Название: Исключение лица из СРО в строительстве и прекращение действия допуска СРО. Часть 1
Детальное описание:

В статье говорится о неоднозначности формулировки об исключении лица из членства в СРО в строительстве.
Наибольший интерес представляет порядок принудительного прекращения членства в , т.е. исключения лица из СРО.
С точки зрения автора настоящей статьи, в ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ законодатель применил неудачную формулировку, записав, что "саморегулируемая организация принимает решение об исключении из членов в случае: ..." Возникают сразу два вопроса: во-первых, является ли имеющийся в ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ перечень оснований для исключения из членов СРО в строительстве исчерпывающим, во-вторых, исключение лица из членов организации в названных случаях - это право или обязанность СРО?
Отвечая на первый вопрос, следует обратиться к нормам п. 4 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случая, когда некоммерческое партнерство приобрело статус СРО. Если же некоммерческим партнерством приобретен статус СРО, то, по мысли законодателя, основания и порядок исключения из членов партнерства не могут быть установлены учредительными документами, а должны устанавливаться законом. Так, в соответствии со ст. 10 Закона о саморегулируемых организациях исключение лица из членов СРО может применяться исключительно как мера дисциплинарного воздействия в случаях, когда это рекомендовано дисциплинарным органом СРО и подтверждено решением постоянно действующего коллегиального органа.
Возвращаясь к перечню оснований исключения из членов СРО в строительстве, установленному ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ, следует признать, что ввиду сказанного ранее данный перечень надо расценивать как исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию за счет включения во внутренние документы СРО в строительстве иных положений. Чтобы понять, насколько оправданно такое ограничение, рассмотрим установленный законодателем перечень. В него вошли:

  • 1) несоблюдение членом СРО в строительстве требований технических регламентов, повлекшее причинение вреда;
  • 2) неоднократное в течение одного года или грубое нарушение членом СРО в строительстве требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов и (или) требований правил саморегулирования;
  • 3) неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов;
  • 4) невнесение в установленный срок взноса в компенсационный фонд;
  • 5) отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица - члена СРО в строительстве свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, выданного данной СРО.

Исключить члена СРО в строительстве (прекратить допуск СРО в строительстве) по иным основаниям нельзя. Однако члены СРО - помимо соблюдения технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов и правил саморегулирования и выполнения финансовых обязательств перед СРО в строительстве - должны нести иные обязанности члена некоммерческой организации, например участвовать в ее деятельности. Если член партнерства саботирует участие в общих собраниях, чем ставит под вопрос возможность принятия партнерством решений, необходимых для выполнения им своих функций, такого члена логично было бы исключить из организации. В СРО, однако, это не допускается, поэтому саморегулируемой организации придется изыскивать иные способы воздействия на таких членов.




Основания для лишения саморегулируемой организации права выдавать допуски на осуществление деятельности в сфере строительства предусмотрены ст.55.2 ч.5 ГрК РФ. Если СРО исключили из реестра, все допуски, выданные ранее некоммерческим партнерством, становятся недействительными. В случае продолжения деятельности по свидетельствам исключенной саморегулируемой организации компании должны нести уголовную ответственность согласно ст. 171 УК РФ.

Причины и порядок исключения

Исключение саморегулируемой организации из реестра может произойти по одной из следующих причин:

  1. Несоответствие количества участников партнерства или размера компенсационного фонда организации предусмотренным нормам.
  2. Отсутствие внутренних стандартов и правил саморегулирования для участников некоммерческого партнерства.
  3. Несоответствие разработанных и утвержденных требований к выдаче свидетельств о допуске нормам, предусмотренным ст.55.5 ГрК РФ.
  4. Необеспечение информации о деятельности саморегулируемой организации и деятельности отдельных участников ассоциации.
  5. Неуплата вступительного или членского взноса в НОСТРОЙ.
  6. Непредставление сведений о размере компенсационного фонда или отсутствие реестра участников в открытом доступе.
  7. Представление недостоверных данных об адресе некоммерческого объединения.
  8. Не представление сведений в НОСТРОЙ о наименовании и виде СРО в течение 6 месяцев после формирования.

