Наталья Александровна Потапова
Комплексно-тематическое планирование по теме «Перелетные птицы»

Комплексно-тематическое планирование по теме : «Перелетные птицы »

Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями

Социально-коммуникативное развитие Рассказ о Ленинградском зоопарке (его значение для жителей города, профессии людей, работающих в зоопарке).

Ситуативный разговор, что может случиться с людьми, которые одеваются не по сезону».

С/р игра «Поликлиника» .

Поведенческий тренинг «Слова приветствия» (слова, жесты, мимика) .

Театрализация «Гуси-лебеди» . Картинка «Жизнь птиц осенью » .

Демонстрационный материал «Перелетные птицы » .

Д/и «Узнай по силуэту» .

Театр игрушки «Гуси-лебеди» .

Шапочки-маски для инсценировки сказки «Гуси-лебеди» .

Разрезные картинки : лебедь, утка, кукушка, ласточка.

Набор пластмассовых игрушек «Семья уток» (селезень, утка, утята) .

Репродукция картины А. А. Рылова «В голубых просторах» .

Раскраска «Перелетные птицы » .

Схема оригами «Лебедь» . Информационный материал «Поделки из природного материала с дошкольниками» .

Консультация «Гиперактивные дети. Синдром рассеянного внимания» .

В уголок «Советы доктора поместить материал на тему «Витаминные напитки как средство повышения сопротивляемости организма простудам».

Пригласить родителей на субботник по благоустройству территории детского сада.

Раздать стихотворения и слова к осеннему празднику, попросить родителей выучить их с детьми дома.

Познавательное развитие Беседа о перелетных птицах .

Моделирующая экологическая игра «Кому пора улетать» .

Рассматривание иллюстраций с перелетными птицами .

Д/и «Улетают – не улетают» , «Что за птица » , «Кто как кричит» , «Узнай по описанию» , Подбери признак», «Подбери действие» .

Опыт «Как летает перышко» .

Р/и «Сложи узор» (схемы Утка, лебедь) .

Речевое развитие Составление описательного рассказа о перелетной птицы .

Д/и «Чей? Чье? Чья? Чьи?» (клюв ласточки – ласточкин и т. п.) .

Д/и «Чем похожи и чем отличаются» (классификация по выбранному признаку».

Придумывание сказки «Путешествие ласточки» .

ТРИЗ «Хорошо – плохо» (птицы разных размеров ) .

Чтение : В. Гаршин «Лягушка-путешественница» , И. Соколов-Митков «Улетают журавли» , Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» .

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Лебеди на голубом фоне» .

Лепка «Утка с утятами» .

Аппликация «Лягушка-путешественница» .

Ручной труд «Птицы » (из бумаги, семян, листьев) .

Оригами «Лебедь» .

Физическое развитие Комплекс утренней гимнастики «Золотой лес» (Планирование на каждый день , сентябрь - ноябрь, стр. 294).

П/и «Ловишки» , Найди себе пару», «Перелет птиц » , «Лягушки и цапля» .

Игра на развитие мелкой моторики «Достань ведерко из колодца» .

Итоговое мероприятие : викторина «Что мы знаем о перелетных птицах »

Публикации по теме:

Комплексно тематическое планирование в младшей группе «Птицы-наши друзья» (апрель, 4 неделя) Развернутое комплексно тематическое планирование по теме: Птицы – наши друзья месяц: Апрель 4 неделя (20-24 апреля) Цели: развивать элементарные.

Комплексно-тематическое планирование «Животные и птицы» Тема недели: Животные и птицы. Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет). Итоговое мероприятие: Театрализация сказки «Бычок – смоляной.

Методическая разработка "Комплексно-тематическое планирование по теме "Детям о Великой Отечественной войне" была создана к 70-летнему юбилею.

Комплексно-тематическое планирование «Птицы прилетели» Тема: «Птицы прилетели» Задачи: 1. Дать представления о птицах, об их внешнем виде, об особенностях их жизни весной; 2. Развивать элементарные.

Цели:. Формирование элементарных представлений у дошкольников о православном народном празднике Светлой Пасхи. Образовательные области.

Комплексно тематическое планирование в средней группе

Тема: Перелетн ы е птицы.

Цель: Закрепить обобщающее понятие «Перелетные птицы». Закрепить и расширить знания о приспособлении птиц к зиме: чем питаются, как переносят зимнюю стужу, почему остаются зимовать. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам

Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Перелетные птицы» Дата проведения:29.09.

Дни недели

Региональный комп.

Взаимодействие с родителями

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Понедельник – 25.09.

Ситуативный разговор «Беседа о птицах». Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие) ; научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.. Д/и «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)

Утр. Гимн (комплекс)

Инд. работа по развитию речи с Лерой и Мехди закрепить умение пересказывать рассказ «Умная галка»

Труд в уголке природы

Полив и рыхление почвы, сбор сухих листьев. Ц.: Прививать любовь к живой природе, желание заботиться о растениях.

Просмотр презентации

«Детям о перелётных птицах». Цель: расширять представления детей о жизни птиц осенью.

Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетают»

Закрепить название птиц, которые живут на Севере.

Информационные листы для родителей

«Тема недели «Перелетные птицы»

Предложить родителям принять участие в выставке кормушек.

Просмотр перелетных птиц на иллюстрациях в книгах и журналах

1.Социальный мир «Тайны птичьего мира» (конспект) Ц: закрепить знания о птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

2.Конструирование Конструктивно-модельная деятельность из бумаги «Скворечник». Цель: учить выкладывать геометрические фигуры по словесной инструкции.

Прогулка:

Наблюдение за птицами. Цели: формировать желание заботиться о птицах; учить и называть птиц и части тела; упражнять в умении находить отличие и схожесть у птиц.

П/и «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

По ФИЗО (с группой детей) Ходьба на брусьях. Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении,

Держать равновесие.

Д/ игра «Летает - не летает» Закрепить знания детей о птицах их отличии от животных

Рисование по мокрому песку «Следы птиц». Цель: развивать моторику.

Трудовая деятельность

Очистка участка младших дошкольников от снега. Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

работа перед сном

КГН. Продолжать закреплять у детей навыки аккуратного складывания покрывала и свою одежду. Чтение. М Сибиряк «Серая шейка» Массаж стоп, дыхательная гимнастика после сна

3.Физическое развитие.

С/р игра «Исследователи» Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Учить моделировать игровой диалог

Психогимнастика. Пластические этюды:

Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.

Д/и «Чудесный мешочек» (с Тимуром и Владой) Учить различать геометрические фигуры с помощью осязания

Прогулка.

