Сказка – ложь, да в ней намёк, говорит народная мудрость. А на кого намекают персонажи русских сказок? Есть ли у них реальные прототипы?
«Ходит Иван по саду: присесть боится, не то что прилечь. Вдруг – всё осветилось… глядь – Жар-птица на яблоне золотые яблоки клюёт! Бросился Иван, ухватил птицу за хвост, да та вырвалась – одно перо и осталось»

Это отрывок из сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке. Казалось бы, животные, её населяющие, очень фантастичны. Разве может волк разговаривать, а светящаяся птица существовать? Но, если поразмышлять над её образом, то и здесь можно найти реальный прототип.

Славяне, как ни какой другой народ густо заселили свой фольклор образами животных. Зайцы, лисы, медведи, волки, лошади, петухи – практически все звери, которые попадались на глаза нашим предкам, обретали в сказках человеческую речь, привычки, качества и даже внешний вид. Часто именно через животных славяне высмеивали наши недостатки и восхваляли дружбу, терпение, находчивость и доброту.

Фольклористы называют очеловечивание животных «антропоморфизмом». Некоторые специалисты считают, что в сказаниях такой приём употребляют только народы с низким самосознанием. Мол, только незрелые личности ищут сходство между собой и зверьём. Но я считаю способ антропоморфизма животных признаком не отсталости, а наоборот, высокой моральной культуры. Славяне любили Природу и испытывали чувство братства со всеми живыми созданиями. Они видели животных своими младшими братьями, а не чуждыми и жуткими чудовищами, что наблюдается в мифологии западных народов.

Но вот что странно, при «общительности» подавляющего большинства животных персонажей, Жар-птица во всех сказках сохраняет гордое молчание. Она выступает неразумным существом, за которым посылают Цари добрых молодцев. Почему при такой антропоморфности прочих зверей Жар-птица, пусть и наделённая волшебными качествами, остаётся просто птицей? Почему наши предки, всегда умевшие увидеть в животных зачатки разума, на сей раз их не разглядели? Может, виной тому реальный прототип?

Глупая, но очень привередливая птица

Чтобы найти удивительно молчаливое и несообразительное животное, послужившее прообразом Жар-птицы, давайте подробнее рассмотрим интересующий нас образ.
  • По описаниям Жар-птица размером сильно превышает курицу.
  • Она умеет летать.
  • Её оперение способно излучать свет и тепло, да так сильно, что можно ослепнуть и обжечься об неё. Выпавшие перья также светятся, а через некоторое время оборачиваются золотом.
  • Живёт она в золочёной клетке в садах царей, властвующих в краях за тридевять земель.
  • А питается исключительно молодильными яблоками.
Остальные признаки, такие как: исцеление больных пением, или способность ронять жемчуга из клюва, явно относятся к разделу фантастики и никакого дела к нашему исследованию не имеют.

При таких ярких описаниях найти прототип нетрудно – совершенно очевидно, что им послужил павлин. Сейчас, конечно, никто не скажет, что перья павлина светятся и оборачиваются золотом. И держать павлина в золочёной клетке никто не будет. Но, в давние времена эта птица семейства куриных играла большую роль в мировой культуре.

Родина павлина – Шри-Ланка. Приручили и вывезли его оттуда ещё в глубокой древности, и эта птица быстро прижилась почти во всех странах Евразии. Павлина любили держать в своих садах китайские и японские императоры, раджи Индии, цари Византии и халифы Востока. С этими странами Русь издревле поддерживала торговые отношения. Вполне вероятно, что и князья русичей, следуя примеру своих заморских коллег, держали у себя павлинов. Благо те особых условий не требуют – их можно содержать как обычных курей. Чтобы заиметь павлина, только и нужно было, что купить его за большую сумму. Поэтому не все князья могли позволить себе такую «игрушку».

На Руси павлина называли паунь, а куриц павлина – павой. Благодаря высокой стоимости эта птица считалась на Руси символом достатка и счастья, а из-за своей красоты её название стало нарицательным для чванных и надменных людей. Павлинами также стали называть молодых людей, любителей показать себя как товар.