С 1 июля 2017 года в ГрК РФ вносятся изменения согласно ФЗ №372 от 03.07.2016. Пункт 5, который предусматривает исключение из реестра за неуплату взносов в Национальное объединение саморегулируемых организаций, признается утратившим действие.

Последствия для компаний

После выявления нарушений решение об исключении некоммерческого партнерства принимается во внесудебном порядке. Если СРО исключили из реестра, последствия для компаний-участников заключаются в невозможности продолжать профессиональную деятельность и утрате средств, внесенных в компенсационный фонд некоммерческого партнерства. Юридические лица рискуют потерей контракта, отказом в возмещении НДС и полным прекращением деятельности.

Что делать членам исключенной СРО для исключения простоя и возобновления работы в рамках закона? Компании должны выбрать новое некоммерческое партнерство и вступить в него в течение 30 дней после исключения старой СРО из реестра. Другой вариант действий – оспаривать решение Ростехнадзора в Арбитражном суде.

Вопрос о возврате средств КФ остается спорным. Согласно ГрК РФ, средства пострадавших компаний должны сохраняться. В соответствии с разработанным алгоритмом, деньги из компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации поступают в НОСТРОЙ, а затем по заявлению юридических лиц средства переводятся на счет новой организации. В заявлении о переводе КФ член СРО указывает название исключенной из государственного реестра СРО, наименование новой ассоциации, ее номер в едином реестре и банковские реквизиты.

К составленному заявлению нужно приложить копии решения Совета нового объединения о принятии компании и выдаче допуска на осуществление деятельности в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

Однако на практике ликвидированные некоммерческие партнерства отказываются переводить деньги в добровольном порядке. Средства зачастую взимаются только по решению суда, что затягивает процесс. Поэтому в положенный месячный срок пострадавшая строительная компания не может вернуть КФ и вынуждена повторно уплачивать взнос в СРО.

Выбор новой организации

Что делать, если СРО исключили из реестра, кто будет компенсировать убыток компаний в результате ликвидации некоммерческого партнерства и как обезопасить себя в дальнейшем – главные вопросы, которые интересуют участников попавшего под санкции объединения.

СРО компенсируют только ущерб заказчика, который возник в результате ненадлежащего исполнения договорных обязательств участником объединения. Выплата средств из фонда для обеспечения материальной ответственности не предусмотрена. Следовательно, саморегулируемая организация не сможет защитить своих участников, поэтому компании должны внимательно относиться к выбору СРО для вступления. Если некоммерческое партнерство входит в группу риска, следует заранее предусмотреть вероятность перехода в другую ассоциацию.

Строительные компании должны проводить качественную проверку саморегулируемой организации перед внесением средств в компенсационный фонд, чтобы исключить финансовые потери в дальнейшем.

Новый закон: исключать из СРО за долги по членским взносам нельзя. По новому закону делать это можно только на основании внутренних документов

Общественный Совет по развитию саморегулирования продолжает работу по анализу принятого Государственной Думой в третьем чтении законопроекта, который значительно изменит сферу саморегулирования в строительстве, введя не только принцип регионализации (уже подорванный региональными СРО) , но и затронув различные аспекты финансовых взаимоотношений между СРО и ее членами (порядок формирования компфондов, дополнительный компенсационный фонд, рассрочка внесения или возврат средств и т.д.).

Отметим, что поправки в Градостроительный Кодекс, принятые 21 июня, изложили статью 55.7 «Прекращение членства саморегулируемой организации» в новой редакции.

Из данной статьи изъято право саморегулируемой организации исключать членов СРО за долги . Напомним, предыдущая редакция предусматривала как основание для прекращения членства неоднократную неуплату в течение одного года или несвоевременную уплату в течение одного года членских взносов (п.3 ч. 3 ст. 55.7). В настоящей редакции такое право СРО отсутствует.

