Как художник создает картины из кусочков разноцветных стекол по принципу Тиффани

Текст:Алина Львова
Фото: Марго Попович

Филипп Наврось занимается созданием витражей уже более десяти лет. Об искусстве и технике работы с цветными стеклами он узнал еще в детстве от отца - художника и витражиста Николая Наврось, а в 2004 году открыл во Владивостоке витражную мастерскую Glassfactory Design . О выборе своего дела, технике «Тиффани» и витражном панно в гостинице «Версаль» Филипп Наврось рассказал «Вл3000».

О выборе своего дела

Мой отец в свое время заканчивал Московскую академию имени Строганова. Это одно из немногих заведений в нашей стране, где учат художников-монументалистов широкого профиля. Там он и познакомился с технологией создания художественного витража.

С детства я наблюдал за его работой, а в 15 лет сам начал активно помогать. Когда пришло время поступать в университет, решил, что хочу быть архитектором, но по специальности проработал недолго -витражное искусство поглотило меня полностью.

В начале 2000-х годов витражистов во Владивостоке можно было пересчитать по пальцам. В основном это были мастера советской школы. Но технология их работы с каждым годом становилась все менее актуальной, а стремление делать монументальные проекты не встречало восторженных откликов.

Моей же задачей на тот момент было не только открыть собственную мастерскую, но и создавать витражи, которые соответствовали бы мировым стандартам.


О технологии создания витража

Главная проблема, с которой пришлось столкнуться на начальном этапе работы, - отсутствие хорошего стекла. Владивостокский рынок предлагал стекла однотонной скудной расцветки. Но даже из такого материала я старался делать запоминающиеся и качественные изделия.

Уже несколько лет я заказываю витражные стекла ведущих американских производителей, фирм Armstrong и Spectrum, и сейчас в работе я могу оперировать большим количеством цветов и оттенков.

Многое люди думают, что со стеклом работать опасно. Это не так. Да, у этого материала бывает разный характер. Одно режется хорошо, а другое крошится и ломается, от него отлетают маленькие тоненькие иголочки, и потом приходится пальцы заклеивать пластырем. Но это, наверно, единственная травма, которую можно получить в процессе производства.

В начале своей карьеры я делал классические витражи - спаивал разноцветные кусочки стекол свинцовым профилем. Но эта техника не позволяла выполнять небольшие изящные работы. Тогда я заинтересовался технологией «Тиффани», названной в честь художника и дизайнера Луиса Тиффани: именно он первый в 19 веке ввел витраж в светское жилище.

Особенность его технологии заключается в том, что в ней не используется профиль, и это позволяет делать конкуры рисунка тоньше. Торец каждого стеклышка обворачивается фольгой, кусочки подгоняются друг под друга и спаиваются оловом. В итоге витраж выглядит тоньше и изящнее. На сегодняшний день в своей работе я с большим интересом сочетаю несколько техник. Все зависит от поставленной передо мной задачи.


Прежде чем вырезать, обточить и спаять стекла нужно нарисовать эскиз будущего витража. Это самый сложный этап в работе. Разработка эскиза порой занимает даже больше времени, чем техническая сторона создания изделия.

Стоимость витража зависит от сложности работы. При первой встрече я объясняю людям разницу между качественным и некачественным изделием, рассказываю о масштабах и нюансах работы. Витраж - изделие без срока годности, за которым практически не нужно ухаживать. Разве что протирать стеклоочистителем. Но если вдруг с витражом что-то случится, например, отколется кусочек, я без проблем смогу его починить.

О своих работах

В моей многолетней практике ни разу не приходилось делать двух одинаковых работ. Основные клиенты - частные заказчики, и моя задача - гармонично вписать витраж в их домашний интерьер. Каждый эскиз создается индивидуально, с учетом размера, расположения, геометрического и цветового решения.

