Стив Маккарри - один из самых талантливых фотографов. Его портрет 12-ти летнейафганской девочки был названа самым узнаваемым в истории журнала National Geographic. Его произведения рассказывают истории, и поэтому их можно найти на страницах самых крупных изданий. Стив Маккарри за 35 лет снято более миллиона фотографий.

Биография

Самое главное - быть предельно внимательным к человеку, серьезным и последовательным в своих намерениях, именно тогда снимок будет наиболее искренним. Я очень люблю наблюдать за людьми. Мне кажется, что лицо человека иногда может рассказать очень многое. Каждая из моих фотографий - это не просто эпизод из жизни, это ее квинтэссенция, вся ее история.

Стив МакКарри

Стив МакКарри (Steve McCurry ) родился в 1950 году в Филадельфии. Он увлекся фотографией во время обучения в университете штата Пенсильвания на кинематографическом факультете и студенческая газета «The Daily Collegian» охотно печатала снимки молодого фоторепортера-любителя. В 1974 году он закончил с отличием университет, получил диплом по специальности «Театральное искусство» и... устроился фотографом в местную газету. Более чем престижное образование мало помогло Стиву в профессии фотожурналиста; он прокладывал себе путь к вершинам мастерства методом проб и ошибок, стараясь по мере возможности учиться у своих предшественников. «В становлении меня как фотографа большую роль сыграло творчество », - вспоминал он, - «Кроме того, я тщательно изучал книги таких мастеров, как Доротея Ланг и Уолкер Эванс».

Молодому человеку не сиделось на месте: тихие ненасыщенные событиями будни его родной страны в середине 1970-х годов казались ему скучными и банальными - да они по большей части такими и были. В 1978 году, скопив немного денег, Стив купил 300 катушек пленки и отправился в Индию. Это было настоящим испытанием: он не имел никакой финансовой поддержки, ночевал в самых дешевых отелях, недоедал, рисковал зачастую не только здоровьем, но и жизнью.

В 1979 году все еще в статусе «свободного художника» или другими словами частного лица он отправился в Афганистан с целью сделать репортаж о столкновении отрядов повстанцев с правительственными войсками. «Я очень беспокоился: ведь мне предстояло нелегально перейти границу и попасть в зону боевых действий», - рассказывал он, - «Но я взял себя в руки и пошел. Я провел на линии фронта две недели. А когда пришло время возвращаться, опять пришлось понервничать - я боялся, что мои пленки конфискуют на границе». С большим риском, зашив пленки в тюрбан, носки и даже в нижнее белье, он вернулся в Пакистан. Несколько фотографий попало на страницы «The New York Times», но особого внимания они не привлекли - события в маленькой азиатской стране тогда мало кого интересовали.

Через несколько месяцев после описываемых событий началась советско-афганская война и ситуация кардинальным образом изменилась: судьба вчера еще никому ненужного народа заинтересовала не только политических деятелей, но и «среднестатистическую американскую домохозяйку». И тут оказалось, что не одно из западных агентств не обладает актуальными фотографиями из Афганистана. «Неожиданно ведущие журналы по всему миру - "Paris Match", "Stern», "Time", "Newsweek" и "LIFE" - начали печатать мои фотографии», - вспоминал МакКарри, - «Вскоре меня пригасили в "Time"; проработав там несколько месяцев, я перешел в "National Geographic"».

С тех пор он неоднократно бывал в Афганистане, зачастую рискуя жизнью: «... Мой след теряли в 1980-м и 1988-м в Афганистане. Думали, что я погиб», - рассказывал он в интервью. В 1992 году он в очередной раз приехал в Кабул, который в это время был под властью талибов. В два часа ночи в гостиницу, в которой он остановился (кстати сказать, он был единственным постояльцем) ворвались вооруженные люди. Услышав стук, МакКарри открыл дверь, а сам заперся в ванной. Незваные гости обыскали номер и украли все сколько-нибудь ценные вещи. «К счастью, оборудование, деньги и документы не нашли, я их спрятал в надежном месте», - делился своей радостью фотограф.

А ведь к этому нужно добавить проблемы с провозом оборудования и материалов через границу, нежелание многих фотографируемых служить моделями для иноземцев, естественную озлобленность людей в зонах конфликтов, стремление власть имущих «не выносить сор из избы» и так далее и тому подобное. Да мало ли какие еще проблемы могут возникнуть в незнакомой стране у человека, который по меткому выражению Эллиотта Эрвитта «вооружен только надеждами и амбициями»? В непосредственной близости от него звучали автоматные очереди, падали бомбы, разрывались минометные снаряды, он попадал в авиакатастрофу, его били, пытались утопить, брали в заложники... Ситуаций, в которых Стив МакКарри был между жизнью и смертью, слишком много чтобы о них рассказать в короткой статье, он вполне достоин стать героем приключенческого романа - осталось дело за писателем.

