Демократия.ДЕМОКРАТИЯ.
1.
2.
3.
План урока:
Принципы и ценности
демократии.
Парламентаризм.
Проблемы современной
демократии.
Д\з: § 16.

Принципы и ценности демократии.

Народовластие
Принцип большинства
(референдумы, выборы)
Уважение прав
меньшинства
Право меньшинства на
легальную оппозицию
Политический
плюрализм
Многообразие
конкурирующих полит.партий,
идей, убеждений, СМИ и т.д.

Принципы и ценности
демократии.
Гласность
Открытость деят-ти полит.
институтов, широкое
информирование граждан о
планах, решениях всех органов
власти
Правовое и
политическое
равенство
граждан
Равенство в правах и перед
законом
Правовое
государство
Демократическая
политическая культура
граждан

Парламентаризм.

Парламентаризм – государственная власть, в
которой существенная роль принадлежит
народному представительству – парламенту.
Верхняя палата
Нижняя палата
Выборы, назначение,
передача по
наследству
Избирается народом

Демократические выборы:

Неопределённы
Необратимы
До объявления результатов
никто не может быть уверен
в победе
Результаты нельзя
изменить
Повторяемы
Выборы повторяются
каждые 4-5 лет

Типы избирательных систем:

Англия, США, Франция, Япония
1. Вся
территория
страны
разбивается на
равные по
количеству
избирателей
округа
2. В каждом
округе избирается
один депутат
(одномандатные
округа) или
несколько
(многомандатные)
3. В бланках
4. Выбранным
избирателей
отмечается
партийная
принадлежность
кандидата
считается
кандидат,
получивший
по данному
округу
большинство
голосов

Разновидности мажоритарной системы:

абсолютного
большинства
относительного
большинства
Победитель – 50% + 1
голос избирателей
Победитель тот, кто
набрал больше голосов,
чем соперники
При мажоритарной системе голосование
может проходить в один или два тура.

Типы избирательных систем:

Бельгия, Испания, Швеция
1 вид: страна разбивается на
округа. От каждого округа
избирается несколько кандидатов
от партий. Получается, что
избиратели голосуют не только за
кандидата, но и за партию. Число
депутатов в парламенте
распределяется пропорционально
числу завоеванных голосов.
2 вид: страна объявляется
единым избирательным
округом. Полит.партии
выдвигают списки своих
кандидатов. Избиратели
голосуют за какой-то из этих
списков. Распределение
мест в парламенте такое же,
как и в 1 виде.

Типы избирательных систем:

Партии большинства (ФРГ,
Великобритания) формируют
правительство.
Партии меньшинства (оппозиция)
имеют равные права с представительским
большинством.

Политическая система РФ:

Федеральное собрание
Совет
Федерации
2 представителя от каждого
субъекта Федерации
(избираются Собраниями
депутатов или назначаются
Главами администраций)
Государствен
ная Дума
Избирается народом по
партийным спискам
(модифицированная
избирательная система) –
450 человек

Условия гарантии политической демократии:

1.
2.
3.
Экономическая сфера – плюрализм форм
собственности, развитая рыночная
экономика.
Социальная сфера – преобладание
среднего класса.
Духовная сфера – высокий уровень
культуры общества, мировоззренческий
плюрализм.

Проблемы современной демократии.

Познакомьтесь с текстом пункта
«Проблемы современной демократии» и
ответьте на вопрос:
В чем суть проблем современной
демократии?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Политический режим Демократический (демократия) Антидемократический Авторитарный авторитаризм Тоталитарный тоталитаризм

Демократия (от греч. «демос»-народ «кратос»-власть) – власть народа.

Демократия – это власть народа, исходящая от народа и для народа. А. Линкольн

Демократия – это когда народ сам определяет свою судьбу. А. Солженицын

Формально-юридические принципы демократии. Власть принадлежит народу, народ – источник власти, его воля в конечном счёте является решающей. Равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми законодательно-закреплёнными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлении обществом и государством. Признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов меньшинства. Право на многообразие политических объединений и политического мировоззрения

Гарантии функционирования демократии Создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата. Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью. Наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан. Уапрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников. Гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых её представителей.

Формы демократии Прямая (непосредственная) – это принятие основных решений непосредственно всеми гражданами на выборах, референдумах, сходах и т.д. Представительная – это принятие основных решений выборными учреждениями (парламентом, городским собранием и др.) или выборными представителями (депутаты, делегаты, члены собрания и др.)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ВЫБОРАХ

Избирательное право - это Активное право Пассивное право это право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т.д.) в качестве избирателя. Это право граждан быть избранными в представительные органы власти.

Основные принципы участия граждан в выборах. всеобщность равноправие тайное голосование альтернативность.