Одним из моих первых и любимых витражей стал триптих с изображением вазы. Заказчице так понравилась работа, что она попросила меня сделать еще и витражный светильник. А вот самое сложное произведение на сегодняшний день - это витраж из черного и прозрачного стекла с изображением эльфийского дерева.


Мои работы можно встретить и в общественных местах города. Например, на потолке в «Доме переговоров» на станции Санаторная. Этот витраж мы с дизайнером назвали «Пятый элемент».

Есть работа для гостиницы «Версаль». Мы с командой были поставлены в спартанские условия: за два месяца нужно было создать панно в девять квадратных метров - нарисовать эскиз, заказать необходимые материалы, подобрать цвета и собрать сам витраж. Первоначально мы хотели изобразить старый Владивосток, но на разработку этого эскиза нам не хватило бы времени. Мы взяли готовую картинку и переработали ее. Ночами не спали, но в срок уложились. Как профессионал могу сказать, что с технической стороны претензий к проделанной работе у меня нет, но вот к деталям можно придраться. В идеале мастер сам должен назначать сроки выполнения заказа, а не быть загнанным в такие жесткие рамки.


О витражном искусстве

Сейчас во Владивостоке много людей занимается потоковым производством витражей. В основном этот бизнес ориентирован на материальную составляющую. Такие компании, к сожалению, формируют общественное отношение к витражу как к какой-то абсолютно посредственной и несерьезной детали, а ведь хорошо сделанный витраж - это настоящее произведение искусства.

Я подхожу к созданию витража, как к работе над художественным произведением. Мастерская Glassfactory Design - одна из немногих мастерских из Владивостока, которая числится в каталоге интернет-ресурса «Витражи в России ». Это самая обширная специализированная база данных в нашей стране.

Недавно «Витражи в России» запустили масштабный проект по поиску произведений советских мастеров и сбору информации о них, и я с удовольствием подключился к работе. Очень хочется, чтобы у нас осталась память о витражистах предшествующих поколений.

Можно ли по витражу определить руку мастера, который его выполнил? Да, если это настоящий профессионал со своим сложившимся индивидуальным стилем. Про себя я такого пока сказать не могу. В основном я работаю на заказ, поэтому приходится соответствовать многим критериям, и на свободное творчество не хватает времени. Для многих людей витражи - это атрибут классического интерьера, а мне хочется создавать современные, абстрактные, бессюжетные панно.

Я постоянно слежу за творчеством знаменитых мастеров витража. Мне очень нравятся работы Людвига Шаффрата. Его витражи - ни на что не похожее искусство вне традиций. Недавно открыл для себя работы Андрея Геннадиева из Санкт-Петербурга. Это специалист широкого профиля, а витражи - просто одно из направлений его деятельности. Он, по-моему, настоящий гений.


О дальнейшем развитии

Мне очень хочется сделать витражную студию в центре города с небольшим кафе внутри. Чтобы любой человек мог зайти и посмотреть работы, познакомится с технологией создания витража, понять разницу между качественным и некачественным изделием или просто поговорить и выпить чашечку кофе.

Мне было бы интересно попробовать себя и в других техниках, связанных с покраской стекла, нанесением полимерных покрытий или, например, с мозаикой.

Помимо этого мне очень хочется посотрудничать с людьми, которые создают актуальную архитектуру - скандинавский минимализм и японскую урбанию. Они мыслят совершенно не так, как архитекторы прошедшего поколения, в их проектах нет ни следа от «навороченности» и избыточности, свойственной 90-м и нулевым. Их архитектура чистая, легкая, строгая. И мне было бы интересно интегрировать в такую концепцию «новый» витраж.


Цветные витражи – частое явление в современных интерьерах, которое придает им особую красоту, уют, изящество и таинственность. Для начинающих же предпринимателей это отличная возможность организовать свой собственный прибыльный бизнес.



