приглушенный стрекот клавиш, доносившийся из-за закрытых дверей - как я засыпала в своем детстве. Да, машинка - это у нас в семье наследственное) Поэтому пропустить я эту выставку никак не могла!
Тем более, что она была не только и не столько об истории самой печатной машинки (хотя и о ней тоже), сколько об истории страны, литературе и людях.


Первый функционировавший экземпляр печатной машинки создал в 1808 году итальянец Пеллегрино Тули - чтобы его возлюбленная, слепая графиня Каролина Фантоне, могла писать ему письма. Машинка не сохранилась, но письма, напечатанные на ней - да. После этого было много попыток создания печатной машинки, но лишь единицы дошли до промышленного производства. В 1860-х гг. газетный редактор и издатель из штата Висконсин (США) Кристофер Л. Шоулс и его компаньон Карлос Глидден придумали аппарат для последовательной нумерации книжных страниц. От этого устройства и ведет свое начало пишущая машинка.
Марк Твен приобрёл ещё полуэкспериментальный образец под маркой Sholes & Glidden до начала массового выпуска на фабриках Remington. «Я был первым человеком, использовавшим печатную машинку в литературе», писал он в своей автобиографии. Приблизительно в те же годы печатную машинку начал использовать немецкий философ Фридрих Ницше. Однако, если Марком Твеном двигали в первую очередь любопытство и тяга к прогрессу, то для Ницше побудительным мотивом для приобретения пишущей машинки стало его всё ухудшающееся зрение. В 1879 он вступил в переписку с датчанином Расмусом Хэллингом Хансеном, разработавшим печатную машинку для слабовидящих и слепых, и в 1881 году приобрел ее.

Первые печатные машинки стоили дорого, печатали только строчными буквами, а чтобы увидеть отпечатанный текст, каретку приходилось поднимать. В 1880 году американцем Франком Макгуриным был придуман слепой метод печати.


Remigton, США, 1898-1903. В СССР до 30-х годов использовались машинки зарубежного производства .

Машинок было великое множество: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие. Были индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге. Они стоили дешевле и были популярны у домохозяек, путешественников и детей)


Машинка Mignon, Российская Империя, Рига, 1914


Машинка портативная Florio-7, Германия, 1930-е гг.


Машинка для слепых, Германия, 1900-10 гг.


Машинка для слепых "Ласточка", СССР, 1960-64 гг.


Машинка с японским шрифтом Toshiba, Япония, 1940-60-е гг.

Профессия машинистки была преимущественно женской, ранее их также называли ремингтонистками (по марке машинок «Ремингтон»). Обеспечив женщин приемлемым в социальном отношении занятием, помимо домашнего хозяйства, пишущая машинка стала орудием их эмансипации, открыв двери туда, где раньше работали исключительно мужчины.
«Пишущая машинка, очевидно, стала благословением для всего человечества, в особенности для женской его половины. Мое изобретение оказалось гораздо мудрее, чем я мог подумать». К. Шоулз


Машинка малогабаритная "Москва", СССР, 1955-56 гг.


Smith Premier, США, г.Сиракузы, 1900-08 гг.


Малогабаритная пишущая машинка Blickensderfer, США, 1910-12 гг. На основе ее конструкции была создана первая электрифицированная машина. В начале 20 в. эксперимент не получил признания.


Hammond Multiplex, США, 1920-22. Прообраз первых типографских наборно-пишущих машин.

Множество машинописей никогда не имело рукописного варианта. Машинопись, в принципе, задала иные отношения автора с собственным текстом. Она предлагала новый уровень отстранения (напечатанный текст казался более "окончательным", отчужденным от своего создателя). Существует мнение, что машинопись повлияла и на стилистику письма, диктуя минимализм и недосказанность (Шукшин, Довлатов) - правки требовали особой осознанности и усилий.
По статистике, со времени перехода на компьютеры, средняя длина литературного текста увеличилась на двадцать процентов.


Вл. Маяковский "Щадите пленных!", 1920


Б.Л. Пастернак "Зимняя ночь" (из романа "Доктор Живаго"), 1955. Такая трогательная мЯтель везде)

Личные пишущие машинки писателей.


Машинка О. Берггольц, 1930-е, частное собрание.


Аналог машинки К. Чуковского


Машинка Вл. Маяковского. Была куплена писателем в 1925 г. в Америке. Сам он печатать не умел, записывал строки в записную книжку, а затем просил соседку по квартире перепечатать их. Позже машинкой пользовался О.М. Брик, он не писал от руки, а сразу печатал.


Машинка В.П. Аксенова, США, 1910-е.