Наблюдение за неживой природой. П/и «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Цель: Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Индивид. Р-та по развитию основных движений Выполнение упражнений на сохранение равновесия. Цель: воспитывать выносливость.

Образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами;

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образ, деятельность в режим, моментах

Вторник - 26.09.

Утро:

Беседа «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраныД/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко) Утр. гимнастика.

Развивающие карточки «Какая картинка лишняя» . Цель: закреплять счёт в пределах 5, развивать логическое мышление.

Труд -,дежурство в столовой. Закрепить умение быстро и аккуратно накрывать на стол, правильно держать вилки и ложки.

Разучивание стихотворения «Десять птичек - стайка» И.Токмаковой. Цель: способствовать развитию памяти, обогатить словарь детей названиями птиц.

Оформление папки-передвижки «Покормите птиц»

Математическое развитие Колесникова с.17 Раб. тетерадь с.4 «Число и цифра 2».Цель: закрепить знания о числе и цифре 2.Закрепить умение писать цифру 1.Учить отгадывать математические згадки.Учить ориентироваться на листе бумаги.

Музыкальное развитие : по плану муз.рук.

Прогулка:

Наблюдение за облаками

Цели : расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты;

развивать восприятие красоты и многообразия небес­ной сферы.

Трудовая деятельность Сгребание листьев под кусты и деревья, расчистка дорожек.

Цель: учить работать сообща, получать радость от резуль­тата.

«Попади в обруч», упражнять в умении

действовать по сигналу; закреплять умение метать предметы в цель.

Подвижные игры

«Наседка и коршун».

Цель: продолжать учить ловко увертываться от ловящего.

Найти облака, похожие на…. Сравнить перистые облака и кучевые

Работа до сна и после

Разговор с детьми о пользе дневного сна. Продолжение чтения В.Бианки «Синичкин календарь» Оздоровительная гимнастика и массаж стоп.

Вечер:

Музыкально-д/ и « Угадай, кто позвал». Учить узнавать своих товарищей по голосу, сформировать понятие о роли уха для различения звуков, для ориентировки в пространстве, для местонахождения.

Развивающая интерактивная игра «Право - лево». Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Беседа «Как помочь природе». Цель: формировать основы экологической культуры дошкольников.

Обсуждение «Что бывает ярким» (тусклым, светлым, тёмным). Сформировать понятие о том, что у одного цвета множество оттенков, систематизировать знания о делении цвета

Прогулка.

Наблюдение за пешеходом Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения

Подвижные игры «Стая», «Светофор». Цели: развивать ловкость; закреплять знания о значении светофора.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

(центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/

Групповая, подгрупповая

Индивидуальна

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда - 27.09.

Беседа о жизни птиц весной, составление моделей. Цель: расширять представления детей о взаимосвязях в природе, активизировать связную речь. Речи.

Игровое упражнение «Птичий двор». Цель: совершенствовать музыкально-слуховые представления детей.

Утр. гимн, комплекс

Пальчиковая игра «Птицы»

Ц: Развивать мелкую моторику и речь детей, умение соотносить движения с текстом.

«Расскажем сказку вместе» Развитие коллективного творчества детей, развитие

Работа в уголке книги -

Подбор литературы «О птицах» -сказки, рассказы, стихи. Цель: активизировать самостоятельную деятельность детей по работе с книгой.

Просмотр презентации «Птицы нашего края».

Индивидуальные беседы с родителями.

Просмотр ианализ

мультфильмов, видеофильмов, телепередач о птицах

Заучивание стихотворений про птиц.

1. Развитие речи Обучение рассказыванию по теме «Перелетные птицы» (Л.Е.Кыласова ст.46)

2. Изодеятельность «Сказочные птицы» Волчкова с.37 Цель: учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам). Передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

Прогулка

СК
Ф
П

Наблюдение за высотой стояния Солнца

Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Подвижная игра «Солнце и планеты».

Цель: закреплять знания о движении планет вокруг Солнца.

Индивидуальная работа с Камилем и Вовой

Прыжки в длину с места.

Цель: развивать прыгучесть, силу и глазомер.

Труд в природе – покормить птиц.

П/ и"Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках

Исследовательская деятельность

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

работа до сна

Ч тение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц». Оздоровительная гимнастика после сна, закаливание детей.

3.Физическое развитие .

Разучивание считалок. Цель: формировать интерес к народным играм

Дыхательное упражнение «Чья птичка дальше улетит». Цель: развивать силу дыхания.

Д/ и «Назови птичку, которой не стало» с Лерой и Мехди Цель:развитие внимательности и наблюдательности д-й, закрепление названий птиц.

Д/и «Кто больше подберет действий (признаков закрепить знания о птицах, об их признаках и выполняемых действиях.

Работа в уголке творчества Лепка «Учимся лепить птиц»: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения

Прогулка.

Исследоват. деятельность Из какого песка можно лепить? Попробовать слепить ком снега. Трудовая деятельность Сбор листьев в кучу для постройки. Цель: продолжать работать сообща. П/ и «Ворона - воробей». Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание; продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграцииобразовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая, подгрупповая

Индивидуаль­на

Образовательная деятельностьв режимных моментах

Рассказ о птицах. Расскажите о повадках воробья и синицы? Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица - всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится. Слушание «Голоса леса». Учить узнавать знакомые голоса птиц. Утр. гимн, комплекс

Работа с Мехди и Кмилем по математике «Засели домик» Закрепить знание состава чисел 3 и 4

Разучить с детьми физ.минутку «Цапля» Очень трудно так стоять Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться За соседа не держаться. Развивать равновесие.

Отгадывание загадок о птицах. Цель: развивать мышление, умение выделять отличительные признаки птиц.

Оформление совместно с родителями книжки - малышки «Кто весной к нам прилетел». Цель: привлечь детей и родителей к созданию развивающей среды.

Четверг - 28.09.

Подготовка к обучению грамоте. Звук «О» Познакомить с новым звуком [О].Знакомство с буквой. Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков, выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [О],учить определять место данного звука в словах.

Физическое развитие. По плану физ рука.

Прогулка:

Наблюдение «Следы птиц на песке»

Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

Подвижные игры

«Найди по следу», «След в след».

Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, до­биваясь естественности, легкости и точности выполнения дви­жения.

по ФИЗО с Лерой и Кирой.«Не сбей флажок». Цели: продолжать ходить «змейкой» между предмет., не сбивая их; развивать внимание и наблюдательность

Общение. Напомнить детям о

доброжелательном отношении друг другу и умении договариваться.

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега снегомером в разных частях ого рода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период.

