4
Посещение

Материалы
1 - 9
практических
практических
занятий
занятий
5
Активная работа на

1- 9
практических
занятиях
(премиальные
баллы)

6
За пропуск занятий и

9 - 1
нарушение сроков
выполнения учебной
работы, за
систематический
отказ отвечать на
практических
занятиях –
«штрафы » –
уменьшение
набранных баллов 1
балл за каждое
занятие
7
Выполнение

Реферат
1- 10
реферата
Конспектиро
вание
8
Написание эссе

Эссе
1-8
9
Конспектирование

Конспекты
1-5
10
Подбор

Педагогические 1-8
педагогических
ситуации
ситуаций по теме
11
Составление

Таблицы
1- 8
сравнительных
таблиц
12
Разработка и

Проекты
1- 12
презентация
проектов
13
Аннотирование

Аннотация
1-10
текста
14
Портфолио предмета

Портфолио
1- 10

Критерии оценки
Максимальная сумма баллов - 100
За посещение лекции – 6 баллов
За посещение семинаров – 9 баллов
За рубежный и текущий контроль –
Рефераты
Доклады
Проекты

«ОТЛИЧНО» - 80 – 100 баллов
«ХОРОШО» - 66 – 79 баллов
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - 50 – 65 баллов

28
« НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - менее 50 баллов


Примерна я тематика рефератов к курсу « Поликультурное образование»

Народные традиции трудового обучения и воспитания детей младшего
школьного возраста
Этническая система физического воспитания.
Педагогическая культура народа.
Словарь нашей свадьбы.
Сельская свадьба в эстетическом и нравственном аспектах.
Чему можно научиться у казаков?
Что интересного в горском этикете?
Игры моего детства и детства моих предков.
Народные приметы и поверья.
Народные заговоры.
Русские престольные праздники и их воспитательная роль.
Легенды и их нравственно-воспитательный характер.
Легенды моей малой Родины.
Уличные или станичные клички и прозвища.
Народные колядки и щедровки.
Рождественская и крещенская обрядность.
Языческое и христианское в «Масленице».
Мусульманский праздник.
Нравственный аспект Великого Поста.
Весенняя обрядность и ее воспитательное значение.
Эстетическое начало в народной обрядности.
Какому этикету учит нас сама природа.
Народная педагогика о воспитании детей младшего школьного возраста.
Природа как источник народной педагогики.
Эстетическое начало в народной обрядности
Воспитательная роль бытовой обрядности.
Организация и проведение народных праздников на примере конкретного
этноса.
Легенды и их нравственно-воспитательный характер
Воспитание культуры межнациональных отношений
Религия как источник народной педагогики.
Характеристика этнических конфликтов.
Народный этикет и проблемы его возрождения.
Традиции и обряды русского народа.
Народный календарь и его воспитательное значение.
Вклад К.Д. Ушинского в развитии этнопедагогических идей.

Примерные темы контрольных работ по дисциплине « Поликультурное
образование»
1. Этнос как система в работах Л.Н. Гумилева.
2. Концепция происхождения этносов Л.Н. Гумилева.

29
3. Психологические основы науки.
4. Функции этнического самосознания.
5. Национальный характер.
6. Национальный темперамент.
7. Национальная мечтательность.
8. Этническая идентичность у национальных и этнических меньшинств.
9. Функции национальной психики.
10. Этнические символы и их функции.
11. Механизмы этнической символизации.
12. Психологическая защита этноса.
13. Этническая культура.
14. Этническая картина мира.
15. Этнический стереотип и его функции.
16. Межэтнические взаимоотношения.
17. Межэтнические отношения на межэтническом уровне.
18. Понятие и отличительные особенности этнических меньшинств.
19. Межэтническая напряженность.
20. Межэтнические конфликты и факторы их возникновения.
21. Понятие и показатели этноцентризма.
22. Структура этноцентрической идеологии.
23. Основные типы межэтнических конфликтов.
24. Межкультурная адаптация.