В настоящее время все предлагаемые на рынке витражи можно разделить на два основных вида: натуральные и пленочные. Натуральные витражи изготавливаются по старинным технологиям из цветного стекла. Пленочные витражи являются аналогом натуральных, однако изготавливаются из дешевой пластиковой пленки, на которую наносятся узоры и рисунки.


Преимуществом изготовления и продажи пленочных витражей является низкая стоимость оборудования и сырья, а также отсутствие необходимости в найме квалифицированных и опытных художников. В среднем стоимость станка обойдется предпринимателю в 700-1 000 долларов.


Зачастую, организуя бизнес в сфере производства витражей, предприниматели одновременно налаживают и производство мебели или открывают столярные цеха. В противном случае они работают, сотрудничая с такими предприятиями.


Бизнес по изготовлению пленочных витражей является крайне выгодным. Так, по оценке специалистов его рентабельность определилась на уровне 25-30%. Тем не менее, для получения высоких прибылей целесообразно будет наладить каналы сбыта, поскольку большая часть прибыли формируется за счет эффекта масштаба, в силу низкой стоимости товаров.


Натуральные витражи стоят дороже, создают более изящный художественный эффект, и потому их производство может показаться более выгодным. Целесообразно рассмотреть подробнее бизнес по их изготовлению и продаже.


Суть бизнеса
Производство цветных натуральных витражей по своему содержанию приравнивается к произведению искусства, поскольку предполагает создание серии художественных образов на стекле. Стоимость витражного стекла высока, тем не менее, в связи с ростом доходов граждан в последние годы спрос на него растет. Следует отметить, что цена витража зависит, главным образом, от изображенного на нем сюжета и художественности исполнения.


Минимальный размер первоначальных вложений в данный бизнес составляет порядка 5 000 долларов, а срок его окупаемости составляет от 3 до 5 лет.


Оценка спроса на натуральные витражи
Основными покупателями цветных витражей в настоящее время являются владельцы особняков, коттеджей, загородных домов и элитных квартир. Витражи прекрасно сочетаются с деревянными рамами, паркетным полом, мебелью в старинном стиле из натурального дерева, резными дверями, выполненными их дуба. В этом свете предприятие по производству витражей может сотрудничать с мебельными цехами, компаниями по установке дверей и окон, а также фирмами по созданию дизайна интерьера.


В последние годы активизируется интерес к витражным окнам со стороны такого сегмента, как гостиницы, рестораны, центры отдыха, отели и т.д. Благодаря увеличению доли спроса клиентов из корпоративного сектора, витражи становятся весьма востребованным товаром на современном рынке. Так, ежегодно спрос на витражные окна растет на рынке на 30-40%, что формирует удобные условия для начинающего бизнесмена.


Стоимость натуральных цветных витражей
Витражи являются весьма дорогим товаром. Это обусловлено высокой стоимостью работ по созданию изображения на базе цветных стекол, а также дороговизной первичного материала. Так, нижним пределом цены на основу витражного стекла является отметка в 120 долларов. При этом, по оценке специалистов, ежегодно стоимость стекла для витражей увеличивается на 20-25%.


В этом свете стоимость 1 квадратного метра готового натурального витража стоит, как минимум, 800 долларов. Максимального предела этой цифре нет, поскольку цена может расти в зависимости от искусности художественного оформления готового изделия.


Мастер в среднем может изготовить за год 50-60 квадратных метров витража, в то время, как большая мастерская, в которой производство реализуется поточно-конвейерным способом создает порядка 3 500-4 000 квадратных метров витража в течение того же срока. Таким образом, годовая выручка от реализации натуральных цветных витражей может составить 2 000 000-3 000 000 долларов, а рентабельность подобного бизнеса составляет без малого 20%.


Оценка потребности производства в основном и оборотном капитале

Для изготовления натуральных витражей может понадобиться целый набор специальных приспособлений, без которых данный бизнес невозможен. К их числу относятся:


Стол для работы со стеклом;

Станки для сверления, шлифования, резки стекла;

Инструмент для пескоструйной обработки стекол;

Муфельная печь;

Фольга и набор цветного стекла.