работа до сна и после

КГН. Воспитывать у детей бережное отношение к личным вещам. Продолжать закреплять навыки аккуратного складывания одежды. Чтение детям «Синичкин календарь. Декабрь» В. Бианки Оздоровительная гимнастика после сна.

Развлечение «Осенние приключения» развивать чувство ритма, внимание, музыкальный слух, порадовать детей общением с детьми других групп.

По грамоте с Билалом учить находить слова с заданным звуком.

Д/ игра «Подбери одежду по сезону» Развивать умение классифицировать одежду по сезонам.

Ситуативный разговор о вежливых словах, поступках, знаков внимания (мальчики должны пропускать девочек, открывать им двери и т. д.)

Прогулка.

Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат. П/игра «Встречные перебежки».Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграцииобразовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

Индивидуаль­на

Образовательная деятельностьв режимных моментах

Пятница - 29.09.

Утро:

Составление и отгадывание загадок о птицах. Продолжать закрепление знаний о зимующих птицах, умение придумывать сказки самостоятельно

Д/и «Кто что ест» Цель: закрепить знания детей о том, чем питаются птицы зимой (работа со схемами).

Утр. гимн, комплекс

Индивидуальная работа с Ульяной и Вовой по ручному труду - закрепить навык складывания квадрата и вырезывание из него круга.

Труд - дежурство по занятиям.

Ц: дополнять рабочие места недостающим материалом

Работа в уголке творчества :

рисование птиц. Цель: продолжать учить рисовать птиц, выстраивая изображения из составных частей.

1.Природный мир «Рассматривание птиц на кормушке».Ц: Знакомство с птицами, развивать интерес ко всему живому.

2.Аппликация «Сказочная птица» Ц: учить детей клеить птиц по представлениям (по сказкам). Передавать в аппликации правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

Прогулка:

Наблюдение за хвойными деревьями

Цели : закреплять знания о деревьях;

развивать умения анализировать, сравнивать, делать вы­воды.

Подвижная игра

«Что растет в родном краю?».

Цели: закреплять названия деревьев;

формировать словарный запас;

прививать бережное отношение к природе.

Индивидуальная работа сАзизой и Вероникой Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2-3 м. Цель: улучшать координацию движений.

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки снежного городка.

Цели: формировать умение трудиться в коллективе; планировать работу.

Исследовательская деятельность

Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.

работа до сна и после

Чтение Н Сладков «Синица обыкновенная» Цель: знакомить с жизнью птиц, развивать любовь к животным. Дыхательная гимнастика и массаж стоп.

Музыкальное развитие по плану музрука

Вечер:

Театральная игра «Как воробей поселился в скворечнике». Цель: развивать театральные способности детей.

Совместный труд : ремонт книг. Ц: развивать бережное отношение к книгам.

Игра «Зимующие - перелётные». Цель: формировать знаковое восприятие.

Обрывная аппликация с подгруппой «Птицы - наши друзья». Цель: продолжить учить детей работать в технике обрывной аппликации, аккуратно пользоваться клейстером и кистью.

Прогулка.

Наблюдение за вертолетом Цели; закреплять знания о воздушном транспорте; формировать интерес к профессии пилота. П/и «Попади в цель». Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения. «Самолеты». Цель: упражнять в беге со словами. Индивидуальная работа по развитию основных движений «Перейти речку». Цель: упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.

Елена Роголева
Сказка о перелетных птицах «На озере»

На дальнем озере, среди зелёных камышей жили-были разные птицы. Дикие гуси , пестрые утки-кряквы и белые лебеди всё лето плавали по озеру , ловили своими широкими клювами пролетающих бабочек и стрекоз, ныряли под воду за мелкой рыбешкой, выходили погулять на бережок, пощипать сочную зеленую травку.

По самому краю воды ходили длинноногие цапли, ловили своими длинными клювами зеленых лягушек.

Хорошо они жили, дружно! Вили гнёзда, откладывали яйца, высиживали птенцов. А потом учили их плавать и летать, ловить бабочек и стрекоз, чистить клювом свои перышки.

Любили птицы свое озеро , далеко не улетали.

Но как-то раз подул холодный ветер, и посыпались на озеро красивые бабочки . Молодые утки и гуси закричали :

Смотрите, как много бабочек! Ловите их!

Они стали хватать бабочек клювом, но те оказались совсем невкусными.

Га-га-га! – загоготала старая мудрая Гусыня. – Это не бабочки, это – желтые листья с деревьев. Наступила осень.

С каждым днем становилось всё холоднее. Насекомые исчезли, рыба уплыла глубоко на дно, лягушки спрятались под коряги, трава пожелтела и засохла.

Заволновались молодые птицы .

Что такое? Нам совсем нечего есть! Наши лапки замерзают в холодной воде! Мы погибнем от голода и холода!

Га-га-га! – снова загоготала старая мудрая Гусыня. – Скоро зима. Вода на озере замерзнет и превратится в лёд. Нам пора собираться в дальний путь!

Га-га-га! Кря-кря-кря! – зашумели молодые птицы . – Куда? Почему? Мы не хотим!

Мы полетим в теплые края, ведь мы – перелетные птицы . Всю зиму мы проведем там, а весной вернемся обратно, на своё озеро , - успокоила всех старая мудрая Гусыня.

Сказано-сделано . Стали птицы в дальний путь собираться. Первыми полетели цапли. Они покружились над озером , помахали своими большими крыльями и исчезли за лесом.

За цаплями полетели утки и гуси. Впереди главная птица – вожак , а за ней ровным клином остальные птицы . Прокричали свою прощальную песню и скрылись вдали.

Последними улетели белые лебеди. Тихо стало на озере , холодно и печально…

Но не будем грустить! Пройдет снежная, морозная зима, и перелетные птицы снова вернутся на озеро , на свою любимую родину.

Вопросы по сказке.

Любили птицы своё озеро или нет ? Как они там жили?

Почему птицы улетели со своего любимого озера ?

Как называют птиц , которые улетают в теплые края?

Кто улетел первым?. Кто за цаплями?. Кто последним?

Почему птицы возвращаются обратно?

Назовите других перелетных птиц , которых вы знаете.

Сказка про перелётную птицу

Весной к птицам, зимующим на родине, присоединяются перелётные птицы. Где ты была, что ты видала, перелётная птица?

Давайте вместе прочитаем сказку про перелётную птицу..

Сказка «Возвращение на родину»
Автор сказки: Ирис Ревю

Весна уже вовсю хлопотала. Она просила ручейки журчать посильнее, капели стучать повеселее, снега таять побыстрее.

