12 января в 1722 году указом Петра Великого при Сенате был впервые учрежден пост генерал-прокурора. Так в истории России возник институт прокуратуры, первоначально в лице «стряпчего о делах государственных» Павла Ягужинского.

Праздник День работников прокуратуры Российской Федерации отмечается с 1996 г. по Указу Президента Российской Федерации от 29.12.95 «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации».

Главное в работе прокуратуры - это ее правозащитная функция. Самыми важными были и остаются надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, защита законных интересов государства.

История прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации, являясь органом федеральной государственной власти, в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.

Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру в России 12 января 1722 года . В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".

18 января император Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-прокурором Сената. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть". Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора": "И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных". Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

Екатерина II придавала должности генерал-прокурора исключительно важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность генерал-прокурора, князь Александр Алексеевич Вяземский получил от императрицы собственноручно написанное ею "секретнейшее наставление", в котором не очерчивались какие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальные установки его взаимоотношений с Сенатом и сенаторами, обращалось внимание на те вопросы, которым он должен был уделить внимание в первую очередь. Так, например, императрица предложила тщательно следить за "циркуляцией денег" в государстве, досконально вникнуть в дело о "выписывании серебра", продумать вопрос об ограничении корчемства, в котором, по ее словам, столько виноватых, что пришлось бы наказывать целые провинции.


В отдельные периоды российской истории Генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде №1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура.


После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.

  • надзор за соответствием Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
  • надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.

Таким образом, несмотря на то, что в союзных республиках прокуратуры еще три года оставались в системе народных комиссариатов юстиции, все прокурорские органы оказались объединены под единым оперативным руководством. Прокуратуру Верховного суда Союза ССР упразднили. Первым прокурором Союза ССР был назначен И.А.Акулов.

Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР. 28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям.

Наиболее заметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, если Генеральный прокурор СССР усматривает, что постановление пленума Верховного Суда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу с представлением в Президиум Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.

30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принятый 17 января 1992 года, в котором прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1 ФЗ).

Общегосударственная значимость возложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус как конституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции Российской Федерации "Судебная власть", принятой 12 декабря 1993 г. Статья 129 Конституции Российской Федерации определяет, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.


Конституция Российской Федерации устанавливает и особый порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации - законодательным органом власти (Советом Федерации) по представлению Президента Российской Федерации.

Крупным шагом в стабилизации системы, оформлении ее государственно-правового статуса явился принятый 17 ноября 1995 г., впоследствии изменявшийся и дополнявшийся, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10 февраля 1999 г.).

(12 января по старому стилю) 1722 года указом Петра Великого, которым впервые в российской истории был учрежден пост генерал-прокурора при Правительствующем сенате и создан институт российской прокуратуры.

Петр I, создавая прокуратуру, поставил задачу "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония". Прокурор контролировал финансовую отчетность и ведомости коллегий. В соответствии с указом от 29 января (18 января по старому стилю) 1722 года "Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах и по доносам фискальским и прочих людей" прокуратура была поставлена над фискальными органами. Первым генерал-прокурором Сената император назначил Павла Ягужинского.

После восшествия на престол в 1762 году императрица Екатерина II существенно реформировала институт российской прокуратуры — в круг обязанностей генерал-прокурора стало входить заведование юстицией, финансами, государственным казначейством и, как и прежде, государственным надзором за органами власти. При реформе государственного управления, предпринятой Александром I, с 1802 года должность главы Сената была соединена с должностью министра юстиции. В таком виде должность генерал-прокурора просуществовала вплоть до февральских событий 1917 года, после чего была упразднена.

28 мая 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принял первое "Положение о прокурорском надзоре", согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) Союза ССР было принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР. Утвержденное в декабре 1933 года "Положение о Прокуратуре Союза ССР" определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял закон "О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР". Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Горшенин.

В мае 1955 года указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден законодательный акт "Положение о прокурорском надзоре в СССР", который возлагал на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После принятия в 1977 году новой Конституции СССР, на ее основе был разработан Закон о Прокуратуре СССР, который был утвержден в ноябре 1979 года. В соответствии с ним, к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности, борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, обеспечение неотвратимости ответственности за преступление.

После распада СССР, в январе 1992 года был принят новый федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, иным стало содержание прокурорского надзора.

В июле 2013 года было заключено Соглашение о взаимодействии между Общественной палатой РФ и Генеральной прокуратурой РФ, которое предусматривает обмен информацией о нарушении законодательства, прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан.