Фирме целесообразно также обзавестись собственным автомобилем для поставки сырья и доставки готовой продукции покупателям, поскольку речь идет о крайне хрупком товаре. Следует отметить, что совокупная стоимость приведенного выше набора инструментов и оборотного капитала составляет не менее 50 000 долларов.


Организация закупки сырья для витражей
В настоящее время основными поставщиками цветного стекла для производителей витражей являются такие известные компании, как «Armstrong», «Spectrum Glass» и«Wissmach Glass». При этом, следует помнить, что на один квадратный метр витража потребуется не менее 3-4 квадратных метров цветного стекла. Целесообразно привести следующие подсчеты:


Себестоимость 1 квадратного метра витража = 700-800 долларов

Средняя стоимость 1 квадратного метра витража = 3 300-3 500 долларов

Чистая прибыль с 1 квадратного метра витража = 1 100-1 300 долларов.


Персонал фирмы по производству натуральных витражей
Организационная структура компании, занимающейся изготовлением витражей, как правило, состоит из трех основных отделов: художественного, производственного и отдела по реализации.


В первом из них художники и дизайнеры разрабатывают рисунки, схемы и эскизы изображений, во втором – мастера-стекольщики изготавливают готовые изделия, в третьем – менеджеры по продажам ищут клиентов и реализуют им товар. Общая численность персонала зависит от объемов производства, а начинать можно и с трех человек.


Таким образом, бизнес по производству цветных витражей представляется выгодным и приносящим высокие доходы. Главное в нем – найти покупателей готовой продукции, поскольку витражи являются товаром, который может позволить себе далеко не каждый. Именно поэтому успех подобного предприятия во многом зависит от работы менеджеров по продажам. В этом свете целесообразно найти дизайнеров интерьера и архитекторов элитного жилья, которые захотят использовать натуральные цветные витражи в своих проектах.

Нельзя сказать, что изготовление витражей такая уж , чтобы отвлекать ваше внимание на ее рассмотрение. Но мы все же хотим рассказать вам о той идее домашнего бизнеса, которая приносит неплохую прибыль. Она разработана, опробована и прислана нам нашим читателем Михаилом.

Пока ознакомимся с основными вариантами организации бизнеса, выберем подходящую технику и проведем подсчеты. А потом расскажем об интересной, а главное новой технологии.

Выбираем технику изготовления

1. Классическая. Старейшая техника паечного (наборного). Сначала вырезаются цветные стекла, затем вставляются в направляющий профиль. Профиль изготавливается их из мягкого металла: меди, свинца или латуни.

2. Тиффани. Каждый кусок стекла оборачивается медными полосками или фольгой. Отдельные кусочки спаиваются между собой оловом и покрываются платиной. Данная техника самая ценная и дорогостоящая.

3. Фьюзинг. Из кусков цветного стекла вырезаются разные куски, которые выкладываются на бесцветный лист. Для спаивания элементов изделие запекается в печи при температуре 850 градусов.

4. Пленочный. На стекло наклеивается лавсановая пленка. Изделия простые в изготовлении и недорогие, но и не ценные.

5. Пескоструйная гравировка. С помощью абразивов на стекло наносится объемное изображение. Многие не относят данную технологию к витражной.

6. Роспись красками. Используются акриловые или многокомпонентные краски на эпоксидной основе. После этого изделие обжигается в печи при температуре 600-700 градусов.

Вот такие изделия можно сделать своими руками

Это не только красота и уют, это еще и способ защитить окна от износа, а здоровье – от вредного солнечного излучения. Создавать пленочные витражи интересно и просто. Для них нужны специальные пленки и свинцовые ленты. С помощью этих материалов на акриловое либо простое листовое стекло наносятся рисунки. Получается волшебно красиво, а создавать такую красоту способен каждый!

