Антарктида, согласно международным договорам и конвенциям, не является официально чьей-либо территорией. Использовать этот материк для обогащения и получения экономической выгоды запрещается, поэтому здесь размещаются многочисленные научно-исследовательские станции.

В связи с этим работа в Антарктиде есть только на полярных станциях, принадлежащих различным государствам мира.

Это и Россия, и Украина, и Аргентина, и США, и Канада и т. д. Каждая из них постоянно публикует актуальный список вакансий, претенденты на которые проходят серьезный конкурсный отбор. В частности, для работы в Антарктике нужно получить разрешение от конкретной страны, чтобы законно пребывать на станциях. За полярный круг едут те, кто хочет поработать на таких станциях, как:

  • Мирный;
  • Беллинсгаузен;
  • Молодежная;
  • Новолазаревская;
  • Прогресс и другие.


Альтернативными вариантами поиска работы являются: научно-исследовательская станция имени Академика Вернадского, научно-экспедиционные корабли, суда и теплоходы. Они принадлежат Арктическому и антарктическому Научно-исследовательскому институту и Российской арктической экспедиции. Руководителями этих институтов были созданы отличные условия для полярников:

  • Комфортные и уютные коттеджи;
  • Горячие ванны;
  • Комнаты для отдыха;
  • Бары;
  • Залы для тренировок и поддержания физической формы;
  • Интернет и видео связь.

Кафе-бар Фарадей на украинской станции Академик Вернадский

Работа в Антарктиде является довольно сложной, как психологически, так и физически, поэтому на станциях работают психологи. Это позволяет снять ощущение дискомфорта, поговорить о накопившихся проблемах.

В 2020 году на научно-исследовательские станции требуются специалисты в самых различных областях – от кулинарии до метеорологии.

Что исследуют российские полярники

В частности, к наиболее востребованным вакансиям относятся:

  • Геологи;
  • Программисты и системные администраторы;
  • Метеорологи;
  • Врачи, анестезиологи, травматологи и хирурги;
  • Повара;
  • Метеорологи-актинометристы;
  • Геофизики;
  • Специалисты в области ионосферы и аэросферы;
  • Магнитологи;
  • Риометристы;
  • Радиолокаторщики;
  • Работники на оборудование, использующиеся для охраны природы;
  • Радиоинженеры, чтобы налаживать современные системы связи;
  • Инженеры;
  • Гидрологи;
  • Психологи;
  • Механики;
  • Дизелисты;
  • Электромеханики;
  • Водители гусеничного транспорта, бульдозеров, тягачей, автокранов;
  • Электрики и электрогазосварщики;
  • Связисты;
  • Компьютерщики.

Санно-гусеничные поезда в Антарктиде. Работа водителя гусеничного транспорта

Кроме того, на научно-экспедиционные суда, теплоходы, корабли постоянно требуются члены экипажей – моряки, капитаны, старший командный состав, специалисты по морским профессиям, инженерному делу, вахтенные помощники капитана и механики, мотористы, коки, электрики, электромеханики, ученые. На таких судах совершаются многомесячные экспедиции в Арктику, Антарктиду, за полярный круг, Северный полюс.

Спрос на такие вакансии будет существовать и в следующем году, что связано с дальнейшим освоением Антарктиды, наблюдением за различными природными феноменами, формированием новых экспедиций, сменами действующих полярников, контракт которых заканчивается. Поэтому заявки на работу принимаются круглый год, а список актуальных вакансий начинает формироваться в мае, и продолжается несколько месяцев.

Возвращение в Антарктиду. Научно-экспедиционное судно Академик Федоров

Найти работу в данном регионе могут все желающие, потому что на большинство вакансий нужно не по одному человеку. На каждую должность требуется от 6 до 20 человек, которых распределяют работать на полярные станции, суда. Списки предложений составляются по двум группам – для сезонных работников, готовых провести в Антарктиде не более 6 месяцев; для зимовочных сотрудников, которые трудятся на этом континенте в течение 1 года.

