Многие кадровые отделы и службы безопасности нередко стараются не прибегать к в связи с тем, что до настоящего времени психофизиологические исследования с применением полиграфа прямо не закреплены на законодательном уровне. Правовой статус полиграфа в Российской Федерации, особенно при работе с кадровым составом, в настоящее формируется совокупностью нормативных актов и не вызывает сомнения в его законности.

В случаях применения полиграфа в кадровой работе важным аспектом является его добровольность. Это вытекает из положений ст. 2 и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которым человек, а также его права и свободы признаются высшей ценностью и их осуществление не может нарушать права и интересы других лиц. Исходя из этих норм, при прохождении проверки на полиграфе, обязательно добровольное согласие тестируемого.

Но как быть, если сотрудник компании отказывается от прохождения проверки на полиграфе, мотивируя свой отказ незаконностью такой процедуры? Может ли работодатель не принимать на работу кандидата лишь за отказ от прохождения психофизиологического исследования? Для этого следует рассмотреть правовые аспекты, регулирующие применение полиграфа в действующем законодательстве.

Так, ст. 3 Трудового Кодекса РФ (ТК РФ) гарантирует защиту от ограничений работникам, устанавливаемых кем-либо в отношении их трудовых прав. Часть 3 указанной статьи гласит, что не являются ограничением прав работников установление различий, исключений, предпочтений, и иные ограничения трудовых прав работников, ввиду свойственных данной разновидности труда требованиям, установленными федеральным законом. По смыслу данной статьи, работодатель вправе установить, к примеру, ограничением для материально-ответственных лиц отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности по корыстным преступлениям, если должность предусматривает такое ограничение в законе. Выявление такой информации является основанием к увольнению или отказу в оформлении на должность .

Статья 8 ТК РФ регламентирует право работодателя разрабатывать и вводить в действие локальные нормативные акты, которые могут содержать дополнительные нормы регулирования труда, не противоречащие действующему трудовому законодательству и не ухудшающие положение работников по сравнению с ним. Если организация планирует применять в своей деятельности полиграф для проверки новых или уже работающих сотрудников на постоянной или разовой основе, то данные положения лучше заранее закладывать в локальные нормативные акты или же разработать отдельный документ, регламентирующий порядок и основания для проведения тестирования с применением полиграфа.

Результаты проверки работника являются персональными данными, что следует из ст. 85 ТК РФ, определяющих таковые как информацию, необходимую работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающуюся работника. В этой связи такие данные подлежат защите и соблюдению правил их обработки, предусмотренной главой 14 ТК РФ и ФЗ «О персональных данных».

Статья 70 ТК РФ предоставляет работодателю право установить работнику испытание при найме на работу, но не закрепляет однозначной формы данного испытания. Им, в том числе, может являться и психофизиологическое исследование с применением полиграфа, прописанное в трудовом договоре. Подписание трудового договора с данным условием или дополнительного письменного согласия на проверку означает готовность работника пройти такое тестирование.

Проведение как разовых, так и регулярных проверок должно быть также оговорено в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему (для уже принятых на работу), а в дальнейшем может быть включено в состав мероприятий при ежегодных аттестациях, экзаменах или проверках на соответствие занимаемой должности. Данный способ особенно актуален для государственных и муниципальных учреждений. Таким образом, легитимность проверки на полиграфе должна закладываться со стадии приема на работу и подлежит отражению в перечне всех существенных условий в трудовом договоре. Проведение проверок в случаях хищения или иных инцидентах на производстве подпадает под положения трудового договора, предусматривающие право работодателя по своему усмотрению проводить общие или выборочные проверки сотрудников на полиграфе.

Если проверкой на полиграфе будет установлен факт сокрытия или умышленного искажения работником информации о себе в условиях, когда предоставление такой информации требовалось работодателю при приеме на работу, то трудовой договор с сотрудником может быть в одностороннем порядке прекращен на основании п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. А в случае установления исследованием иных обстоятельств, которые являются основанием к увольнению (кража, растрата, разглашения охраняемой законодательством тайны и т.д.) - по соответствующему пункту и части ст. 81 ТК РФ.

Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности за незаконное разглашение информации со статусом коммерческой тайны, в организации должен быть обеспечен надлежащий режим коммерческой тайны с отражением данных положений в локальных актах. Что подпадает под коммерческую тайну, кто имеет к ней доступ и какие меры должны быть приняты к ее сохранности - все это должно быть отражено в локальной документации в соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне». Лица, имеющие доступ к информации, признанной коммерческой тайной, должны под роспись ознакомиться с внутренним положением о режиме коммерческой тайны и иметь в трудовых договорах соответствующие ограничения на разглашение информации.

Необходимость сохранения режима коммерческой тайны на предприятии является одним из серьезных оснований к установлению обязательного требования - тестирования на полиграфе, как одного из методов обеспечении сохранности конфиденциальной информации . Аналогичная методика может быть использована и в организациях, работающих с государственной тайной.

В уголовном судопроизводстве заключение специалиста-полиграфолога подпадает под действие положений статьи 80 УПК РФ, по которой заключение или мнение допрошенного в установленном порядке специалиста является доказательством по уголовному делу.