Приложение 3. Организация самостоятельной работы по учебной дисциплине
«Общие основы педагогики »

1. Самостоятельное
решение
педагогических
задач
(аудиторная
неаудиторная форма самостоятельной работы)
Решение студентами педагогических задач базового модуля направлено на
овладение ими обобщенными психолого-педагогическими знаниями, формирование
понимания их роли при решении социально-профессиональных задач, освоение
принципов использования психолого-педагогических знаний в профессиональной,
социальной и личной сферах:
- понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и
педагогики в системе наук о человеке и обществе;
- основные положения современных концепций образования и развития
личности, педагогические способы, методы и технологии личностного и
профессионального развития и самосовершенствования;
- индивидуально-психологические качества, свойства и особенности
личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности;
- социально-психологические механизмы и закономерности поведения
личности и группы;
- образовательные тенденции, функции и модели образования; структура и
направления развития национальной системы образования, способы организации
образовательного процесса;
- принципы и способы применения психолого-педагогических знаний для
решения личных, социальных, профессиональных задач.

Для итоговой оценки освоения студентом умений решать педагогические
задачи можно использовать условные баллы:

Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета.

На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, причем достаточно серьезная, так как, не зная правил речевого этикета или нарушая их, человек эволюционирует в обратную сторону. Ведь что нас, в первую очередь, отличает от первобытных людей? Умение грамотно, красиво и вежливо общаться.

Для каждой социальной роли, будь то продавец, учитель, работник, родитель или студент, свойственны свои речевые обороты. Речевой этикет помогает нам осваивать каждую из этих ролей, так как с разными людьми мы ведем себя по-разному, и, соответственно, подстраиваем под них свою манеру общения.

Речевой этикет позволяет нам правильно подбирать направление разговора, будь то беседа с другом, родителями, или деловые переговоры. Нужно не просто знать, как говорить, но и когда, кому, и в каком тоне. С незнакомыми людьми и людьми старшего возраста – вежливо и на «Вы», дамам, вне зависимости от возраста, чаще говорить комплименты. Речевой этикет – это не просто правила речи, это целая наука, которая учит нас контролировать свои эмоции, излагать свои мысли грамотно и красиво.

Каждый из нас, желающий быть интеллигентным и образованным, должен знать азы речевого этикета. Соблюдение простых правил дает нам возможность общаться, и получать от этого удовольствие. Ведь, согласитесь, куда приятнее вести беседу с человеком, разговаривающем вежливо, чем с хамами или неграмотными людьми.

    • Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек - совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня - область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки - одно их […]
    • С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
    • Давным-давно окончилась Великая Отечественная война. Она была безжалостной и самой кровавой войной двадцатого столетия. Но и сейчас среди нас живут те, кто помнит ту войну, это ветераны. Их осталось совсем мало. В то время, когда они были юными, чуть-чуть старше нас, они защищали Родину от жестокого врага в Советской армии. Мне интересны рассказы ветерана Леонида Ивановича Куликова о воинской службе и о Великой Отечественной войне. Теперь Леонид Иванович полковник в отставке, у него весь китель в наградах: […]
    • С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    • Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
    • С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    • Язык… Сколько значения несет в себе одно слово из пяти букв. С помощью языка человек с раннего детства получает возможность познавать мир, передавать эмоции, сообщать о своих потребностях, общаться. Возник язык в далеком доисторическом периоде, когда появилась потребность у наших предков, во время совместного труда, передать свои мысли, чувства, желания своим сородичам. С его помощью мы теперь можем изучать любые предметы, явления, окружающий мир, а со временем усовершенствовать свои знания. У нас появилась […]
    • Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
    • Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
  • Правила приветствия — очень важный шаг в изучении правил этикета. Ведь первое, что мы делаем при встрече со знакомым человеком — это приветствуем его. Этикету общения нужно учить с малолетства, чтобы потом у взрослого человека не возникало трудностей в общении.