Отправка полярников традиционно производится в октябре, а назад работников забирают в марте, т. е. спустя полгода. При этом не учитывается время доставки и транспортировки людей назад. В некоторых случаях, работа в полярном регионе с переездами может занимать от 12 до 18 месяцев.

Особенности работы

Акцент в работе полярников делается на проведение исследований, изучение флоры и фауны. Остальные сотрудники обеспечивают жизнедеятельность станций, поселков, выход в море и океан экспедиционных судов. Работников к месту дислокации перевозят за счет компании-работодателя, которая также обеспечивает проживание и питание. Многие полярники приезжают на зимовки не по одному разу, становясь со временем старожилами поселков и станций.


Пребывание на станциях зависит от нескольких обстоятельств:

  • Как быстро транспорт способен добраться до Антарктиды;
  • Особенности движения кораблей и авиации;
  • Возникновение форс-мажорных обстоятельств;
  • На какое время работники прибыли на замену других полярников.

Требования к кандидатам

Полярники для работы в Антарктике должны знать английский и испанский языки, быть уверенным пользователем персонального компьютера и компьютерной техники, иметь отличное состояние здоровья.

Льды Арктики показали новые формы жизни

Соглашаясь на работу в Антарктиде, стоит учитывать, что это край, где существуют сложные условия жизни и работы. Поэтому к претендентам предъявляются следующие требования:

  1. Наличие высшего образования и хорошая квалификация.
  2. Крепкое здоровье.
  3. Коммуникабельность.
  4. Способность находится длительное время в замкнутом пространстве.
  5. Работать придется в небольших коллективах (обычно на одной станции трудятся около 20 человек, вынужденные много времени проводить вместе).
  6. Нужно долго быть вдали от родного дома и базы, если запланированы выездные экспедиции.
  7. Наиболее подходящим по возрасту для работы в Антарктиде считаются люди, достигшие 25 лет. На замещение вакансий принимаются претенденты, возраст которых не превышает 45 лет. На многих вакансиях, возраст рабочих может составлять 25 — 65 лет.

Верстовой столб в Антарктиде. Полярники

Также потребуются:

  • водительские права,
  • различные сертификаты, подтверждающие уровень квалификации,
  • наличие трудовой книжки, в которой должны быть сделаны соответствующие записи о предыдущих местах работы.

Положительным фактором будет наличие воинского билета или звания, и загранпаспорта, если понадобится совершить поездку на судах в воды других государств.

Исходя из этого, разнорабочие в экспедиции и на станции не принимаются, и такие вакансии не появляются. Учитывая условия труда, этот шаг работодателей является оправданным.

Жизнь полярника в Антарктиде

Перед отправлением в Антарктику каждый работник проходит специальное медицинское освидетельствование на приеме в медкомиссии. Наличие хронических заболеваний и вредных привычек будет являться помехой для устройства на работу.

Подписывая контракт, стоит учитывать, что работа имеет высокий риск опасности и наличие минимального уровня комфорта. Поэтому работники должны придерживаться строгой трудовой дисциплины, во время плавания или выездных экспедиций следовать четкой организации труда, быть ответственными за выполняемую работу и готовыми переносить тяготы, лишения, невзгоды.


Работников, согласно условиям договоров, наниматели обязаны обеспечить питанием, одеждой, санитарно-гигиеническими средствами, медицинской страховкой, социальным пакетом, гарантиями того, что предыдущее место работы будет сохранено за конкретным человеком. Самостоятельно полярники должны оплачивать только траты на спутниковую связь, чтобы поговорить с родными.

Рассказывает Сергей Никитский: Часто меня спрашивают, не скучно ли на ледоколе проводить свободное время? Здесь я вам не только расскажу про быт и отдых, но и про сам легендарный российский атомный ледоколе "Ямал" класса Арктика, про экспедицию и животных Арктики.

На ледоколе я побывал в крупнейшей со времен СССР экспедиции, задача которой - исследовать ледовые условия моря Лаптевых, Карского и Восточно-Сибирского морей.