Весна попросила Красное Солнышко помочь ей разбудить землю, вывести из спячки могучий лес, убедить перелётных птиц вернуться на родину. Весна и Солнышко старались вовсю.

А тем временем, возле кормушки маленькая синица и малыш-воробей деловито переговаривались.

Видал новую птицу? - спросила синица воробья. Воробей, конечно, видел новенькую. Стройная, длиннохвостая, с жёлтой, как весеннее солнышко, грудкой. Это была трясогузка.

Ты новенькая? - спросили воробей и синица незнакомую птицу.

Нет, - ответила длиннохвостая. Я – перелётная птица, после зимних холодов из тёплых стран вернулась домой. Мне хорошо знаком этот лес.

Расскажи нам про тёплые страны, - попросили воробей и синица.

Хорошо, - сказала перелётная птица. - Там хорошо, много корма. А корм для птиц – это не последнее дело. Там жаркие солнечные лучи и длинный день. Но весной, так устроено, что все перелётные птицы возвращаются на родину. Здесь у нас появляется потомство.

Воробей и синица внимательно слушали трясогузку. А потом все вместе лакомились вкусным кормом.

Десять птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)

Птицы прилетают.

С наступлением весны,

Птицы прилетают.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.

Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.

А грачи у лужицы

Ладони раскрыты, соединены чашечкой.

Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.

Журавли летят торопятся,

Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

А малиновка и дрозд,

Занялись устройством гнезд.

Пальцы рук в замок ладони открыты.

Алина Гяцявичене
Тематическая неделя в старшей группе «Перелётные птицы»

Тематическая неделя в старшей группе "Перелётные птицы"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе на тему: «Перелетные птицы» 01.04.2018-05.04.2018

Цель : закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт); научить делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания; воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Итоговое мероприятие: Развлечение "День прилёта птиц"

Дата проведения итогового мероприятия: пятница –05.04.2018

Понедельник 01.04.18

Утро: .

Беседа с детьми «Пришла весна, прилетели птицы». Цель: закрепить название перелетных птиц. Загадывание загадок о разных птицах.

Раскраски на тему «Птицы».

Словесная игра «Рыба, птица, зверь».

Цель: активизировать словарь по данной теме. И. м. п. «Угадай, кто позвал».

Цель: развитие слуха, памяти.

Д/И «Мои пернатые друзья».

Цель: закрепление знаний о видах птиц.

Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, развивать речь детей, обогащать их словарь. Д/И «Расшифруй слово».

Цель: закрепить умение определять первый звук в слове, обозначить его буквой.

Д/И «Когда это бывает».

Цель: закрепить с детьми временные представления (времена года, части суток, дни недели). Дежурство по столовой - сортировка столов к завтраку. Цель: умение договариваться о совместном труде.

Альбом «Перелетные птицы».

Цель: активизировать внимание детей на предстоящую тему.

Лэпбук «Перелётные птицы» Предложить участие родителей для сбора информации в энциклопедию для книжного уголка «Птицы нашего края».

Буклеты «Перелёт птиц»

Цель: рассматривание схем перелета птиц: косяком, стайкой, флангом и т. д.

Прогулка

Вторая половина дня 1. Познавательное развитие. Занятие на тему «Перелетные птицы».

Цель: уточнять и расширять знания детей о птицах весной. Устанавливать связь между живой и не живой природой.

2. Музыкальное (по плану муз. руководителя)

Наблюдение за состоянием погоды.

Цель: узнать - какие изменения заметили дети.

П/И. «Коршун и наседка». Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, активизировать двигательную активность. П/И. «Воробей и кот».

Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.

С/Р игра «Лесная больница» Ситуация – разговор с Данилом, Родионом «Как правильно вести себя весной в лесу». Цель: воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру природы.

Рисованию гнезд птиц мелом.

Цель:закрепление геометрических фигур: круг, овал Трудовая деятельность: почистить кормушки и насыпать корм птицам.

Цель: формировать у детей ответственное отношение к природе, развивать экологическую культуру.

Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости. Игры по

интересам.

Оздоровительная гимнастика после сна, закаливающие процедуры. (Хождение по массажным дорожкам).

Вечер Работа по развитию речи. Упражнять в словообразовании (перо птицы – птичье перо).

Цель: развитие логического мышления.

Стихотворения о перелётных птицах Индивидуальная работа ЗКР. Закрепить навыки правильного произношения звука- с (сь) длительно, на одном дыхании. С/Р игра «Ветеринарная лечебница для птиц»

Цель: вызвать чуткое, гуманное отношение детей к птицам, доброту, культуру общения. Познавательная деятельность: «Назови фигуры, из которых построена птичка». Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. Настольно-печатные игры «Времена года», «Домашние и дикие птицы»

Прогулка Наблюдение за облаками. Предложить детям найти облако похожее на птицу, дать ей название.

Цель: формировать у детей наблюдательность воображения, фантазию. Развивать навыки составления описательного рассказа. Индивидуальная работа: прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть. Трудовое поручение: сбор мелкого мусора на участке.

Вторник 02.04.18

Утро Комплекс утренней гимнастики

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»

Загадки о перелетных птицах.

Цель: учить детей отгадывать загадки о перелетных птицах, построенные на описании и сравнении.

«Птицы нашего края», рассматривание картин, иллюстраций. (Н. Д. -Ю. У.)

Д/И «Расскажи без слов». «Что это за птица?» «Придумай сам». Цель: познакомить с пантомимой.

Настольная игра «Птицы» Цель: закрепить правила игры в лото. Д\и «Услышь птицу» речевая игра на развитие слухового внимания Вика, Саша, Миша, Максим

Д/И «Построй птицу». Цель: упражнять детей в умении составлять изображение птицы из геометрических фигур. Данил, Карина,Саша, Соня, Вика,Стелла, Алена (формирование КГН за столом)

Цель: продолжать учить детей вести правильно себя за столом во время приёма пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); воспитывать культурное поведения за столом, аккуратность.

Дежурство в уголке природы –уход за комнатными растениями. Цель: воспитывать трудолюбие. Книжный уголок: Разместить в книжном уголке выставку книг о птицах.

Создать условия для рассматривания иллюстраций и картин о птицах.

Раскраски «Птицы»

Рассматривание иллюстраций по теме «Птицы»

Консультация для родителей: «Изучаем птиц родного края»

Организованная образовательная деятельность

По плану физ. инструктора

Цель: сохранять и укреплять физическое здоровье детей при выполнении различных упражнений.

Развитие речи «Перелетные птицы».

Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, дать сведения о звуковых сигналах птиц, развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Прогулка:

Предложить детям понаблюдать за птицами. Какие птицы прилетают к нам на участок?

