Один. Два. Три. Досчитали до трех и, пожалуй, хватит. Этого достаточно, чтобы задуматься, как элементы, сгруппированные по три, могут помочь в работе над различными проектами. Этой идее много лет, но она до сих пор активно используется в самых разных дисциплинах.

В публичных выступлениях, таких, как доклады, лекции или презентации, три контрольные точки служат одной цели – быть максимально убедительным. В фотографии и изобразительном искусстве правило третей помогает достичь композиционного единства. Три тезиса часто используются в различных программных документах, просто потому, что это работает. Но как можно задействовать магическое число 3 в своих проектах? Есть несколько способов.

ИЗОБРАЖЕНИЯ, ВИДЕО И ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

Если применить правило третей к какому-либо изображению, то мы получим сетку, которая делит кадр на девять равных частей. Чаще всего эта сетка присутствует лишь в воображении автора, но ее все равно можно использовать для обрезки кадра при редактировании изображения или видео. Сегодня сетка стала более распространенной, к примеру, некоторые устройства могут ее отображать в видоискателе фотокамеры (данная функция имеется в iPhone), и пользователи могут воспользоваться ей для лучшего захвата изображения.

Правило третей является частным случаем золотого сечения, это упрощенное понятие, которое, впрочем, очень часто является основой более сложных сеток. В отличие от сетки золотого сечения, сетка третей проще и, как следствие, удобнее. Есть пять преимуществ использования этой концепции:

  • Правило третей понятно и просто в использовании
  • Функционал графических редакторов, таких, как Photoshop и др. включает в себя правило третей при кадрировании изображений
  • Правило третей создает визуальную гармонию и уравновешивает композицию
  • «Точки силы», то есть места пересечения линий, хорошо различимы, при этом саму сетку можно применять как ко всему изображению, так и к его части
  • Упрощенный вариант золотого сечения является более предпочтительным для людей, слабо знакомых с основами композиции

В интернете есть множество подборок, где показывается, как можно использовать правило третей. , к примеру, можно посмотреть.

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ И СПИСКИ

Всем известно, что списки являются одним из лучших способов создания привлекательного контента. Списки структурируют информацию, делая ее более понятной для пользователей. Однако немногие знают, что правило третей можно успешно применять не только к изображениям, но и к спискам. Список из двух пунктов далек от идеала, а вот три элемента уже добавляют веса к содержимому, при этом не запутывая и не подавляя. Магия числа 3. Три пункта легко считываются и хорошо запоминаются, так уж устроен человеческий мозг.

Многие харизматичные ораторы часто используют правило третей, точнее, трех пунктов, чтобы расставить акценты и убедить слушателей. Но само по себе правило третей не работает. При составлении списков прежде всего нужно думать о ценности контента.

В списках каждая часть должна быть аналогичной по длине и объему двум другим частям. Список может состоять из одного слова или фразы и очень важно, чтобы это условие сохранялось при использовании правила третей. Упорядоченная структура помогает управлять каждым из трех элементов и объединять их таким образом, чтобы получилось гармоничное сочетание.

В риторике и литературе правило третей трансформируется в прием tricolon – автор или оратор использует три элемента примерно одинаковой длины, объединенных в группу. Всем известно выражение Veni, Vidi, Vici. «Пришел, увидел, победил». Юлий Цезарь, да. Сказано мощно и на века. Три одинаковой длины глагола, триколон, очень частный случай использования правила третей.

В массовой культуре правило третей используется для создания драматического эффекта или для логичного завершения эпизода.

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ И НАВИГАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Группа из трех элементов, может быть визуально привлекательной благодаря продуманной организации всех частей в одно целое. Как следствие, такой контент привлекает больше внимание и может поспособствовать увеличению аудитории.

Правило третей – это не аксиома, его нужно использовать выборочно и по мере необходимости. Не нужно подгонять изображение под сетку, если видно, что так композиционного единства не найти. Тем не менее, у сетки есть одно неоспоримое достоинство – она упорядочивает любой контент. И неважно, как сгруппированы элементы – по горизонтали или по вертикали, грамотное использование сгруппированных элементов повышает эффективность работы и усиливает воздействие на зрителя.