Проводить исследования участков Северного ледовитого океана будет совместное предприятие НК "Роснефть" и ExxonMobil

Исследования позволят получить данные, необходимые для начала освоения Арктики - о состоянии льдов, миграции айсбергов, а также о фауне региона.

Обратите внимание на размеры - "махина" в высоту с девятиэтажный дом и длинной в 150 метров!
Нос судна ободран - причина не старый атомоход, а адское давление льдов, которые он проламывает при движении.

Ледокол был заложен в 1986 году, а спущен на воду в 1992 году

Идет погрузка на корабль

Кстати, стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, затем оставлено по просьбе туристических компаний и со временем стало традиционным. Младший брат-)

Лопасти для гребного вала выше человеческого роста

Прилетел вертолет

В программе экспедиции проведение подводных работ с помощью аппаратов, полеты на вертолете, высадка персонала и оборудования на ледовую станцию и много другое

Обо всем я буду писать в блоге - следите за обновлениями

Ледокольная стоянка Росатомфлота

Первое собрание экипажа экспедиции - кругом кандидаты и доктора наук!

Предлагаю вашему вниманию посмотреть на легендарный ледокол Ямал и экспедицию "Кара-зима-2014" с высоты птичьего полета. Облет проходил на судовом вертолете КА-32С.

Кругом бескрайние ледяные поля. На фото я-)

Каждый день ледокол вставал на стоянку

На лед ученные выгружали многочисленное оборудование

И проводили свои научные работы

Точка слева - это человек, можно оценить размеры ледокола...

Про деятельность ученых во время экспедиции я напишу отдельный пост

Если вкратце - исследования проводятся в зимнее время для определения ледовых фаз, морфометрических параметров ледяного покрова, физико-химических свойств льда, торосов и стамух, а также погодных условий и состояния водных масс.

Экспедиция «Кара-зима-2014» состоялась благодаря компании "Роснефть"

По своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира!

Ледокол «Ямал» - гордость Отечества мощностью в 75 тысяч лошадиных сил и водоизмещением 23 тыс. тонн!

150 метров в длину! Только у России в этом мире есть ледокольный флот!

Научный перерыв на обед!

Я тоже сделал свой научный вывод - земля круглая-)

Кроме 155 кают на борту ледокола находятся: ресторан, кают-компания, клуб, бассейн, две сауны, качалка и "тренажерка", зал для волейбола, баскетбола и настольного тенниса, библиотека и многое другое!

Экспедиция «Кара-зима-2014» организованна «Арктическим научно-проектным центром» (совместное предприятие НК «Роснефть») при поддержке специалистов ФГБУ «Арктического и антарктического научно-исследовательского института»

В целом, на ледоколе Ямал созданы все условия, чтобы держать себя в спортивной форме

Есть качалка

Гири, штанга, гантели - все для силовых тренировок прямо в Арктике

Выпускать пар можно на груше

Велотренажеры

Беговые дорожки

Каждый день я посещал бассейн

В бассейне забортная отфильтрованная морская вода с подогревом

Глубина бассейна больше 2 метров

В распоряжении команды 2 бани: одна русская, другая финская

После тяжелого рабочего дня на льду так приятно провести время в парилке...

Для скучающих по зелени есть "красный" уголок

Расслабляйся - не хочу

В спортзале периодически проходили турниры по волейболу

Также можно было поиграть в настольный теннис или в баскетбол

Если кто-то заболеет, к услугам больничный комплекс, в который входит перевязочная, операционная и другие необходимые помещения

Прачечная

Гладильная

Все эти "развлечения" сделаны не просто так - после тяжелой работы в суровых арктических условиях необходимо восстанавливаться организму. Да и не стоит забывать, экспедиции порой длятся по несколько месяцев!

Средства связи и коммуникации на ледоколе

Многих интересует, есть ли интернет на ледоколе в Арктике? Конечно есть. Более того, для выполнения поставленных задач экспедиции «Кара-зима-2014» задействованы даже космические спутники, но обо всем по порядку!