Нормативно-правовые акты РФ регламентируемые выборы: Закон РФ «о выборах президента» Закон РФ «о выборах депутатов государственной думы». Законы субъектов «о региональных выборах».

Ответственность за нарушение законодательства о выборах: Гражданское право Административное право Уголовное право

РАЗВИТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Однопартийная Двухпартийная Два с половиной («два с плюсом») Многопартийная (полипартийная) Власть осуществляет одна партия У власти одна из двух больших партий Рядом с двумя традиционными партиями у власти находится третья Несколько влиятельных партий борются за власть и собирают значительное число голосов СССР, Куба, Индия, КНДР, КНР США (демократы и республиканцы), Великобритания (лейбористы и консерваторы) Германия: ХДС/ХСС+СвДП, СДПГ+СвДП Франция, Италия, Испания, Израиль, Швеция

Избирательные системы Мажоритарная Пропорциональная Избранным считается тот, кто получил в округе голосов больше других. Недостаток: не отражается соотношение политических сил. Пример: на 1 место претендуют кандидаты А,В,С. А – 7 млн голосов В – 6 млн голосов С – 5 млн голосов Т.к. 7 > 6 > 5, то победил кандидат А, но 7


Описание слайда:

Карта, отражающая данные рейтинга «Freedom in the World 2008». ██ свободные страны ██ частично свободные страны ██ несвободные страны ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ НЕРАВЕНСТВО ИММИГРАЦИЯ ТЕРРОРИЗМ НАЦИОНАЛИЗМ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Проблемы современной демократии. 1. Неравенство. Хотя рыночная экономика косвенно способствует распространению демократии, при слабом государственном регулировании она может приводить к значительному неравенству в доходах, образовании, социальном статусе и других экономических и общественных ресурсах. Те, у кого этих ресурсов больше, используют их, чтобы оказать влияние на проводимую политику. Результатом становится политическое неравенство. Решение этой проблемы требует повышения демократической подотчётности крупных финансовых и промышленных корпораций - не только средствами внешнего политического и экономического контроля, но и внутри самих фирм. Последнее может иметь различные формы, как например, вхождение представителей различных групп сотрудников в совет директоров компании или самоуправление рабочих коллективов. Некоторые левые движения утверждают, что для обеспечения политического равенства необходима экономическая демократия, которая заключается в распределении собственности на средства производства среди трудовых коллективов. 2. Иммиграция. В развитых странах среди иммигрантов много бедных и необразованных людей со значительным культурным отрывом от коренного населения. Некоторые из иммигрантов находятся в стране нелегально. Их часто обвиняют в захвате рабочих мест, злоупотреблении социальными благами и нарушении принятых норм. Подобные настроения способствуют популярности радикальных политических движений, враждебных не только иммиграции, но и правам человека и порой даже самой демократии. 3. Терроризм. Для борьбы с терроризмом на своей территории демократические страны приняли меры, расширяющие полномочия органов безопасности и правопорядка. В то же время эти меры наложили ограничения на некоторые фундаментальные свободы граждан. 4. Национализм этнических меньшинств. Некоторые этнические сообщества стремятся к созданию собственных государств, на что страны, где эти сообщества проживают, (в том числе, демократические) обычно реагируют крайне негативно. 5. Международные организации. Некоторые проблемы невозможно решить не только на масштабе отдельного города, но и на масштабе всей страны. Для решения таких проблем был создан ряд международных структур, включая ООН и Европейское сообщество. Эти структуры предполагают частичное ограничение суверенитета стран-участников, в частности, контроль над проводимой политикой частично оказывается вне досягаемости граждан страны или в сфере влияния других стран. Так, в странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, демократии и верховенства закона обсуждаются на международном уровне и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства. Кроме того, у этих организаций, несмотря на их формальную подотчётность перед участниками, крайне мало политических институтов демократии. В частности, процесс демократизации ЕС сталкивается с необходимостью ответить на фундаментальные вопросы и определить, возможно ли демократическое управление ЕС на приемлемом уровне. 6. Переходный период. В то время как в одних странах переход к демократии был успешным, в других она не обрела или потеряла устойчивость. Поскольку переходный период в каждой стране имеет ярко индивидуальные черты, общая методология демократизации до сих пор не выработана. Также предметами дискуссий по-прежнему являются состав наделённого властью народа («демоса»), процедуры демократического представительства, необходимые общественные и культурные условия, пределы демократической политики. К сравнительно новым областям столкновения мнений относятся вопросы о защите этнических и культурных меньшинств от воли большинства, а также о распространении демократических принципов на семьи, религиозные учреждения, школы и больницы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Демократия Урок обществознания 11 класс (профиль)

План урока. Принципы и ценности демократии. Парламентаризм Проблемы современной демократии

Проблемный вопрос В литературе часто происходит отождествление понятий система и режим. Например, речь может идти о сталинском режиме и одновременно о созданной «великим вождем» политической системе. Насколько корректным является подобное отождествление?