Тут лучше пояснить на примере. Перед нами три (чувствуете, три!) сайта, три совершенно разных сайта. Здесь правило третей напрямую не используется. Нет сетки из девяти элементов. Но есть между ними кое-что общее.

Главная страница данного сайта разделена на три части одинакового размера. Изображения перекликаются между собой и служат отправной точной к другим разделам сайта, которых, если проскроллить страницу до конца оказывается (внезапно) тоже три. Группа из трех изображений в данном случае является элементом навигации. Каждая картинка по-своему интересна и рассказывает свою историю. Вместе же они составляют мощный аккорд, предваряющий появление новой информации.

В дизайне этого сайта строенные элементы используются сразу в нескольких местах. На главной мы видим анимированный баннер, а под ним группу из трех элементов. Дальше еще интереснее – три изображения превращаются в шесть, при этом сетка остается неизменной. Дизайнер, пользуясь правилом третей, грамотно реализовал принцип «от общего к частному» и при этом не потерял композиционного единства.

Число 3 действительно обладает необъяснимой привлекательностью. Оно встречается в столь разных дисциплинах, что стоит, пожалуй, заменить термин «правило третей» на термин «правило трех элементов». Так будет точнее.

Целитель Колман Смит, специализирующийся в области акупунктуры и китайской народной медицины, запустил сайт, где правило трех элементов используется совершенно особым образом. Число 3 здесь присутствует, но не в виде сетки и не в виде сгруппированных изображений. Это треугольник, расположенный в центре главной страницы. Если в списке нужно сгруппировать три примерно одинаковых по размеру тезиса, то здесь, для того, чтобы создать акцент, было достаточно расположить перевернутый вниз вершиной равнобедренный треугольник. Простое, но вместе с тем очень эффективное дизайнерское решение.

РАЗДЕЛИТЕ СВОЙ ПРОЕКТ ИЛИ ИСТОРИЮ

Любой проект или статью можно разделить. Точно так же, как делится действие в спектакле, в котором три акта. Это сделает проект с большим количеством контента более легким и простым для понимания.

Правило трех элементов настолько универсально, что его можно применять практически везде, где нужно систематизировать контент. Есть несколько распространенных моделей использования, но никто не запрещает группировать элементы по три любым удобным способом. Если вернуться к примеру со спектаклем, то действие делится на три акта, потому что зрителю рассказывают историю, в которой, как известно, есть начало, середина и конец. Сделано это не случайно – таким образом зритель становится частью истории, которую ему рассказывают со сцены.

ПРАВИЛО ТРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ И МАРКЕТИНГ



В презентации планшета Apple iPad2 прозвучала знаменитая фраза: «Тоньше, легче и быстрее». Такое сочетание трех ключевых элементов было легко запомнить – в результате появился вирусный эффект. Большая часть СМИ в своих материалах, посвященных выходу нового яблочного планшета, использовали эту фразу, потому что она мгновенно стала, как говорили раньше, крылатой. Вряд ли это выражение было бы столь эффектным, если бы в нем было четыре или пять слов. Маркетологи Apple явно что-то знали о магии цифры 3.

Правило трех элементов можно и нужно использовать в маркетинге. А также в дизайне, фотографии и копирайтинге. Везде, где оно поможет улучшить контент, каким бы он ни был. Нужно просто подумать о своем проекте как профессионал. Можно ли описать его в трех слова? Если можно, то все не так уж плохо и можно двигаться дальше.

Всего три элемента, но используя их, можно рассказать впечатляющую историю. Можно сгруппировать изображения так, что они запомнятся на всю жизнь. Тремя словами можно описать продвигаемый продукт. Всего три слова, которые легко вспомнить.