В каюте телевизор - вещает спутниковое телевидение 4 канала (первый канал, канал культура, пятый канал и тв3)

И радиоприемник - вещала только радиостанция «Вести ФМ». По радио также шла передача общих для всего экипажа сообщений.

Напомню, экспедиция организованна «Арктическим научно-проектным центром» (СП «Роснефти» и ExxonMobil) при поддержке специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Для обеспечения задач ученых необходим быстрый спутниковый канал связи.

Связь с ледоколом осуществляется по круглосуточному спутниковому каналу связи с пропускной способностью 1,5 Мбит/сек в направлении берег-судно и 512 Кбит/сек в направлении судно-берег. Трафик передачи данных безлимитный! Это самая крупная ледоисследовательская экспедиция по нашим северным морям со времен Союза, но, конечно, в части технического оснащения, ни одна из советских экспедиций с ней сравнится не может.

В канцелярии Ледокола был организован компьютерный офис экспедиции. Здесь я получал доступ к интернету и писал посты в живой журнал. Скорость, как на 3G, и при движении ледокола иногда связь пропадала, но в целом можно было серфить.

Для команды ледокола Ямал все попроще...

Команда ледокола может за свой счет (потом вычитают из зарплаты) воспользоваться спутниковой связью (29 рублей минута и 300 рублей за 1 мегабайт интернета)

Про связь на судне нам рассказал помощник капитана по радиоэлектронике Андрей Юрьевич Козулин

На Ямале установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс и интернет. На фото терминал спутниковой связи inmarsat

Радиоприемник

Радиолокатор и другие средства связи судна

Судовой Iridium

В круглом защитном корпусе расположена тарелка спутникового телевидения

А это сервер спутникового телевидения

Раритет - ключ для работы кодом Морзе

В целом, никакой оторванности от мира на ледоколе в 21 веке не чувствуется. Все как дома... Что само по себе неудивительно, если вспомнить, что экспедиция организована и оснащена такой компанией, как НК-Роснефть.

И конечно про медведей

Арктический растительный и животный мир уникален.

Благо он изучался во время самой большой со времен СССР ледоисследовательской экспедиции по российским северным морям.

Напомню, экспедиция вышла из порта Мурманск на современном атомном ледоколе «Ямал» в начале апреля под флагом "Роснефти".

Кстати, Арктику населяют более 20 тысяч видов растений, животных, грибов и микроорганизмов. Для изучения этого "богатства" в составе экспедиции принимают участие три биолога.

Участники экспедиции «Кара-зима-2014» специально уделят массу внимания хрупким арктическим экосистемам, которые необходимо изучить, чтобы потом не повредить!

Необходимо изучить физические и биологические процессы, которые приводят к формированию биологической продукции, начиная с бактерий и мельчайших водорослей, создающих органическое вещество, на котором в конечном счете держатся и киты, и медведи, и ластоногие.

«Роснефть» самым серьезным образом намерена изучить экосистему Арктики, дабы полностью свести к минимуму все риски для окружающей среды.

В течение всей экспедиции ведется наблюдение за морскими млекопитающими и птицами, в том числе с использованием беспилотника и вертолета.

Данные исследования будут использованы для изучения арктических экосистем, а также выработки экологически безопасных технологий геологоразведки и нефтегазодобычи в условиях Арктики».

Биолог Сергей Петров любезно поделился со мной фото пернатыми, за что ему большое спасибо. На фото дикая утка.

Поморник - хищная птица, обитающая в Арктике, материковых тундрах и на островах северных морей. Птица - бандит, т.к. часто яйца и птенцов воруют у соседей

Чайка. Как думаете чем они питаются? На суше в прибрежной полосе они поедают леммингов, чужих птенцов, различных беспозвоночных, а на ледяном припае и плавучих льдинах отыскивают помет моржей, тюленей, белых медведей. Кроме того, чайки летом прикармливаются отходами китобойного и тюленьего промысла, а зимой следуют за белыми медведями, подбирая остатки их добычи, или сидят на льду возле лунок в ожидании появления нерп с пойманной ими рыбой сайкой.