Машинка К.Г. Паустовского. Была приобретена им для приемной дочери, Галины Арбузовой, в середине 50-х. Но вскоре стала любимой рабочей машинкой писателя. Все произведения он вначале писал от руки, а затем перепечатывал сам или с помощью секретаря. "Машинка - свидетель, а работа писателя - интимное дело. Оно требует полного одиночества".


Аналог машинки М.А. Булгакова.
Из дневника Е.С. Булгаковой:
"Сегодня днем дозвонилась (звонила два дня), наконец, до валютного отдела НКФ и узнала от юрисконсульта, что им была дана положительная резолюция на Мишином заявлении (о выписывании из Америки пишущей машинки на деньги от «Мертвых душ» через Литературное агентство), но что потом это было изменено и решено отказать. Но кто это сделал, он не знает, что он советует приехать лично и говорить об этом". 22/05/1939
"Ездили с Мишей утром в Наркомфин в валютный отдел. Миша говорил сначала с юрисконсультом - тот сообщил об
отрицательном ответе. Миша сказал, что обжалует его. Потом юрисконсульт ушел, поговорил с начальником отдела и, придя, пригласил туда нас. Миша сказал - я ведь не бриллианты из-за границы выписываю. Для меня машинка - необходимость, орудие производства. Начальник отдела обещал еще раз поговорить с замнаркома, думает, что ответ дадут положительный." 27/05/1939
"Вчера привезла домой пишущую машинку (из Америки получена). Прекрасная машина, но увы! - писать не могу на ней. Какой-то непонятный замок, что ли, на ней? Надо позвать мастера". 18/10/1939


Машинка И.А. Бродского


Машинка С. Довлатова


Машинка Н. Мандельштам.

В одном из залов можно было увидеть машинописные листы романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", над которым он работал почти десять лет, с 1950 по 1959 годы. Всего около 1300 страниц. Главред журнала "Знамя" Кожевников отправил роман в КГБ для ознакомления. В 1961 году на квартире Гроссмана был произведен обыск, изъяты черновики и беловая машинопись. Это был первый в советской истории арест текста. Копия романа хранилась у друга Гроссмана, Вячеслава Лободы. Во время визитов участкового роман в авоське вывешивался за окно. Гроссман умер в 1964 году. В 1974 году текст с помощью Войновича, Сахарова и Елены Боннэр был вывезен на Запад и в 1980 году вышел на русском языке в Швейцарии.

В зале, посвященном музам, подругам и помощницам писателей - машинисткам, Матвей заскучал (

Поэтому я сфотографировала себе на "потом" несколько текстов.
Елизавета Воронянская, помощница Солженицына. Трагическая судьба (

Зал, посвященный копирке. Матвей решил, что это очень красиво, так что фото - по его просьбе)
Считали, что по "запечатанной" копирке можно восстановить тексты, откопированные с ее помощью. Поэтому копирку часто уничтожали.

До 60-х гг. каждая пишущая машинка в СССР поступала на контроль в Первом отделе и с нее снималась копия всех литер. Были времена когда их заставляли сдавать на праздники и выходные.
Для изготовления самиздата тербовалась незасвеченная квартира, пишущая машинка и паяльник, чтобы изменить шрифт пишущей машинки, поскольку КГБ могло произвести экспертизу текста и выяснить, на какой машинке он был напечатан.
В самом конце 50-х вышло три номера самиздатовского журнала "Синтаксис". Главным редактором был 23-летний Александр Гинзбург. Среди авторов: Ахмадуллина, Сагир, Холин, Бродский, Окуджава, Рейн... Тираж журнала - 200-250 экз. Четвертый номер не вышел, его конфисковали при обыске во время ареста в июле 1960 года. Гинзбург был осужден на два года лагерей. В 1995 году представители КГБ вернули рукописи.

В "самиздате" стали известны произведения таких авторов, как Варлама Шаламова, Александра Солженицына, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Иосифа Бродского, Джорджа Оруэлла, Джеймса Джойса. У нас дома до сих пор хранятся самиздатовские книжечки по философии, религии и восточным практикам.

На рубеже 30-40-х годов авторская книга для многих писателей стала единственной возможностью тиражирования своих произведений. В 1940-х поэт Николай Глазков придумал термин "самсебяиздат".

26 апреля 2011 года последний производитель механической печатной машинки - индийская компания Godrej and Boyce закрыла свой завод в Мумбаи. Печатная машинка сейчас жива в своей электронной реинкарнации - американская компания Swintec продолжает их производить и поставлять, и не только в страны третьего мира, где есть недостаток в компьютерах, но и в американские тюрьмы 43 штатов.

Интересно, что за жизнь была бы у меня, родись я лет на 30 раньше?