Как перо Жар-птицы золотом оборачивалось

Но вернёмся к нашему исследованию. Павлин по размерам вполне подходит для описания Жар-птицы. Также он умеет летать. Правда, недолго и невысоко, но этого вполне достаточно, чтобы вырваться из рук преследователя – ведь в дикой природе на павлинов охотятся не Иваны-царевичи, а леопарды и другие ловкие хищники.

Вопрос, касающийся оперения, очень интересен. Во-первых, перья павлина действительно так ярки и красочны, что кажется, словно они светятся золотом – взгляните на фото. Во-вторых, они так дорого ценились, что за продажу одного пера можно было получить достаточную сумму. «Потухло перо и обернулось золотом» – остроумно подмечено в сказке.

Как было сказано выше, павлинов держали в качестве украшения сада властители восточных стран. И если для византийцев он был просто красивой птицей, а для римлян символом царицы и её дочерей, то у арабов и особенно индийцев павлин имел сакральное и религиозное значение. Он являлся ипостасью солярных (солнечных) богов, его изображениями украшали дворцы и храмы, а его самого окружали необычайными заботами и вниманием. Возможно, что их вправду держали в золочёных клетках, чтобы подчеркнуть их благородство.

Большинство фольклористов считает, что под молодильными яблоками традиционно подразумеваются плоды граната. В них содержится столько витаминов, что это название может считаться вполне оправданным. Известно, в садах арабских правителей павлинов всегда кормили гранатом, о чём, по всему видно, знали на Руси. И, кстати, место обитания Жар-птицы – тридевятое царство – тоже вполне подходит для далёких стран Востока. Но почему же Жар-птица является немым персонажем в русских сказках? Виной тому интеллект реального прототипа – павлина. Ужа давно известно, что он умом не блещет и глуп настолько же, насколько красив. Это подтверждают исследования Л. В. Крушинского – советского учёного-биолога, направленные на выявление уровня экстраполяции (смышлёности, проще говоря) у животных. Так вот, павлин занял второе место в реестре птиц с низкой сообразительностью после голубя. Видимо, наши предки заметили это ещё задолго до проведения опытов и не смогли наделить павлина, то есть, Жар-птицу, ни речью, ни разумом.

Жар-птица, в восточнославянской мифологии чудесная птица. Жар-птица является целью исканий различных героев русских сказок. Это птица, перья которой обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добывание жар-птицы сопряжено с большими затруднениями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь незлобивому младшему сыну. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо ее "так чудно и светло, что ежели принесть его в темную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч". Золотая окраска Жар-птицы, её золотая клетка связана с тем, что птица прилетает из другого ("тридесятого царства"), откуда происходит все, что окрашено в золотой цвет.

Жар-птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки "за тридевять земель". Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой "птицы-огневика" с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с огневым конем-птицей. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в нашей, и в западноевропейской литературе рассказами "Физиолога" о чудной птице Феникс, возрождающейся из пепла.

Жар-птица, картина художника Виктора Королькова

Историческая справка.
Физиолог – сборник статей и сведений о животных и каменьях, получивший начало во II или III веке нашей эры, предположительно, в Александрии. Это памятник коллективного творчества. В основе его лежат наблюдения, принадлежащие классическим писателям, не без влияния восточных преданий. Подбор этих наблюдений сделан писателями христианскими, поставившими себе целью сближение их со Святым Писанием и христианским преданием. Физиолог состоит из отдельных глав числом до 50, дающих описание животных и птиц, насекомых, минералов и т.д. и перечисление их особенностей и свойств, с символическими толкованиями (свойства зверей, например, сопоставляются с христианскими добродетелями).


В Физиолог попали такие животные, как феникс, сирены, кентавры, горгона, единорог; перечисление свойств остальных животных и особенно символические толкования переносят читателя в совершенно сказочный мир. Тем не менее, Физиолог пользовался авторитетом в Московской Руси даже в XVII столетии. Славянские переводы Физиолога сохранились только в русских списках. Язык древнейшей редакции указывает на болгарское происхождение перевода (до XIII века). Сказания Физиолога отразились на некоторых древнерусских статьях в разных сборниках, отчасти также в народно-поэтических произведениях; физиологическая символика проникла и в памятники искусства (например, в иконографию). На Западе Европы Физиолог пользовался большой популярностью; в XIII столетии он был переведен с латинского на национальные языки Европы и вошел в состав средневековых энциклопедий. Символическая сторона его при этом несколько утратила свое значение, а сам Физиолог в средневековье принял форму естественнонаучного труда "Бестиария".