Самые распространенные обитательницы птичьих базаров Крайнего Севера - кайры

А теперь о белых медведях!

Белый медведь - один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных. Размер лапы на фоне очков от солнца.

Масса белого медведя может достигать 1000 кг!

Подошвы ног белого медведя подбиты шерстью, чтобы не скользить по льду и не мёрзнуть.

В 2013 году численность популяции белых медведей в России оценивалась в 5-6 тысяч особей. А в мире их порядка 25 тысяч...

После 2018 года планируется провести сплошной учет белых медведей в России.

Самки с медвежатами как правило близко не подходили к ледоколу...

Самки заметно мельче самцов (вес 200-300 кг)

Продолжительность жизни белого медведя - 25-30 лет

Медведь со шрамом...

Как правило, медведи миролюбивы по отношению друг к другу, но между самцами в брачный период случаются стычки.

Медведи порой подходили вплотную к ледоколу - один "наглец" даже облокачивался лапами на Ямал!

В России охота на белого медведя полностью запрещена с 1956 года, медленное размножение и большая смертность молодняка делают этого зверя легко уязвимым. Внесен в Красную книгу.

Однако сейчас популяция считается стабильной или даже растущей.

Приступив к освоению шельфа Арктики, "Роснефть" начала реализацию масштабной программы по поддержке арктических видов животных. В том числе с 2013 года действует программа «Роснефти» по опеке белых медведей в зоопарках России.

Когда мишки подходили к ледоколу, собирался целый аншлаг, т.к. работы ученых на льду автоматически прекращались по тревоге.

Ведь белый медведь - хищник!

Спешное покидание льда!

Дабы медведи близко не подошли, биологи дежурили круглосуточно на мостике посменно + был на службе специальный тепловизор.

Был на "вооружении" экспедиции и глубоководный аппарат! Ученые с помощью него в основном изучали льды, но иногда попадались представители подводного мира Арктики - на видео не идентифицированный мной "подводный таракан"-)

А эту песню написал и посвятил ледоколам Севморпути Александр Петренко из Москвы:

Мурманск - ворота в Арктику. Единственная в России база ледокольного флота находится здесь. Отсюда идут ледоколы в высокие широты, сопровождают корабли, обеспечивают навигацию по Северному морскому пути.

В прошлом году на воду спустили новый ледокол «Арктика», в ближайшие годы ожидается спуск еще двух: «Сибири» и «Урала». Порт приписки их будет, конечно же, Мурманск. Для новой техники нужны свежие силы и кадры. Именно поэтому «Атомфлот» проводит целенаправленную политику по привлечению молодых специалистов. Слово Николаю Кочеткову.

«Росатомфлот» - оператор гражданского атомного ледокольного флота России. В компании работает чуть меньше 2000 человек. Почти четверть из них молодые специалисты. В основном это моряки, работают на ледоколах, но постепенно молодежь появляется и на других специальностях.

Максим Филипов, заместитель директора по производству по вопросам судоремонта ФГУП «Атомфлот»: «Предприятие стабильно развивается с 2008 года, у нас наблюдается постоянный рост, я думаю, для молодых специалистов это является важным фактором. Постоянная стабильная высокая оплата труда, социальные гарантии, которые может наше предприятие предложить молодому специалисту».

Алексей Степанов пришел на предприятие два года назад, сейчас трудится станочником на механическом участке, занимается токарной обработкой деталей и узлов технологического оборудования атомных ледоколов.

Алексей Степанов, станочник широкого профиля механического участка ФГУП «Атомфлот»: «Нынешняя молодежь выбирает не совсем те специальности, экономисты, юристы, программисты, а такие специальности как токаря, фрезеровщики им не очень интересны, я не знаю почему, на самом деле, это очень интересные специальности, так что я рекомендую молодым устраиваться на такие предприятия».

Только за прошлый год «Атомфлот» принял на работу 145 человек, из них 81 человек - это молодые специалисты.