Прочитав этот заголовок, многие решат, что эра классических пишущих аппаратов уже давно завершена. Компьютеры, ноутбуки, сенсорные гаджеты вытеснили изобретения прошлого века. Однако печатная машинка до сих пор популярна среди творческих людей и в некоторых государственных организациях, тем более что современный рынок электронных товаров предлагает удобные пишущие устройства. Среди разнообразия аппаратов можно найти тот, который будет поддерживать ту самую атмосферу творчества и соответствовать требованиям прогресса.

Устройство печатной машинки

Технические устройства XIX-XX веков представляют собой аппарат, оснащенный набором клавиш, нажатие которых приводит к появлению печатных символов на носителе – бумаге. История создания машинки начинает свое существование с 1714 г. В России первое пишущее устройство было произведено в 1928 г., называлось оно «Яналиф». Позже распространились портативные аппараты «Москва», «Любава» и канцелярские «Ятрань», «Украина». Из зарубежных марок были популярны «Оптима», «Эрика», «Роботрон». Принцип работы печатных устройств описан ниже.

Механической

Буквы наносятся на бумагу с помощью специальных рычагов, которые заканчиваются площадками с пластиковыми или металлическими литерами. При нажатии на клавишу рычаг ударяет по пропитанной чернилами ленте, благодаря чему на подводимой бумаге остается след литеры. Сдвиг листа осуществляется автоматически. Конструкция печатной машинки бывает 4 типов:

  1. С цилиндром. Шрифт размещен на удлиненном цилиндре, который движется вперед-назад, чтобы подобрать букву, после чего молоток бьет с задней стороны, пропечатывая знак на бумаге.
  2. С рычагами. Отпечаток получается в результате удара по бумаге рычагом, расположенным в шлицах сегмента.
  3. С шариком. Буквы нанесены на пишущую головку, которая перемещается по ходу набора текста. Такие машинки печатают разными шрифтами.
  4. С ромашкой. Это изобретение – специфический носитель матриц, с которых снимается отпечаток. На каждом лепестке ромашки размещен один знак.

Электронной

Современные устройства являются гибридами классических печатных аппаратов и компьютеров. Электронная пишущая машинка оснащена небольшим E-Ink-дисплеем, на который выводится текст. Для работы используются электронные чернила, поэтому ваши глаза не будут уставать. Печатное устройство имеет компактные габариты, емкий аккумулятор, позволяющий автономно функционировать до 4 недель. Набранный материал сохраняется в памяти аппарата и при подключении к беспроводной сети передается в виртуальное хранилище, откуда можно скачать файл из любого гаджета.

Купить печатную машинку

Новые устройства можно найти в продаже, но производитель существенно сократил их выпуск. Внешний вид современных аппаратов далек от старинных моделей, да и не навеивает той атмосферы. Если вы хотите купить пишущую печатную машинку, которая уже стала раритетом, смотрите частные объявления, например, на Авито. Многие старинные приборы еще в рабочем состоянии и могут служить не только украшением коллекции.

Ятрань

Этот отечественный печатный механизм выпускался в Кировограде с 1975 до 1995 года. Есть несколько модификаций машинки, которые касаются длины каретки (короткая, средняя, длинная), материала корпуса (алюминиевый, пластмассовый). Производитель создал 12 моделей. Характеристики печатного аппарата:

  • Название: Ятрань.
  • Цена: б/у модели стоят 1000-10000 рублей.
  • Работает с 7 алфавитами, тип шрифта «Пика», «Медиум». Длина печатной строки составляет 305 и 435 мм. Модели имеют электромеханический привод блока печати и возврата каретки. Количество печатающих клавиш – 46, количество знаков – 92. Предусмотрено 5 величин междустрочного интервала (от 4,25 до 12,75 мм).
  • Плюсы: высокое качество печати, инструкция содержит детальное описание, как использовать прибор.
  • Минусы: тяжелые, модели с пластмассовыми рычагами быстро ломаются.

Ундервуд

Одна из самых популярных пишущих машинок из США. Первые две модели производились в период между 1896 и 1900 гг. Особо успешным оказался выпуск Ундервуд №5: в начале 1920-х годов было продано больше миллиона аппаратов. Позже машинки стали оснащать механизмами, совершающими операции сложения и вычитания. Перед Второй мировой войной производитель создал самую большую в мире пишущую машинку. В 1959 г. контрольный пакет акций «Ундервуд» приобрела компания «Оливетти». Характеристики прибора:

  • Название: Ундервуд.
  • Цена: купить пишущую машинку можно за 9000-16000 р.
  • Машинка компактная и стильная, имеет горизонтальные буквенные рычаги. Клавиатура оснащена 42 клавишами и 90 знаками. Есть три вида устройств с разной длиной каретки, два размера шрифта: стандартный и крупный.
  • Плюсы: прибор легкий, за ним просто ухаживать, правильная конструкция устройства сводит к минимуму опечатки, даже на фото видно элегантный дизайн.
  • Минусы: высокая стоимость, покупателю нужно искать товар у частных лиц, которые могут поставить несоответствующую цену.