Демократия – политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан.

Принципы и ценности демократии. Народовластие Принцип большинства Уважение прав меньшинства Принцип политического плюрализма Гластность Принцип правового и политического равенства граждан Демократическая политическая культура граждан

Народовластие Референдум - форма осуществления волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Поддержка или отклонение какого либо государственного Проекта Избрание депутатов в представительные органы власти или должностных лиц

Гласность – открытость деятельности политических институтов, широкое информирование граждан о планах, намерениях, решениях, акциях всех органов государственной власти.

Демократия Прямая Плебисцитная (влияние граждан на процесс властвования ограниченно) Представительная Избрание представителей, представляющих интересы граждан в высших органах государственной власти

Парламентаризм Принцип разделения властей Законодательная Исполнительная Судебная

Парламент – высший законодательный и представительный орган. Верхняя палата (Совет Федерации – формируется из числа представителей избранных законодательными собраниями субъектов РФ, а также назначенных главами исполнительной власти субъектов РФ.) Нижняя палата (Государственная Дума – выборы осуществляются по партийным спискам.)

Избирательные системы Мажоритарная избирательная система. Вся территория страны делится на округа. От каждого округа избирается один или несколько депутатов. Избранным считается депутат, который набрал большинство голосов по данному округу. Выделяют две разновидности мажоритарной избирательной системы: абсолютного большинства (50%+1), относительного большинства (побеждает тот кто набрал голосов больше чем соперник).

Избирательные системы Пропорциональная система Как и предыдущая предполагает наличие округов. От каждого округа избирается несколько кандидатов. Число депутатов в парламенте распределяется пропорционально числу завоеванных голосов.

Парламентские фракции Партии большинства; Партии меньшинства (оппозиция).

Проблемы современной демократии Отбор депутатов в законодательные органы производится самими политическими партиями Система финансирования избирательной компании Демократия на деле не всегда может обеспечить равное участие граждан в выборах Трудности в области международных отношений

Подведем итог и ответим на вопрос. В литературе часто происходит отождествление понятий система и режим. Например, речь может идти о сталинском режиме и одновременно о созданной «великим вождем» политической системе. Насколько корректным является подобное отождествление?

Домашнее задание § 16, вопросы на стр. 172 стр. 171, задания 2, 4. Письменно.


План презентации 1. Легитимность vs. демократический дефицит: что такое и откуда взялось? 2. Демократический дефицит налицо: проблемы 3. Крутые перцы: Моравчик, Майоне, Фоллесдал и Хикс о демократическом дефиците 4. Пути решения проблемы: что предлагает Лиссабон? 5. Вопросы для дискуссии Иллюстрации к презентации: frankandfrank,


A legitimate system of government is one based on authority: that is, those subject to its rule recognise its right to make decisions even if they disagree with the decisions themselves (Hague & Harrop). Легитимность vs. демократический дефицит Два основных источника легитимности: информация на входе, результаты на выходе. Иллюстрации к презентации: frankandfrank,


Легитимность vs. демократический дефицит Три способа обеспечения легитимности на входе (в демократических обществах): люди, принимающие решения, является представителями граждан; граждане имеют возможность выбирать людей, принимающих решения (выбор среди большого числа); участие граждан выходит за пределы участия в избирательном процессе (демонстрации, референдумы и т.д.). Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Легитимность на входе vs. легитимность на выходе


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, The democractic deficit is a phrase used to indicate the shortfall in the running of an organization against a democratic yardstick (Hague & Harrop). Легитимность vs. демократический дефицит Проблемы демократического дефицита в ЕС: граждане не понимают, кто управляет Евросоюзом; не ведется никаких политических дебатов о направлениях развития ЕС (гражданам не предоставлено право выбора); существуют вопросы о демократичности мандатов европейских институтов (назначаемая КЕС, члены Совета, избираемые на национальных уровнях, избираемый (при крайне низкой явке), ограниченный в своих полномочиях Парламент); политические процессы не соответствуют принципам либеральной демократии: прозрачности, ответственности и участию.