В гражданском процессе заключение специалиста-полиграфолога является письменным доказательством, содержащим имеющие значения для дела сведения.

Именно благодаря правильной организации кадровой работы и разработке необходимой внутренней документации организации, использование полиграфа в кадровой работе в целях проверки вновь принимаемых и действующих сотрудников является абсолютно законным и осуществляется без противоречий действующему законодательству.

Редакция от 07.12.05

Настоящий Федеральный закон о применении полиграфа определяет основные понятия, цели, принципы и области проведения опросов с применением полиграфа в Российской Федерации, а также устанавливает основные требования к применению полиграфа и проведению таких опросов, а также порядок использования их результатов.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) полиграф - техническое средство, предназначенное для регистрации в процессе опроса человека физиологических параметров (в том числе параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, кожного сопротивления) и позволяющее представить результаты регистрации в аналоговом и(или) цифровом виде;

2) опрос с применением полиграфа - нетравмирующая, безвредная для жизни и здоровья человека совокупность действий (включающая, в том числе, тестирование на полиграфе), ориентированная на проверку полиграфологом достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом;

3) - составная часть опроса с применением полиграфа, включающая в себя регистрацию физиологических параметров человека в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы или изображения;

4) полиграфолог - специалист по опросам с применением полиграфа, аттестованный в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

5) ассистент полиграфолога - лицо, специально подготовленное полиграфологом для оказания технической помощи при проведении тестирования на полиграфе;

6) опрашиваемое лицо - лицо, проходящее опрос с применением полиграфа;

7) инициатор опроса - физическое или юридическое лицо, инициирующее проведение опроса с применением полиграфа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

8) представитель инициатора - лицо, представляющее интересы инициатора опроса, участвующее в организации опроса с применением полиграфа и присутствующее при его проведении;

9) обязательный опрос с применением полиграфа - опрос, осуществление которого является обязательным для инициатора опроса и для опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим Федеральным законом;

10) добровольный опрос с применением полиграфа - опрос, осуществляемый при наличии добровольного согласия опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим Федеральным законом;

11) фактор риска - определяемое инициатором опроса в соответствии с принципами настоящего Федерального закона и нормами законодательства Российской Федерации основание, препятствующее поступлению лица на работу (службу) или продолжению выполнения лицом служебных обязанностей, либо препятствующее предоставлению лицу убежища или признанию его беженцем на территории Российской Федерации;

12) согласие лица на прохождение опроса с применением полиграфа зафиксированное в письменной форме решение лица о прохождении опроса с применением полиграфа в сроки, предложенные инициатором опроса;

13) отказ от прохождения опроса с применением полиграфа - зафиксированное в письменной форме лицом, в отношении которого инициировано проведение опроса с применением полиграфа, или полиграфологом решение указанного лица не проходить такой опрос;

14) заявление об изменении сроков прохождения опроса с применением полиграфа -письменное заявление лица о необходимости изменения сроков прохождения опроса с применением полиграфа по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

15) результат опроса с применением полиграфа - письменное заключение полиграфолога на основе информации, полученной им от опрашиваемого лица в ходе проведения опроса;

16) материалы опроса с применением полиграфа - результат опроса с применением полиграфа, заданные опрашиваемому лицу в ходе тестирования на полиграфе вопросы и зарегистрированные при этом его физиологические реакции, а также полученные при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и (или) послетестовой беседы аудио- и видеозаписи.

Статья 2. Цели и области применения полиграфа

1. В Российской Федерации опросы с применением полиграфа проводятся в целях оценки достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Оценка достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, осуществляется:

  1. при получении и подтверждении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
  2. в ходе расследований или судебных разбирательств;
  3. при предупреждении и расследовании правонарушений в рамках трудовых отношений;
  4. при предоставлении убежища или при признании беженцем на территории Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа применения полиграфа

Правовой основой проведения опросов с применением полиграфа являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Статья 4. Принципы проведения опросов, с применением полиграфа

1. Опросы с применением полиграфа проводятся с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманности, научности, конфиденциальности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Проведение опроса с применением полиграфа не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь и достоинство.

3. Недопустимо применение угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью принуждения человека к получению согласия на проведение опроса с применением полиграфа или прохождению такого опроса.

4. Право проведения опросов с применением полиграфа предоставляется специалистам, аттестованным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Информация, содержащаяся в материалах опроса с применением полиграфа, а также полученная участниками опроса в процессе его проведения, не подлежит разглашению без согласия опрашиваемого лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Недопустимо использование этой информации в целях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Лица, проходящие опрос с применением полиграфа

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, опрашиваемыми лицами могут являться:

  1. граждане Российской Федерации;
  2. иностранные граждане, находящихся на территории Российской Федерации;
  3. лица без гражданства, в том числе - прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайство о предоставлении убежища, либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации (далее - лица без гражданства).

Статья 6. Виды опросов с применением полиграфа

В соответствии с настоящим Федеральным законом опросы с применением полиграфа осуществляются в обязательном или добровольном порядке.