Машинописное устройство является лицензионной копией «Эрики», выпускаемой ГДР. Купить пишущую машинку в СССР было относительно легко, поскольку цена ее двух моделей составляла 180 и 190 рублей (после 1983 г.). Характеристики:

  • Название: Любава.
  • Цена: 1000-3500 р.
  • Корпус устройства пластмассовый, дно черного цвета, под клавишами отсутствует. Количество клавиш – 44, длина печатной строки – 225 и 305 мм, три варианта междустрочных интервала. Диаметр вала прокручивания – 32,3 мм. Через копирку можно получить 3 четких копии.
  • Плюсы: модели легкие (5,2 и 5,7 кг), имеют небольшие габариты, дающие возможность переносить машинку в любое место.
  • Минусы: машинка полностью механическая, поэтому для ее нормальной работы нужен тщательный уход – регулярная чистка и смазка. Пластмассовый корпус неустойчив к повреждениям.

Сколько стоит печатная машинка высокого качества и давнего года выпуска? Оценку в денежном эквиваленте выставляют коллекционеры, которые знают, с каким товаром имеют дело. Однако даже ранние машинки Оливетти не принадлежат к категории раритетных, поэтому знающие люди продают их по невысокой цене. Современные модели тоже стоят недорого. Выгодные объявления от частников можно найти не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всей России. Характеристики:

  • Название: Olivetti.
  • Цена: 1200-1500 р.
  • Электрическая машинка использует тип печати с ромашкой. Оснащена картриджем, который необходимо периодически менять или заправлять. Длина строки – 228 мм, предусмотрено 5 вариантов междустрочного интервала, исправление опечаток.
  • Плюсы: низкая цена, небольшой вес.
  • Минусы: неудобства при работе с картриджем.

Optima

Машинки производства ГДР были популярны в 50-х годах прошлого века. Выпущено немало ходовых моделей – Elite 2, Elite 3, М12, М14 и другие. Однако фабрика Optima существовала недолго, вскоре предприятие Zentronik Robotron стало монополистом в Восточной Германии. Характеристики популярной модели:

  • Название: Optima М12/
  • Цена: 1500-3000 р.
  • Механическое печатное устройство имеет ширину каретки 32 см. Предусмотрено 5 вариантов интервалов, 46 клавиш и 92 литеры.
  • Плюсы: направители строк сделаны из прозрачного материала, который не закрывает напечатанный текст, есть клавиша распутывания литерных рычагов.
  • Минусы: не обнаружено.

Видео

Долгие столетия писательский труд был именно писанием, т.е. собственноручным испещрением клочка бумаги (папируса, пергамента) затейливыми черточками, петельками и крючочками.
Но вот наступил ХХ век с его постоянно совершенствуемыми возможностями машинописи, а привычка к рукописанию никуда не делась. Писатели упорно продолжали покрывать своими каракулями тонны бумаги.
Почему? Послушаем их самих:

Пишу карандашом. Мне нужно не менее дюжины их и машинку для заточки. О, и очень много бумаги! Пишущая машинка — для окончательного варианта и для копий.
Э.Хемингуэй

Когда пишу от руки, у меня создается впечатление, что я более искренен, не столь литературен. За пишущей машинкой у меня все получается слишком гладко. Это напоминает проигрывание фортепьянных гамм. Моими мыслями каким-то образом управляют пальцы.
Г.Миллер

Я пишу от руки, потому что не привык думать за машинкой. Мне нужно чувствовать в руке карандаш, видеть, как из-под кончика карандаша выходят слова, и, если слово не то, я его просто стираю и пишу новое. Мне надо все сначала записать на бумагу. Только после этого я перепечатываю все на машинке, но сначала мне нужно, чтоб текст был написан от руки, чтоб я чувствовал его.
У.Фолкнер

Перо. Пишущая машинка, мне кажется, должна вредно влиять на ритм фразы.
М.Горький

Нарезаны четвертушки бумаги, очинен химический карандаш, приготовлены папиросы, я сажусь за стол.
Е.Замятин

Пишу пером. Карандашом пользуюсь иногда для отделки какой-нибудь фразы. Рисунков на рукописи не делаю. Возможности печатать вещи сразу на пишущей машинке искренно не понимаю.
М.Слонимский