ВЫВОД

Как и золотое сечение, правило третей незримо присутствует в нашей жизни. Это некая закономерность, на которую начинаешь обращать внимание, когда глубже разберешься в деле которым занимаешься. Мир, в котором мы живем, гармоничен и сбалансирован, но эту гармонию нужно научиться видеть. Проще всего это сделать, начав использовать правило трех элементов. Удивительно, сколько вокруг элементов, сгруппированных по три. Использовать или нет правило третей в своей работе – каждый должен решить сам. Это одно из самых простых правил композиции, одно из многих. Нужно лишь помнить, что оно есть и оно работает.

143629 Фотография с нуля 0

В этом уроке вы узнаете: Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.

Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное изображение.

Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.

Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.

Сюжетный центр и равновесие

У любой хорошей фотографии должен быть некий главный объект, иногда его называют смысловым или сюжетным центром . Это то, ради чего автор забирался в горы, преодолевал пустыни или просто отвлекался на время от веселья в кругу друзей, чтобы вынуть фотокамеру и нажать на кнопку. Этим центром могут быть «я на шашлыках», а может быть и заснеженная вершина, одинокое дерево, человеческое лицо или просто изящный изгиб линий в абстрактном натюрморте.

В простых домашних фотографиях сюжетный и геометрический центр часто совпадают, то есть главный объект находится прямо по центру снимка. Такими карточками переполнены семейные альбомы, и листать их, а тем более рассматривать фотографии интересно только самым близким родственникам. Если фотограф стремится сделать что-то большее, чем снимок «я на фоне пирамид», то надо быть готовым к тому, что времени и сил придется потратить больше.

Перед тем как жать на кнопку затвора камеры, определитесь со смысловым центром и найдите его в окружающем пространстве, выделите мысленно, что является главным, самым интересным для вас. Возможно, сначала это будет непросто и придется поработать головой (ну, повертеть в разные стороны, осмотреться), но затем, по мере накопления опыта, ваш взгляд сам будет находить интересные сюжеты.


Идем далее. Существует очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Иногда его называют правилом третей . Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается некая сетка с точками пересечения линий.


Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно и во многих случаях позволяет эффективно использовать отрицательное пространство вокруг главного предмета.


Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).

При создании портретов лицо можно убрать от центра, чтобы избежать ненужного сходства с «фотографией из паспорта». Чтобы привлечь внимание к глазам, стоит выбрать такую композицию, чтобы один глаз располагался на одном из верхних пересечений условных линий.

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники также пользуются понятием "Золотого сечения" . Близкое понятие к правилу третей. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.

$IMAGE8-left $Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.


Также существуют второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру . Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Это и есть правило диагонали . Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

Равновесие на снимке - для чего оно?]

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Что это значит? Представьте себе, что вы несете в одной руке тяжелую сумку. Ваше тело будет представлять собой неуравновешенную композицию. Взяв в другую руку такую же тяжелую сумку, вы сделаете композицию вашего тела уравновешенной. Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.

Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект съемки по центру изображения. Однако, как мы только что рассмотрели выше, это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке.

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. При этом следует учесть, что в фотографии вес заменяется объемом (ГРИП), цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Цвета, в которые окрашены объекты, также по-разному влияют на их изобразительный «вес»: красный и его оттенки тяжелее, чем голубой, яркие цвета тяжелее темных.

Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Можно применить один из удивительнейших приемов композиции - развивающееся движение, которое уравновешивает снимок. Данный психологический эффект предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда . Стоит только в кадре оставить свободное место там, куда развивается движение, композиция сразу выравнивается.

Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий—гораздо больше. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.

Не стоит забывать и о психологии зрителя: например, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают наше внимание.

СОВЕТ . Перемещение слева направо нам кажется быстрее, чем справа налево, а объект, размещенный с правой стороны, весит больше, чем расположенный слева. Предмет, находящийся в верхней части кадра, «весит» больше, чем точно такой же предмет внизу кадра. Одинокий маленький элемент с краю кадра, расположенный вне основных линий, композиционно «весит» больше, чем большой объект, который находится по центру или расположен на оси, проходящей через центр композиции. Можно сказать, что действует правило «рычага»: чем дальше от центра равновесия — тем больше «вес» элемента в композиции.