Статья 7. Ограничения на проведение опросов с применением полиграфа

Опрос с применением полиграфа не проводится, если лицо, в отношении которого инициирован такой опрос, представляет письменное медицинское заключение, свидетельствующее о том, что физическое и (или) психическое состояние данного лица может повлечь появление у него неадекватных реакций в ходе тестирования на полиграфе, с указанием срока действия данного заключения.

ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОПРОСЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА

Статья 8. Лица, проходящие обязательные опросы с применением полиграфа

Органы государственной власти и негосударственные организации, соответственно, осуществляют обязательные опросы с применением полиграфа:

  1. граждан Российской Федерации, получающих или имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
  2. граждан Российской Федерации, поступающих на службу или проходящих службу в: органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки; органах федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ; подразделениях службы судебных приставов органов юстиции, подразделениях службы исполнения наказаний, подразделениях министерства обороны, органах таможенного комитета, органах государственной охраны, органах прокуратуры.
  3. граждан Российской Федерации, поступающих на работу, связанную с обеспечением эксплуатации особо важных, режимных или опасных производственных объектов, или поступивших на такую работу

Статья 9. Случаи применения обязательных опросов с применением полиграфа

1. Обязательные опросы с применением полиграфа проводят в отношении лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия:

  1. при поступлении на работу (службу);
  2. при осуществлении периодического или выборочного контроля служебной деятельности.

2. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни:

  1. должностей, на которые поступают или на которых работают (проходят службу) лица, подпадающие под действие статьи 8 настоящего Федерального закона;
  2. особо важных, режимных или опасных производственных объектов, на которых применяют обязательные опросы с применением полиграфа в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Статья 10. Порядок проведения обязательных опросов с применением полиграфа

1. Порядок проведения органами государственной власти Российской Федерации обязательных опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, устанавливается нормативными правовыми актами указанных органов.

2. Порядок проведения негосударственными организациями обязательных опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие частей 1 и 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Отказ от прохождения обязательного опроса с применением полиграфа

Отказ от опроса с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в поступлении на работу (службу) или в допуске к исполнению ими служебных обязанностей за исключением случаев, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Изменение срока прохождения обязательного опроса с применением полиграфа

1. Основанием для изменения намеченного инициатором опроса срока проведения обязательного опроса с применением полиграфа является заявление лица, в отношении которого инициирован опрос, об изменении срока прохождения опроса с указанием причин и предложением инициатору опроса желательного периода времени прохождения такого опроса. Выбор срока проведения обязательного опроса с использование полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, подлежащим такому опросу.

2. Допускается:

  1. двукратное изменение срока прохождения обязательного опроса с применением полиграфа в случаях, подпадающих под действие пункта 1 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;
  2. однократное изменение срока прохождения обязательного опроса с применением полиграфа в случаях, подпадающих под действие пункта 2 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Количество переносов, инициируемых опрашиваемым лицом и превышающих требования части 2 настоящей статьи, расценивается как отказ от обязательного опроса с применением полиграфа.

ГЛАВА 3. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОПРОСЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА

Статья 13. Лица, проходящие добровольные опросы с применением полиграфа

Органы государственной власти и негосударственные организации имеют право инициировать и проводить добровольные опросы с применением полиграфа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия на проведение таких опросов и в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 14. Случаи применения добровольных опросов с применением полиграфа

1. Органы государственной власти имеют право проводить добровольные опросы с применением полиграфа:

  1. в ходе оперативно-розыскной деятельности;
  2. в ходе расследований или судебных разбирательств.

2. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации имеют право проводить добровольные опросы с применением полиграфа:

  1. в ходе установления трудовых отношений при поступлении лиц на работу (службу);
  2. в целях предупреждения правонарушений в рамках трудовых отношений;
  3. при расследовании правонарушений, совершаемых или совершенных в рамках трудовых отношений.

3. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации в целях обеспечения защиты конфиденциальности информации имеют право проводить опросы с применением полиграфа лиц, которые в соответствии с трудовым договором будут иметь или имеют доступ к конфиденциальной информации.

4. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации при расследовании правонарушений, совершаемых или совершенных в рамках трудовых отношений, имеют право проводить опросы с применением полиграфа работников, если такая обязанность вытекает из трудового договора.

Статья 15. Проведение добровольных опросов с применением полиграфа

1. Проведение в ходе расследований и судебных разбирательств добровольного опроса с применением полиграфа в форме экспертизы осуществляется в соответствии с процессуальными нормами Российской Федерации.

2. Проведение органами государственной власти добровольного опроса с применением полиграфа лица моложе 14 лет осуществляется исключительно в форме экспертизы в соответствии с частью 1 настоящей статьи при согласии одного из родителей (опекунов, иных законных представителей) данного лица на прохождение такого опроса.

3. Работодателю предоставляется право инициировать добровольные опросы с применением полиграфа лиц, нанимаемых на работу (службу), и проводить такие опросы в случаях, когда:

  1. обязанность прохождение опроса предусмотрена трудовым договором;
  2. проведение опроса инициировано опрашиваемым лицом.

