Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Идея: Абстрактная живопись живет эмоцией и чувством.
Проблема: Как научиться чувствовать абстрактную живопись?
Цель: Дать опыт интерпретации художественного произведения в собственном творчестве.
Задачи:
мировоззренческие
- Дать опыт видения мира через абстрактную живопись.
- Донести следующую мысль: можно выразить свое эмоциональное состояние через создание произведения искусства.
когнитивные
- Дать представление о беспредметной живописи, её отличия от предметной.
- Рассмотреть проблему воздействия цвета при восприятии абстрактных композиций.
коммуникативно-деятельностные
- Создать собственный абстрактный творческий продукт «Эмоция в цвете и форме».
эмоционально-ценностные
- Дать возможность на этапе рефлексии высказать свое суждение о том, как абстрактная живопись дает возможность человеку «самовыразиться».
Технологическая карта урока
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП |
||
Актуализация |
||
Организационный момент.
На доске большие абстрактные формы из бумаги, разные по цвету, форме. |
Познавательные
коммуникативные
личностные
|
|
Вводная беседа. Учитель:
|
Выбор фигур по эмоциональному состоянию | |
Учитель:
Сообщение темы урока.
|
Создание на доске абстрактной композиции Учащиеся:
|
|
Проблематизация |
||
Вводная беседа. Учитель:
|
Учащиеся:
|
Познавательные
|
Целеполагание |
||
Учитель:
Учитель:
|
Учащиеся:
Учащиеся:
|
Регулятивные
|
Планирование |
||
Учитель:
|
Учащиеся:
|
Регулятивные
|
ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ |
||
Изучение нового материала. Сообщение информации о Василии Васильевиче Кандинском, об основах цвета. (Слайды 1-7) |
Записывают в тетрадь понятие «абстракция» (основные компоненты – цвет и линия). В учебнике на стр. 72 – находят определение «абстракция» Обсуждают высказывание В.Кандинского «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине» |
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
|
После просмотра фрагмента из произведения Кандинского «Желтый звук» (с 29.20 по 32.10 мин.) учитель задает вопрос: Введение понятия синестетика, объяснения смысла. |
Учащиеся:
- Цвет наиболее точно передает эмоциональное состояние. В данном произведении оживший цвет становится более выразительным, ярким, понятным |
|
Звучит фрагмент мрачной (темной) музыки. (Слайд 10) Учитель:
|
Составляют композицию, придумывают названия Создание абстрактной композиции |
|
Практическая работа. Учитель:
|
Каждый учащийся выбирает эмоцию из предложенных и создает композицию, отражающую её. |
|
Рефлексия |
||
Подведение итогов. На доске располагаются работы учащихся по группам: позитивные, нейтральные, негативные эмоции. |
Учащиеся подписывают свою работу с обратной стороны и там же фиксируют эмоцию по которой создавали композицию. Вывешивают работу на доску. | Познавательные
|
Учитель:
|
Справились (не справились) |
|
Ценностное обобщение |
||
Таким образом мы можем сделать вывод, что полученные на уроке знания можно использовать выражения своих чувств, а также для коррекции негативных эмоций (если они возникают), направляя в русло творчества, создавая свои собственные, неповторимые произведения, как художественные, так и музыкальные (для этого можно использовать и привычные инструменты художника и композитора и современные компьютерные программные возможности) |
Учащиеся:
|
Познавательные
|
Звучащий цвет и зримый звук. 1. 2. 3. Понятие абстракционизма. В. В. Кандинский. Свойства красок: цвет, тон, интенсивность и их «духовное действие» . Знаки и символы искусства, художественные послания предков, «Троица» Андрея Рублева, символы в жизни и искусстве, абстракционизм, В. Кандинский.
Абстракционизм (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) Направление в изобразительном искусстве XX века. Для этого направления характерны: отказ от изображения реальных предметов, их формы беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости и пр.) эксперименты с цветом отражение внутреннего мира художника в хаотических, неорганизованных образах. Это направление – отклик на общую дисгармонию современного мира и призыв «уступить инициативу формам, краскам, цвету»
В. В. Кандинский (1866 -1944 гг). один из представителей абстракционизма. «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине» .