Саморегулируемые организации и органы надзора подчас по-разному трактовали норму закона о возможном исключении за долги по членским взносам. В отдельных случаях надзорные органы трактовали это как обязанность: раз сказано в законе, что членство прекращается, то СРО обязана прекратить. Хотя СРО трактовали это как право, поскольку законодателями не был указан срок, когда СРО должна принять такое решение о прекращении членства. Но саморегулируемые организации активно пользовались такими правами, ссылаясь на закон.

Новая редакция закона не предусматривает ни такое право СРО, ни ее обязанность, а относит это лишь к внутренним документам саморегулируемой организации.

Таким образом, те СРО, которые закрепили это внутренними документами, продублировав норму закона, как прежде будут иметь право исключать на этом основании. Однако те организации, которые привыкли ссылаться на норму закона, но не провели это дополнительно во внутренних документах, не вправе далее пользоваться этой законодательной возможностью.

Саморегулируемым организациям надо обратить на это внимание и через общее собрание провести у себя те нормативы, которые члены СРО посчитают для себя приемлемыми. Возможно, основанием для исключения будут долги за один месяц, а может за один год, а может быть во внутренних документах и вовсе не будут предусмотрены такие права и обязанности СРО.

Конечно же, члены СРО не заинтересованы, чтобы СРО исключала их без суда и следствия за долги по членским взносам, ведь те задолженности, которые у них возникают, не всегда связаны с игнорированием интересов саморегулируемой организации, а подчас связаны с тем, что они сами не получили средств от заказчиков работ и очень часто сидят на картотеке и начинают платить в СРО только тогда, когда дождутся денег от заказчика.

В настоящее время арбитражные суды завалены исками строительных организаций к своим заказчикам работ о взыскании задолженности по заключенным договорам подряда.

Общественный Совет считает, что только время покажет, какую норму введут члены саморегулируемых организаций сами для себя – жесткую, мягкую или вообще не предусмотрят никакого в этом отношении требования.

О новом законе также читайте:

- Новый закон легализовал рассрочку внесения взноса в компенсационный фонд. Однако ограничил ее 30 днями

- Новый закон: Региональные СРО подорвали саму идею регионализации уже в день принятия закона во втором чте нии

- Новый закон: организации, добровольно вышедшие из СРО, не могут вступать ни в какую СРО России в течение одного года. Несправедливость закона сохраняется

- Новый закон: СРО обязаны возвращать средства компенсационного фонда вышедшим из СРО организациям, но не всем. Экспертное мнение Общественного Совета

Основания для лишения саморегулируемой организации права выдавать допуски на осуществление деятельности в сфере строительства предусмотрены ст.55.2 ч.5 ГрК РФ.

Если СРО исключили из реестра, все допуски, выданные ранее некоммерческим партнерством, становятся недействительными.

В случае продолжения деятельности по свидетельствам исключенной саморегулируемой организации компании должны нести уголовную ответственность согласно ст. 171 УК РФ.

Причины и порядок исключения

Исключение саморегулируемой организации из реестра может произойти по одной из следующих причин:

  • Несоответствие количества участников партнерства или размера компенсационного фонда организации предусмотренным нормам.
  • Отсутствие внутренних стандартов и правил саморегулирования для участников некоммерческого партнерства.
  • Несоответствие разработанных и утвержденных требований к выдаче свидетельств о допуске нормам, предусмотренным ст.55.5 ГрК РФ.
  • Необеспечение информации о деятельности саморегулируемой организации и деятельности отдельных участников ассоциации.
  • Неуплата вступительного или членского взноса в НОСТРОЙ.
  • Непредставление сведений о размере компенсационного фонда или отсутствие реестра участников в открытом доступе.
  • Представление недостоверных данных об адресе некоммерческого объединения.
  • Не представление сведений в НОСТРОЙ о наименовании и виде СРО в течение 6 месяцев после формирования.
  • С 1 июля 2017 года в ГрК РФ вносятся изменения согласно ФЗ №372 от 03.07.2016. Пункт 5, который предусматривает исключение из реестра за неуплату взносов в Национальное объединение саморегулируемых организаций, признается утратившим действие.