Именно Вы при дружеской поддержке Mr.Stekolli можете начать бизнес по изготовлению витражей. Технология существует более 40 лет! Она давно проверена и «обкатана» во многих странах мира. Включайтесь в этот увлекательный процесс, продвигайте концепцию на российском рынке!

Что мы предлагаем?

Если Вы хотите получать деньги, создавая красоту и работая с удовольствием, то франшиза Mr.Stekolli поможет реализовать эту мечту. Став нашим партнером, Вы начнете проверенный и рентабельный бизнес. Мы поможем освоить нехитрую технологию и подскажем, как найти клиентов.

Что входит во франшизу?

    • Бизнес-план . Четкая и последовательная схема действий позволит построить успешный бизнес и получать стабильную прибыль.
    • Обучение . Вы научитесь всему: созданию витражей, ведению бизнеса, работе с клиентами и т.п.
    • Схемы сотрудничества . Как работать с разными организациями? Какие потребуются документы? Как правильно их заполнять? Мы ответим на эти и множество подобных вопросов.
    • Фирменный стиль . Он уже разработан нашими талантливыми дизайнерами. Листовки, визитки, афиши, дисконтные карты, которые Вы получите став нашим франчайзи, оформлены в корпоративном стиле Mr.Stekolli.
    • Расходные материалы . Во франчайзинговый пакет входит: набор витражных пленок и свинцовых лент, электронная база эскизов, каталог работ и др.
    • Знакомство и общение с действующими франчайзи . Вы получите контактные данные наших уже работающих партнеров. Они расскажут, выгодно ли им сотрудничество и сам бизнес, поделятся опытом, дадут практические советы.
    • Помощь после запуска бизнеса . Наши менеджеры всегда дадут консультацию, предоставят недостающую вам информацию, ответят на все вопросы, касающиеся бизнеса Mr.Stekolli.

Сколько мы зарабатываем?

Давайте посчитаем нашу прибыль на простом примере. Например, недавно к нам поступил заказ от мебельной мастерской на изготовление 30 фасадов для кухни. Мы договорились о цене 700 рублей за один фасад.

Считаем :

    • Не торопясь и стараясь, наши мастера выполняли по одному фасаду в час. На всю работу ушло 30 часов, то есть 3-4 рабочих дня.
    • В среднем мастера-витражисты получает по 300 рублей в час. Оплата за работу у нас составила 300р.х30 часов=9000 рублей. А если такую работу Вы будете выполнять сами, то эти 9000 у Вас в кармане.
    • Тогда считаем расходы на материалы. Себестоимость одного кухонного фасада – 70 рублей. Проверено и посчитано на практике! Следовательно, чтобы выполнить весь заказ, нам нужно было потратить материалов на сумму: 30х70=2100 рублей.
    • Вот и прибыль! Заказчик нам оплатил за работу 21 000 рублей (700х30). Наши фактические расходы составили: 2100+9000=11100 рублей. Наш доход – 9900 р. А если Вы сами будете изготавливать витражи, то получите за такой заказ 18900! А на работу-то ушло всего 3-4 дня!

Реализовав набор материалов, которые входят во франчайзинговый пакет, вы не только его окупите буквально за месяц, но еще и сверху заработаете 60-70 тысяч!

Витражист — это стекольный волшебник, в руках которого обычное стекло превращается в многоцветное сияние драгоценных витражей! По определению, витражист - это специалист по созданию витражей: сначала как дизайнер - в идее, затем как мастер - воплощая идею в реальность. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Витраж (фр. vitrage — остекление) - это художественная композиция, созданная из цветного стекла, рассчитанная на сквозное освещение. Чудо витража заключается в игре преломленного и окрашенного света, в результате чего рождаются узоры фантастической красоты. Этот волшебный свет завораживает, преображает интерьер, привносит в него атмосферу таинственности и роскоши. Не зря издавна в готические соборы вставляли витражные окна, чтобы настроить прихожан на возвышенный лад. Витражи - это не просто мозаика из кусочков стекла. Это уникальное произведение искусства, которое создаёт радужное сияние и возвращает прекрасное настроение даже в пасмурные дни.