В одном интервью МакКарри сказал, что не чувствует себя знаменитостью, потому что обычно «люди узнают фотографию, а не ее автора». Тем не менее, с середины 1980-х годов он был уже достаточно известен, ему больше не приходилось голодать и ночевать в трущобах. Некоторые из его работ - особенно портрет Шарбат Гулы, о котором речь пойдет ниже - стали знаменитыми на весь мир фотоиконами. В 1986 году он стал кандидатом в члены знаменитого фотоагентства «Magnum Photos», а в 1991 году - его действительным членом. И он совсем не потерялся среди блистательной череды фотографов и журналистов агентства! Он получил множество престижных наград как у себя на родине, так и далеко за ее пределами, несколько раз был признан «Лучшим фотокорреспондентом года» по версии различных журналов и ассоциаций. Кроме прочего он получил высшую награду военного фотографа - золотую медаль Роберта Капы за «лучший фоторепортаж из-за рубежа, потребовавший исключительной храбрости и инициативы».

Свою первую книгу «Имперский путь» («The Imperial Way») Стив МакКарри издал в 1985 году. За ней последовали «Муссон» («Monsoon», 1988), «Портреты» («Portraits», 1999), «Южный юго-восток» («South Southeast», 2000), «Святилище» («Sanctuary», 2002), «Путь к Будде: тибетское паломничество» («The Path to Buddha: A Tibetan Pilgrimage», 2003), «Стив МакКарри» («Steve McCurry», 2005), «Взгляд на восток» («Looking East», 2006), «В тени гор» («In the Shadow of Mountains», 2007). Последний на сегодняшний день фотоальбом «Незащищенный момент» («The Unguarded Moment») вышел в 2009 году.

Стив МакКарри обладает удивительной способностью всегда (по крайней мере, гораздо чаще, чем это следует из теории вероятности) оказываться в нужное время в нужном месте. Он удивительно удачлив - правда здесь следует помнить, что удачей для фотожурналиста обычно служат несчастья других людей или даже целых народов. Мы уже видели, как сказалось на его карьере нападение СССР на Афганистан. Но «главная удача» поджидала фотожурналиста дома.

Весь август 2001 года Стив МакКарри провел в Азии и вернулся в Нью-Йорк только 10 сентября. На следующий день он проснулся очень рано и чувствовал себя препогано - сказывалась смена часовых поясов. Позднее ему позвонила мать его помощника: «Посмотри в окно», - закричала она в трубку, - «горит Всемирный Торговый Центр». «Сначала я не поверил своим глазам», - вспоминал фотограф, - «Но уже в следующие мгновение схватил сумку с аппаратурой и помчался на крышу дома». Отсняв несколько пленок, он понял, что ему нужно постараться подойти ближе. У него не было возможности получить разрешения на съемку, поэтому пришлось потратить большую часть времени, скрываясь от представителей власти - благо опыта нелегальной работы ему не занимать. МакКарри добрался до Ground Zero около полудня и снимал пока не кончилась пленка. Но и потом не мог заставить себя уйти, смотрел по сторонам, вероятно «фотографировал без фотоаппарата», стараясь запомнить все происходящее вокруг. В конце концов, усталость взяла свое: Стив МакКарри пошел домой, начиная осознавать, что это по всей вероятности наиболее важный день в его жизни.

Я настолько увлекся рассказом о приключениях МакКарри-журналиста, что почти ничего не сказал о его привычках фотографа.

Для начала заглянем к нему в сумку: 3-4 профессиональных пленочных фотоаппарата Nikon и 6-7 светосильных объективов (фиксов) с различным фокусным расстоянием. Возит он с собой штатив и вспышку, но пользуется ими не часто. Старается иметь как можно больше запасной пленки и расходует ее не жалея - бывали дни когда количество отснятых роликов измерялось десятками. Самыми необходимыми деталями своей амуниции фотограф считает швейцарский армейский нож и набор инструментов Leatherman, которые не раз выручали его в сложных ситуациях.

Стив МакКарри снимает исключительно на цветную пленку: «Во многом это решение продиктовано рынком», - признается он. Но дело не только в этом, ведь «цвет - это еще одно измерение». МакКарри полагает, хорошая цветная фотография, должна остаться хорошей даже в черно-белом варианте: «Я не хочу, чтобы мои фотографии держались только на свете». Удается ли ему это? Предлагаю читателю самостоятельно провести эксперимент с переводом его фотографий в черно-белый формат, хотя мне кажется, что многие из них вместе с цветом теряют часть своей привлекательности. В полной мере это относиться и к самой известной фотографии МакКарри «Афганская девушка» («Afghan Girl») рассказ о которой я приберег напоследок.

У Стива МакКарри много замечательных фотографий, он по праву считается одним из лучших фотожурналистов нашего времени. Все в порядке у него и с художественным вкусом, некоторые его работы могут послужить (и служат) украшением самого взыскательного художественного музея. Тем не менее, многие любители фотоискусства знают его как автора одной единственной фотографии.

В этом нет ничего необычного: фотографа часто помнят по одной фотографии, как актера по одной роли, писателя по одной книге, художника по одной картине. Немногие знают, что из-под кисти Малевича вышло что-нибудь кроме «Черного квадрата», а Конан Дойл придумал не только Шерлока Холмса. Бывают и более курьезные случаи: ярого противника смертной казни доктора Гильотена помнят как человека давшего свое имя машине для обезглавливания. И кому сейчас интересно, что он предложил ее как альтернативу более жестоким методам казни (сжигание на костре, повешение, четвертование).