    Последствия для компаний

    После выявления нарушений решение об исключении некоммерческого партнерства принимается во внесудебном порядке.

    Если СРО исключили из реестра, последствия для компаний-участников заключаются в невозможности продолжать профессиональную деятельность и утрате средств, внесенных в компенсационный фонд некоммерческого партнерства.

    Юридические лица рискуют потерей контракта, отказом в возмещении НДС и полным прекращением деятельности.

    Что делать членам исключенной СРО для исключения простоя и возобновления работы в рамках закона? Компании должны выбрать новое некоммерческое партнерство и вступить в него в течение 30 дней после исключения старой СРО из реестра. Другой вариант действий – оспаривать решение Ростехнадзора в Арбитражном суде.

    Вопрос о возврате средств КФ остается спорным. Согласно ГрК РФ, средства пострадавших компаний должны сохраняться.

    В соответствии с разработанным алгоритмом, деньги из компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации поступают в НОСТРОЙ, а затем по заявлению юридических лиц средства переводятся на счет новой организации.

    В заявлении о переводе КФ член СРО указывает название исключенной из государственного реестра СРО, наименование новой ассоциации, ее номер в едином реестре и банковские реквизиты.

    К составленному заявлению нужно приложить копии решения Совета нового объединения о принятии компании и выдаче допуска на осуществление деятельности в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

    Однако на практике ликвидированные некоммерческие партнерства отказываются переводить деньги в добровольном порядке. Средства зачастую взимаются только по решению суда, что затягивает процесс. Поэтому в положенный месячный срок пострадавшая строительная компания не может вернуть КФ и вынуждена повторно уплачивать взнос в СРО.

    Выбор новой организации

    Что делать, если СРО исключили из реестра, кто будет компенсировать убыток компаний в результате ликвидации некоммерческого партнерства и как обезопасить себя в дальнейшем – главные вопросы, которые интересуют участников попавшего под санкции объединения.

    СРО компенсируют только ущерб заказчика, который возник в результате ненадлежащего исполнения договорных обязательств участником объединения. Выплата средств из фонда для обеспечения материальной ответственности не предусмотрена.

    Следовательно, саморегулируемая организация не сможет защитить своих участников, поэтому компании должны внимательно относиться к выбору СРО для вступления.

    Если некоммерческое партнерство входит в группу риска, следует заранее предусмотреть вероятность перехода в другую ассоциацию.

    Строительные компании должны проводить качественную проверку саморегулируемой организации перед внесением средств в компенсационный фонд, чтобы исключить финансовые потери в дальнейшем.

    Что делать, если вашу СРО исключили из государственного реестра?

    В настоящее время на практике участились случаи, когда СРО исключают из государственного реестра. На момент написания настоящей статьи НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей) исключило из государственного реестра более 50 строительных СРО, НОПРИЗ (Национальное объединение проектировщиков) исключило из государственного реестра 26 проектно-изыскательских СРО.

    Что такое исключение СРО из государственного реестра? Это лишение СРО специального статуса, процедура аналогична отзыву лицензии у банка.

    Внесение информации о строительной (проектной) организации в реестр членов СРО является юридически значимым действием и с даты включения в реестр СРО у организации возникает право на осуществление строительства (проектирования).

    При лишении СРО статуса прекращают действие и выданные такой СРО права на осуществление строительства (проектирования). То есть с даты исключения СРО из государственного реестра (не путать с ликвидацией организации и исключением сведений из ЕГРЮЛ) автоматически аннулируются выданные такой СРО права на осуществление строительства (проектирования).

    Когда СРО лишают статуса , строительная (проектная) организация сталкивается с необходимость решения двух вопросов:

  • что делать с действующими договорами подряда на строительство (проектирование), ведь выданная выписка из реестра членов СРО теперь недействительна?
  • что будет с уплаченными ранее средствами компенсационного фонда ?
  • Ответить на первый вопрос не сложно: необходимо срочно вступать в новую СРО (в противном случае вы рискуете сорвать контракт). О том, как выбрать СРО смотрите здесь.