    Очень важно знать, что воспитанный человек никогда не ждет, что с ним поздороваются. Не давай опередить себя – делай это сам, особенно если встречаешь знакомого старше себя по возрасту.

    Неприлично махать руками и кричать «во все воронье горло», если люди, с которыми ты хотел бы поздороваться, находятся далеко от тебя. Достаточно будет, встретившись с ними взглядом, просто приветливо кивнуть им.

    Никак нельзя назвать приветствием громкие, удивленные возгласы: «ба — кого я вижу», «ну наконец-то», «где ты пропадал».

    Не бойся лишний раз поздороваться с человеком, если повстречал его в течение дня не однажды. Поприветствуй его улыбкой, либо кивком головы, или легким взмахом руки.

    Любое общение начинается с приветствия. По этикету, приветствовать человека нужно словами: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!». Это наиболее распространенные и приемлемые формы приветствия. Среди близких людей чаще всего принято говорить «привет».

    В приветствии очень важна интонация, теплая и дружелюбная, потому что даже обычные приветственные слова, высказанные грубым или сухим тоном, могут обидеть человека, с которым вы здороваетесь. А если при словах приветствия вы будете улыбаться, это сразу расположит к вам человека. Только улыбка должна быть искренней.

    Приветствие принято сопровождать поклоном, кивком головы, рукопожатием, объятиями. Во время приветствия не следует опускать глаза. Нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете, а иначе человек подумает, что вам неприятно с ним общаться, что вы что-то скрываете и т. д. Во время приветствия неприлично держать руки в карманах. Это выражает неуважение к собеседнику.

    Ситуации обмена приветствиями бывают разные. Следует помнить некоторые особенности, если вы хотите быть вежливым человеком и не оскорблять чувства других.

    Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, нужно поприветствовать человека кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует — вы поставите в неловкую ситуацию и его, и себя.

    Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «Здравствуй» издалека. Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов, и тогда поприветствуйте его.

    Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.

    Если вы встречаете знакомого в компании незнакомца, нужно поприветствовать их обоих. Также нужно поприветствовать всех в группе, к которой вы подходите.

    Если вы идете в группе и встречаете своего знакомого, необязательно знакомить с ним остальных. Можно, извинившись, на несколько секунд отойти в сторону и поговорить со знакомым. Но не затягивайте разговор, ведь вас ждут другие люди.

    Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы. Например, с продавцом ближайшего магазина, с почтальоном, соседями из подъезда. Это элементарная вежливость.

    Если вы входите в комнату, где находится много людей, нужно не здороваться с каждым в отдельности, а сказать общее «здравствуйте».

    Часто здороваясь, люди обмениваются рукопожатиями. Тут этикет тоже обращает внимание на некоторые тонкости.

    Первыми подают руку старшие младшим, а не наоборот.

    Среди ровесников первыми подают руку женщины мужчинам.

    Если встречаются две супружеские пары, то сначала здороваются друг с другом женщины, затем мужчины приветствуют женщин, после этого мужчины здороваются между собой.

    Перед рукопожатием мужчина должен обязательно снять перчатку. Женщине это делать необязательно. Однако, приветствуя заметно старших по возрасту, перчатку должны снимать все.

    То, как мы начинаем общение с человеком, во многом определяет дальнейшую судьбу этого общения, поэтому стоит соблюдать нехитрые правила этикет, это точно не повредит!

    Первыми приветствуют младшие старших, мужчины — женщин.

    Женщина первой приветствует мужчину, если он намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий — первым прощается с остающимися.

    Когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, потом с другими женщинами, затем — с хозяином дома и мужчинами.

    Здороваясь с мужчиной, женщина должна первая подать руку. Если она ограничивается поклоном, мужчине не следует протягивать ей руку. То же между старшими и младшими мужчинами.

    Мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых и больных, которым трудно подниматься), здороваясь и с женщинами, и с мужчинами. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает. Исключения; хозяйка дома, принимая гостей, всегда встает, здороваясь с ними.

    Женщины также встают, когда здороваются с пожилыми мужчинами.

    Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или с женщиной, то он может сесть лишь после того, как сядут они, или по их позволению. Если хозяйка дома предлагает сесть, а сама продолжает стоять — садиться не следует. Учтите это, когда у вас будут гости.

    Не принято здороваться через порог, через стол, через какую-либо перегородку.

    Можно, конечно, общаться привычным образом, не обращая внимания на все тонкости этикета, если это устраивает ваше окружение. Но, оказавшись в другом обществе, в другой, незнакомой компании, переходя на новую работу или вышестоящую должность, правила общения стоит соблюдать. Иногда от них зависит слишком многое: решение проблемы, установление нужных контактов, дела в бизнесе или начало долгосрочных важных отношений.

    Правила поведения за столом для детей

    Без сомнения, поесть вкусненького мы любим все… Однако далеко не все знают элементарные правила поведения за столом. Чтобы не оказаться в глупой ситуации перед людьми, с которыми ты будешь находиться за одним обеденным столом, выучи эти основные правила и тебе никогда не будет стыдно за себя.

    Итак, правила поведения за столом для детей:

    Не клади на стол локти: они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.

    Не разговаривай с полным ртом – прожуй и проглоти, потом говори, не чавкай – старайся есть беззвучно.

    Чтобы было легче жевать – не откусывай слишком больших кусков.

    Клади на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть.

    Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом: вилка — в левой руке, нож – в правой. Небольшими кусочками нарезаешь мясо, нож откладываешь в сторону, вилку берешь в правую руку – и ешь себе! Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной).

    Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не пользуйся ножом, если можно обойтись при помощи все той же вилки. Например, рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.

    Гарнир (картофель, овощи, макароны) набирай на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.

    Руки и губы вытирай салфетками, ни в коем случае руками, скатертью, либо одеждой.

    Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать.

    Из общей посуды накладывай еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.

    Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.

    И самое главное: необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо»!

    Правила поведения за столом очень важны в современном мире. Праздничный стол, поход в кафе или ресторан, романтический или дружеский ужин не может обойтись без элементарных правил этикета…

    Как правильно разговаривать по телефону

    Правила поведения со взрослыми — Для воспитанных детей

    Правила дружбы — Для детей и подростков

    Правила поведения в театре, в кино и на концерте очень важно знать не только детям, но и взрослым. Так как в наше время встречаются и взрослые люди, которые ведут себя не совсем культурно на подобных мероприятиях.

    Собираясь в театр или концертный зал, ты должен помнить очень строгое правило, установленное этикетом, касающееся одежды, в которой можно посещать подобные заведения. Отнесись к этому серьезно, чтобы не выглядеть белой вороной среди присутствующих там людей!

    В театр не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Мужчины, обычно, надевают темный костюм, светлую рубашку и галстук. Женщины же, как принято, приходят в вечерних платьях.

    Приходить в театр или на концерт нужно пораньше, чтобы было достаточно времени на то, чтобы привести себя в порядок, сдать в гардероб верхнюю одежду, да и просто прогуляться в фойе.

    Если твое место находится в середине ряда, постарайся занять его заранее, чтобы не беспокоить тех, кто сидит в начале ряда. Но если уж произошла такая ситуация — проходи лицом к сидящим, при этом не забудь попросить прощение за беспокойство.

    Во время спектакля является дурным тоном что-то есть и пить

    С простудой в театр лучше не ходить. Своим кашлем ты будешь мешать и зрителям, и исполнителям, да и сам окажешься в неловкой ситуации.

    На концерте не подпевай исполнителю, пойми, ведь люди пришли сюда не для того, чтобы послушать твое пение.

    На музыкальных концертах, чтобы не выглядеть глупо, не спеши аплодировать, если не очень хорошо знаешь музыкальное произведение, потому что пауза в исполнении может означать не конец исполнения, а перерыв между частями.