Я пишу только ручкой, только на хорошей бумаге. Бумагу я привезла из Швейцарии. Я люблю хорошие ручки, чтобы была легкая подача чернил. Бумага и ручка мне не должны мешать.
В.Токарева

Во время работы я не выношу шума машинки. Я наедине с мягким «самопишущим» пером и квадратной глянцевой бумагой.
Н.Никитин

Пишу всегда пером. В местах ответственных, прежде чем положить фразу на бумагу, тщательно строишь ее в уме. Когда черновик готов, начинаешь со всем тщанием править его. Получается вторая редакция рассказа. Рукопись становится неимоверно грязной, со вставками, подклейками, четырехэтажными поправками в поисках нужного слова. Затем рукопись передаешь для переписи на машинке. Ошибки сразу выпирают. Большая правка, третья редакция. тут иногда достается не только стилю, но и общей концепции рассказа. Вновь машинка, если рассказ пишешь вчерне месяц, то отделываешь его недели три. Звучность, инструментовку речи я ставлю во главу угла. Работая, автор должен всегда прислушиваться к своему перу.
В.Шишков

Щелканье машинки мне мешает, я всегда пишу только пером. Перо для меня не безразлично — писать люблю мягким пером, если есть, то медным.
А.Чапыгин

Если бы я показал вам свою записную книжку, вы бы обнаружили массу завитушек, и стрелочек, и легких зачеркиваний, сквозь которые проступает первый вариант. Переходишь от этого к печатному тексту — и он тут же выглядит более закоснелым. Кстати, все это чепуха насчет того, что на компьютерах удобнее жонглировать текстом. Ничто не сравнится с возможностями рукописи. В ней ты переставляешь куски текста, физически не сдвигая их, то есть всего лишь указываешь на возможность перемещения, оставляя изначальную мысль нетронутой. Проблема компьютера в том, что у конечного результата нет памяти, нет происхождения, нет истории — маленький курсор (или как он там называется) дрожит где-то в центре экрана, создавая иллюзию того, будто вы думаете. Даже когда вы давно уже перестали.
М.Эмис

Когда я учился писательскому мастерству в колледже, мне приходилось, как и всем, сдавать свои сочинения, набранными через двойной интервал шрифтом Times New Roman. И у меня все выходило ужасно. Стоило мне только начать писать от руки, как работа пошла веселее, и ее качество заметно улучшилось.
Чем дальше я держусь от компьютера, тем лучше становятся мои идеи. Microsoft Word — это мой враг. Я все время пользуюсь им на работе, поэтому в остальное время стараюсь с ним не связываться.
Думаю, что чем больше писательство становится физическим процессом, тем лучше получаются произведения. Можно почувствовать чернила на бумаге. Можно разложить листы по всему столу и перебирать их. Можно положить текст везде, где на его будет удобно смотреть.
О.Клеон

Тем не менее, технический прогресс постепенно находил все больше сторонников среди пишущей братии. Уже в начале 1920-х годов печатная машинка стала неотъемлемой принадлежностью писательских столов.

Я работаю сразу на машинке, правлю по окончании каждой страницы, очень много вычеркиваю, без жалости, если даже какое-то отдельное сравнение кажется удачным, переписываю и снова мараю. В итоге каждая страница — это восемь-девять склеенных кусочков. Другой метод — написать все произведение вчерне, а затем переписывать начисто — куда экономней, но у меня отвращение к плохо написанному тексту. Такой же отделке подвергаю каждую законченную главу. Это опять-таки не экономно. Но когда пишешь главу, хочется, чтобы все в ней было ясно; тогда чувствуешь, как постепенно меняется форма всего произведения.
И.Эренбург

Я пишу на машинке с 1930 года — испортился почерк. Работаю я медленно. В лучшие годы писал не более пяти отделанных машинописных страниц в день при работе с утра до ночи. Вечером я только правлю написанное.
И.Эренбург

На пишущей машинке. Рукописный текст всегда неясен (не разборчивость почерка, индивидуальность его, малое — сравнительно с печатным — количество слов на странице). Все это мешает каждую минуту отрешаться от себя, взглядывать критически, как на чужое, на свою работу. Когда фраза слишком сложная, или когда они толпятся, забегая вперед, — набрасываю их пером. Мне никогда не удавалось набросать от руки больше трех, четырех страниц, сейчас же тянет взглянуть на это в печатном виде — на машинке.
А.Толстой

Техника письма. Набрасываю пером и сейчас же стукаю на машинке. К карандашам чувствую отвращение.
А.Толстой

Рассказы до листа пишу на машинке сразу, больше листа — пером и затем на машинке.
Б.Пильняк

В конце ХХ века нашлись свои поклонники и у компьютера.