Важный элемент - задний план . Наш взгляд избирателен, и часто неопытный фотограф видит лишь свой главный объект, но не замечает множества отвлекающих деталей на заднем плане или рядом с сюжетным центром. Очистите кадр от лишних деталей! Посмотрите вокруг и выберите подходящий фон. Возможно, эти проходящие случайные люди сейчас переместятся за край кадра. Ветки деревьев, что «растут» у людей из-за головы и мешают воспринимать объект, можно убрать, слегка сместившись в сторону, и т. д.

Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем, то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей, как и мусорка на заднем плане).

Фотокамера, в отличие от глаза, беспристрастно фиксирует все, и в результате на снимке вместо важного вам события или факта может получиться некий винегрет из второстепенных, незначительных и главное — отвлекающих деталей. Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.

Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность.

Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.

Постарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.

Ритм . Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.

Композиционные ошибки начинающих фотографов

Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.

Рассмотрим типичные композиционные ошибки , которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.

Обрезанные части людей или достопримечательностей . Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.

Нарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.

Заваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.

В кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.

Несбалансированная композиция. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать - тем более. Расположение по центру кадра - пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.

Незамеченные детали на фоне. Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг, имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которой ты ждешь от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока, бутылка, окурок...) очень портит кадр. Но уже поздно, и не все можно исправить с помощью редактора.

Пустая композиция. В кадре слишком много пустого места, не несущего никакой полезной информации. Взгляд зрителя мечется в этой пустоте, не зная на чем остановиться. Такой кадр напоминает знаменитую картину самого лучшего в мире Карлсона - «Очень одинокий красный петух».


Перегруженная композиция. В кадре очень много предметов - фотомусора, зачем они нужны - непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.

Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.

Итоги занятия: композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире. Познакомились с основными правилами построения кадра и типичными ошибками начинающих фотографов.

Практическое задание.

1. Практически во всех фотокамерах в видоискателе (на экране) есть сетка, показывающая линии правила третей, и позволяет предварительно оценить правильность композиции, но чаще всего ошибочно отключается новичками. Включите отображение сетки. Используйте инструкцию к вашей камере.

2. Просмотрите ваши фото, снятые, например, в вашем крайнем отпуске. Оцените правильность их композиции, найдите ошибки. Перекадрируйте эти снимки в редакторе, если пространство на них позволяет, так, чтобы улучшить композиционное построение.

Начинающие фотографы обычно располагают основные объекты в центре кадра. По мере того, как они больше узнают о фотографии и композиции, они начинают следовать правилу третей. А что будет, если сознательно нарушить правило третей?

Правило третей в фотографии

Правило третей делит кадр на три равные части как по горизонтали, так и по вертикали, создавая прямоугольную сетку. Правило третей гласит, что нашему глазу приятнее, когда объект располагается в точках пересечения двух из четырех линий этой сетки. Желательно, чтобы больше пространства оставалось с той стороны, в которую смотрит главный объект кадра.

Линию горизонта, согласно правилу третей, также стоит располагать по одной из горизонтальных линий этой сетки. Если акцент нужно сделать на небе, ему отводится две трети кадра, а земле – треть кадра снизу. Если же основной объект снимка расположен на земле, то земля занимает две трети кадра, а треть сверху отводится небу.

Но правило третей не догма. Есть случаи, когда даже лучше нарушить правило третей, чтобы получить более выразительный кадр.

1. Подчеркнутая симметрия

Иногда вы можете столкнуться с объектом, который имеет симметричную форму. Это могут быть архитектурные элементы здания, человеческое лицо или что-либо иное с повторяющимися деталями. В этом случае центрирование объекта позволяет зрителю расслабиться, потому что порядок на фотографии успокаивает зрителя, уравновешивает изображение.