4. Проведение добровольных опросов с применением полиграфа лиц без гражданства осуществляется компетентными органами государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Отказы от прохождения добровольного опроса с применением полиграфа

1. Последствия отказов граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, для которых органами государственной власти инициировано проведение добровольных опросов с применением полиграфа в форме экспертизы, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Отказы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства от добровольных опросов с применением полиграфа, проведение которых в ходе оперативно-розыскной деятельности, расследований или судебных разбирательств инициировано органами государственной власти (за исключением случаев, подпадающих под действие части 1 настоящей статьи), не влекут за собой ущемления их законных интересов и прав.

3. Отказы лиц без гражданства, в отношении которых органами государственной власти инициировано проведение добровольных опросов с применением полиграфа (за исключением случаев, подпадающих под действие части 1 настоящей статьи) являются основанием для отказа в предоставлении им убежища либо в признании их беженцами на территории Российской Федерации.

4. Отказы лиц, для которых работодателем инициировано проведение добровольных опросов с применением полиграфа при установлении и осуществлении трудовых отношений в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, являются основанием для отказа в установлении с ними таких отношений.

5. Отказы лиц, для которых работодателем инициировано проведение добровольных опросов с применением полиграфа при предупреждении и расследовании правонарушений в рамках трудовых отношений, не могут являться основанием для отказа им в допуске к исполнению служебных обязанностей и не влекут за собой ущемления их законных интересов и прав за исключением случаев, когда прохождение опроса с применением полиграфа вытекает из трудового договора.

Статья 17. Изменение срока прохождения добровольного опроса с применением полиграфа

1. Выбор срока проведения добровольного опроса с применением полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, в отношении которого этот опрос инициирован.

2. Изменение намеченного инициатором опроса срока проведения добровольного опроса с применением полиграфа не влечет за собой ущемления законных интересов и прав лица, в отношении которого инициирован опрос, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, когда обязанность прохождения опроса с применением полиграфа вытекает из трудового договора.

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА

Статья 18. Структура и технические средства опроса с применением полиграфа

1. При выполнении опроса с применением полиграфа полиграфологом осуществляются следующие основные действия:

  1. подготовка к работе с опрашиваемым лицом;
  2. работа с опрашиваемым лицом (проведение предтестовой беседы, выполнение тестирования на полиграфе, проведение по усмотрению полиграфолога послетестовой беседы);
  3. анализ и оценка зарегистрированных физиологических реакций;
  4. оформление результатов опроса с применением полиграфа.

2. Для проведения опросов с применением полиграфа применяют технические средства, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

3. Полиграфологи, применяющие в ходе опросов полиграфы, не соответствующие требованиям части 2 настоящей статьи, привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

4. При проведении опроса с применением полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, допускается осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом с уведомлением его об этом. Решение о целесообразности осуществления такой записи принимает инициатор опроса.

5. При проведении опроса с применением полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие частей 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом проводится при наличии его гасьменного добровольного согласия.

Статья 19. Лица, присутствующие при проведении опроса с применением полиграфа

1. При проведении опроса с применением полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие статьи 8, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 14, части 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога в помещении имеют право присутствовать:

  1. ассистент полиграфолога (с разрешение полиграфолога),
  2. переводчик (по желанию опрашиваемого лица либо по решению инициатора опроса).

2. При проведении опроса с применением полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие пункта 2 части 1 статьи 14 и частей 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога, в помещении имеют право присутствовать

  1. представитель инициатора опроса,
  2. адвокат/защитник (в порядке, установленном процессуальным законодательством),
  3. родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица, если последнему менее 14 лет,
  4. ассистент полиграфолога (с разрешения полиграфолога),
  5. переводчик (в порядке, установленном процессуальным законодательством).

3. Присутствие при проведении опроса с применением полиграфа лиц, не упомянутых в частях 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

Статья 20. Язык, на котором проводится опрос с применением полиграфа

1. Опрос с применением полиграфа проводится на родном для опрашиваемого лица языке или ином языке, которым, по утверждению опрашиваемого лица, он уверенно владеет.

2. Если полиграфолог и опрашиваемое лицо не могут в ходе опроса с применением полиграфа общаться на одном языке, инициатор опроса по заявлению полиграфолога или опрашиваемого лица обязан привлечь переводчика к такому опросу.

Статья 21. Требования к полиграфологу

1. Опросы с применением полиграфа осуществляют полиграфологи, аттестованные в соответствии с требованиями настоящей статьи.

2. Полиграфолог должен отвечать следующим требованиям:

  1. быть гражданином Российской Федерации;
  2. иметь высшее образование;
  3. иметь возраст не менее 22 лет.

3. Полиграфолог, выполняющий опросы с применением полиграфа, должен пройти подготовку по специальности в порядке установленном статьей 31 настоящего Федерального закона.

4. Настоящий Федеральный закон, допускает установление органами государственной власти дополнительных требований к отбору и подготовке полиграфологов, выполняющих опросы с применением полиграфа лиц, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

5. Лица, получившие квалификацию полиграфолога в соответствии с настоящим Федеральным законом, прохдят:

  1. регистрацию в Государственной комиссии по опросам с применением полиграфа;
  2. переподготовку не реже одного раза в два года.