Писал от руки. Печатал черновик на машинке, правил, перепечатывал. В середине 1980-х с радостью перешел на компьютер, и теперь пишущая машинка кажется мне грубой механической помехой. В текстовом редакторе есть что-то более интимное, он ближе к мысли как таковой. Эфемерность еще не распечатанного материала похожа на невысказанную мысль. Мне нравится возможность без конца переделывать фразы, мне нравится, как преданная машина запоминает все мои маленькие пометки.
И.Макьэн

Особняком в этом отношении стоял Л.Фейхтвангер, который имел обыкновение надиктовывать свои романы.

Наконец, сформировалась еще одна группа писателей, которые сочетают возможности пера и печатной машинки (компьютера).

Сначала я все пишу от руки. Писать от руки я могу в течение двух часов, не больше, — пальцы немеют. Тогда я откладываю ручку и начинаю перепечатывать написанное, попутно что-то меняя; пожалуй, это первая стадия редактирования.
М.В.Льоса

Первые сто страниц пишу не оглядываясь. Пишу от руки. После того как этот первый вариант жена напечатает или наберет на компьютере, я обычно весь его перекраиваю, правлю, выбрасываю нещадно абзац за абзацем. Если у меня от десяти рукописных страниц остается одна печатная — это хорошо.
А.Рыбаков

Я пишу не только на компьютере, иногда и от руки тоже. Рукой я написал «Ловца снов» и «Мешок с костями» — хотел понять, как получится. Кое-что изменилось. Прежде всего, дело пошло медленнее — когда пишешь от руки, времени уходит больше. И каждый раз, когда я начинал писать, во мне просыпался лентяй и говорил: «А это обязательно?» У меня после этих упражнений до сих пор мозоль на пальце. Зато работа с черновиками была куда увлекательней. Мне показалось, что первый вариант получился более отточенным — все потому, что спешить не получалось. Ведь писать можно только с определенной скоростью. Это все равно как мчаться на мотоцикле или идти пешком.
С.Кинг

P.S.
Я раньше тоже сочетал рукописание и стучание по машинке и клаве, но последние годы мараю страницы только на мониторе. Мне тоже необходимо видеть сразу всю фразу, а часто — и весь абзац для того, чтобы добиться необходимого ритма, избежать повторов, увидеть слабые места и т.д. Кроме того, историк поневоле использует много цитат, а их удобнее копировать и переносить в текст при помощи мышки:).
————————————————-
Цитаты приведены по:
А. Синиярв. НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПИСАТЕЛЯ

История пишущей машинки

Компьютеры для подготовки текстов появились сравнительно недавно, однако попытки придумать механические устройства для письма начались почти три столетия назад. В 1714 г. британская королева Анна санкционировала выдачу патента инженеру по имени Генри Милл, удостоверявшего, что тот изобрел «искусственную машину, или метод нанесения букв, по одной или последовательно одну за другой, как при ручном письме». К сожалению, в теории осуществить это оказалось проще, чем на практике. Милл не сумел построить работающую пишущую машинку; подобная участь постигла и десятки других изобретателей, пытавшихся реализовать на практике ту же идею. Это не удавалось сделать вплоть до 60-х годов прошлого XIX века, когда газетный редактор и издатель из шт. Висконсин (США) Кристофер Л. Шоулс решил, наконец, проблему.

В характере Шоулса было что-то сближающее его с современным хакером. Получив государственную должность начальника таможни порта Милуоки, он оставил газетную деятельность, однако часто вспоминал долгие часы, проведенные за написанием и переписыванием статей, когда единственным его орудием труда было гусиное перо или ручка со стальным наконечником. Должен же существовать более удобный способ, и Шоулс был полон решимости найти его. Поскольку новая работа не требовала больших усилий - Милуоки не был крупным международным портом, - Шоулс находил достаточно времени для любимого занятия - технического изобретательства. Работая в местной мастерской, Шоулс и его компаньон Карлос Глидден придумали аппарат для последовательной нумерации книжных страниц. От этого простого устройства и ведет свое начало пишущая машинка.

Шоулс запатентовал свое устройство в 1867 г. Шестью годами позже машинку Шоулса и Глиддена стала производить фирма Remington and Sons (Ремингтон энд санс), солидная оружейная компания, которая в дальнейшем превратилась в Remington Rand (Ремингтон рэнд) и в 1951 г. начала производить и продавать Юнивак UNIVAC , первый коммерческий компьютер в США. После Гражданской войны в США (1861-1865) фирма Remington, расширив ассортимент своей продукции, кроме оружия начала выпускать швейные машинки. Это отразилось и на моделях пишущих машинок: их украсили веселыми цветочными узорами и стали крепить на станину швейной машинки таким образом, что нажатие на педаль вызывало возврат каретки.