    Ответ на второй вопрос нашёл отражение в законе. Часть 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ говорит, что исключенная из государственного реестра СРО обязана в недельный срок (с даты исключения СРО из реестра) перечислить средства компенсационных фондов на соответствующие специальные счета НОСТРОЙ, либо НОПРИЗ.

    В свою очередь часть 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ предусматривает право организаций (бывших членов СРО), в случае если они вступили в новые СРО, обращаться в НОСТРОЙ (строительство), либо НОПРИЗ (проектирование) о перечислении средств компенсационных фондов, на счета новых СРО, в которые они вступили.

    Зачисленные на счета НОСТРОЙ (НОПРИЗ) средства компенсационных фондов исключенных СРО, перечисляются в новые СРО в ранее уплаченном размере на основании соответствующих заявлений членов СРО в соответствии с Приказом Минстроя России от 08.09.2015 № 643/пр «Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций».

    На практике ситуация осложняется тем, что СРО исключают из государственного реестра как раз по причине отсутствия (недостаточности) средств компенсационных фондов .

    Установленный законом недельный срок, СРО также не соблюдают . Средства компенсационных фондов приходится забирать через суд.

    В результате всех этих процедур компенсационные фонды поступают на счета НОСТРОЙ и НОПРИЗ отдельными частями и не в полном объеме.

    На сайте НОСТРОЙ (строительство) есть специальный раздел, посвященный информации об исключенных СРО. На данной странице есть исчерпывающая информация относительно поступивших в НОСТРОЙ средствах компенсационных фондов от исключенных СРО. Там также имеется форма заявления о переводе средств. Аналогичный раздел есть на сайте НОПРИЗ.

    Единственный момент, на который хотелось бы обратить ваше внимание – это механизм, в соответствии с которым распределяются средства компенсационных фондов. Механизм очень прост – кто первый успел подать заявление, тот и получит свои средства в первую очередь .

    Допустим, если СРО, в которой вы состояли, перевела на счёт НОСТРОЙ 10 миллионов рублей, а совокупный объем требований по заявлениям составляет 15 миллионов рублей, то будут удовлетворены требования только по первым заявлениям на общий объём 10 миллионов рублей, по остальным заявлениям на объём 5 миллионов рублей НОСТРОЙ напишет отказ. Однако, если в течение нескольких дней поступят новые средства, требования вновь будут удовлетворяться в соответствующих объемах.

    Полагаем, что перед отправкой заявления в НОСТРОЙ (НОПРИЗ) самым верным будет для начала уточнить о наличии переведенных средств компенсационных фондов .

    В случае если средства есть на счетах НОСТРОЙ (НОПРИЗ) заявление о переводе средств необходимо немедленно направлять в их адрес .

    Если информации о поступлении денежных средств нет, то заявление отправлять не имеет смыла, лучше продолжить мониторинг сайта НОСТРОЙ (НОПРИЗ) на предмет поступления средств.

    Для информации! Некоторые организации, чтобы не пропустить поступление средств, ежедневно отправляют такие заявления в НОСТРОЙ (НОПРИЗ), тем самым в разы повышают свои шансы на перечисление средств компенсационных фондов.

    Для информации! В настоящее время появилась судебная практика, в соответствии с которой бывшие члены исключенных СРО взыскивают средства компенсационных фондов с НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

    Суды мотивируют свои решения тем, что ситуация, при которой СРО не переводит средства компенсационных фондов — это проблема НОСТРОЙ (НОПРИЗ).

    Организация не может быть виноватой, что СРО не переводит средства, а НОСТРОЙ (НОПРИЗ) их не истребовал.

    По вопросу составления заявление о переводе средств компенсационных фондов в НОСТРОЙ (НОПРИЗ), а также по иным вопросам, связанным с СРО вы можете обратиться к нашим юристам.

    Саморегулируемые организации выступают одним из видов некоммерческих структур , создаваемых для объединения нескольких субъектов предпринимательской деятельности.