Это несимметричное изображение, созданное по правилу третей, не так привлекательно, как изображение ниже.

На этом изображении возникает чувство порядка из-за равного количества столбов справа и слева от фонтана, создающего симметрию.

2. Рамка как композиционный прием

Размещение объекта по центру рамки может сыграть вам на руку, даже если сам объект, скажем, пейзаж, расположен по правилу третей. Например, когда более чем одна фокусная точка приходится на более чем одну линию внутри сетки, как показано на изображении ниже.

Колонны попадают на вертикальные линии сетки, сам пейзаж соответствует правилу третей, и при этом все изображение центрируется благодаря рамке из колонн.

3. Акцент на основной объект в центре кадра

Когда передний и задний план перегружены, расположите объект в центре кадра. Это прикует внимание зрителя к главному объекту изображения. Например, на фото ниже много разных текстур, но стул, расположенный в центре, приковывает внимание зрителя, не давая потеряться.

Сфокусируйте внимание зрителя путем центрирования главного объекта в кадре.

Задача фотографа – увести взгляд зрителя вглубь изображения, а не за его пределы. Дорожки, реки, мосты, уходящие вдаль, внутрь кадра, – прекрасный прием управления взглядом зрителя.

Арка и люстры сосредоточены в центре кадра, создавая ритм и заставляя зрителя устремить взгляд вглубь кадра.

5. Подчеркивание размера и пространства

Центрирование предмета может демонстрировать его размер, особенно в окружении людей, зданий или других объектов, которые служат в качестве сравнения. Например, на изображении ниже.

Центрирование объекта может иногда подчеркивать масштабы объекта.

Центрирование объекта также может дать ощущение пространства. Хорошим примером является наличие воды или городского пейзажа на переднем плане изображения и ясного неба в верхней части изображения. Центрирование Эйфелевой башни на этом изображении помогает передать ощущение пространства.

6. Формат квадратного изображения

Отличный способ оправдать центрирование изображения - инстаграм-формат изображения. Квадрат имеет равные стороны, поэтому размещение объекта прямо по центру работает хорошо, так как в большинстве случаев это равное расстояние от объекта до всех краев снимка.

Ф ото: Карас Ионуц

На примере главный объект (корабль) расположен по центру квадрата, однако в кадре тем не менее применено правило третей: луна и птичка на мачте являются смысловым центром изображения и приковывают взгляд зрителя. Кстати, в фото применено много правил композиции, в том числе диагонали: вектор мачты направлен с левого нижнего угла в правый верхний угол, что для человека европейской культуры, привыкшего читать справа налево, ассоциируется с подъемом, ростом, развитием.

7. Съемка с малой глубиной резкости

Когда вы открываете диафрагму и снимаете с небольшой глубиной резкости, фокусируясь на главном объекте, задний и передний план размывается, создавая ощущение трехмерного пространства, добавляя объем и глубину вашему изображению. В этом случае центрирование вашего объекта работает, потому что ничего не отвлекает внимания зрителя от главного объекта в кадре.

Съемка с малой глубиной резкости не обязывает применять правило третей в расположении главного объекта в кадре, однако поза самого объекта может быть расположена по правилу третей.

Резюме

Некоторые правила должны быть нарушены. Правило третей – это не единственный способ создать хорошую композицию в кадре. Пока вы понимаете, зачем вы нарушаете правила, ваши фотографии могут быть столь же привлекательными, как и сам объект съемки, где бы он ни был расположен.

3518

Полина Масленкова

Рассказать мы сегодня хотим о салютах, ведь многие в Новый год собираются выйти на улицы города и полюбоваться праздничным фейерверком. А если немного подготовиться, то и фотографии получатся красивые.

рубрика: Вдохновение Инструкция 27.12.2017

Полина Масленкова

Если вы едете в другую страну и берете с собой фотоаппарат или даже телефон, вам будет полезно знать, что запрещено фотографировать за границей.