Помните ли вы, с какой радостью в детстве всматривались в трубку калейдоскопа и поражались невероятной красоте разноцветных стеклышек? А затем, встряхнув их заново, с нетерпеливым ожиданием новых узоров вглядывались в калейдоскоп снова и снова - и каждый раз поражались новому изумительному сочетанию цветов, узоров? В эту игру можно было играть бесконечно.

Профессия витражиста также увлекательна и является источником вдохновения. Он не только создает прекрасный замысел, он и воплощает его своими руками, складывая разноцветные кусочки стекла и скрепляя их металлической оправой.

Витражная техника используется не только для оформления интерьера, но и в производстве посуды, светильников, люстр, ёлочных украшений, рамок для картин и фотографий и т.п.

Особенности профессии

Функциональные обязанности витражиста зависят от техники выполнения витража. Но главной особенностью профессии витражиста является владение мастерством обработки стекла от гравировки и резки до обжига и скрепления паяльником.

Основные виды работ:

  • создание эскизов витражей;
  • подбор совместно с заказчиком техники исполнения;
  • подбор стекол по цветам рисунка;
  • вырезание и изготовление по чертежам и шаблонам деталей из стекла;
  • нанесение узора способом гравирования или травления;
  • загрузка в печи разрисованных стекол для обжига;
  • изготовление форм для отлива толстого стекла;
  • скрепление электропаяльником составных частей;
  • монтаж и установка витражей на месте;
  • армирование витражей свинцовой, латунной, медной или стальной лентой.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Творческая работа по созданию произведений искусства.
  • Возможность работать в областях, где требуются дизайнерские и художественные навыки - в автомобильной аэрографии, на выставках, в оформлении витрин и т.п.
  • Высокая оплата труда.

Минусы

  • Нестабильность заработка.
  • Работа с вредными веществами: красками, растворителем, отвердителем, адгезией, кислотами. А также со стеклом, которое надо резать, шлифовать, спаивать. Приходится дышать стеклянной крошкой.

Место работы

Дизайнерские и архитектурные фирмы, строительные организации, предприятия по рекламно-оформительским и макетным работам, частные мастерские, крупные магазины, где требуется оформлять витрины, выставочные комплексы. Талантливые витражисты востребованы за рубежом.

Важные качества

Личные качества:

  • художественный вкус и фантазия;
  • чувство цвета и цветовой гармонии;
  • точность в движениях пальцев рук;
  • аккуратность;
  • терпение;
  • выносливость.

Профессиональные навыки:

  • Витражист должен знать:
  • основы живописи и цветоведения;
  • виды стекла, технику его обработки и специальные инструменты для резки стекла;
  • типы красителей и пигментов;
  • виды припоя, технологию и состав приготовления смол и синтетических составов;
  • работу печи отжига и станка для гравирования;
  • технологию монтажа витражей, способы протяжки профиля из алюминия, меди, свинца и латуни.

Обучение на витражиста

Получить профессию витражиста можно в следующих учебных заведениях:

в Москве: МГХПУ им. С.Г. Строганова - Московский государственный художественно-промышленный университет, Кафедра декоративно-прикладного искусства, отделение художественного стекла.

В Санкт- Петербурге: СПбГХПА им. А.Л.Штиглица (В.И.Мухиной), Факультет: Художественное стекло, Специальность: витражист.

Есть подобные профессиональные училища в других городах, например, в Челябинске № 64, обучающие по специальности «Витражист».