2 августа 2013 года были внесены изменения в статью 4 Федерального закона "О прокуратуре РФ", согласно которым за органами прокуратуры было закреплено право получать необходимую им для осуществления прокурорского надзора информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

Органы прокуратуры также получили право обрабатывать персональные данные, включая данные специальных категорий (например, сведения, составляющие врачебную тайну). Поправками разрешено предоставлять сведения о гражданине, составляющие врачебную тайну, без его согласия по запросам органов прокуратуры в связи с осуществлением прокурорского надзора.

23 июля 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", направленный на совершенствование правового регулирования вопросов подготовки кадров для системы прокуратуры. Законом устанавливается, что Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности ректоров, проректоров научных и образовательных организаций прокуратуры РФ. Получение дополнительного профессионального образования прокурорскими работниками предполагается осуществлять не реже одного раза в пять лет (вместо одного раза в три года) с сохранением им денежного содержания на период обучения. Регламентируются вопросы получения высшего профессионального образования прокурорскими работниками, в том числе по договорам о целевом приеме или о целевом обучении, а также вопросы обучения в аспирантуре.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны. В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дата празднования.

День работников прокуратуры Российской Федерации отмечается ежегодно 12 января, начиная с 1996 г.

История праздника.

12 января в 1722 году указом Петра Великого при Сенате был впервые учрежден пост генерал-прокурора. Так в истории России возник институт прокуратуры, первоначально в лице «стряпчего о делах государственных» Павла Ягужинского.

Сам же праздник учрежден Указом Президента РФ Б. Ельцина от 29 декабря 1995 г. № 1329 «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации». Чествование служащих контролирующего органа стало данью уважения и признанием важности их труда.

О профессии

Главное в работе прокуратуры - это ее правозащитная функция. Самыми важными были и остаются надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, защита законных интересов государства.

Прокуратура - едва ли не единственный государственный орган, куда человек может обратиться с любыми своими бедами и проблемами: от отключения электроэнергии в квартире до обмана его так называемыми строителями финансовых пирамид.

Путь в профессию начинается с поступления в юридический ВУЗ. Для получения должности в прокуратуре нужно пройти аттестацию.

Прокуроры относятся к отдельной и независимой ветви власти. Они контролируют выполнение законов, в том числе Конституции РФ. Их полномочия определяются законом «О прокуратуре Российской Федерации». Он устанавливает надзорные функции в соблюдении прав и свобод человека, законов должностными лицами, силовыми ведомствами, исполнительной властью, представительными органами. В обязанности прокуроров входит защита интересов государства в судах, регулирование работы правоохранителей, международное взаимодействие.

Главой ведомства является Генеральный прокурор. Он определяет порядок взаимодействия различных подразделений. Служащие имеют знаки отличия, идентичные воинским. Их называют классными чинами.

Прокуратура России – это целая система государственных контролирующих органов, осуществляющих надзор над соблюдением Конституции РФ, законности и правопорядка, а также защиты прав, свобод и интересов граждан своей страны. Как и у других сообществ различной специализации, у сотрудников этой структуры в календаре профессиональных праздников также есть своя дата – День работника прокуратуры. Как отмечают этот праздник и какого числа он наступает в 2018 году?

Когда празднуют День прокуратуры в РФ?

Поводом для празднования Дня работников прокуратуры России стал указ президента РФ Бориса Ельцина, подписанный главой государства 29 декабря 1996 года. Именно с этого момента в календаре профессиональных праздников появилась новая дата – 12 января. Именно в этот день уже 21 год подряд отмечают свой праздник работники прокуратуры.

В 2018 году 12 января приходится на пятницу – последний рабочий день второй недели от начала нового года.

Примечательно то, что сам институт российской прокуратуры возник в нашей стране ещё во времена правления Петра Великого, который в 1722 году впервые в истории учредил должность, именуемую генерал-прокурором.

Даты празднования Дня работника прокуратуры в странах бывшего союзного государства:

Беларусь 26 июня
Казахстан 6 декабря
Молдова 29 января
Украина 1 декабря
Армения 1 июля
Кыргызстан 22 ноября
Азербайджан 1 октября

Такой разброс в датах празднования объясняется разным временем подписания указа о создании Дня работников прокуратуры руководителями соответствующих государств.

Традиции празднования

Несмотря на звания, статусы и специализацию, у каждой профессии существует своя специфика работы, свои ценности, а также свои герои. В день, когда отмечается профессиональный праздник работников прокуратуры, традиционно проводятся:

  • торжественные собрания, на которых отмечают грамотами и подарками, а также очередными званиями лучших из лучших,
  • концерты, организованные к этому празднику,
  • неформальные мероприятия.