рубрика: Совет 14.03.2018

Олег Насытко

На что обращать внимание при выборе фотоаппарата, а какими характеристиками можно пренебречь? Держите инструкцию по выбору камеры от профессионала!

рубрика: Инструкция Совет 17.04.2018

Полина Масленкова

Лето – идеальная пора для съемки заката. И хоть закаты не снимает только ленивый, по-настоящему волшебные кадры получаются у единиц. Какие приемы сделают ваши кадры ярче, читайте с материале.

Многие наши выпускники, талантливые и перспективные фотографы, хотели бы снимать свадьбы, но сомневаются в себе. Как преодолеть все страхи и начать фотографировать свадьбы, мы узнали у успешного свадебного фотографа Ивана Малигона.

рубрика: Интервью 28.10.2018

Полина Масленкова

В переводе с английского lifestyle – это образ жизни. Задача лайфстайл-фотографии – отобразить образ жизни героев с их искренними эмоциями, без постановки и позировки.

рубрика: Вдохновение 19.11.2018

Полина Масленкова

Начинающие фотографы обычно располагают основные объекты в центре кадра. По мере обучения они начинают следовать правилу третей. А что, если сознательно нарушить правило третей?

рубрика: Вдохновение 28.11.2018

"Правило третей" является важным приемом в фотографии, который может быть применен в любой сцене для улучшения композиции и баланса изображения.

"Правило третей" - это один из самых полезных композиционных приемов в фотографии. Важно понимать, как применяется "правило третей" в разных направлениях фотографии, чтобы делать более интересные и гармоничные снимки.

Конечно, правила никогда не стоит применять вслепую, особенно в искусстве, поэтому следует относиться к "правилу третей", как к практической рекомендации, а не догме. Однако, в большинстве случаев этот прием позволит получать хорошие фотографии и послужит отличной отправной точкой при построении композиции.

Что такое "правило третей"?

Применение "правила третей" предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как показано ниже. Затем следует поместить ключевые элементы сцены в точках пересечения линий.

Сетка, построенная на основе "правила третей". Важные элементы (сарай и границы между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на их пересечении. Автор фотографии Martin Gommel .

Суть правила заключается в том, что подобная композиция приятнее для глаз и выглядит более естественно, чем фотографии, в которых объект расположен прямо по центру. Также "правило третей" вынуждает нас творчески подходить к использованию "негативного пространства" - пустых участков, расположенных вокруг объекта.

Как использовать "правило третей"?

При компоновке фотографии мысленно разделите сцену так, как было описано выше. Подумайте, какие из элементов фотографии являются самыми важными и постарайтесь расположить их по линиям и на их пересечениях. Это не значит, что они должны быть точно вписаны в эти точки, достаточно, если они будут расположены неподалеку.


Линия горизонта и ключевой объект на этой фотографии расположены в соответствии с "правилом третей" вблизи линий для того, чтобы сделать снимок наиболее эффектным. Автор фотографии K Praslowicz.

Скорее всего, вам придется подвигаться, чтобы найти лучшую композицию. Благодаря этому вы лучше будете продумывать снимок и это действительно хорошо, независимо от того, используете вы правило третей или нет.

Для помощи в некоторых камерах нанесена сетка линий третей. Благодаря этому не приходится прикидывать на глаз и можно более точно выбрать правильное расположение объектов.

Примеры

"Правило третей" достаточно универсально и может быть применено в большинстве направлений фотографии. Далее приведены некоторые примеры того, как оно может использоваться в съемке.


Снимая пейзажи, фотографы не редко размещают горизонт по центру кадра, что создает ощущение разорванности снимка. Вместо этого следует располагать горизонт вдоль одной из горизонтальных линий в соответствии с "правилом третей".

Старайтесь дополнять фотографию другими интересными объектами, такими как дерево на снимке, представленном выше, и также размещайте их в соответствии с "правилом третей". Благодаря этому появляется "якорь" - естественная точка, к которой будет приковано внимание зрителей.