Формировать умение правильно определять птиц по их внешнему виду, замечать красоту, живущих рядом птиц. Наблюдать за их повадками и поведением. Обратить внимание на то, что птицы живут рядом снами, они часть родной природы, Птицы наши друзья. Мы должны заботиться о них.

Подвижная игра «Я знаю пять названий птиц»

Цель: развивать двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц

П/И «Займи домик»

Цель: упражнять детей в умении отбивать мяч о стенку, ловить его двумя руками. развивать ловкость.

Экспериментально -опытническая деятельность: сравнить стену детского сада в тени и на солнечной стороне. Цель: учить делать вывод о солнечном тепле в ходе опыта Дидактическое упражнение «Весенние месяцы»

Цель: знать названия и последовательность весенних месяцев, характерные признаки разных периодов весны; уметь внимательно слушать педагога, выделять признаки и обозначать их в речи. Вика, Саша, Миша, Максим

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц Д/и «Кто что делает?»: расширять представления детей о деятельности людей в весенний период.

Трудовые поручения: подкормка птиц. Задачи: Поощрять стремление детей заботиться о птицах, применять знания о том, как оборудовать кормушки, чем кормить птиц.

Вторая половина дня Восприятие художественной литературы: «Цыпленок» К. Чуковского.

Вечер: Оздоровительная гимнастика после сна.

Заучивание

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждатьсяинтересней.

(Е. Кочан)

Игра «Кто как говорит»

Воробей - чирикает

Кукушка - кукует

Ворона - каркает

Курица - кудахчет

Утка - крякает

Соловей - поет

Сорока - трещит

Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».

Задачи: Расширять представления и обогащать игровой опыт детей, по-новому передавать содержание игровых ролей. Развивать эмоциональную сферу детей

Д/И «Танграм». Цель: развивать логическое мышление, умение разделять сложные фигуры на составные части.

«Птицы». Цель: учить складывать фигуры птиц по принципу оригами. Данил, Карина,Саша, Соня, Вика,Стелла, Алена

Настольная игра «Словарные слова».

Цель: упражнять детей в составлении слов и их чтении. Самообслуживание: упражнение «Я все делаю сам».

Задачи. Способствовать повышению самостоятельности детей, формировать и закреплять полезные привычки, следить за своим внешним видом, устранять проблемы в одежде и прическе

Д/и «Какая птица»

Формировать умения самостоятельно находить птиц и распределять по группам

Привлечь детей к выставке книг, иллюстраций на тему «Тайны птичьего мира».

Штриховка «Птица» на развитие мелкой моторики рук поиграть в развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй», «Найди отличия» и др. ;

Прогулка. Наблюдение за облаками. Предложить детям найти на небе облако похожее на птицу, описать эту птицу, дать ей название.

Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа.

Д/И «Кто больше знает птиц?»

Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.

С/р игра «Перелетные птицы. Появление птенчиков в гнезде»

Задачи: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Закреплять умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории.

Воспитывать бережное отношение к природе.

П/И «Колокольчик».

Среда 03.04.18

Утро Д/И «Найди, где какая птица»

Цель: закрепить названия птиц, учить детей классифицировать птиц.

Беседа "Перелетные птицы"

Просмотр презентации «Детям о перелётных птицах» Цель: расширить представления детей о жизни птиц.

Рассматривание картины «Грачи прилетели», составление рассказа.

Комплекс утренней гимнастики «Птички»

Гимнастика мозга

П/И "Перелетные птицы»

Цель: учить бегать, упражнять в прыжках, уметь от одного движения перейти к другому. Индивидуальная работа с Тимофеем: закрепить пословицу «Всякая птица своим пером гордится» Ситуативный разговор

«Куду девается пища?»

Цель: закреплять знания о необходимости органов

«Почему нельзя разговаривать во время еды?»

Беседа «Как неаккуратно – вся одежда в пятнах!»

Цель: формировать у детей привычку следить за своим внешним видом. Тематические картинки с изображением птиц.

Цель: создать условия для самостоятельного рассматривания.

Тематический набор по конструированию «Строим кормушку»

Настольно-печатные игры «Перелётные птицы» в математической зоне

Цель: обобщить знания детей о перелётных птицах, формировать умение взаимодействовать с партнёрами по игре.

Календарь наблюдения за птицами в уголке природы

Цель: ежедневное отмечание птиц, прилетающих на участок

Организованная образовательная деятельность 1. ФЭМП. Тема: «Считай дальше». Цель: познакомить с цифрой 9; научить называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа, развивать глазомер, учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.

См. Позина «ФЭМП»№4 стр 34.

2. Музыкальное. (по плану муз. руководителя) Изготовление скворечников

Д/И "Раздели птиц на зимующих и перелётных»".

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелётных.

Д/И «Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь.

Д/И «Сравни птиц»

Цель: обобщить знания детей о перелётных птицах, их повадках, образе жизни.

П/И: Ласточки"

Игра на общение "Найдем волшебные слова"

Цель: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитывать культуру общения. Просмотр познавательных передач

Восприятие худ. литературы: Г Снегирев: "Ласточка"

Рассмотреть изображение ласточки. Побеседовать о прочитанном.

Пословицы, поговорки о птицах

Цель: научить детей понимать смысл пословиц и поговорок.

Прогулка:

Работа по заданию логопеда: "Перелетные птицы"

Цель: совершенствовать связную речь детей.

С/Р игра «Как мы строили кормушку»

Цель: развивать воображение, творчество, обогащать словарь новыми словами.

Самостоятельные игры детей Упражнять Диму, Ярослава в отбивании мяча одной рукой в движении. «Синичкин день» Наблюдение за птицами весной

Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной.

Игры с песком. Сбор природного материала для уголка природы. Рекомендации родителям: на прогулке повторяйте с детьми названия птиц.

Вторая половина дня Рассмотреть книгу "Родная природа"

Коммуникативная игра "Ветер дует на. "

Гимнастика после сна «Птички-невелички», закаливание, самомассаж

Пальчиковая игра «Скворечник»

Прогулка Словесно-дидактическая игра «Кто больше вспомнит?» Цель: закрепить названия птиц.

Д/И «Закончи предложение»

Цель: развитие речи и активизация словаря. Закрепление знаний о птицах.

Наблюдения на прогулке за поведением птиц.

Цель: побуждать детей к самостоятельным выводам – в чём проявляется весеннее оживление в жизни птиц.

Безопасность – исследование «Что было бы, если бы не было птиц?»

П/И «Перелёт птиц».

Цель: закрепить с детьми движения в одном направлении, убегать после сигнала.