Но вернемся к фотографии. В конце 1984 года Стив МакКарри попал в лагерь афганских беженцев Назир-Багх под Пешаваром (Пакистан). Ему разрешили фотографировать в школе, в том числе в классе для девочек. Позже он вспоминал, что заметил Ее сразу, но, почувствовав ее смущение и растерянность, подошел к ней в последнюю очередь. Девочка разрешила себя сфотографировать, чем он не преминул воспользоваться. Ему и в голову не пришло записать или даже спросить ее имя, она была для него одной из тысяч детей войны: «Я не думал, что эта фотография будем чем-то отличаться от многих других снимков, которые я в тот день сделал», - признавался фотограф позднее.

Но она отличалась. В июне 1985 года фотография появилась на обложке «National Geographic» и сразу после этого стала символом борьбы афганского народа за независимость. За 20 с небольшим лет прошедших с первой публикации «Афганская девушка» стала одним из самых узнаваемых фотообразов эпохи. Фотография была растиражирована другими журналами, появлялась на открытках и плакатах, на спинах борцов за мир в виде татуировки и так далее и тому подобное. Она была включена в сотню лучших фотографий по версии Национального Географического общества США, в конце 1990-х годов попала на обложку сборника избранных фотографий «National Geographic». В 2005 году обложка с «Afghan Girl» вошла в десятку «Лучших журнальных обложек за последние 40 лет».

«Я думаю, что фотография афганской девочки многим нравится благодаря сочетанию нескольких составляющих», - делился своим пониманием причины популярности фотографии ее создатель, - «Во-первых, она очень красива. Во-вторых, ее взгляд завораживает, в нем одновременно чувствуется волнение и решительность, непоколебимость, во всем ее облике сквозит достоинство. Она бедна, но в этой нищете ощущается неподдельное благородство. Оденьте ее на западный манер, и она будет выглядеть подобно большинству членов нашего общества».

Все это конечно так, но девушек подходящих под это описание не так уж и мало, в том числе и на других фотографиях Стива МакКарри . Между тем, воздействие «Afghan Girl» на зрителя уникально; мне кажется, что его невозможно объяснить словами, лучшее, что здесь можно сделать, это сослаться на таинственную «силу искусства».

Долгое время судьба героини снимка оставалась неизвестной. Сам фотограф возвращался в Афганистан около двадцати раз, но если он и пытался найти ее, то безуспешно. Наконец в январе 2002 года, через семнадцать лет после первой публикации знаменитой фотографии, администрация «National Geographic» организовала экспедицию для поиска «девушки с зелеными глазами». Они показывали фотографию местным жителям в районе до сих пор действующего лагеря беженцев Назир-Багх, где МакКарри сделал знаменитый снимок. Кто-то узнавал девушку на снимке, но надежда в сердце фотографа сменялась разочарованием после встречи с предполагаемой «моделью». Но, в конце концов, удача им улыбнулась - один из местных жителей узнал ее и обещал привести в лагерь. Это заняло три дня - она жила в горах недалеко от пещер Тора-Бора, которые долгое время служили укрытием для отрядов террористов во главе с Усамой бин Ладеном. Видимо МакКарри не очень надеялся на удачу, но когда молодая женщина вошла в комнату, ему хватило одного взгляда чтобы понять: это она.

Молодую женщину звали Шарбат Гула (Sharbat Gula, в переводе с афганского - «Цветочный нектар»). В момент второй встречи с МакКарри ей было между 28 и 31 годами, во всяком случае, никто не мог определить ее возраст точнее - даже она сама. В самом начале войны ее родители погибли под советскими бомбами, несколько недель она в составе небольшой группы беженцев пробиралась в Пакистан - через покрытые снегом горы, без теплой одежды, голодная, прячась в пещерах от налетов авиации. В 1984 году Шарбат оказалась в лагере Назир-Багх, где ее и встретил МакКарри. Простая арифметика показывает, что ей было от 11 до 14 лет, хотя она и выглядит старше. Женщина хорошо помнит этот день: тогда ее сфотографировали в первый раз в жизни. Вскоре после этого она вышла замуж, родила четырех дочек, одна из которых умерла в младенчестве. Живут они не богато - муж Шарбат работает в хлебопекарне, зарабатывая менее одного доллара в день! Была ли она когда-либо счастлива? Это кажется весьма сомнительным, уж очень тяжелой была ее жизнь.

Кажется вполне разумным предположение, что основная, если не единственная причина, по которой они согласились встретиться с фотографом и его спутниками - это надежда как-то улучшить свое благосостояние и дать образование детям. Их надежды оправдались, по крайней мере, частично: «Когда мы начали розыски не было никаких разговоров о деньгах для нее самой или ее семьи», - рассказывал фотограф, - «Однако мы оказали ее мужу и детям необходимую медицинскую помощь. Я купил по ее просьбе швейную машинку, потому что она хотела, чтобы ее дочь выучила какое-нибудь ремесло. Но ничего похожего на оплату за фотографии не было. Однако мне кажется, мы дали ей понять, что мы собираемся предпринять определенные шаги которые изменят ее жизнь к лучшему». Разумеется, швейная машинка не идет ни в какое сравнение с доходами «National Geographic» от продажи образа «Afghan Girl», но для семьи живущей на доллар в день это целое состояние.