    Подобные формирования предполагают наличие членства, конкретные условия для вступления, а также отдельный порядок исключения участников из состава СРО.

    Что такое СРО?

    Саморегулируемая организация (СРО) представляет собой юридическое лицо , формируемое и существующее по общим правилам гражданского законодательства .

    Целью создания СРО выступает объединение нескольких представителей предпринимательской деятельности, если виды осуществляемых членами организации работ относятся к одной отрасли.

    Предусматривается несколько вариантов таких организаций, условия членства в которых отличаться не будут.

    Это может быть объединение субъектов строительной, аудиторской, оценочной, арбитражной направленности, а также представителей рынка ценных бумаг.

    Нормативно-правовое регулирование

    Формирование юридических лиц и общие правила , применяемые к организациям, носящим коммерческий или некоммерческий характер, устанавливаются в Гражданском кодексе РФ.

    Данный нормативный акт предъявляет общие требования и характеристики различных некоммерческих организаций.

    Саморегулируемые организации, хотя и признаются некоммерческими , все же наделяются некоторыми полномочиями , относимыми к структурам, целью которых выступает получение прибыли .

    Говоря непосредственно о законах, к которым стоит обращаться в случае формирования объединений, следует остановиться на следующих правовых источниках :

    1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ . Данный акт будет распространяться на СРО в том случае, если организация полностью соответствует требованиям, изложенным в данном законе.
    2. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ . Указанный закон отражает все положения относительно правового статуса рассматриваемых структур, порядок формирования, условий членства, оснований исключения и т. д.

    Также для регулирования отношений, связанных с работой саморегулируемого объединения, следует обращаться к тем актам, которые предполагают регулирование конкретных видов деятельности .

    Для предпринимателей соответствующей отрасли действует Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ .

    Причины исключения из состава

    Саморегулируемое объединение предполагает определенные условия членства .

    Соответственно, при установлении факта нарушений со стороны участников объединения допускается применение мер по исключению их из организации.

    При этом следует понимать, что СРО не обязана избавляться от того или иного предпринимателя, поскольку наделяется правом на исключение субъекта, а не обременяется обязанностью.

    Если было принято решение исключить субъект из организации, потребуется установление оснований для реализации данной процедуры.

    К причинам прекращения членства в СРО относят:

    • несоблюдение правил , установленных техническими регламентами в соответствии с характером работы, если подобные нарушения повлекли ущерб третьим лицам;
    • одно грубое нарушение порядка , установленного в СРО, либо неоднократное несоблюдение правил в течение одного года;
    • неуплата обязательных для членов СРО взносов или неоднократная просрочка внесения платежей;
    • отсутствие у субъекта разрешения на осуществление конкретного вида деятельности;
    • неоднократное несоблюдение миграционных норм , если нарушения были зафиксированы в течение двенадцати месяцев.

    Любое другое нарушение обязательств, определяемых при вступлении в конкретную СРО, для субъекта также будет выступать основанием для исключения из рассматриваемой организации.

    Практика знает ситуации, при которых нарушения исходят не со стороны участников СРО, а со стороны самой организации. Зачастую это происходит незаконно , когда налицо отсутствие нарушений у субъекта.

    Такое безосновательное прекращение членства обычно связано с причинами, которые законом не допускают применения подобных мер воздействия. Защитить свои интересы члены СРО могут только через суд .

    Порядок прекращения членства

    Процедура прекращения членства конкретного субъекта в СРО предполагает прохождение ряда обязательных шагов .

    В части реализации рассматриваемого порядка также нередко встречаются нарушения со стороны органов управления СРО, которые в итоге приводят к аннулированию решения об исключении субъекта предпринимательской деятельности и возобновлению членства.

    Поскольку управление СРО осуществляет специально созданный коллегиальный орган , то и инициатива, а также дальнейшая реализация процедуры исключения предпринимателя из рядов СРО будут исходить от указанного уполномоченного субъекта.