В. Кандинский. Контрастные звуки. Охарактеризовал краски по трем признакам – цвет, тон и интенсивность. Считал, что именно эти три признака играют важную роль в создании эмоционального строя произведения. То же значение имеют тембры музыкальных произведений
В. Кандинский. Композиция VIII Желтый и синий цвет создают иллюзию движения При этом: «желтый круг приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке в раковине) и удаляется от человека Желтый круг как бы пронзает глаза, синий как бы погружается» (В. Кандинский)
В. Кандинский. Несколько кругов Если добавлять в разных пропорциях синий цвет в желтую краску, получаются разные оттенки зеленого цвета Кандинский считал, что смешение желтого и зеленого тормозит движение до полного его уничтожения Зеленый – цвет неподвижности и покоя, равновесия, но в нем потенциально скрыта возможность жизни, так как он составлен из активных цветов.
«Краски следует применять не по тому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине» Василий Васильевич Кандинский ()
Выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса. абстракционизма Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета. В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту предлагает место профессора, но Кандинский отказывается. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство. юристаМосковского государственного университета1896 годуэкспрессионистами
Абстракционизм (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление в изобразительном искусстве 20 в. Характерны: отказ от изображения реальных предметов, их формы; беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости); эксперименты с цветом; отражение внутреннего мира художника в хаотических, неорганизованных образах.
Изучая воздействие цвета на человека, В. Кандинский описал свойства красок – главного материала живописи, характеризующегося тремя признаками: цвет, тон и интенсивность, которые играют важную роль в создании эмоционального строя произведения. В музыке такое же значение имеют тембры музыкальных инструментов. Жёлтый и синий цвета вызывают иллюзию движения.
Два круга одинаковой величины – жёлтый и синий – воспринимаются по- разному: «жёлтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке, заползающей в свою раковину) и удаляется от человека. Первый круг как бы пронзает глаза, в то время как во второй круг глаз как бы погружается» (В. Кандинский)
Если добавлять в разных пропорциях синий цвет в жёлтую краску, получаются разные оттенки зелёного цвета. Кандинский считал, что смешение жёлтого и синего тормозит движение до полного его уничтожения; зелёный цвет – это цвет неподвижности и покоя, равновесия, но в нём потенциально скрыта возможность жизни, так как он составлен из активных цветов.
Кандинский по впечатлению движения установил «духовное действие красок». Так, очень интенсивный жёлтый цвет в какой-нибудь геометрической форме «беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия, которое действует… назойливо на душу».
Кандинский считал, что «цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
По своему эмоциональному воздействию цвета делятся на тёплые и холодные, светлые и тёмные. К тёплым относят цвета солнца, огня, земли: жёлтый, оранжевый, красный, коричневый и т.п. Они согревают, радуют. Эти цветовые эффекты сегодня широко используются в рекламе и дизайне.
У Кандинского много композиций, в которых он стремится передать своё музыкальное восприятие цвета: «Увертюра. Фиолетовый клин», «Контрастные звуки», «Чёрный аккомпанемент», сценическая композиция «Жёлтый звук», работа над которой велась совместно с композитором и танцовщиком.
В период с 1909 по 1914 год в Мурнау Кандинский создал ряд сценических композиций и текстов, имеющих отношение к идеям «синтеза искусств»: Фиолетовый занавес, Зеленый звук, Черный и белый, Желтый звук. Последний из них был опубликован в 1912 году в альманахе «Синий всадник». Либретто Кандинского бессюжетно, в чем проявился тот абстракционизм, теоретиком и родоначальником которого он стал. В публикации в «Синем всаднике» есть также подробная световая партитура, указания характера музыки и движений пантомимы. Жанр «сценической композиции» теоретически обосновывается Кандинским в его книге «О духовном в искусстве» (1911). В этом труде часто звучит идея синтеза искусств, а слово определяется как «внутренний звук». Понятие «желтое» также находится в центре теоретической разработки этой книги. Оно составляет «первый великий контраст» в паре с синим: желтое – это теплота, обращенность к зрителю, движение вовне (экс-центрическое), синее – холод, направленность от зрителя, вовнутрь (кон- центрическое). Сценическая композиция состоит «из следующих трех элементов: Из музыкального движения. Из живописного движения. Из движения художественного танца.»