    В кинотеатре правила попроще, чем в театре. Однако ты все равно не должен особо расслабляться. Не нужно превращать кинозал в свалку попкорна, конфетных бумажек и банок из-под напитков. Веди себя прилично.

    В кинотеатре обычно не снимают верхней одежды. Однако ты все время должен помнить о людях, сидящих сзади тебя. Сними головной убор прежде, чем тебя попросят об этом. Так должны поступать не только мальчики, но и девочки.

    Если сидящий впереди сделал это ради тебя, обязательно поблагодари его.

    Признак невоспитанности – предсказывать то, что произойдет в фильме. Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.

    Посещение театра в последнее время становится все более популярным, как среди молодежи, так и у взрослых людей. Именно поэтому очень важно знать правила поведения в театре, как таблицу умножения. Ведь если ребенок будет вызывающе себя вести в театре, это обязательно привлечет осуждающие взгляды на его родителей. Чтобы не краснеть и не ощущать неловкость нужно своевременно научить ребенка этих нехитрым правилам.

    Как дарить подарки

    Не каждый знает, как правильно дарить подарки. А ведь у этого события тоже есть свои особенные правила этикета, которые следует узнать и запомнить.

    Наступает праздник… и мы, как всегда, в растерянности… А что же… кому… и как… можно подарить?

    Итак, приступим. Как дарить подарки по правилам:

    — Готовя подарок родным, ты можешь что-нибудь нарисовать, вышить, сделать что-нибудь своими руками. Ко дню рождения мамы или отца можно выучить стихотворение или разучить песенку.

    — Если ты покупаешь другу подарок в магазине, попроси взрослых помочь тебе выбрать его.

    — Неприлично дарить другу деньги и советовать при этом «купить себе что хочешь». Если вам действительно небезразличен одариваемый, то стоит потрудиться и придумать для него нужный подарок, который доставит радость.

    — В первую очередь, важно учитывать вкусы и увлечения одариваемого. Вспомните, что любит этот человек и чем увлекается!

    — Лучше всего упаковать подарок – разворачивать его ну очень приятно!

    — К подарку можно приложить открытку с пожеланием.

    — Не забудь обязательно снять с подарка ценник.

    — Нельзя дарить животных, если заранее это не обговорено! Твой друг, скорей всего, очень обрадуется, а вот родители его могут быть и против.

    — Новый год – это волшебный праздник, когда все ждут чудес и сюрпризов! Поэтому подарки нужно сделать всем родственникам и друзьям, а подарками могут стать недорогие, но приятные мелочи. При подготовке новогодних подарков постарайся проявить чувство юмора - это очень порадует и развеселит твоих друзей и родных.

    — Запомни, хорошо подобранным и душевным подарком человек будет пользоваться, и будет хорошо вспоминать о тебе. Подарком скучным или сделанным для простой формальности, никто пользоваться не станет, такой подарок отдадут кому-нибудь, или вообще просто выбросят.

    Теперь ты знаешь, как дарить подарки, а значит можешь смело ждать ближайших праздников, чтобы поздравить своих близких по всем правилам этикета!

    Этикет – это общепринятые нормы поведения людей в обществе. Дети, так же как взрослые, должны знать как себя вести. А мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, все близкие и родные люди должны помочь им в освоении этикета.

    Важность детского этикета

    Зачем вообще загружать маленького ребенка такими вопросами, как этикет, и лишать его беззаботного детства? Кому это нужно? Ответим на эти вопросы и расскажем о важности детского этикета. А ведь он им очень нужен! В первую очередь им самим, а не их окружению, как думают многие. Именно в детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом. Кроме этого, этикет открывает малышу дверь в общество. Культура поведения, общения помогает ребенку быть понятым, услышанным. С воспитанным человеком, независимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться. У ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности, ответственности.

    В каком возрасте учить детей этикету?