Первая пишущая машинка созданная в 1873 г. Шоулсом и Глидденом, была достаточно привлекательна внешне, но не совсем удобна в работе. У машинки этой конструкции молоточки с литерами ударяли по валику снизу, и машинистка не могла видеть печатаемого текста.

У первой модели пишущей машинки были серьезные недостатки. Машинка стоила по тем временам довольно дорого, $125, а печатать на ней можно было только прописными буквами. Кроме того, поскольку литеры, приводимые в движение клавишами, были спрятаны под кареткой, чтобы увидеть отпечатанный текст, ее приходилось поднимать.


Успех к пишущей машинке пришел не сразу, но некоторые из первых покупателей оценили ее очень высоко. Среди них и бывший типографский наборщик Сэмюэл Клеменс, писавший книги под псевдонимом Марка Твена. Ударяя по клавишам одним пальцем (слепая система машинописи была придумана несколькими годами позже), Твен отпечатал письмо своему брату:

" я пытаюсь привыкнуть к этой новомодной пишущей машинке, но пока, похоже, без особого успеха. Однако это моя первая попытка, и я все же думаю что я скоро и легко научусь пользоваться ею... я полагаю, что она будет печатать быстрее, чем я могу писать. она умещает уйму слов на одной странице. она пишет отчетливо, не мажет и не сажает чернильных клякc. "

Марк Твен

А еще через несколько лет Марк Твен первым из писателей представил в издательство машинописную рукопись. (По воспоминаниям самого Твена, это были «Приключения Тома Сойера», однако историки установили, что «Жизнь на Миссисипи».) Твен так увлекся механическими устройствами для машинописи и набора, что позже вложил 300 тыс. долл. В наборную машину. Она оказалась непрактичной - и Твен разорился.

Другие компании вскоре выпустили свои модели пишущих машинок, в том числе и такие, которые позволяли сразу же видеть отпечатанный текст, а также модели со сменой регистра, на которых можно было печатать и строчными и прописными буквами. Эффективность усовершенствованных моделей и тот факт, что они «не мажут и не сажают чернильных клякс», в конце концов рассеяли все сомнения предпринимателей, и пишущая машинка стала распространенным орудием труда.

Одним из упорных противников новой техники была развивающаяся фирма Sears Roebuck, торговавшая по почтовым заказам. Руководство фирмы считало, что машинописные письма слишком обезличены, и даже после того, как в 90-х годах XIX века пишущая машинка получила широкое распространение, секретари фирмы продолжали писать всю корреспонденцию от руки, дабы не оскорбить чувства своей традиционно фермерской клиентуры новомодными «машинными» письмами.

Пишущая машинка не только произвела революцию в конторской работе, но и изменила состав конторских служащих. Обеспечив женщин приемлемым в социальном отношении занятием, помимо домашнего хозяйства, пишущая машинка стала мощным орудием их эмансипации, открыв двери туда, где раньше работали исключительно мужчины. Пишущая машинка, заметил Кристофер Шоулс незадолго до своей смерти в 1890 г., «очевидно, стала благословением для всего человечества, в особенности для женской его половины. Мое изобретение оказалось гораздо мудрее, чем я мог подумать».

Однако вскоре женщины начали понимать, что они освободились от кухонной печи лишь для того, чтобы стать рабынями пишущей машинки. Это устройство не прощало ошибок: стоило случайно нажать не ту клавишу и всю страничку приходилось перепечатывать. Появление в 20-х годах нашего столетия электрической пишущей машинки не решило проблемы. Она работала быстрее и была удобнее для пальцев, однако по-прежнему один нечаянный удар не по той клавише неминуемо вызывал ошибки.

Фото первых пишущих машинок


Когда после Второй мировой войны появились первые компьютеры, модифицированные пишущие машинки, естественно, стали применяться для печати выводной информации центрального процессора. Приблизительно через десять лет их использовали уже и для подготовки данных. Однако проблема ошибок и связанного с ними утомительного перепечатывания оставались, что выглядело еще более досадным на фоне высокого быстродействия центрального процессора ЭВМ.


Китайская пишущая машинка?

А у китайцев было нечто подобное европейской печатающей тексты машинки?

Ведь в китайском языке тысячи иероглифов. До изобретения компьютера вся документация оформлялась вручную, с помощью писарей, знатоков иероглифов?