С/Р игра «Птичий питомник»

Цель: дать детям представления о птицах (внешний вид, среда обитания, учить делить на перелетных и зимующих птиц, учить детей передавать разнообразие птичьих домиков (скворечники, гнезда)

Восприятие художественной литературы: «Птицы в нашем лесу», «Птицы под нашим окном» (В. Чаплина)

Игры с выносным материалом. Цель: развивать самостоятельные игры.

Четверг 04.04.2018

Комплекс утренней гимнастики «Птички»

Д/И «Подумай, разложи».

Цель: учить согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе.

Д/И «Кто больше знает птиц»

Цель: развитие памяти, находчивости, сообразительности

Рисование восковыми мелками с помощью шаблонов «Птицы».

Цель: развитие моторики рук.

Пальчиковая игра «Перелётные птицы»

П/И «Я знаю пять названий птиц»

Цель: развивать двигательную активность детей, закреплять знание различных видов птиц.

Работа по формированию КГН

Заучивание скороговорки «Чаще мойся, воды не бойся»

Работа по воспитанию культуры поведения за столом

Побуждать выполнять элементарные правила поведения за столом Рассматривание предметных сюжетных картинок с птицами.

Обогащение художественной литературой по теме.

Организованная образовательная деятельность

1. Художественно –эстетическое развитие.

Аппликация: «Перелетные птицы»

Цель: учить создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации. Развивать зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память, чувства и другие психические процессы. Воспитывать интерес к художественному творчеству.

2. Физическая культура. По плану инструктора по физическойкультуре

Прогулка:

Наблюдение за птицами

Цель: формировать желание заботиться о птицах; учить и называть птиц и части тела; упражнять в умении находить отличие и схожесть у птиц.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от мусора. Цели: учить работать лопаткой; воспитывать любовь к труду.

П/И «Ворона и воробей».

П/И «Мыши водят хоровод».

Цель: упражнять в выполнении движений; воспитывать интерес к игре.

С/Р игра «Шоферы»

Цель: расширять представления и обогащать игровой опыт детей, по-новому передавать содержание игровых ролей, развивать эмоциональную сферу детей.

Работа в центре природе – полив комнатных растений

Индивидуальнаяработа с Сергеем «Добеги до флажка».

Выносной материал для активизации детей. Ведение дневника наблюдения птиц.

Вторая половина дня Гимнастика после сна

Закаливание

Пальчиковая игра: «Десять птичек- стайка»

Учить правильно надевать одежду и обувь

Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании

Индивидуальная работа с Дианой, Полиной – вырезывание изображений птиц по шаблону.

Проговаривание и повторение пословиц и поговорок о перелётных птицах

Восприятие художественной литературы: Г. Ладонщикова «Журавли».

Цель: учить внимательно, слушать и запоминать стихотворение по мнемотаблице.

Знакомство с моделью «Птица»

Цель: уточнить представление детей о строении птиц, совершенствовать умение пользоваться знаково-символической схемой строения птиц.

Коллективная работа – плакат «Наша Земля без птиц»

Игровая ситуация: «Что будет, если мы не будем мыть руки?»

Трудовое поручение – уборка игрушек по своим местам.

Настольно- печатные игры, Самостоятельная художественная деятельность, работа в центрах: природы, книги, художественного творчества.

Раскрашивание картинок «Перелётные птицы»

Исследование природного материала - шишка.

Цель: развивать исследовательскую деятельность.

Прогулка

Наблюдение за апрельским дождём.

Цель: предложить детям описать хмурое небо, тучи

Рассматривание гнёзд, вывешивание на участке скворечников.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от мусора.

Цель: учить работать лопаткой; воспитывать любовь к труду.

Подвижные игры «Ворона и воробей».

Цель: продолжать учить ориентировке в пространстве, развивать умение не наталкиваться друг на друга; вслушиваться в команду воспитателя; воспитывать дружеские взаимоотношения.

П/И «Птички и клетка».

Цель: способствовать совершенствованию выполнения основных движений при беге, действовать по сигналу. Развивать координацию движений, способность концентрировать и распределять внимание.

Индивидуальная работа «Добеги до флажка».

Цель: развивать быстроту бега.

С/Р игра «Птичий питомник»

Цель: вызвать чуткое, гуманное отношение детей к птицам, доброту, культуру общения.

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Цель: активизировать интерес детей к двигательной деятельности, обогащать двигательный опыт

Пятница 05.04.2018

Утро Комплекс утренней гимнастики «Птички»

Беседа «Тайны птичьего мира» с просмотром иллюстраций

Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы, продолжать активизировать познавательные способности детей.

Восприятие худ. литературы: «На озере» Е. Роголева

Д/И «Зоологическое лото»

закрепить знания о зимующих и перелётных птицах, воспитание сообразительности, внимания.

Заучивание считалочки:

Аист-аист, аист - птица,

Что тебе ночами снится?

Мне болотные опушки,

Еще лягушки.

Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

Работа с Мариной, Вероникой на закрепление состава числа 3 из двух меньших

(с птицами на ветке) Напоминание о необходимости мыть руки перед едой

Дежурство в уголке природы, по столовой, по занятиям.

Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу напомнить, как вежливо надо обращаться с просьбой и благодарить Выставка иллюстраций и открыток о «перелетных птицах»

Продуктивная деятельность – лепка «Птицы у кормушки» из пластилина

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Свободная деятельность в центрах творчества - оформление сказочных историй о птицах (которые потом можно проиллюстрировать и сделать книгу).

Организованная образовательная деятельность Рисование «Птицы на ветках»

Цель: формировать обобщенные представление детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей различать птиц по существенным признакам, учить классифицировать на зимующих и перелетных птиц, учить делать эскиз рисунка в карандаше, а затем раскрашивать, передавая характерные особенности строения. Учить правильно размещать рисунок на листе бумаги.

Музыкальное (по плану муз. руководителя)

Муз. игры «Мама и детки», «Ворон».

Пение «Птичий дом»

Прогулка

Наблюдение: «за птицами»

Д/И «Назови одним словом»

Д/И «Как кто поет»

П/И «Перелет птиц», «Филин и пташки» Инд. работа с Дашей, Арсением, Сашей Ш. – упражнять в прыжках с пенечков Ситуативный разговор о пользе воды, о том, как ее надо использовать и беречь. Закрепить последовательность одевания и раздевания Самостоятельная деятельность детей на прогулке, игры по выбору.

С/Р игра «Семья».

Вынос оборудования для труда на участке (сбор опавших листьев).