Чамкина Марина
Попова Ирина

Жар-птица

Краткое содержание мифа

Произведение русского народного творчества

Жар-птица - сказочная птица из славянского эпоса, воплощение лучезарного бога солнца и гневного бога грозы.

В народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. За Жар-птицей отправляются сказочные добрые молодцы, и к тому, кто овладеет хоть одним ее пером, приходит великое счастье.

Жар-птица живет в тридевятом царстве, тридесятом государстве в прекрасном саду, окружающем терем Царь-девицы. Растут в том саду золотые яблоки, возвращающие молодость старикам. Днем Жар-птица сидит в золотой клетке, напевает Царь-девице райские песни. Когда поет Жар-птица — из клюва скатный жемчуг сыплется. Ночью летает Жар-птица по саду, вся как жар горит; полетит куда-нибудь — все вокруг осветится разом. Одному ее перу цена побольше целого царства будет, а самой Жар-птице и вовсе цены нет.

Иван-Царевич и жар-птица Иван Билибин

Древнегреческое предание о птице Феникс, которая, состарившись, взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама в том огне сгорает, чтобы потом возродиться, имеет нечто родственное со славянскими преданиями о Жар-птице.

У немцев птица эта называется - der goldene Vogel, что основывается на прямой филологической и мифической связи золота с огнем и светом.

Геродот записал предание о чудесной птице Феникс, с виду подобной орлу, с красно-золотыми перьями; в известное время взлетает она в святилище Гелиоса, запевает погребальную песню и, сгорая в солнечном пламени - снова возрождается из пепла.

Птица-метательница молниеносных стрел являлась в то же время и птицею-вихрем и птицею-облаком; олицетворяя в себе пламя грозы, она вместе с тем могла служить эмблемою и восходящего солнца.

Жар-птица. Данила Сердюков

Древний человек постоянно проводил аналогию между дневным рассветом и весенней грозою и живописал тот и другую в тождественных поэтических картинах.

Как грозовое пламя истребляет темные тучи и возжигает потушенный ими светило солнца, так зарево утренней зори гонит мрак ночи и выводит за собой ясное солнце: подобно златокрылой, блистающей птице, возносится оно на небесный свод и озаряет своими лучами широкую землю. Что действительно солнце представлялось птицею, это засвидетельствовано Ведами: я познал тебя духом, - говорит поэт восходящему солнцу, - когда ты было еще далеко, - тебя, птица, возносящаяся из облаков; я узрел (твою) окрыленную голову, текущую путями ровными и чистыми от праха.

Воспоминания о птице-солнце до сих пор сохраняются в русской загадке, которая называет дневное светило - вертящеюся птицею: стоит дуб-стародуб, на том дубе птиця-вертиниця; нихто и не достане - ни царь, ни цариця.

Птица-солнце восседает на старом дубе - это годовое течение времени, народная фантазия уподобляла растущему дереву, на котором гнездится птица-солнце, кладет белые и черные яйца и высиживает из них дни и ночи. Другие загадки еще яснее говорят о представлении солнца - птицею: ясен сокол пришел, весь народ пошел - т.е. с дневным рассветом пробуждаются люди.

Образы и символы мифа

Золотая Жар-птица. Георгий Кардава

Образ Жар-птицы у всех народов являлся олицетворением света и тепла.

Золотые перья крыльев жар-птицы олицетворяли молнии на грозовом небе у древних греков. Птица как бы выстреливала своими перьями, порождая молнии.

Жизнь и смерть жар-птицы, её перерождение означали приход весны после холодной зимы, своего рода солнечное движение вокруг Земли в течение года.

Чёрные и белые яйца, которая высиживала Птица-солнце на дереве жизни, означали день и ночь.