Алексей Степанов, станочник механического участка ФГУП «Атомфлот»: «Здесь, конечно же, стабильность, меня это привлекло, а также есть возможность повышения квалификации, ну и обучения по другим специальностям».

Развитие предприятия, строительство серии новых ледоколов, портового флота и обеспечение судоходства в Арктике - все это требует вливания свежих сил и новых кадров, поэтому «Атомфлот» ведет целенаправленную работу по привлечению молодых специалистов.

Мария Нуждинова, директор по персоналу и коммуникациям ФГУП «Атомфлот»: «Мы возлагаем надежды на молодежь, соответственно, ведем последовательную кадровую политику по обновлению человеческих ресурсов и приглашаем на работу молодых специалистов. Для нас важно показать преемственность, сегодня те, кто занимает ключевые позиции, могут и обучают молодежь тем традициям и хорошим программам обучения, которые существуют на атомном флоте».

«Росатомфлот» - одна из крупнейших морских судоходных компаний и здесь трудятся не только мурманчане. Молодые кадры приезжают работать на север с многих регионов нашей страны. Алексей Бахтин родом из Томской области.

Стажируется на ледоколе «Ямал» по специальности инженер-оператор. В будущем ему предстоит управлять ядерной энергетической установкой ледокола.

Александр Бахтин, стажер инженера-оператора атомного ледокола ФГУП «Атомфлот»: «Нужно трудиться, нужно зарабатывать, содержать свою семью, чувствовать эту ответственность. Я считаю, что данный шаг очень мне в этом помогает стать лучше, уверенней в себе и приносить пользу».

«Росатомфлот» - это не просто стабильное место работы, это еще и перспективы развития. Это не только атомные ледоколы, но и будущий портовый флот. На предприятии создана богатая инфраструктура, а, следовательно, большие возможности строить карьеру не только на флоте, но и на берегу.

И в эту субботу гостями программы «Место встречи» станут первый заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка и зам генерального директора по эксплуатации флота Андрей Смирнов.

Они расскажут о развитии предприятия, навигации по северному морскому пути и планах на будущее. «Место встречи» выйдет в эфир на ТВ-21 завтра в 16 часов.

Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) занимается проведением исследовательских научных работ в пределах самого южного континента. От участников требуется умение чётко и ответственно подходить к выполнению своих обязанностей, так как от этого зависит безопасность всех полярников. Работа в Антарктиде связана с деятельностью в предельно суровых климатических условиях вдали от семей и привычных бытовых удобств.

Почему Антарктида

Специалисты, претендующие на участие в работе станции должны заблаговременно уточнять все требования и особенности трудоустройства, так как попасть в Антарктиду неподготовленному человеку достаточно сложно.

Стоит отметить, что большинство работников едет в экспедицию не за высокой зарплатой, а за новыми ощущениями, стремлением испытать себя в суровых условиях. После вахты многие стремятся вернуться на полюс еще раз и закрепить полученный опыт.

О том, как сотрудники живут в Антарктиде можно узнать в соответствующих группах соцсети ВК, где участники публикуют фото и видеоматериалы, рассказы о трудовых буднях.

Востребованные профессии

Для работы станций в Антарктиде требуются разные специалисты:

  • водители различной техники (снегоходов);
  • механики;
  • медики;
  • сварщики;
  • повара;
  • системные администраторы;
  • эксперты по спутниковой связи.

Но большинство участников – различные ученые, занимающиеся исследованием окружающей среды.

При желании участвовать в работе на полярной станции рекомендуется уточнить вакансии, актуальные на данный момент, при посещении официального сайта Антарктической экспедиции (http://raexp.ru).

Особенности работы

Работа в Антарктиде осуществляется вахтовым методом, все вакансии подразумевают бесплатную доставку на станцию и обратно.

Оформление производится по трудовому договору, принятые работники обеспечиваются питанием и специальной одеждой за счет государства.