Вузы

Оплата труда

Оплата труда витражиста производится, как правило, после сдачи выполненного объема работ и составляет в настоящий момент от 20 тыс. рублей и более за 1 кв. метр витража в зависимости от витражной техники. Зарплата и регулярность заработка витражиста зависит от многих факторов. Важнейший из них - известность в определенных кругах и признание.

Зарплата на 02.01.2020

Россия 40000—80000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Существуют различные техники витражного искусства:

Классический (наборный) витраж - самый древний способ витражной техники, при которой отдельные куски цветных стекол, вырезанных по рисунку, соединяют между собой профилем из свинца, меди или латуни. В местах стыков профили спаивают между собой, в результате чего образуется единая композиция. Роспись в данном случае выполняется специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается на протяжении многих лет.

Псевдовитраж — современный способ создания витража, когда на матированное стекло наносятся специальные прозрачные витражные краски с помощью аэрографа, а затем с помощью самоклеящихся полос свинца создается иллюзия витража классического, спаянного из кусков разноцветного стекла.

Тиффани - паяный витраж, получивший свое название в честь Луиса Комфорта Тиффани - американского художника и ювелира, который изобрел этот способ в XIX веке. Он заключается в том, что каждый кусочек стекла оборачивается по краю в медную фольгу. Затем эти кусочки выкладываются на шаблоне в единую композицию и спаиваются между собой припоем, после чего витраж покрывается патиной. Витражное изображение получается изящным и тонким. Отдельные элементы можно делать вогнутыми или выпуклыми, тогда и витраж получится объемным.

Фьюзинг - это процесс спекания стекла в печи при температуре 800 °C. В результате такой высокотемпературной обработки витраж не имеет металлических соединений между стеклами, так как отдельные элементы становятся одним целым. Цветное стекло во время термообработки буквально вплавляется друг в друга.

3D-витражи - это витражные стеклопакеты со встроенным третьим стеклом.

Фотовитраж - это такая техника, при которой рисунок печатается на прозрачной пленке с клеевой основой и затем наклеивается на обычное или акриловое стекло. Стыки деталей проклеиваются свинцовой лентой, имитирующей паяный шов или свинцовый профиль.

Заливные (контурные) витражи - самый распространенный способ, наполовину автоматизированный. Контур на стекло наносит специальный принтер большого формата. Когда контур полностью высохнет, сегменты рисунка с помощью кисточки или аэрографа заполняются жидкими красками или лаком. Готовый рисунок обжигается или высушивается.

Пленочный витраж - это имитация техники «тиффани», которая выполняется с помощью витражной пленки и свинцовой ленты. Детали витража вырезаются из пленки и наклеиваются на обычное стекло.

Кастинг или «Муранское стекло». В этой технике используются специальные металлические формы с рельефными углублениями, в которые заливается расплавленное стекло. Сверху готовый витраж покрывается прозрачным стеклом.

Пескоструйная обработка стекла - это современная технология, в которой стекло матируется мощной струей сжатого воздуха или специальной жидкостью с частичками абразивного материала.

Художественная стеклянная мозаика - древняя техника, известная с античных времен Древней Греции, когда мастера составляли сложные композиции из морской гальки разных цветов и размеров. В настоящее время используются кусочки стекла для мозаики.

Витражная роспись стекла - это ручная роспись по стеклу витражными красками.

Фотопечать на стекле - нанесение изображения на стекло с помощью ультрафиолетовой печати.

Художественное моллирование - техника формования стекла по определенному рельефу или заготовленной матрице.

Гравировка на стекле производится путем нарушения или модификации структуры стеклянной поверхности. Есть несколько методов: шлифование, гранение, резание, выстукивание, а также лазерная гравировка.

Фацетный витраж - это обработка с лицевой стороны кромки стеклянной поверхности, то есть получение скошенной боковой грани на участке стекла или зеркала. Преломляясь через эту грань, как сквозь призму, солнечный свет распадается на радугу и придает особую изысканность витражу и интерьеру.