Найти перо Жар-птицы и принести его в дом, означало, что приносишь в дом счастье и благополучие.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Жар-птица. Аль Ка

Прежде всего это сказки. Русская народная сказка «Жар-Птица и Василиса-Царевна», «Конёк-Горбунок», в сказках про Ивана Царевича и Кощея Бессмертного, «Возвращение Жар-птицы» - балет (1993 год), «История про Ричарда, Милорда и прекрасную Жар -птицу ».

С принятием христианства на Руси Жар-Птица постепенно становится христианским символом, воплощающую воскресение и вечную жизнь, но охраняет при этом таинственные отголоски языческих ритуалов и экзотики Востока.

Всё это делает русскую культуру такой необыкновенной и загадочной, и сразу становится ясно, почему в начале 20-го века группа художников, писателей и композиторов, вдохновленная энергичным импресарио в попытке показать Россию Западу, сумела так великолепно передать славянские мотивы в восточных декорациях - экспортный товар, известный как Ballet Ruses. Когда Сергей Дягилев, основатель журнала и художественного объединения Искусства и антрепризы Русские Сезоны, планировал поставить в Париже в 1910 году новый балет, он хотел посвятить его Жар-птице из русской волшебной сказки.

Социальное значение мифа

Жар-птица - необыкновенное создание, которое встречается в мифологии разных народов мира. В каждой мифологии её образу даётся несколько схожая интерпретация. Во всех сказаниях есть одно общее, что объединяет значение мифа о Жар-птице. Жар-птица - наш свет. Если проанализировать все легенды об этом существе, свет был главным во всём её образе. Свет даёт тепло. Тепло даёт жизнь. Без Солнца не было бы жизни на Земле.

Тату жар-птица – это не просто яркое и красивое нательное украшение, но и сильный оберег. В старинных русских традициях образ обозначает Солнце и Огонь. Для того чтобы символ обладал мощной положительной энергетикой, необходимо знать о том, где и как правильно наносить татуировку. Кому же подойдет тату жар-птицы, какой глубокий смысл заложен в этом рисунке?

Миф о волшебной птице

Жар-птица – это сказочный персонаж, который пришел из русских народных сказок. Прототипом образа стал павлин: об этом свидетельствуют характерные длинные перья и соответствующий размер туловища. По легенде, птица обитала в золотой клетке и питалась исключительно молодильными золотыми яблоками. Они даровали ей молодость и красоту. Когда прекрасное существо начинало петь, из клюва выпадал жемчуг. Заполучить птицу удавалось только младшему царевичу. Считалось, что голыми руками схватить ее было невозможно, поскольку перья пылали огнем.

В мифологии жар-птица была олицетворением солнца, пламени, света. Она обладала удивительной особенностью каждой осенью погибать и вновь оживать следующей весной. За это ее стали сравнивать с птицей Феникс, образ которой известен еще со Средневековья. Согласно мифу, Феникс готовил себе ложе из благоухающих трав и поджигал себя. Спустя 3 дня он появлялся обновленный, но уже с накопленным прошлым опытом и знаниями. Славянская жар-птица возрождалась каждые 500 лет. Это символизировало бесконечность, бессмертие и цикличность.

Перо жар-птицы считалось мощным оберегом, который защищал от колдовских чар, порчи, сглаза. Не зря былинные герои использовали его в битве против недругов. Выпавшее перо приносили в дом и ставили в темную комнату. Несколько дней оно освещало все вокруг, а затем превращалось в золото. Поймать жар-птицу можно было с помощью золотой клетки и молодильных яблок в качестве приманки.

Кому подойдет татуировка

О том, что означает тату жар-птицы, можно судить по славянскому эпосу. Это бессмертие, обновление, возрождение. Обладатель подобного рисунка стремится к мудрости и пониманию смысла бытия. Он знает, что все в мире циклично, что за черной полосой непременно последует белая. Неприятности не страшат такого человека, ведь к жизни он относится по-философски.

У тату птица значение перекликается с подобными образами, ведь все пернатые считаются божественными посланниками. Бытует мнение, что души умерших людей вселяются именно в этих существ. Татуировка жар-птица также символизирует бессмертие души, судьбоносность и в какой-то степени фатальность. Такое тату подойдет людям, которые хотят начать жизнь с чистого листа. Прошлый опыт поможет избежать им ошибок в дальнейшем, даст мудрость и возможность двигаться вперед.