6. В случаях выполнения опросов с применением полиграфа в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона полиграфолог обязан иметь соответствующую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

7. Лица, не получившие квалификацию полиграфолога или не прошедшие переподготовку в соответствии с настоящим Федеральным законом и выполняющие опросы с применением полиграфа, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Обязанности, права и ответственность инициатора опроса

1. Инициатор опроса с применением полиграфа обязан:

  1. предоставить полиграфологу имеющиеся материалы об опрашиваемом лице, необходимые для проведения опроса с применением полиграфа;
  2. предоставить полиграфологу перечень факторов риска;
  3. обеспечить полиграфологу необходимые условия для проведения опроса с применением полиграфа, в соответствии с требованиями, установленными Государственной комиссией по опросам с применением полиграфа;
  4. ознакомить в письменном виде лицо, которому предстоит пройти опрос с применением полиграфа, с правовыми основаниями и причиной планируемого опроса;
  5. получить согласие опрашиваемого лица на прохождение опроса с применением полиграфа;
  6. уведомить не менее чем за сутки опрашиваемое лицо о намерении провести его опрос с применением полиграфа за исключением случаев, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, когда применение полигафа осуществляется при выявлении и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений;
  7. гарантировать в письменном виде опрашиваемому лицу, что полученная от него в ходе опроса с применением полиграфа информация не будет передана третьим лицам без предварительного разрешения опрашиваемого лица, за исключением случаев, указанных в пункте 4 части 2 настоящей статьи;
  8. ознакомить опрашиваемое лицо с результатами опроса с применением полиграфа;
  9. организовать-проведение повторного опроса с применением полиграфа в случаях и в порядке, предусмотренных частью 2 статьи 24 настоящего Федерального закона.

2. Инициатор имеет право:

  1. получить от полиграфолога разъяснения по технологии и организации проведения опроса с применением полиграфа;
  2. получить от полиграфолога полный отчет о результатах опроса с применением полиграфа;
  3. самостоятельно принимать решение о времени ознакомления опрашиваемого лица с результатами проведенного в отношении него опроса с применением полиграфа;
  4. инициативно передать результаты опроса с применением полиграфа компетентным органам исполнительной власти, если результаты такого опроса содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

3. Инициатор опроса несет ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Обязанности, права и ответственность полиграфолога

1. При проведении опроса с применением полиграфа полиграфолог обязан:

  1. проводить опрос только при наличии согласия опрашиваемого лица на прохождение такого опроса, полученного без принуждения со стороны третьих лиц;
  2. ознакомить опрашиваемое лицо с вопросами, которые будут ему заданы в ходе тестирования на полиграфе;
  3. выполнять требования методического и нормативного характера, установленные Государственной комиссией по опросам с применением полиграфа;
  4. не проводить опрос с применением полиграфа при наличии основания, указанного в статье 7 настоящего Федерального закона;
  5. дать по требованию инициатора опроса разъяснения по технологии и организации проведения опроса с применением полиграфа;
  6. представить инициатору опроса результаты опроса с применением полиграфа;
  7. оказать помощь инициатору опроса в принятии решения о передаче результатов опроса с применением полиграфа исполнительным органам государственной власти, если такие результаты содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или в совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;
  8. сохранять в тайне информацию, которая стала ему известна в связи с проведением опроса с применением полиграфа, за исключением случаев, когда передача такой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон допускает установление органами государственной власти дополнительных обязанностей полиграфологов, выполняющих опросы с применением полиграфа в отношении лиц, подпадающих под действие пункта 4 части 2 статьи 2, статьи 8, части 1 и пункта 3 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

3. Полиграфолог не имеет права:

  1. задавать при тестировании на полиграфе вопросы, касающиеся расовой или этнической принадлежности опрашиваемого лица, его религиозных или политических убеждений и взглядов, сексуальной жизни и ориентации, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации;
  2. задавать при тестировании вопросы на полиграфе, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную тайну, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации;
  3. скрывать от инициатора опроса какую-либо информацию, полученную от опрашиваемого лица при проведении опроса с применением полиграфа;
  4. высказывать в своём заключении суждения или выводы юридического, медицинского, психологического, психиатрического или иного характера в отношении опрашиваемого лица, если не является профессиональным специалистом в указанных областях знаний.

4. Полиграфолог имеет право:

  1. знакомиться с имеющимися у инициатора опроса материалами, необходимыми для подготовки к работе и работы с лицом, в отношении которого инициирован опрос с применением полиграфа,
  2. отказаться от проведения опроса:
    - а) при непредставлении инициатором опроса материалов, указанных в пункте 1 части 4-настоящей статьи;
    - б) при отсутствии, по его мнению, достаточного времени для необходимой подготовки к работе с опрашиваемым лицом.