Искусственный интеллект 01 августа 2010 года (ред. 1.08.2010 20:30) ответил: 90 50

Китайская печатная машинка MingKwai, 1946 год:


Иероглифы набирались комбинацией клавиш по системе Лин. Машинка могла создать 8000 различных символов, а с помощью их комбинаций могла напечатать 90 000 слов.

Печатная машинка Shuangge:


Позволяла набирать 30 000 иероглифов, но одновременно - только 3000 - столько иероглифов умещалось в лотке машинки, остальные хранились отдельно. Оператор помещал "сканер" над нужным иероглифом, молоточек хватал брусок с иероглифом и стукал им по бумаге.

А вот японская Nippon SH-280, 1929 год:


Печатала 2400 иероглифов. Оператор перемещал механическую систему над нужным иероглифом и нажатием на ручку приводил в действие "лапку", которая хватала брусочек с иероглифом и отпечатывала его на листе бумаги.

Сложность классического китайского письма иллюстрирована устройством китайской пишущей машинки.

Барабан (tray) содержит более чем 2000 символов, с еще несколькими тысячами, доступными в других барабанах (есть данные, что всего символов около 5700). Машинистка сначала выравнивает барабан, затем нажимает ключ, который собрает необходимый сивол и делает оттиск на бумаге напротив. Машинка может печатать вертикально и горизонтально.

SOURCE: David Crystal, The Cambridge Encyclopedia of Language, (Cambridge: Cmabridge University Press, 1987), p. 31

На следующей картинке - "усовершенственная", "крутая" китайская печатная машинка, новейшая модель 47 года. :) В ней каждый иероглиф печатается покомпонентно - верхняя, средняя и нижняя часть. Кнопок гораздо меньше, но у неё весьма сложный механизм и непростое управление.


Ширина клавиатуры примерно один метр, на которую насаживаются, лежавшие до этого в коробочке, оттиски с иероглифом (литеры). Естественно на полотне расположены наиболее популярные слова, употребляемые в печати. Такие как "Мао", "Мир", "Труд", "Май" располагаются ближе к центру. Соответственно, чем ближе к краю полотна тем менее популярен иероглиф. Вышедшие из употребления ждут своего часа в коробочке. Прежде чем отпечатать иероглиф, оператору необходимо с помощью лупы ее найти. И только лишь потом, закрепив на держателе, перенести изображение на бумагу. Самые быстрые и профессиональные машинистки достигают скорости печати лишь в 11 слов в минуту.


Nippon Typewriter Co. начала производить пишущие машинки с китайскими и японскими символами в 1917 году. "Nippon имеет ложе (flat bed) c 3 000 японских символов. Этого считается достаточно для стенографии, так как японский язык содержит свыше 30 000 символов." (Thomas A. Russo, Office Collectibles: 100 Years of Business Technology, Schiffer, 2000, p. 161.) Компания-преемник, Nippon Remington Rand Kaisha, производила подобные машины в 1970-ых.

Чтобы использовать пишущую машинку, бумага должна быть обернута вокруг цилиндрического резинового валика, который двигается на роликах над ложем с символами (bed of type). Оператор использует уровень, чтобы управлять захватом (an arm), который собирает части металлического символа из ложа, делает оттиск на бумаге, и возвращает их к своим нишам.

Так что - если вы:

- никак не можете заставить себя работать;

- если вас все вокруг раздражает;

- если вы думаете только о том, как бы пораньше слинять домой;

- даже если у вас просто плохое настроение -

ПРОСТО ПОДУМАЙТЕ О КИТАЙСКОЙ МАШИНИСТКЕ!!!

Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь…

Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Старая печатная машинка начала XX века

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось.

Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Старые печатные машинки с "необычной" раскладкой клавиатуры

Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма.

В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) – бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова.

Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 – вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

Есть легенда, согласно которой при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз придумал клавиатуру QWERTY - клавиатуру, которая заставляла машинисток работать медленнее.

Согласно еще одной легенде, брат Шоулза проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати.


Печатные машинки с уже привычной раскладкой клавиатуры

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но... Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.


Принцип работы одной из модификаций печатных машинок Williams Typewriter demonstration

Старая открытка - девушка с пишущей машинкой

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.


Печатные машинки для разных сфер деятельности

Была даже альтернатива - печатные машинки без... клавиатуры. Это так называемые индексные пищущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге.

Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.

Индексные печатные машинки

Принцип работы индексной печатной машинки The Mignon Index Typewriter – 1905

И немного про русскую раскладку клавиатуры - ЙЦУКЕН... история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки - ЙIУКЕН.

Это не опечатка – привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли "ять" и "I". Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.