Шарбат Гула не выразила особого восторга знаменитой фотографией, более того ей было абсолютно непонятно, что эти чужеземцы могли в ней найти. Ее очень расстроил тот факт, что кто-то увидел ее в дырявой шали. «Она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла дырку над печкой», - рассказывал представитель журнала.

Во время их второй встречи фотографу разрешили сделать еще несколько фотографий Шарбат, которые были напечатаны в «National Geographic», а потом обошли многие издания по всему миру. На одной из фотографий она с открытым лицом постаралась принять ту же позу что и семнадцать лет назад, на другой - на этот раз в парандже - держит в руках свою знаменитую фотографию. Нужно полагать фотосессия далась ей нелегко, ведь ей пришлось позировать перед посторонним мужчиной, показать ему лицо, разговаривать с ним... Конечно все это в присутствии мужа и брата, для которых это мероприятие тоже было нелегким испытанием.

Напоследок отмечу, что в прессе несколько раз поднимался вопрос о возможной ошибке: дескать, у женщин на фотографиях сильно отличаются верхняя губа, нос, пропорции лица, размеры глаз. Тем не менее, фотограф уверен, что он не ошибся: «Мне не нужно никаких научных доказательств - я и так вижу что эта та самая девушка, которую я фотографировал в 1984 году», - заявлял он, - «Чтобы убедиться посмотрите внимательно на ее шрам на переносице, на родинки, которые не меняются с возрастом, да и ведь следует принимать во внимание ее собственные воспоминания о том что происходило в то утро в 1984 году».

И еще один момент: не нужно идеализировать Стива МакКарри , как бы он не сочувствовал жителям Азии, он, прежде всего американец и поддерживает политику своего правительства: «Не на 100 процентов, но в основном я согласен», - отвечает он на вопрос о своем согласии с политикой США в Афганистане, - «Война - это не способ решить проблему. Но я считаю, что мы должны сделать все, что в наших силах, и уничтожить этих людей (Выделено мной - А.В.). Конечно, необходима осторожность, чтобы не пострадали мирные жители. ... Я хочу снова поехать в Афганистан, но уже после талибов».

Здесь будет кстати отметить, что Шарбат Гула принадлежит к воинственному афганскому племени пуштунов из которых в свое время сформировался костяк движения Талибан. И она, и ее семья уверены: талибы куда лучше, чем русские или американцы, ведь «порядка при них было больше, а бомбежек не было».

Кто из них прав: знаменитый на весь мир фотограф или безграмотная афганская женщина, пусть даже с красивыми зеленными глазами? Может быть у вас (как и у меня) нет однозначного ответа на этот вопрос, но все-таки прекрасно что есть фотографии заставляющие об этом задуматься.

Он побывал в самых опасных и красивых местах планеты, чтобы собрать яркие впечатления в свою фотоколлекцию. Его стиль неизменен, а под прицелом его фотоаппарата – весь мир без границ: Индия, Афганистан, Ирак, Йемен, Ливан, Пакистан, Тибет, Бирма, Югославия, Камбоджа, Филиппины, Африка. Его «Афганскую девочку» узнают с первого взгляда. Другие снимки – незаслуженно малоизвестны, но так же прекрасны, благодаря своей искренности, непостановочности и внутреннему содержанию.

Его зовут Стив МакКарри (Steve McCurry) . Он запечатлевает мгновения счастья, экстаза и тихой радости. Передаёт горести непростой жизни и печать немого стоицизма. Находит трепет «легкого дыхания», биение дикого жизнелюбия, отражение любви во взгляде и паутинке тонких морщин. За каждой – драматичная, самобытная судьба человека и фантастический мир вокруг. Иррациональность, страсти, опыт внутренней жизни раскрываются на фоне суровых реалий и привычных житейских ситуаций.

Этот никому не известный молодой фоторепортер-любитель из маленькой местной газеты стал культовым фотографом в какое-то мгновенье. Только что он ‒ экс-студент с престижным, но непрактичным театральным образованием, и вдруг его фотографии попадают в крупнейшие журналы и оказываются на обложке National Geographic. Он выигрывает золотую медаль Роберта Капы как лучший зарубежный фоторепортер. Он становится «законодателем мод» в мире фотографии, у него появляется толпа поклонников, учеников и эпигонов. Про него пишут статьи, а его работы публикуют в числе ста лучших фотокадров. Как и почему это случилось?

Переломный момент наступил после четырех лет размеренной, умиротворенной и ничем не примечательной жизни. В 28 лет Стив МакКарри бросил все и отправился в свое первое самостоятельное путешествие. Скромные сбережения ушли на 300 катушек пленки, которую он вшил в одежду и тайно провез буквально на себе. Он направился в Индию. Без денег, знания языка и культуры это стало для него настоящим испытанием. После комфортной жизни в цивилизованной Америке его ждали временные пристанища и постоянный риск для здоровья и жизни.