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Легитимность vs. демократический дефицит Why the public should be worried by the EECs democratic deficit (Bill Newton Dull, 1986). отсутствие прямого демократического контроля европейских дисижнмэйкеров со стороны общественности; все решения принимаются СМ за закрытыми дверями и после этого мгновенно становятся обязательными для исполнения; СМ никому не подотчетен, его решения не требуют чьего-либо последующего одобрения; ни члены парламента в Лондоне, ни европейски парламентарии не могут дополнять или отклонять решения СМ; европейские MP могут лишь высказывать свое Мнение, но до принятия решения в СМ; отсутствие демократического контроля позволяет министрам принимать неприемлемые решения в секрете. Критика Европейских сообществ:


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, любое решение на уровне Европейских сообществ должно получать демократическое одобрение большинства уже после того, как были опубликованы все детали решения; необходимо создать форум, где национальные парламентарии 12 стран-членов смогут обсуждать поправки и вносить изменения, такой форум уже есть - ЕП; СМ должен быть подотчетен ЕП во всех областях, которые находятся в ведение Сообществ; необходимо внести поправки в Римские договоры (для этого нужна общественная поддержка). Легитимность vs. демократический дефицит Why the public should be worried by the EECs democratic deficit (Bill Newton Dull, 1986). Варианты решения:


Демократический дефицит налицо низкая заинтересованность европейцев в делах Евросоюза; сокращение явки избирателей на выборах в ЕП; нежелание государств выносить на национальный референдум новые договоры ЕС (Лиссабон); Проблемы: Иллюстрации к презентации: frankandfrank, 9% о годе выборов в ЕП 1979=66% 2009~34%


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Демократический дефицит налицо технократия и постоянное усложнение функционирования ЕС; доминирование исполнительной власти; проблема председательства в ЕП; судебный активизм; мнение о том, что демократия работает только в национальном государстве. Проблемы:


Крутые перцы о демократическом дефиците Moravcsik A. (2002) In defence of the democratic deficit: Reassessing legitimacy of the EU Иллюстрации к презентации: frankandfrank, отказ от сравнения ЕС с утопичной идеальной моделью совещательной демократии; Евросоюз – не супергосударство; Евросоюзу отдан только определенный набор функций национального государства; этот набор функций и на национальном уровне не требует активной вовлеченности граждан; природа ЕС такова, что он исполняет именно такие функции – функции, демократический контроль которых должен осуществляться в соответствии с их внутренней логикой.


ЕС Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Moravcsik A. (2002) In defence of the democratic deficit: Reassessing legitimacy of the EU Европейское конституционное регулирование Легитимный и демократичный


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Majone G. (2006) The common sense of European Integration Майоне и Моравчик (общее): отказ от сравнения ЕС с национальным государством со всеми его функциями; значимость супранационального конституционного порядка, созданного в процессе интеграции.


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Majone G. (2006) The common sense of European Integration Майоне – радикал!!! разрешение проблемы дем.дефицита – поддержка большинством европейцев создания супранационального федеративного государства; отсутствие такой поддержки; демократические дефицит – плата за нежелание расставаться с национальным суверенитетом; институциональная структура ЕС – не место для эффективного процесса принятия решений; решение проблемы дем.дефицита в подобной ситуации – сокращение, а не расширение полномочий супранациональных органов; расширение полномочий ЕП – это псевдорешение! Дем.дефицит – сами виноваты


Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Крутые перцы о демократическом дефиците Follesdal and Hix (2006) Why there is a democratic deficit in the EU: A response to Majone and Moravcsik Уважение, но несогласие с идеями Моравчика и Майоне Классическое восприятие проблем демократического дефицита Классические решения этой проблемы


Усиление ЕР Избрание предс" title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс" class="link_thumb"> 15 Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание председателя КЕС напрямую ЕП Расширение полномочий председателя ЕП Введение процедуры гражданской инициативы Введение процедуры осведомления национальных парламентариев о новых европейских законопроектах При этом, Сохранение монополии КЕС на законодательную инициативу (существенно ослабляет ЕП) Выборы президента ЕС в Европейском совете, а не гражданами Евросоюза усиление ЕР Избрание предс"> усиление ЕР Избрание председателя КЕС напрямую ЕП Расширение полномочий председателя ЕП Введение процедуры гражданской инициативы Введение процедуры осведомления национальных парламентариев о новых европейских законопроектах При этом, Сохранение монополии КЕС на законодательную инициативу (существенно ослабляет ЕП) Выборы президента ЕС в Европейском совете, а не гражданами Евросоюза"> усиление ЕР Избрание предс" title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс"> title="Иллюстрации к презентации: frankandfrank, www.froghatstudios.com/frank.html Пути решения: Лиссабон? Расширение числа областей компетенций ЕС до 49 штук Расширение случаев процедуры совместного принятия решений до 19 штук => усиление ЕР Избрание предс">


А как Вы считаете, существует ли в Европейском союзе проблема демократического дефицита? Вопросы Иллюстрации к презентации: frankandfrank, Как Вы думаете, способен ли Лиссабонский договор решить проблему дем.дефицита?