5. Полиграфолог несет ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Права и обязанности опрашиваемого лица

1. При проведении опроса с применением полиграфа опрашиваемое лицо имеет право:

  1. быть ознакомленным в-письменном виде с правовыми основаниями и причинами предстоящего опроса;
  2. в ходе предтестовой беседы и в период тестирования на полиграфе отказаться от дальнейшего участия в них с указанием или без указания причин принятия такого решения;
  3. знакомиться с содержанием вопросов, которые будут ему заданы, и, если необходимо, участвовать в их редактировании и уточнении их содержания;
  4. отказаться от участия в проведении опроса с применением полиграфа, если уведомление о таковом было сделано менее чем за сутки, за исключением случаев, подпадающих под действие пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона;
  5. представить письменное медицинское заключение, свидетельствующее о том, что его физическое и (или) психическое состояние может повлечь неадекватные реакции в ходе тестировании на полиграфе
  6. подать заявление об изменении сроков прохождения опроса с применением полиграфа в соответствии со статьями 12 и 17 настоящего Федерального закона;
  7. обратиться в суд за защитой своих прав в случае нарушения полиграфологом или инициатором опроса положений настоящего Федерального закона;
  8. требовать в инициативном порядке проведения опроса с применением полиграфа в случаях, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона;
  9. требовать проведения повторного опроса тем же или иным полиграфологом при несогласии с результатами проса с применением полиграфа.

2. Повторный опрос, инициированный опрашиваемым лицом, проводится за счет этого лица за исключением случаев, при которых проведение повторного опроса определено судебным решением и подпадает под действие пункта 8 части 1 настоящей статьи.

З. При выполнении тестирования на полиграфе опрашиваемое лицо обязано строго следовать инструкциям полиграфолога.

4. Отказ опрашиваемого лица от проведения предтестовой беседы, инициативное досрочное прекращение опрашиваемым лицом тестирования на полиграфе или умышленное невыполнение опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога приравниваются к отказу от прохождения опроса с применением полиграфа и влекут за собой последствия, определенные, соответственно, статьями 11 и 15 настоящего Федерального закона.

Статья 25. Обязанности и ответственность ассистента полиграфолога

1. Ассистент полиграфолога не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.

2. Ассистент полиграфолога несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной в ходе тестирования на полиграфе, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Обязанности, права и ответственность переводчика

1. Переводчик в ходе предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и послетестовой беседы руководствуется обязанностями, пользуется правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Переводчик не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.

Статья 27. Права, обязанности и ответственность представителя инициатора опроса

1. Представитель инициатора имеет право присутствовать при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и послетестовой беседы.

2. Представитель инициатора обязан, строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям и не имеет права вмешиваться в его действия при проведении опроса с применением полиграфа, в том числе делать какие-либо замечания или заявления в периоды времени, когда осуществляется регистрация физиологических параметров опрашиваемого лица.

3. Представитель инициатора опроса несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной при проведении опроса, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Права и обязанности адвоката (защитника) и иного законного представителя опрашиваемого лица

1. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица имеют право присутствовать при проведении предтестовой беседы, тестировании на полиграфе и послетестовой беседы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица обязаны строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям, не имеют права вмешиваться в его действия при выполнении тестирования на полиграфе, в том числе делать какие-либо замечания или заявления в периоды времени, когда осуществляется регистрация физиологических параметров опрашиваемого лица.

3. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица несут ответственность за разглашение информации, ставшей им известной при проведении предтестовой беседы, тестировании на полиграфе и послетестовой беседы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Порядок использования результатов опроса с применением полиграфа

1. Право использования результатов опроса с применением полиграфа принадлежит его инициатору.

2. Результаты опроса с применением полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие статьи 8 настоящего Федерального закона:

  1. не являются доказательством недостоверности сведений, сообщенных данным лицом;
  2. могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении этого лица;
  3. дают право инициатору опроса до завершения указанных мероприятий приостановить исполнение,этим лицом его служебных обязанностей.

3. Результаты опроса с применением полиграфа лица, подпадающего под действие частей 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, могут являться доказательством по делу в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

4. Результаты опроса с применением полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие пункта 4 части 2 статьи 2 и части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи:

  1. не являются доказательством недостоверности сведений, сообщенных этим лицом;
  2. являются основанием для проведения дополнительных мероприятий по оценке достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.

5. Результаты опроса с применением полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона:

  1. не могут являться основанием для отказа в допуске данного лица к исполнению им служебных обязанностей за исключением случаев, когда такой отказ вытекает из трудового договора;
  2. не влекут за собой ущемления его законных интересов и прав;
  3. могут служить основанием для проведения дополнительных мероприятий по оценке достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.

Статья 30. Порядок хранения материалов опроса с применением полиграфа

1. Материалы опроса с применением полиграфа подлежат обязательному хранению в течение трёх лет, если инициатором опроса не установлен больший срок хранения.

2. Материалы опроса с применением полиграфа хранятся у инициатора опроса и(или), с его разрешения, у полиграфолога.

3. Условия хранения материалов опроса с применением полиграфа и, при необходимости, последующего их использования должны исключать возможность их утраты, искажения, или несанкционированного доступа к ним.

4. В случаях, если нормативными правовыми актами органов государственной власти или трудовым договором предусмотрено проведение периодических опросов с применением полиграфа, срок хранения материалов опроса должен быть не менее установленного срока проведения последующего опроса.