Жизнь среди войны

Дальше маршрут ведет через афгано-пакистанскую границу, прямо в горячую точку – туда, где разгоралась Афганская война. МакКарри едет туда, не зная дороги, на свой страх и риск, чтобы сделать репортаж. Он нелегально пересекает границу и проводит в зоне боевых действий две недели. Здесь каждый день умирают люди, и сам фотограф на волоске от смерти. Стив беспокоится не столько за себя, сколько за возможную потерю или конфискацию отснятого материала. Только чудом он добирается до Пакистана живым и с готовым фоторепортажем.

После этого Стива МакКарри приглашают на работу в National Geographic. Он продолжает ездить по Востоку и снимает жизнь и смерть в Афганистане, Ираке, Йемене, Камбодже, Бейруте, Бирме, на Филлипинах и Тибете, а также в Балканских странах. Стив делает фоторепортажи международных конфликтов: Ирано-иракскую войну, гражданскую войну в Ливане, войну в Персидском заливе и в Афганистане. Он не понаслышке знает звук автоматных очередей, разрывающихся бомб и минометных снарядов. Фотограф пережил авиакатастрофу, плен, пытки, избиения, но это его не остановило.

История великой фотографии: лучшее творение Стива МакКарри

Представьте себе лагерь пуштунских беженцев недалеко от советской границы. Фотограф приходит в местную начальную школу и получает редкую возможность запечатлеть лица афганских девушек (обычно они спрятаны под паранджой). Среди толпы детей – девочка по имени Шарбат Гула, что означает «цветочный щербет». Она выглядит взрослой (дети здесь взрослеют рано), хотя ей нет и четырнадцати.


Неудивительно: под бомбежкой погибли ее родители, и был разрушен дом. Две недели она без еды и теплой одежды переходила заснеженный перевал. Однако от пережитых горестей она как будто стала только красивее и сильнее. Ее дикие, пронзительные глаза цвета морской волны направлены прямо в объектив, они завораживают и приковывают к себе внимание. Во взгляде собрались воедино боль, решительность и достоинство.

«Афганская девочка» (Afghan girl) – самая известная фотография в истории журнала National Geographic. Она стала символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру.

Пересекая границы: фотопутешествие по всему свету

МакКарри дает нам возможность перенестись в те далекие, самобытные, увлекательные места, в которых побывал сам. Пейзажи и люди настолько «живые», будто это канал трансляции с места событий. Глядя на них, мы мысленно пересекаем границы и забываем о времени и пространстве, которое нас разделяет. Фотограф делает невозможное – передает состояние и атмосферу. Как? Никто не знает.

МакКарри делает коллекцию портретов людей из стран с диаметрально противоположными культурными и религиозными традициями.

Он вскрывает целые культурные пласты человеческой цивилизации – Восток во всех его проявлениях: драматичных, забавных, прекрасных, наполненных эмоциями. Праздник и рождение жизни соседствует с войной и смертью. Роскошные дворцы – с нищетой и простой повседневностью. Невозмутимые горные пики – с городами-муравейниками. Люди едят, рыбачат, играют, работают и молятся. И чем экзотичнее обстановка и ярче культурные отличия – тем яснее, что на самом деле они очень похожи.

Его фотографиями можно просто любоваться, а можно пытаться заглянуть глубже и увидеть за ними человеческие истории. Личное раскрывается на фоне глобального – и непонятно, что важнее и значимей. Эмпатичный наблюдатель осознает бесконечное разнообразие мира вокруг и свою сопричастность ему.

Стив Маккарри ставит автограф на фотографии Кремля, сделанной им с крыши ГУМа.

О разных судьбах. В современном мире есть бедность, это факт. Но также я уверен, что люди живут с разным пониманием того, что есть богатство и бедность. Многих жизнь поставила в сложные условия, но в том числе благодаря этому у них сложились интересные человеческие истории, которые хочется рассказывать. Тему бедности не стоит эксплуатировать. Но мы также не можем делать вид, что ее не существует.

Шавен (Марокко) – один из экспонатов фотопроекта. Почти 100 лет жители этого города окрашивают здания в синий цвет. Ни в одном другом месте в мире не увидишь такой монохромной картинки.

Об афганской девочке. Мои чувства к этому кадру и к истории, которую я снял в далеком 1984-м, свежи, как и прежде. Ничего не изменилось! Меня не отпускала мысль, как сложилась судьба девушки. И через несколько лет мы с коллегами ее отыскали и помогли чем могли. Сейчас она продолжает жить привычным укладом в Афганистане. Мы до сих пор поддерживаем связь.

Снимок Стива Маккарри «Афганская девочка», сделанный в лагере пуштунских беженцев, был опубликован на обложке National Geographic в июне 1985 года, а после назван самой известной фотографией в истории журнала.

ГУМ. Выставка фотопроекта Overseas Tour, визуальную хронику которого ведет Стив Маккарри.

О женской красоте. Не думаю, что представления о женской красоте в новом тысячелетии существенно изменились. Это вечная история. Конечно, если мы говорим о естественной красоте. Вот сто лет назад были совсем другие идеалы! Но за то время, что я живу на свете (а живу я уже 66 лет), восприятие красоты женщины осталось прежним. Пожалуй, меняются только прически.