Тату перо жар-птицы подойдет и для женщин, и для представителей сильного пола любого возраста. Это амулет, который принесет удачу в начинаниях, наполнит жизнь новыми красками и защитит от негативных воздействий. Татуировка перо защитит от сглаза, колдовства, особенно если рисунок располагается на запястье, на руке или на ноге.

Тату жар-птицы на боку, на бедре или на спине у девушки станет красивым нательным украшением, подчеркнет грациозность, женственность и изящность (см. фото в галерее). Яркое изображение непременно привлечет внимание противоположного пола и вызовет восхищение у окружающих. Татуировка жар-птицы нередко встречается у мужчин с сильным волевым характером и стремлением к долголетию.

Техника исполнения

Птицы тату – одно из любимых нательных украшений у девушек. Легкие воздушные образы выгодно подчеркивают молодость и красоту, особенно в сочетании с цветами и бабочками. Цветной эскиз в стиле акварель – отличный вариант для подобного изображения. Тату с жар-птицей лучше делать в персиковых и желтых оттенках (см. фото ниже). Для эффектности композиции можно добавить красный и золотой – тогда эскиз будет полностью соответствовать книжной иллюстрации. Жар-птица тату на лопатке и плече станет талисманом и украшением для представительниц прекрасного пола.

Изображение перышка жар-птицы – это оберег, который обладает магической силой. Для того чтобы выполнялась его основная функция, небольшое тату наносится на запястье, шею или щиколотку. Изображение желательно скрывать от посторонних глаз. Классический стиль или минимализм подойдут любителям монохромных рисунков. Экстравагантные личности могут рассмотреть рисунки геометрия, где жар-птица изображается схематически.


Подборка фотографий










Подборка эскизов











Компания "Жар-птица"

Каталог товаров

Адрес магазина

Станция метро

Метро "Улица 1905 года"

Адрес магазина

Москва, Звенигородское шоссе, д. 4, торговый центр "Электроника на Пресне", желтая линия, стенд Б-12

Режим работы

Ежедневно с 10:00 до 20:00

Как добраться

Метро "Улица 1905 года", первый вагон из центра, выход на левую сторону, пройти до пересечения улицы 1905 года со Звенигородским шоссе, повернуть направо и через 150 метров с правой стороны вход на территорию торгового центра. Удобный подъезд со стороны нового восьмиполосного Звенигородского шоссе обеспечит максимум удобства покупателям, приехавшим на личном транспорте.

О компании "Жар-птица"

Дорогие друзья!

"Жар-птица" приветствует Вас и благодарит за то, что Вы проявили интерес к нашей компании.

Компания "Жар-птица" основана в 2001 году.

Товары "Жар-птицы" объединяет общая идея - обеспечение здорового образа жизни и питания. Задача компании, или как сейчас говорят, миссия состоит в том, чтобы сделать кухонный быт удобным, красивым и экологичным. Мы работаем под девизом - "На кухне нет мелочей!", предлагая клиентам эксклюзивные товары для кухни и дома от лучших мировых производителей.

Выбирая продукцию, "Жар-птица" отдаёт предпочтение экологически безопасным и функциональным товарам, выделяя среди поставщиков европейских производителей, страны с высокой культурой производства, и, как следствие, - высоким качеством производимого товара.

В настоящее время компания сотрудничает с 12 зарубежными партнёрами из Германии, Италии, Греции, Испании, Швеции. Приятно отметить, что наши партнёры ценят сотрудничество с "Жар-птицей", выполняют свои обязательства, предоставляя эксклюзивные права на распространение своей продукции.

На сайте представлены современная кухонная утварь и полезный приспособления для хозяйства, широкий ассортимент товаров для выпечки, специальный инструмент для декорирования блюд и карвинга и много другой интересной продукции.

"Жар-птица" поможет обустроить Ваш дом и в нем воцарится гармония красоты и здоровья. Наши товары будут служить верой и правдой. Они изменят Ваше представление о домашних делах и превратят обыденный процесс приготовления пищи в увлекательное и радостное событие.

Уверены, наша продукция не оставит Вас равнодушными.

Благодарим за оказанное внимание, желаем приятного просмотра и удачных покупок!