5. Сроки хранения материалов опросов с применением полиграфа, выполненных в процессуальных условиях, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Государственная комиссия по опросам с применением полиграфа

1. Организационные принципы проведения в Российской Федерации опросов с применением полиграфа органами государственной власти и негосударственными организациями, единые методические нормы проведения таких опросов, а также порядок подготовки полиграфологов для указанных органов и организаций определяет и контролирует Государственная комиссия по опросам с применением полиграфа.

2. Положение о Государственной комиссии по опросам с применением полиграфа утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 32. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение настоящего Федерального закона наступает дисциплинарная, уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 33. Прокурорский надзор за проведением опросов с применением полиграфа

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при проведении опросов с применением полиграфа и законности принимаемых решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Статья 34. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после даты его принятия.

Президент Российской Федерации В.В.Путин

Во многих компаниях отделы кадров и службы безопасности в последнее время достаточно часто прибегают к проверке сотрудников на «детекторе лжи», полиграфе. Раньше к подобной процедуре мнение было неоднозначное. Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась: законность проверки полиграфом на работе не вызывает сомнений. Правовой статус в РФ в рамках работы с кадровым составом формируется рядом нормативных актов.

Актуальность применения полиграфа на работе

Все работодатели стремятся обеспечить собственные интересы, используя все легитимные доступные способы. Это относится к решению вопросов трудоустройства (чаще всего) и разрешения конфликтов в коллективе. В зависимости от направления деятельности, вакансии, работнику предлагается пройти ряд тестовых мероприятий, направленных на выявление профпригодности кандидата на должность.

Компания, проводящая экспертизу, в обязательном порядке обязана получить от соискателя согласие в письменном виде ДО процедуры.

Можно понять опасения руководства: если должность предполагает ведение работы с финансами, имуществом, то одних профессиональных навыков недостаточно. Полиграф позволяет узнать не только особенности полученного опыта, но и:

  • Как проявил себя человек на предыдущих местах работы.
  • Имеются ли в биографии претендента «темные пятна», связи с криминальным миром.
  • Внутренний уровень ответственности и так далее.

Стандартные способы не предполагают естественного получения негативных данных, поэтому работодатели, стремясь сделать правильный выбор, обращаются к специалистам высокого уровня по проведению подобной экспертизы. После применения в рамках тестирования полиграфа, они составляют отчет, в котором указаны предположительные данные о тех или иных жизненных событиях претендента.

Конечно, применения полиграфа законно в рамках судебного производства, а вот его использование работодателями для реализации экспертизы персонала до сих пор вызывает много споров! В связи с этим возникает ряд актуальных вопросов:

  • Есть ли у работодателя законное право на прове дение такой экспертизы психофизиологического характера.
  • Допустим ли отказ претендента от прохождения полиграфа, и будет ли это веским основанием для отказа в предоставлении должности.
  • Не ущемляются ли права претендента на должность, не влияет ли экспертиза на состояние здоровья.

Нормативные аспекты

Практика показывает, что достаточное количество работодателей стали активно использовать современные возможности по проведению психофизиологической экспертизы при принятии на работу и в ряде других ситуаций. Для этого приглашаются специалисты из специализированной организации (заключается договор на оказание услуги по экспертизе с применением полиграфа).

Так как в трудовом законодательстве не прописаны аспекты использования полиграфа, нужно отталкиваться от прочих нормативных документов, дабы определить законность применения детектора лжи на работе. В них в большей или меньшей степени упоминается возможность реализации экспертизы такого плана.

  1. Косвенно такая возможность прописана в пункте 14 статьи 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (12.08.1995 г.). Здесь акцент делается на возможность использования технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Также указывается, что используемые технические средства (в данном случае полиграф) не может быть опасен для жизни и здоровья людей.
  2. Во внутренних инструкциях ФСБ и МВД также прописан ряд положений относительно проведения психофизической экспертизы. Они регулируют порядок проведения для сотрудников правоохранительных органов, устраивающихся на работу и в рамках вопросов уголовного разбирательства в суде.

Важный аспект: в инструкциях четко указано, что применение полиграфа обосновано при соблюдении ряда условий. Приведенные выше нормативные акты и документы можно проецировать на трудовые взаимоотношения. Компания, проводящая экспертизу, в обязательном порядке обязана получить от соискателя согласие в письменном виде ДО процедуры.

Никаких противоречий действующему законодательству РФ нет, и практика проведения проверок на полиграфе логично получает свое распространение.

Каждый работодатель, наверняка, желает, чтобы у него работали исключительно честные и добропорядочные сотрудники. Конечно, выявлением негативных сторон того или иного работника руководитель занимается ещё на стадии принятия сотрудника на должность. Однако не все «тёмные пятна» в биографии сотрудников можно обнаружить во время собеседования. Проверка на детекторе лжи сотрудников, которые уже работают в компании, позволяет получить более полную, а самое главное, правдивую информацию о них.

Я в Макдоналдсе работал, я ничего не боюсь.
Реальные пацаны

Законна ли такая проверка?

Ещё совсем недавно люди могли узнать о тонкостях проведения проверки на полиграфе лишь из телепередач и кинофильмов. Сегодня же правоохранительные органы и многие организации, в том числе частные предприятия, могут позволить себе проверить человека на детекторе лжи, если он претендует на должность, либо уже состоит в ней.