Сценическая композиция Желтый звук, по замыслу В.Кандинского, должна была соединить краску, пластику, слово, музыку (пантомима, цветные проекторы, оркестр, певцы). Музыку к этой композиции написал Фома фон Гартман, с которым Кандинский работал над своими сценариями. Премьера «Желтого звука» должна была состояться в Мюнхене осенью 1914 года, но автору не суждено было увидеть ее на сцене.
"Я взвесил
звук, измерил и расчислил
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу свой живой язык…"
(А. Журавлев)
1. "Звук + цвет"
?
Свойство звуков вызывать цветовые
образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина,
который музыкальные звуки
видел в цвете
. Целое
направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве
звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные , тоже могут восприниматься в цвете . А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:
А
- черный; белый - Е; И
- красный; У - зеленый;
О - синий: тайну
их скажу я в свой черед…
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета : он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным . Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красным, О - пурпурный . А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым . Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуг .
Так существуют ли в таком случае вообще
какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Не фантазии
ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации
между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие
исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на
том, что связь "звук речи - цвет"
- редкий сугубо индивидуальный
феномен
.
2. Общие положения теории
Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его действия.
Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту область наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и с трудом, а, проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки", которые вскрыть своими инструментами не может.
Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются , в экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция . Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам интуицией.
Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно подталкивают нас в тупик?
Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна : испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", от "самого синего" и до "наименее синего" и т.п.
Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо . Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной , Е - чётко зелёная , а И - определённо синяя . Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная .
Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными , опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета , потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в языке соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?
Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка . Названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки А, О, Е, И наиболее частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную, ударную позицию: красный, синий.
Остальные гласные имеют оттеночную окраску , как и цвета, с которыми они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми : голубым, светло-сиреневым.
Интересно ведёт себя звукобуква Ё . По написанию она сходна с Е , а по звучанию с О . И в цветовом отношении она вполне определённо располагается между жёлтойО и зелёной Е . Примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая, желто-зеленая.
А вот Я окраской почти не отличается от А , разве что воспринимается как более светлая и яркая.
Что касается Ы , то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О - звукобуква света , то Ы - звукобуква мрака , тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, черная .
Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно повлияла графическая форма буквы Й , передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И .
Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е , зелёной звукобуква Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще никакой определённый цвет с Э не связывается . А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов ее решено было не учитывать.
Конечно, не
у всех звукоцветовые соответствия
одинаково прочно
закреплены
в подсознании. Есть испытуемые, которые
во всех экспериментах показывают чёткие и единообразные результаты,
совпадающие с "коллективным мнением" всех опрошенных, а есть и такие,
чьи ответы в разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по
их ответам никакой определённой окраски звуков не прослеживается.
Ну и что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит,
что окраски предметов не существует. Важно, что большинство испытуемых
в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне
определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого
не осознает.
Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям:
3. Реализация теории в поэтических текстах
Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии : там, где звуковая сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета.
Если это так, то естественно ожидать, что при описании , например, красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я ; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И , У , Ю ; зеленого - нагнетанием Е , Ё и т.д.
Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах проявляться живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка , поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному смыслу произведений. Судите сами.
У Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая" . Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови.
Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А , Я и тёмные, мрачные У , Ы , не так ли?
Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти речь.
В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой из 10 звукобукв , перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё , Я , Ю , Й связываются лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют . Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количество разделяется поровну между О и Е . Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину и только затем приплюсовывается к И . Подсчитывается также количество всех букв с удвоением ударных (величина N).
Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте стихотворения (Pk) и единицы размаха колебаний для данного текста:
Полученные частности сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:
Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая" :
Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше (Pk=0,159). При s= 0,018 такое отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я , чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы , придавая красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частотности над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зеленые и лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме , кое-где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков.
Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая расшифровка результатов.
Звукоцвет в поэзии:
Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С. Есенин . При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..." - доминирующий цвет жёлтый , слегка зеленоватый . "Выткался на озере алый свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." - звукоцвет синий , чуть розоватый . "Зелёная причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма звукоцветовых соответствий.
4. Вместо заключения
Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук" . Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах.
Ну а компьютер проявляет скрытые
в тексте цветные картины
, показывая тем самым, что
способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.
По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия",
1987 год.
Материал подготовила Елена Ф.