    Порядок действий, который необходимо соблюсти для прекращения отношений с предпринимателем-нарушителем, включает три обязательных этапа :

    1. Принятие решения . Коллегиальный орган осуществляет управление путем контроля над членами организации, а также посредством формирования общего голосования уполномоченных лиц. Поэтому инициатором исключения субъекта может быть любой представитель органа управления, после чего предложение рассматривается, а за счет голосования выносится окончательный вердикт.
    2. Направление уведомления . Если было принято решение прекратить отношения с конкретным предпринимателем ввиду установления факта совершения им нарушений, то участнику СРО направляется уведомление. Данный документ должен быть составлен и передан заинтересованному субъекту не позднее, чем через три дня после принятия решения коллегиальным органом.
    3. Прекращение членства . В данном случае предприниматель лишается прав, которыми наделялся, будучи членом СРО. Также автоматически прекращается возможность принимать участие в деятельности организаций. Отдельно следует сказать, что ранее сделанные взносы не возвращаются субъекту, а остаются на счету СРО.

    Регламентируется данная процедура непосредственно ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ . Исключения в части возврата взносов могут быть прописаны отдельно в конкретном законе , регулирующем определенный вид деятельности.

    Также важно помнить об уведомлении , отсутствие которого повлечет за собой невозможность расторгнуть отношения с нарушителем.

    Если трехдневный срок будет упущен, то на основании ранее вынесенного решения исключить субъект из саморегулируемого объединения будет уже нельзя . Для этого потребуются новые основания и повторное заседание коллегиального органа.

    Последствия исключения

    Законодатель для предпринимателей предусматривает такое понятие, как допуск к осуществлению того или иного вида деятельности.

    Не для каждого бизнеса требуется получение подобного разрешения, но необходимость допуска будет определять тяжесть последствий для субъекта, лишившегося членства в СРО.

    Если лицо занималось деятельностью, предполагающей оформление допуска или лицензии , то в дальнейшем, после исключения из организации, продолжать работу в конкретной отрасли будет уже нельзя.

    Связано это с тем, что сама СРО специализируется на деятельности, требующей разрешения , а нарушение правил, установленных организацией со стороны бизнесмена, означает несоблюдение порядка ведения конкретных работ.

    Когда допуск к работам не требовался, для предпринимателей также наступают негативные последствия , но менее тяжкие:

    • понижение уровня лояльности со стороны клиентов и контрагентов;
    • снижение конкурентной способности , ухудшение положения на рынке;
    • потеря поддержки консультационного и информационного характера;
    • самостоятельное представление собственных интересов в случае судебного разбирательства.

    Также нередко нарушителям приходится компенсировать материальный ущерб , причиненный в результате несоблюдения установленных правил.

    Возможность восстановления

    Несмотря на наличие точно определенных негативных последствий, для исключенного субъекта может быть предусмотрена возможность восстановления членства в СРО.

    При этом следует иметь в виду, что когда саморегулируемое объединение допускает возможность восстановления, то достаточно подождать год с момента исключения и попытаться снова оформить членство.

    Если орган управления не согласен с восстановлением лица, а сам предприниматель считает собственное исключение необоснованным, то разрешить ситуацию сможет только Арбитражный Суд РФ.

    Согласно действующим нормам, судебный процесс позволит не только снова стать участником СРО, но также в случае отсутствия нужды в получении повторного членства вернуть уплаченные денежные взносы или перевести на счет новой организации, куда вступает истец.

    Также суд может напрямую обязать органы управления СРО восстановить субъекта в организации с упразднением ранее наступивших правовых последствий .

    Заключение

    Таким образом, СРО создается для объединения предпринимателей одной сферы деятельности и существует в виде некоммерческого формирования.

    Основной причиной исключения субъекта из такой организации выступает нарушение правил ведения бизнеса и членства в объединении.

    При этом законодатель допускает возможность восстановления статуса предпринимателя в СРО при наличии доказательств незаконного исключения.

    Представленный ниже видеоролик содержит подробную информацию о том, на что нужно обратить внимание при вступлении в ту или иную СРО.