Размещение людей ближе к одному из краев снимка дает хороший результат. Благодаря этому появляется свободное пространство, фотография становится более легкой, становится виден окружающий интерьер, и фотография уже не выглядит просто как снимок лица.

Зритель естественным образом обращает внимание на глаза модели на снимке, поэтому стоит размещать их в соответствии с "правилом третей" в точках пересечения линий, чтобы придать фотографии правильную композиционную основу.


На представленном выше снимке главный объект был помещен на пересечении, вдоль одной из вертикальных линий. Веточка примерно совпадает с одной из горизонтальных линий. Пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и сохраняет снимок от перегруженности.


Вертикальные объекты, такие как этот маяк, могут разделить (по аналогии с линией горизонта) фотографию на две части. Для того чтобы предотвратить появление этого нежелательного эффекта, формируя композицию, поместить объект вне центра кадра.


При съемке движущихся объектов следуйте общим правилам размещения, однако учитывайте направление движения. Общее правило заключается в том, что стоит оставлять больше места перед объектом, чем за ним, чтобы показать направление движения.

Использование программ для фото-обработки

Вы можете с легкостью подгонять фотографии под "правило третей" с помощью выкадровки. Эта функция позволяет вам изменять расположение ключевых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.


Выкадровка под "правило третей" позволит вам улучшить композицию. Автор фотографии Jenn Forman Orth.

Для того чтобы сделать процесс более легким, такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенную направляющую схему инструмента выкадровки (crop), которая построена по "правилу третей". Инструмент накладывает сетку с линиями третей, помогая вам получить правильную композицию.

Нарушая правила

Применение "правила третей", также как и любых других (по крайней мере в фотографии), не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая его, вы сможете получить гораздо более захватывающие и интересные снимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы выучили до этого.

Тем не менее, следует научиться использовать полезные особенности "правила третей" прежде чем вы попытаетесь нарушить его. Благодаря этому вы всегда будете экспериментировать осмысленно, стараясь улучшить композицию, а не просто ради самого эксперимента.

В любой фотосъёмке есть три важные составляющие. Это техническое вооружение фотографа, настройки параметров фотоаппарата и, самое главное, креативный подход к объекту съёмки. Если отбросить всю техническую составляющую, именно творческое решение фотографа может превратить кадр в шедевр фотоискусства. Существуют определённые правила, по которым выстраивается композиция кадра. Правило третей как основа композиции – будет нашей темой. Использовать это правило полезно для начинающих фотографов, но оно не является аксиомой, которой обязательно нужно следовать.

Что такое правило третей

Часто начинающие фотолюбители, просматривая уже готовые снимки, удивляются тому, что фотография совершенно не похожа на то, что они снимали. Самое интересное, что присутствовало в момент съёмки, получилось скрытым и совсем не выделяющимся. Фотография получилась безликой и невыразительной. Некоторые фотолюбители начинают обвинять во всём фотоаппарат, но он только инструмент в руках художника. При правильно выстроенной композиции, даже недорогим фотоаппаратом можно снять прекрасные кадры. Плохой снимок может получиться потому что было нарушено одно из правил композиции кадра или правило третей. Ещё древние математики доказали, что всё в окружающем мире построено по строгим математическим законам. Человек воспринимая окружающую обстановку через органы зрения подсознательно фиксирует своё внимание на строго определённых точках. Всё, что находится вне этих точек, воспринимается как малозначительное и второстепенное. Это правило в полной мере относится и к фотографии.

Построение кадра

Для того чтобы грамотно выстроить композицию будущей фотографии, можно воспользоваться обсуждаемым правилом. Эта система композиции представляет собой адаптированный для фотографии и упрощенный вариант , на котором базируется структура всех живых объектов. Этот закон, используемый в фотографии, выглядит следующим образом. Он позволяет определить и установить зрительные центры поля изображения. Иногда они могут называться точками силы или зонами притяжения. Всё поле зрения или кадр, который видит фотограф через видоискатель, следует разделить на девять частей, проведя две горизонтальных и две вертикальных линии.