О времени. А вот чувство времени в современном мире очень изменилось. Раньше оно шло совсем в другом ритме. Словно крестьянин с мотыгой. Солнце уже над головой, значит пора обедать. Сегодня мы стали ловцами времени­. Пытаемся использовать каждую минуту. Если деловые люди назначают встречу на 12 часов, они точно знают, что она начнется ровно в 12. Выражение «время – деньги» работает как никогда. Я бы даже сказал, что теперь время – это очень большие деньги. И еще, чувство времени в разных странах очень различно. Я много раз с этим сталкивался. По-моему, в странах Южной Европы и Латинской Америки время течет не так строго, как в других местах на Земле.

Под куполом Парижской обсерватории – самой старой в мире (основана в 1667 году). Еще одна фотография Overseas Tour.

О часах. Их задача – показывать время. Но тут история, подобная той, что я рассказал вам выше: какими разными могут быть часы благодаря фантазии людей. Человеческая природа устроена таким образом, что мы не готовы остановиться на достигнутом, мы жаждем все улучшать. И не только технически, но и визуально. Просто ради удовольствия. У нас есть тяга создавать что-то особенное, способное восхищать других. И так рождаются шедевры архитектуры. Аналогично и часы становятся произведением искусства. Я видел часы, которые клиент заказал себе в Atelier Cabinotiers Vacheron Constantin. Это удивительно сложная и потрясающе красивая вещь, на создание которой ушло восемь лет.

О новом мире. В 19 лет я решил посвятить жизнь путешествиям и поэтому стал фотографом. Начал колесить по Африке, Латинской Америке, Европе и Азии. Постоянно путешествую уже более 40 лет. Меня привлекает другой мир, новый и незнакомый. Чужие места интересовали меня больше, чем те лица, которые я видел дома. Но я снимал что-то и в США (кстати, я родом из Филадельфии), в основном для собственного удовольствия. Благодаря проекту Vacheron Constantin (часовой Дом в сотрудничестве со Стивом Маккарри выбрал для съемки 12 малоизвестных и недоступных уголков мира. – прим. MC) я оказался там, где давно мечтал побывать. Вместе мы хотели показать удивительные памятники человеческой культуры. Часовая мануфактура в Женеве, акведук в Мексике, ступенчатый колодец Чанд-Баори в Индии... С одной стороны, простые и функциональные сооружения. Но какими удивительными их сделали люди!

Стив МакКарри (Steve McCurry) - фотограф, известный во всем мире. Он автор поистине шедевра современного фотографического искусства - снимка, ставшего самой узнаваемой обложкой в более чем столетней истории популярнейшего журнала National Geographic. Речь идет о снимке, который называется «афганская девочка». Эта фотография известна, наверное, всем - и простым людям в разных странах, и фотографам-профессионалам. Множество работ Стива МакКарри восхищают зрителей своей правдивостью и пронзительностью. Его фотографии стали знаковыми в истории документальной фотографии и фотожурналистики.

Этому фотографу-документалисту удалось стать известным во всех странах мира. Его снимки вдохновляли и продолжают вдохновлять и волновать сердца людей. Они оставляют в их душах неизгладимое впечатление на долгие годы.

Более тридцати лет Стив МакКарри увлеченно работает в фотографии, в жанре фоторепортажа. За долгие годы он накопил грандиозный опыт в этой профессии и стал поистине одним из величайших фотографов планеты нашего времени.

Стив МакКарри родился в США, в штате Пенсильвания, в Филадельфии. В молодости он обучался в Пенсильванском университете, где получил образование по искусству кино. Ещё в годы учебы он начал печататься в местных газетах, где впоследствии несколько лет проработал как внештатный сотрудник. Но вскоре работа в родной стране молодого фотографа и журналиста устраивать перестала, и он задумал отправиться в Индию. Взяв с собой лишь самое необходимое - рюкзак с одеждой, фотоаппарат и коробки с фотоплёнкой, он уехал в эту далекую от Америки страну с целью исследовать её сквозь призму фотографии, показать миру жизнь ее народа.

В Индии Стив провел несколько месяцев. После этого он перебрался через пакистанскую границу, а уже из Пакистана добрался до Афганистана. Для того, чтобы не выделяться из людской толпы и быть не особенно приметным на улицах городов, он отрастил бороду и немного изменил свой внешний вид. Как раз в это время им были сделаны первые снимки афганской войны, которые для МакКарри и стали стартом в мир реалистического, жесткого фоторепортажа. С той поры этот жанр можно назвать для этого американского фотографа доминирующим в его творчестве.


Работы Стива в жанре фотодокументалистики, да и не только в нем, поистине уникальны. Созданные им реалистические портреты разных людей, живущих в различных уголках планеты, стали знаковыми, превратились в своего рода символы. Чем же работы Стива МакКарри отличаются от работ других фотодокументалистов и фотохудожников?

Первое, о чем хочется сказать - это, наверное, о том, что МакКарри существенно сократил разрыв, который существует между жестким, реалистичным фоторепортажем и художественной фотографией. В его работах гармонично и органично сливается и то и другое.