Кстати в Москве, День прокуратуры отмечают в Георгиевском зале Кремля, где президент России в официальной обстановке и в присутствии первых лиц, возглавляющих эту структуру, лично награждает тех, кто особо отличился, присваивая им внеочередные звания и вручая благодарности.

Неформальная обстановка по завершению торжественных мероприятий – это тосты и пламенные речи за праздничным столом, поздравления, подарки друг другу, а также презенты подчинённым от начальников.

Немного о структуре прокуратуры, её деятельности и полномочиях

Главным звеном в прокурорской структуре РФ является Генеральная прокуратура во главе с генеральным прокурором. Ей подчиняются прокуратуры объектов РФ, главная военная прокуратура, а также подведомственные организации и специализированные прокуратуры, наделённые особыми полномочиями. Далее идут контролирующие органы районов и городов, а также гарнизонов, если речь идёт о военной прокуратуре. Но в любом случае все звенья данной структуры сходятся на самом верху, которым является Генеральная прокуратура.

Главное задание прокурорских работников – это правозащитная функция, контроль над точным исполнением всех законов Российской Федерации с однозначной трактовкой по всем уголовным, административным и гражданским делам, как частных, так и юридических лиц. Также прокуроры должны уметь защищать законные интересы государства.

Одной из особенностей прокурорских работников является ношение форменной одежды установленного образца с погонами соответствующего звания. В повседневной жизни её одевают не всегда, часто заменяя строгими пиджаками и брючными костюмами делового стиля. Но на официальных мероприятиях и судебных заседаниях прокуроры обязаны выглядеть соответствующе, то есть быть в форменной одежде с погонами.

Статистические данные

Штатная численность сотрудников органов прокуратуры во всех структурных подразделениях данного ведомства составляет 47 912 человек.

За всё время от провозглашения Дня прокурорских работников, руководителями Генеральной прокуратуры России было семь человек.

  1. Степанков В.Г. (срок полномочий 28.02.1991 — 05.10.1993)
  2. Казанник А.И. (05.10.1993 – 25.04.1994)
  3. Ильющенко А.И (26.04.1994 – 08.10.1995)
  4. Гайданов О.И. (08.10.1995 – 24.10.1995)
  5. Скуратов Ю.И. (24.10.1995 – 19.04.2000)
  6. Устинов В.В. (17.05.2000 – 02.06.2006)
  7. Чайка Ю.Я. (23.06.2006 – по сегодняшний день)

Существует семь нагрудных знаков, которыми награждаются прокурорские работники за те или иные заслуги перед государством. Главным из них является знак отличия «За верность закону», который имеет три степени и был утверждён 6 апреля 2007 года.

День прокуратуры, как и остальные профессиональные праздники, не является выходным днём, при условии, что он не выпадает на субботу или воскресенье. Главная цель создания таких праздников – собраться вместе, объединившись целым коллективом в единую сплочённую команду, ощутить значимость своей профессии, а также отметить важность проделанной за год работы.

Работники прокуратуры выполняют очень серьезные задачи. Без этой организации современное общество не могло бы полноценно существовать. Неудивительно, что сотрудники подразделения получили собственный день. Мы отмечаем его каждый год двенадцатого января. Праздник довольно молодой, предстоящей зимой он пройдет всего лишь в двадцать третий раз. Он имеет отношение не только к служащим, которые сейчас выполняют свой долг, но и к пенсионерам, учащимся профильных вузов, преподавательскому составу этих учебных заведений.

История праздника

Этот праздник появился только в конце прошлого века. Лишь в 1995 году президентом Б. Ельциным был подписан соответствующий указ. До этого долго обсуждался вопрос о том, нужно ли выделять отдельный день под такое торжество. Но с учетом всех заслуг отважных и профессиональных людей, которые работают в прокуратуре, было решено, что собственный праздник у этой замечательной службы должен быть обязательно. Это настоящий момент признания и уважения, поэтому подобная торжественная дата просто не могла не появиться в календаре.

День же, само собой разумеется, выбран неслучайно. Именно 12 января, но в далеком 1722 году в России появился первый институт прокуратуры. Как и многие очень важные нововведения, это находится на счету императора Петра Великого. Государь не только создал новый институт, но и определил порядок его действия, ввел новые чины и полномочия для них.

Это был серьезный шаг в российской юриспруденции, поэтому такой день можно считать значимым для любого гражданина. Сегодня для работы в прокуратуре нужно не только окончить специализированный юридический вуз, но и пройти довольно сложную аттестацию. Эта работа далеко не для всех желающих, тем уважительнее граждане относятся к людям, которые смогли доказать, что достойны полученных должностей.