Деятельность начинается в ноябре-феврале, транспортировка участников проводится либо при помощи самолета, либо на судне. Это зависит от местоположения станции, куда должна прибыть экспедиция.

Длительность похода составляет 12-18 месяцев.

Требования к кандидатам

Претендентов отбирают достаточно жестко по таким критериям:

  • Здоровью;
  • Профессиональным умениям и навыкам;
  • Психологическим качествам (стрессоустойчивости);
  • Возрасту: от 30 до 45 лет (для врачей – до 60).

Также потребуются документы, подтверждающие квалификацию по профессии, стаж, заграничный паспорт.

Для прохождения врачей придется взять выписки:

  • Из медсанчасти по месту проживания о заболеваниях за последние три года.
  • Из тубдиспансера (о том, что претендент не состоит на учете).
  • Из психдиспансера.
  • Из наркологического диспансера.
  • ортопантограмма (с приложенным описанием и заключением).
  • Если претенденту более 50 лет, нужно сделать УЗИ органов брюшной полости, мочевого пузыря и предстательной железы.

Важно: опыт работы по специальности должен составлять не менее 2 лет. Для медиков – от 5 лет.

Как попасть на зимовку, пошагово:

  1. Заполнить анкету в ОК ААНИИ (некоторых востребованных специалистов приглашают сами руководители исследований).
  2. Получить одобрение на прохождение медкомиссии.
  3. Пройти осмотр врачей, в том числе – психологические тесты и проверки.

Более подробно узнать о том, как можно попасть в экспедицию в Антарктиду, проще всего на сайте РАЭ.

Средняя зарплата


Часто люди интересуются, сколько денег получают полярники за труд при оформлении в экспедицию. Это зависит от стажа работы, начисление нормального оклада начинается после пересечения 60-й параллели.

Средняя зарплата в Антарктиде в 2020 году составляет 60000 рублей, нужно учесть, что это официальный доход (до вычета налога 13%). Через каждые 6 месяцев пребывания на станции происходит прибавка – 10% от оклада, но суммарно — не больше 100%. Это значит, что после трех экспедиций будет достигнута максимальная оплата труда.

Но на несколько зимовок подряд устроиться невозможно: запрещают врачи, потому что организм сильно ослабевает из-за особенностей климата.

Льготы и надбавки

В 2013 году правительство РФ внесло изменения в законодательство по начислению компенсаций и льгот работникам крайнего юга.

Список преференций:

  • Районный коэффициент 3 – добавляется в период деятельности в экспедиции;
  • Процентная надбавка и повышающий коэффициент к окладу (размер зависит от начальной заработной платы);
  • В общий стаж включаются периоды предыдущих экспедиций, в том числе — выслуга лет на Северном полюсе.

Более подробную информацию можно узнать из Постановления РФ от 2013 года №832.


Перед тем, как начать поиск работы в Арктике, на Земле Франца-Иосифа, острове Котельный или острове Александры, стоит учитывать несколько важных нюансов.

На работу принимают, как квалифицированных сотрудников, так и людей, не имеющих опыта работы в конкретной сфере. Арктика является весьма востребованным местом работы среди различных категорий населения, стремящимся получать хорошие деньги. Количество вакансий постоянно возрастает, как и уровень заработной платы. Поэтому освоение ресурсов тут происходит быстро, что позволяет строить города, более мелкие населенные пункты, а работникам перевозить сюда целые семьи. Найти работу в Арктике могут как отдельные личности, готовые работать вахтовым методом, так и люди, приезжающие в регион с женами и другими родственниками.

  1. На работу принимают, как квалифицированных сотрудников, так и людей, не имеющих опыта работы в конкретной сфере.
  2. Зарплата достаточно высокая.
  3. Стаж будет формироваться по особой сетке – суровому арктическому, согласно которому 1 год считается за 2.
  4. Предоставление зимней одежды, оплата перелета, четырех разовое питание.
  5. Прохождение бесплатного медицинского обследования.

Большое количество людей работают вахтовым методом, чтобы иметь возможность через несколько месяцев проведывать родственников и семью.