Работам Стива не нужны никакие пояснения. Согласитесь, к работам, сделанным на таком высоком профессиональном уровне, нет нужды прилагать какое-то описание. Они сразу понятны всем людям во всех странах мира, независимо от сословия и образования.

Цвет в фотографиях МакКарри несет особую, дополнительную нагрузку. Искусствоведы и критики, исследующие искусство фотографии, съемку в цвете считают намного более сложным делом, чем черно-белую фотографию. В работах Стива цвету отдана одна из важных ролей. Он определяет настроение его фотографий и репортажей в целом. Цвет - пожалуй, одна из важных составляющих его работ.

Те объекты, которые снимает Стив, то, что попадает в границы его кадров, поднимает его работы на высочайший уровень. Это происходит, наверное, потому, что фотограф досконально изучил классическое изобразительное искусство. А может быть этому можно найти и другое объяснение: МакКарри создает свои фотоработы естественным, интуитивным образом, не задумываясь над теорией, как и многие выдающиеся мастера в других видах искусств. Но, тем не менее, его снимки можно смело назвать классикой фотографии. В них

А ещё Стив МакКарри - великолепный наблюдатель. Он может и умеет великолепно разглядеть всё то, что попадет в поле его зрения. Это одно из уникальнейших свойств этого замечательного фотографа. Именно выбор объекта съемки чаще всего и приводит его снимки к такому выдающемуся успеху.

Кроме всего прочего, Стив МакКарри прекрасно изучил жанр уличной фотографии. Его учителями в этой работе можно назвать таких великих мастеров фотографического искусства, как Анри Картье-Брессон и многих других фотографов разных времен и стран. Но многое в этот жанр привнес и сам МакКарри. Его отличительная черта как уличного фотографа - это легкость и красивость изображения.

И ещё одна особенность Стива Мак-Кари - это его неугасающая десятилетиями трудоспособность. Стив работает много и упорно. Его задор, увлеченность работой и в зрелые годы мастера остались такими же, какими они были в начале его фотографической карьеры, в начале пути в мире фотографии, пути к успеху.

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри в Chautauqua Institution Photo Week

Что говорит мастер о работе фотографа

Если вы хотите стать успешным фотографом, прежде всего вам нужно выйти из собственного дома.

Для успешной творческой работы любому фотографу нужно выработать собственный стиль. Мне приходится фотографировать по заказу, и поэтому мои работы должны быть согласованы с теми, кто является их заказчиком. Но, тем не менее, каждая фотография должна быть индивидуальной в своем роде, она должна выражать собственные чувства, стоять на своем, только для нее предназначенном месте.

Я очень много снимаю различных людей. Пожалуй, все мое творчество основано на их фотографировании. Я люблю наблюдать за человеком и стараюсь уловить тот мимолетный, единственный момент, когда его душа на секунду выглянет наружу. В этот момент вся жизнь этого человека будет написана в его глазах, на его лице.

Главное в моей профессии, в моей жизни - это бродить по миру и наблюдать за тем, что в нем происходит. Моя фотокамера в этом случае - это мой паспорт. Фотография - это одно из самых действенных видов искусства. Фотографии не нужны границы. Ни географические, ни языковые. Фотография способна остановить во времени уникальнейшие моменты всего того, что происходит в мире вокруг нас.

Весной прошлого года прошла масштабная выставка Стива МакКарри - признанного гения фотографии. На ней разразился скандал, после которого трон величайшего мастера современности пошатнулся: его обвинили в том, что он злоупотребляет ретушированием, забывая "подчистить" следы. Запечатлевающий моменты радости и горя Steve McCurry, в каждой работе которого раскрывается внутренний мир человека, назвал изменения собственных снимков недоразумением. Он заявил, что никогда не пользовался программой Photoshop, а обработками занимался его ассистент, с которым знаменитый фотограф уже не сотрудничает.

После выставки "Миры Стива МакКарри" зрители разделились на два лагеря. Одни осудили автора за компьютерную обработку, раскритиковав его за то, что на алтарь красоты была принесена жертва достоверности. Другие благосклонно восприняли такие игры с реальностью и не посчитали ретуширование недостатком. В нашей статье разговор пойдет о человеке, которого часто сравнивают с живописцем, рассказывающим не просто об одном эпизоде из жизни человека, а о целой истории.

Увлечение фотографией

Современный американский фотожурналист Стив МакКарри родился в 1950 году в Филадельфии. После окончания школы он поступает в университет штата Пенсильвания, где изучает киноискусство. Молодой человек увлекается фотографией, а свои первые работы размещает в студенческой газете. В 1974 году юноша устраивается корреспондентом в местное издание, и к вершинам мастерства идет тернистым путем. Он приобретает профессиональные навыки, читая книги и знакомясь с творчеством известных мастеров, работающих с черно-белой пленкой. Однако молодой человек предпочитает снимать цветные фотографии и в то же время он точно знает, что яркие краски не должны отвлекать зрителя.

Жажда новых впечатлений

Четыре года Стив МакКарри, биография которого вызывает интерес у преданных поклонников, оттачивает мастерство в редакции. Через время молодой и амбициозный человек понимает, что хочет путешествовать, чтобы узнавать мир. Он жаждет незабываемых впечатлений, мечтает об острых ощущениях, и его влечет неизведанное.