Точки, образующие центральный прямоугольник стоят от границ кадра на 3/8 и 5/8. Именно на том, что располагается в этих четырёх точках, акцентируется внимание наблюдателя. Несколько меньшее значение придаётся самим прямым линиям, но и они играют в правиле третей важную роль. Поскольку правило третей в фотографии не обязательно должно соответствовать идеальному золотому сечению, то в упрощенном варианте, кадр делится на три равные части вдоль каждой из сторон. У большинства моделей фотоаппаратов такая сетка уже имеется в поле видоискателя. Некоторые модели позволяют включать или отключать сетку по необходимости. Для усиления эффекта восприятия и акцентирования внимания на определённые детали изображения, в фотографии могут использоваться следующие приёмы:

  • Правило третей;
  • Золотое сечение;
  • Принцип диагоналей;
  • Линия Хогарта;
  • Спираль Карню.

В основе всех этих правил лежат попытки привести творческий процесс художника и его видение окружающего мира, к математическому моделированию. Но далеко не всегда поставленная цель может быть достигнута математическими методами.

Как использовать в фотосъёмке

Невозможно дать универсальный совет по композиции кадра. Здесь многое зависит от объектов съёмки, количества важных объектов, наличия второстепенных и совсем не нужных деталей. Используя правило третей в фотографии не следует перегружать кадр важными элементами. Лучше сделать несколько фотографий, в каждой из которых будет доминировать один интересный объект.

Портретная съемка


нужно сначала выбрать масштаб изображения, а потом использовать правило третей. Если портрет головной, то глаза или хотя бы один глаз должен быть помещён в точку перекрестья линий. На втором месте по значимости обычно располагаются губы. Размещение этих элементов в зрительных центрах кадра позволяет усилить общее впечатление от портрета.

В поясном портрете присутствуют руки. В некоторых случаях они могут доминировать. Когда человек смотрит или вдаль выше головы фотографа, а руки скрещены на груди, то именно они должны находиться в зоне притяжения, в соответствии с правилом третей. Такая поза свидетельствует о силе и целеустремлённости, а положение рук, подчёркивает это. При ростовом портрете одного человека его не следует помещать в центр фотографии. Лучше снимать его, если он будет находиться в левой или правой трети снимка. Размещение человека в левой стороне предпочтительнее, так как чтение вырабатывает устойчивую привычку просматривать любое изображение слева направо. Группы людей лучше всего размещать на двух уровнях. Так снимали групповые портреты ещё в ХХ веке. Первый ряд или группа людей сидит, а следующая за ними стоит в полный рост. Тем самым они располагаются на двух горизонталях точно по правилу третей. Психология восприятия даёт фотографам ещё один важный совет. Самый главный или доминирующий объект следует помещать в правую нижнюю точку центрального прямоугольника.

Пейзажная съемка

При важная функция отводится линии горизонта. Особенно важно если это прямая линия, как на морских пейзажах. В зависимости от того, где находятся интересные объекты, на море или на суше, следует выбирать место нахождения линии горизонта. В любом случае эта линия должна совпадать с одной из двух горизонталей по правилу третей. При этом фотография чётко делится на три части, из которых две части составляет суша и одна часть море или наоборот. Точно так же можно снимать поля пшеницы, равнину или пустынные барханы на фоне неба.

Иногда законы не действуют

Правило третей не является обязательным и когда этого требует композиция, его можно и нужно нарушать. Примером такого нарушения является снимок ровной водной поверхности, в которой зеркально отражается небо с облаками. Здесь нельзя использовать правило третей, так как можно потерять красоту и уникальность этого сюжета. В этом случае линия горизонта проходит ровно посередине фотографии, и небо и его отражение в воде получились абсолютно симметричными относительно горизонта. Когда снимать стало проще, а все фотографии получаются удачными, следует пойти на рискованный шаг. Нужно полностью забыть об этом правиле. Так советуют фотохудожники мирового уровня, чьи работы получают золотые медали на международных выставках.