Большая часть островов Земли Франца-Иосифа не имеет постоянного населения, поэтому едут сюда трудиться, в основном, мужчины. Они могут найти работу, как на полярных станциях, так и в геофизической обсерватории. Кроме того, каждый мужчина имеет шанс трудиться на поиске и разработке ресурсов. Арктический климат и холод женщины переносят не слишком хорошо, тем более, что работа вахтой в Арктике очень сложная и физическая тяжелая. Связно это с тем, что работа вахтовым методом предусматривает проживание в местах разработки или поиска полезных ископаемых. Из-за особенностей климата возвращение в место постоянного проживания не является возможным, поэтому создаются специальные вахтовые поселки.

Добыча нефти в Арктике. Вахтовая работа.

График работы может быть разным, что оговаривается при составлении контракта с работодателем. Чаще всего применяется такой график: 15 рабочих суток и 15 выходных. Хотя практикуются и другие виды, например, 2 месяца работать и 1 отдыхать, или 3 месяца через 1. Работать в Арктике приходиться не менее 12 часов в день, хотя столько же времени отводится и на отдых.

К минусам такого вида занятости относятся такие факторы, как:

  • Длительное расставание с семьей, из-за чего частыми бывают случаи распада семьи;
  • Сложный график работы;
  • Изолированность от внешнего мира;
  • Постоянный холод, что отрицательно сказывается на здоровье;
  • Замкнутость пространства;
  • Работа в коллективе, поэтому люди должны учиться налаживать контакты, решать проблемы и конфликты.

Вахтовый поселок в Арктике

Вакансии в Арктике

Подбирать вакансии нужно через прямого работодателя, пользуясь услугами официальных представителей компании.

Претендент на ту или иную должность должен отстаивать право на прямой контакт с работодателем, чтобы не попасть в схемы мошенников или не быть обманутым при составлении договора. Прежде, чем соглашаться на работу, нужно составить подробный список найденных вакансий, отметив все плюсы и минусы. Практически все компании предлагают такие условия работы, как:

  • Вахтенный метод;
  • Официальное трудоустройство;
  • Контракт заключается на длительный период времени;
  • Командировки длятся не дольше 3 месяцев;
  • Медицинское и социальное страхование;
  • Оговоренный уровень заработной платы, со всеми надбавками и бонусами.


Арктика – регион шикарных возможностей, но из-за сурового климата, искать работу нужно на территориях, где уже много лет существуют полярные станции, проводятся экспедиции и исследования. Вызвано это тем, что тут развита инфраструктура, доступ к благам цивилизации. Поэтому соглашаться стоит на предложения, позволяющие трудиться на островах Земли Франца-Иосифа, среди которых наиболее «цивилизованными» считаются остров Котельный, Хейса, остров Александры. Хотя многие полярники едут трудиться в район Крайнего Севера и Северного Ледовитого океана.

Среди востребованных вакансий на Земле Франца-Иосифа стоит отметить профессии: экспедитора, кладовщика, ИТ-специалиста, геодезиста, строителя, монтажника, слесаря, повара, электромеханика, инженера.

Строительство уникального комплекса «Арктический трилистник». Земля Франца-Иосифа

Но вместе с тем для работы в Арктике постоянно нужны люди, чтобы трудиться на таких должностях, как:

  • Водители грузовиков и специальной техники;
  • Водители самосвалов;
  • Работники на продовольственные склады;
  • Инженеры по автоматизированным системам;
  • Лаборанты в строительные лаборатории;
  • Коменданты в городки, где проживают работники;
  • Копровщики;
  • Повара, пекари, подсобные рабочие;
  • Машинисты;
  • Водители кранов;
  • Газосварщики и газорезчики;
  • Мастера и начальники отделов;
  • Инженеры проектных работ;
  • Мотористы;
  • Разнорабочие.

Работы по очистке Арктики

А также рабочие постоянно требуются для обслуживания различных установок. В частности, бетоносмесительных, растворобетонных, газовых.