С каждой зарплаты фотограф откладывает деньги, чтобы поехать в Индию, и когда мечта Стива осуществилась, он почувствовал себя самым счастливым человеком. Как признается мастер, с той поездки началось его исследование мировых культур, которое и продолжается по сей день. Он оставляет за спиной скучную жизнь в родной стране, а неизвестность его не пугает. Авантюрист по натуре, Стив не хочет, чтобы его жизнь была скучной и размеренной. Он осознает, что только занятие фотографией принесет долгожданные изменения.

Фотографии, сделавшие их автора известным

В конце 70-х годов было положено начало его блестящей карьеры. Когда всем западным журналистам запретили въезд в Афганистан, любящий рисковать Стив МакКарри пересекает границу из Пакистана и становится единственным фотографом, который запечатлел военный конфликт. Он две недели проводит в зоне боевых действий, подвергая свою жизнь смертельной опасности. Отснятым материалом заинтересовались в одном из информагентств, и работы американца были напечатаны во всех ведущих журналах мира.

Работа, сопряженная с опасностью

После этого популярные издания Time и National Geographic предлагают Стиву постоянное место работы, и фотограф делает выбор в пользу последнего. Он часто находится в эпицентре различных событий, бывает в горячих точках, а местное население, с предубеждением относящееся к иностранцам, не желает позировать. Его считают пришлым чужаком, преследующим свои цели.

Американский фотограф Стив МакКарри часто смотрел в глаза смерти: его избивали, пытали, брали в заложники. В небольшой статье невозможно рассказать обо всех трагических событиях, происходивших с легендарным мастером, не считающим себя знаменитым.

Стирающий границы

Автор работ, в которых видна индивидуальность, не стремится создавать репортажные снимки и заявляет, что невероятно любит жизнь. Он путешествует по всему миру и создает новые проекты, где запечатлены самые яркие моменты. Его полные красок снимки невозможно спутать с работами других авторов. Фотограф, показывающий культуру в самой аутентичной форме, дает зрителю прекрасную возможность перенестись в те далекие и живописные места, где побывал сам творец.

Удивительное мастерство легендарного американца заключается в том, что каждый забывает о времени и пространстве, так как Стив МакКарри стирает границы между людьми, которые находятся по разные стороны фотографий. Гений, точно передающий внутреннее состояние человека, с большим уважением относится к своим героям с различными культурными и религиозными традициями.

Снимки с историей

Влюбленный в жизнь, он не фотографирует смерть, а все его произведения искусства наполнены красочными цветами. Это настоящие картины, в которые необходимо всматриваться, чтобы почувствовать их историю. "В моих работах душа выглядывает наружу, а весь опыт человека выгравирован на его лице. Снимки, свободные от языкового барьера, замораживают уникальные моменты во времени", - делится своими ощущениями Стив МакКарри.

Фотографии признанной легенды реальны, и на них, как и в жизни, праздник соседствует с печалью. Американец призывает сначала благодарить то, что каждый из нас уже имеет, а уже затем желать нечто большее. Автор снимков, наделенных особой энергетикой, убежден, что у зрителя, который видит горе других людей, проснется сочувствие, и поменяется восприятие своих проблем.

Фотоикона современности

Лучший фотограф современности, в арсенале которого миллионы уникальных кадров, получает мировую известность после того, как публикует снимок, ставший его визитной карточкой. В 1984 году он попадает в лагерь афганских беженцев, где сразу обращает внимание на одну девочку, пережившую ужасы войны и потерявшую родителей. Его манят прожигающие глаза ребенка, выглядящего намного старше своих лет. К сожалению, в тот момент даже не задумывается узнать имя и дату рождения своей модели Стив МакКарри.

"Афганская девочка" - фотография, которая разительно отличается от остальных. Одна из самых узнаваемых работ приковывает внимание зрителя прежде всего красотой юной героини, которая смотрит прямо в объектив камеры. В завораживающем взгляде девочки читается решительность и смущение, ненависть и достоинство. Снимок появляется на обложке National Geographic и моментально становится символом борьбы афганского народа за свою независимость.

Встреча через 17 лет

Любопытно, но автор долгое время разыскивал девочку с зелеными глазами, которая принесла ему невероятную популярность. Мечтая вновь увидеть свою музу, Стив МакКарри не терял надежды, но поиски не приносили никаких результатов. И лишь в 2002 году фотографу улыбнулась удача, и он, наконец-то, встретил женщину, в которой узнал свою героиню с пронзительным взглядом. Шарбат Гула, даже не подозревавшая о такой славе, прекрасно помнит тот день, когда ее фотографировал американец. Вышедшая замуж и родившая детей женщина дала согласие на повторную фотосессию, желая поправить свое финансовое состояние, и Стив пообещал принимать в судьбе ее семьи деятельное участие.

Удостоенный самых престижных наград автор, который обожает вглядываться в человеческие лица, влюблен в свое дело и мечтает продолжать его так долго, как это возможно. Считая себя визуальным рассказчиком, фотограф создает произведения, вызывающие сильные эмоции у восхищенного зрителя, а разразившийся скандал в очередной раз привлек внимание к удивительным работам американского гения.