Важно: Принуждать человека к прохождению проверки на полиграфе руководитель права никакого не имеет. Действующим законодательством не предусмотрена возможность проведения такого рода проверки сотрудников.

Однако если такое требование является обязательным и прописано в соответствующих внутренних документах организации, пройти проверку на полиграфе сотрудник будет обязан. Ведь, при приёме на работу, он поставил свою подпись под своими функциональными обязанностями, тем самым согласившись со всеми условиями труда, в том числе с возможностью применения к нему проверки с помощью детектора лжи.

В любом случае, сотрудник должен дать своё письменное согласие на применение к нему проверки на детекторе лжи. Таким образом, можно смело утверждать, что проведение проверки на полиграфе, с точки зрения законности, может носить рекомендательный характер. А принуждение к прохождению такой проверки со стороны руководителей недопустимо .

Обоснованность использования результатов проверки

Сразу стоит отметить, что получить даже предварительные результаты проверки на полиграфе имеет право только инициатор этого тестирования. Информация, полученная во время проведения проверки, является строго конфиденциальной и не подлежит разглашению.

Многих людей, состоящих на службе в различных организациях, интересует вполне логичный вопрос, могут ли результаты проверки на полиграфе спровоцировать увольнение или наложение штрафных санкций:

  • В большинстве случаев, радикальных мер из-за плохих результатов проверки на детекторе лжи руководителями не предпринимается. По закону уволить сотрудника по причине неудовлетворительных результатов проверки руководитель не имеет права. Однако у него имеется масса других методов наказания (штрафы или увольнение) нечестного работника. Тем более что эти методы являются вполне законными, их правомочность подкреплена нормами действующего законодательства.

    Чего ожидать сотруднику на работе при проверке на детекторе лжи?

    Для начала стоит отметить, что проверка на детекторе лжи сотрудников проходит строго без посторонних лиц, присутствие которых может помешать проведению теста и, как следствие, в значительной степени исказить его результаты. В помещении должны находиться сотрудник, проходящий проверку, а также полиграфолог. Иногда допускается присутствие руководителя либо его представителя.

    В первую очередь, сотруднику будет предложено подписать соглашение на проведение этой проверки. Затем с тестируемым сотрудником проводится подробный инструктаж. Так, с работником обсуждаются нюансы проведения теста, и предоставляется список вопросов для ознакомления.

    К телу тестируемого (к животу, груди и пальцам) сотрудника прикрепляются специальные датчики. С их помощью осуществляется проверка на предмет выявления:

    • мышечного тремора; повышения артериального давления; изменений в дыхании; учащения пульса.

      После этого полиграфолог настраивает оборудование и приступает непосредственно к проведению теста. Завершающим этапом проверки является беседа с сотрудником.

      Может ли сотрудник отказаться от прохождения проверки на полиграфе?

      Как правило, отказы от прохождения проверки на детекторе лжи поступают от сотрудников редко. Если работник не совершил никаких противоправных деяний, проверка на полиграфе на работе не должна вызвать у него никаких опасений.

      Однако в практике встречались случаи отказа сотрудников компаний от проверки на детекторе лжи. Такие случаи должны навести руководителей на мысль о том, что:

По моему мнению, использование полиграфа должно быть только с Вашего согласия.

Всего доброго!

Спасибо большое за ответ, еще такой вопрос, ведь еще можно и на законном основание отказаться, принести справку из больницы, у меня тахикардия, это ведь поможет избежать полиграф?

Моя работа не связана с наличностью, в отношение меня никакое дело не заведено, просто у работодателя бзик такой, каждый год проверять своих сотрудников на полиграфе.

Необходимо обратиться к работодателю с просьбой исключить данный пункт из трудового договора. Обосновать статье 5, в которой указано, что условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными, а также нормами которые я Вам привела в решении.

Если добровольно не согласиться, можно жаловаться в Трудовую инспекцию.

Никаких особых требований к составлению жалобы в трудовую инспекцию не установлено.Требования общие: письменная форма; четкое изложение фактов и просьб (например, провести проверку) число, подпись.

В обращении в обязательном порядке указывается свои фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов можно приложить к обращению документы и материалы в электронном виде.

Поступившее обращение рассматривается в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.06 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ответ на обращение направляется по почтовому или электронному адресу, указанному в обращении. При отсутствии почтового или электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации, обращение не рассматривается.

Сроки рассмотрения обращения:

регистрация - три дня;

переадресация - семь дней;

Полиграф вместо трудовой книжки

И у работодателя есть законные механизмы проверить работника, кстати, видеонаблюдение на рабочих местах при соблюдение некоторых процедур, признается судами законным, также работодатель имеет право проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности, при условии, что есть ЛНА, который предусматривает порядок и условия проведения аттестации, и также, работодателю закон предоставляет право направлять работника на прохождение независимой оценки квалификации, хотя с учетом требований ст. 196 ТК РФ, направление работника на независимую оценку квалификации осуществляется с его согласия .

А служба безопасности это лицензионная деятельность, как правило, у большинства работодателей службы безопасности не имеет лицензии, поэтому в штатном расписание эта служба имеет другое название, и только для внутреннего пользования это подразделение называют службой безопасности.