Вторая половина дня Восприятие худ. литературы: Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Вечер Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам, пальчиковая гимнастика «Скворечник»

Рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы»

Театрализованная игра «Лесная парикмахерская»

Цель: вовлекать в игровую ситуацию, побуждать в импровизации в диалоге, вызывать у детей эмоции во время проигрывания ролей, отражать их в мимике, жестах, позах.

Развлечение «День прилёта птиц»

Цель: создать радостное настроение. С Дашей, Аленой, Соней-закрепить названия перелетных птиц.

Индивидуальная работа с Оксаной, Мишей в изостудии (учиться передавать особенности строения птицы) Напомнить детям о том, что нужно помогать друг другу, напомнить, как вежливо надо обращаться с просьбой и благодарить.

Прививать навыки следить за чистотой рук. Работа в центре книги: подбор книг о птицах

Проведение опытов и экспериментов «Почему плавают утки»

Прогулка Познавательно-исследовательская деятельность «Беседа о зимующих и перелетных птицах» Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» с. 199

Д/И «Узнай птицу по описанию»

П/И «Ласточки», «Птички в гнёздышках»

Самостоятельные игры детей.

С/Р игры по выбору детей

Елена Федотова
Календарно-тематический план образовательной работы с детьми в старшей группе на тему «Перелетные птицы»

Тема недели : «Новоселье для скворца. Птичьи хлопоты весной» (30.03.- 03.04.2015)

Цель : обобщить знания детей о перелетных птицах , их образе жизни и отличительных особенностях.

Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности Взаимодействие с родителями.

Интеграция образовательных областей : «Физическая культура» , «Здоровье» , «Труд» , «Социализация» , «Безопасность» , «Познание» «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» , «Музыка» .

Непосредственно образовательная деятельность :

1. Познание. Познавательно-исследовательская деятельность. /Формирование целостной картины мира «Перелетные птицы » . Т. А. Шорыгина «Птицы . Какие они?» стр. 41- 69

2. Физическая культура на улице : подвижные игры «Гуси - лебеди» , «Летает – не летает» .

3. Коммуникация. Чтение художественной литературы

Г. Снегирев Ласточка.

4. НОД в физкультурном зале.

5. Познание ФЭМП. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» Занятие «Впереди , сзади, между» стр. 21- 22.

6. НОД в музыкальном зале.

7. Художественное творчество. Рисование «Ласточки в весеннем небе» И. А. Лыкова : Наши птицы (рисование красками) 4-7лет.

8. Конструирование Оригами «Грачи – вестники весны» И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова. Художественно-творческая деятельность. Оригами : тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет . Стр. 38- 40.

9. НОД в физкультурном зале.

10. Художественное творчество. Лепка из пластилина «Ласточка» . Московка О. С. Лепим птиц леса . Секреты пластелина.

11. НОД в музыкальном зале.

12. Развитие речи «Грачи прилетели» Г. Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа с . 126.

13. Художественное творчество. Рисование «Жаворонок клюет семена» . О. А. Скорлупова «Весна. Насекомые. Перелетные птицы » стр. 73- 77.

Задачи :

1. Развивающие :

Развивать интерес к жизни птиц ;

Развитие мелкой моторики, воображения , творческого мышления, фантазии.

Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности творческих способностей.

Развивать чувство композиции, умение гармонично размещать рисунок на листе.

Развивать навыки наброска рисунка карандашом.

Формировать умение получать необходимые знания из содержания художественных произведений.

2. Обучающие :

Учить детей рисовать птиц , выстраивая изображение из составных частей .

Учить детей рисовать птицу в движении .

Учить пересказывать литературное произведение близко к тексту.

Формировать пространственные отношения «впереди » ,«сзади» , «между» .

Продолжать учить детей выкладывать изображения используя геометрические фигуры

Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги.

Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу.

3. Воспитательные :

Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Воспитывать бережное отношение к птицам .

Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации «Перелетные птицы » , аудиозапись голосов и пения птиц .

Иллюстрации «Жаворонок» , фонограмма : романс А. Алябьева «Жаворонок» , альбомный лист, простые карандаши, акварельные краски, клеенка, кисточка, подставка для кистей, баночки с водой.

Демонстрационный материал Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Игралочка Ч. 2, рабочие тетради .

Иллюстрации «Ласточка» , альбомный лист, простой карандаш, гуашь, салфетки, клеенка, кисточка, подставка для кистей, баночки с водой.

Репродукция картины И. Саврасова «Грачи прилетели» , квадратные листочки черного цвета, схема, ножницы, клей, цветная бумага.

Иллюстрации перелетных птиц , изготовленная из пластилина ласточка, стеки, пластилин, салфетки, доски для лепки.

Беседа утром :

- «Пришла весна, прилетели птицы »

- «Отгадай загадки про птиц » ;

- «Как птицы весну встречают »

Беседа перед завтраком , обедом, ужином :

- «Стихи о птицах » ;

- «Как нам птицы помогают » ;

Психогимнастика «Птички»

- «Не обижай птиц »

- «Почему кукушка не вьет гнездо?»

Проговаривание, повторение, разучивание наизусть

Заучивание песни «Ласточка- ласточка.»

Стихи и пословицы о птицах .

Дидактические игры

Д/и «Что это за птица »

Цель : учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Д/и «Четвертый лишний»

Цель : закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных .

Д/и «Сравни птиц »

Цель : обобщить знания детей о перелетных птицах , их повадках,

Цель : развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь.

Речевые игры

«Один - много»

Цель : образовывать множественное число имен существительных.

«Как зовут птенца?»

Цель : упражнять в узнавании и назывании птенцов птиц .

«Назови ласково»

Цель : образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Прогулка 1.

Наблюдения за почками березы.

Цели : продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.

П/и «Журавль и лягушка

Цель : развивать внимание, ловкость; учить ориентироваться по сигналу.

Прогулка 2.

П/ и «Пчёлки и ласточки»

Цель игры : расширение и углубление процесса взаимодействия детей с окружающими людьми. Развитие ловкости, выносливости.

Индивидуальная работа (Матвей, Алена, Ксения) Развитие движений. Цель : упражнять в бросании мяча вверх и ловле его обеими руками.

Прогулка 3.

Развешивание кормушек для птиц .

Цель : воспитывать заботливое отношение к птицам .

П/и «Птички и дождик» .

Цель : формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.

Прогулка 4.

П/и «Сокол и голуби»

Цель : упражнять детей в беге с увертыванием.

Труд в природе по желанию детей : сбор мусора, опавших веток на участке.

Прогулка 5.

Наблюдение за трясогузкой.

Цель : познакомить с трясогузкой, внешним видом.

П/и «Гори, гори ясно!»

Цель : развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

Прогулка 6.

Наблюдение за сорокой

Цель : учить узнавать птицу по оперению и звуку , воспитывать заботливое отношение к птицам .

Индивидуальная работа (Амир, Артем, Полина) «Кто самый меткий» .

Цель : развивать глазомер при метании в горизонтальную цель. Прогулка 7.

Наблюдение за лужами.

Цель : формировать представления о весенних изменениях в неживой природе.

П/и «Птички и кошка»

Цель : закрепить умение действовать по сигналу, совершенствовать бег в разных направлениях, развивать внимание, ловкость.

Прогулка8.

Наблюдение за повадками птиц .

Цель : продолжать расширять и уточнять знания детей о птицах .

П/ и «Птицелов »

Цель : учить различать и имитировать крики различных птиц ; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.

Прогулка 9.

Наблюдение за весенним небом.

Цели : учить видеть красоту весеннего

неба в солнечный день; расширять словарный запас.

Прогулка 10.

Наблюдение за весенней природой.

Цель : закреплять знания о весенних изменениях в природе.

Индивидуальная работа (Вероника, Арсений, Дима) закреплять умение бросать и ловить мяч.

Сюжетно - ролевые игры :

«Жаворонки прилетите» »

Цель : познакомить детей с народным праздником – встречи весны, обогащать их представление о традициях и обрядах русского народа.

«Мы - орнитологи»

Цель : познакомить детей с профессией учёных орнитологов, развивать интерес к исследовательской деятельности.

Изобразительная деятельность :

Раскраска «Перелетные птицы »

Рисование трафаретами «Птицы »

- «Дорисуй птицу »

Работа в книжном уголке : выставка книг о птицах , просмотр иллюстраций, чтение произведений.

Конструирование :

Оригами «Журавль»

- «Выложи птицу из геометрических фигур»

Совместное творчество родителей и ребенка.

Рисование «Встречаем птиц весной »

Конкурс на лучшего чтеца стихов о птицах .

Фоторепортаж «Встречаем птиц »

Информационный лист.

-«Расскажите детям о птицах »

- «Прочтите своим детям…»

А. Толстой «Сорока» ,

В. Бианки «Лесные домишки» ,

В. Сутеев «Это что за птица ,

В. Бианки «Синичкин календарь » ,

В. Бондаренко «Журавль вернулся» ,

В. Сухомлинский «Грач прилетел» ,

И. Сергеев «Сказка о соловье» ,

И. Бондарчук «Домик для птиц » ,

Л. Полтава «Где живут наши птицы » ,

Н. Сладков «Грачи прилетели» ,

Р. н. с. «Сказка о кривой уточке»

Соколов- Микитов «Лесные картинки»

Флинт В. «Где живет белый журавль»

Флинт В. «Птицы в нашем лесу » .

- «Наблюдаем вместе»

С детьми за птицами на прогулке .

Помощь родителей :

«Домик для птиц »

Изготовление вместе с детьми скворечников .

Воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №1" г. о. Самара Федотова Елена Ринатовна

1 половина дня.

. Проблемная ситуация «Вещи в шкафу поссорились» Закреплять умение аккуратно складывать свои вещи.

ОО Познават. р. /ФЭМП «Посчитай птиц» Упражнять в количественном счете. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Закрепить знания геометрических фигур. Упражнять в отсчёте заданного количества предметов.

ОО Речевое р. Чтение художественной литературы. Чтение стихов про осень. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

ОО социально – коммуникативное развитие, ОО познават.р. «Р ассказывания по моделям «Правила поведения в осеннем лесу». Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.

Прогулка 1

ОО Познават.р. речевое р. Наблюдение «Листопад». Раскрыть понятие «листопад». Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Пальчиковая гимнастика «Осень»

ОО Физ.р. , ОО Худ-эстет.р. музыка. Подвижная игра «Листопад» Учить действовать по сигналу. Упражнять в умении медленно кружится, сохраняя устойчивое равновесие. Развивать танцевальное творчество.

ОО социально – коммуникативное развитие , развитие игровой деятельности Сюжетно-ролевая игра «Лесная аптека». Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Закрепить знания детей о профессиях работников аптеки.

ОО Познават.р. /речевое р. Исследование 2 «Разноцветные листья». Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Показать взаимосвязь всего живого в природе.

ОО Физ.р. Подвижная игра «Затейники».

Задачи. Развивать у детей фантазию, формировать умение выражать в движении задуманный образ, обогащать двигательный опыт детей. Инд раб с

Вечер:

ОО Физ.р. ЗОЖ Оздоровительная гимнастика после сна.

ОО Речевое развитие. Инд. работа по заданию логопеда.

Развитие игровой деятельности Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»: сюжет «Режим дня».

Задачи. Формировать умение у детей отражать в игре последовательность режимных моментов, организовывать различные виды деятельности (уборку, дежурство, игру и т.д.), распределять роли, совершенствовать умение объединяться в игре.

ОО речевое р. ОО Худ.-эстет.р.музыка Заинтересовать детей хороводной игрой «Грачи летят». Вызвать желание эмоционально исполнять песню, выполнять игровые действия; Развивать воображение, чувство юмора.

ОО Речевое р. Ознакомление с художественной литературой: М. Горький «Воробьишко». Вызвать желание у детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию.

ОО Познават.р. , ОО Худ.-эстет.р. Конструирование из бумаги «Перелетная птица».

цель: Упражнять детей в складывании базовой формы – воздушный змей. Закреплять умение самостоятельно делать надрезы; оформлять поделку.

Способы : использование иллюстрации, поэтапное выполнение действий, вопросы самому себе и про себя, метод совместного обучения, использование художественного слова, анализ.

Средства: образец – схема, цветная бумага, ножницы.

Прогулка 2

ОО Физ.р. Подвижная игра «Сделай фигуру» (бег) Упражнять в беге врассыпную. Развивать внимание. Инд раб с

Речевое р./ ОО Познават.р. Словесная игра «Измени слово». Упражнять детей в употребление имён существительных в винительном и творительном падежах. Приучать детей отвечать полным предложением.

ОО Физ.р. ЗОЖ Игровое упражнение «Спортсмены». Инд раб с ….

в непрерывном беге в течение 1 минуты. Развивать выносливость

ОО социально – коммуникативное развитие Трудовые поручения: уборка на участке. Задачи: Предложить детям самостоятельно решить практическую задачу: определить, что необходимо сделать, распределить обязанности, подобрать инвентарь, выполнить работу, оценить ее результат. Воспитывать трудолюбие, поощрять стремление к благоустройству территории участка.