    Рассказывая малышу о правилах этикета, мы учим его хорошим манерам. Объяснять ребенку, как себя можно вести, а как нельзя, нужно с того времени, когда он начнет самостоятельно ходить, есть за общим столом, разговаривать, активно общаться с людьми, сверстниками. Приблизительно с 1,5-летнего возраста малышу нужно объяснять, показывать, как вести себя за столом. Если до этого времени, ему прощался замазанный кашей стол, лицо, руки, прощалось, что он мог взять еду из чужой тарелки и т.п., то сейчас следует относиться к этому серьезнее. У ребенка уже достаточно хорошо сформировалось осознание того, что происходит, что ему говорят, что от него требуют. Когда он начнет разговаривать, нужно объяснять, как вести себя с людьми. Например, при встрече знакомого человека просите малыша поздороваться, при прощании – сказать «до свидания». Для легкости общения, обычно, совсем маленьких малышей сначала учат говорить слова «привет», «пока», «ты». Это тоже воспитание, на самом начальном уровне. В возрасте 2-3 лет надо пояснить, что такое обращение уместно со сверстниками, а с взрослыми нужно общаться иначе, более сдержано.

    Основы этикета

    Правил хорошего тона можно вспомнить великое множество. Но для юного возраста многие из них еще не нужны. Напомним основные правила поведения, которым родители должны научить своих детей.

    Этикет за обеденным столом

    • Мыть руки перед едой;
    • Есть аккуратно, стараться не запачкать себя и рядом сидящих;
    • После еды умыться или вытереть губы салфеткой;
    • Поблагодарить взрослых за обед.
    • Играть едой, кидаться ею;
    • Торопиться, набивать полный рот;
    • Есть из чужой тарелки или чужими ложками, вилками;
    • Разговаривать с полным ртом;
    • Размахивать руками, кривляться, баловаться, качаться на стуле.

    Этикет в гостях

    • Поздороваться с хозяевами дома;
    • Вести себя спокойно, не шуметь, не бегать;
    • Перед уходом поблагодарить за гостеприимство и попрощаться.
    • Трогать и брать без разрешения хозяев любые предметы в комнате;
    • Долго засиживаться в гостях;
    • Напрашиваться на чай или обед.

    Этикет в общении

    • При встрече нужно здороваться со знакомыми людьми, а при расставании прощаться, говоря «до свидания»;
    • Помнить, а при необходимости использовать в речи «волшебные слова»: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;
    • Обращаться к взрослым по имени-отчеству, на «вы». Здороваясь, говорить «здравствуйте», а уходя – «до свидания»;
    • Со сверстниками можно общаться на «ты», говорить «привет», «пока»;
    • Нельзя давать прозвища другим детям, обзывать, обижать, унижать их;
    • Не следует жаловаться, ябедничать взрослым по каждому пустяку.

    Вот, пожалуй, самые-самые главные правила этикета для детей. Кажется, что их здесь не так уж много, однако, чтобы ребенок понял и принял их все, понадобится еще очень много времени. Чтобы упростить задачу можно совместить полезное – изучение этикета, и приятное – игры.

    Игры в освоении этикета

    Процесс обучения ребенка правилам поведения никак не влияет на его безоблачное, счастливое детство и веселое времяпрепровождения. То есть, малыш не будет загружен настолько, что у него не останется времени на игры, также другие интересные занятия. Любое обучение маленького ребенка ни в коем случае не должно сводиться к каким-то урокам, не должно разграничиваться временем. Этот процесс должен проходить незаметно, между делом либо в игровой форме. Благодаря этому малыш не будет ощущать на себе давление, ведь его не заставляют, от него не требуют, поэтому он все усвоит лучше, быстрее.

    • Сказки, рассказы, мультфильмы – это один из самых простых, доступных каждому, притом, интересных способов, как научить ребенка хорошему поведению. Все что нужно – это просматривать с малышом любимые мультики, читать любимые сказки, объяснять поведение героев. Чтобы вы ни читали, что бы вы ни смотрели, всегда можно найти персонажей с правильным и неправильным поведением.
    • Можно дать ребенку возможность выступить в роли учителя, объяснить вам или, например, плюшевому медвежонку, как себя вести, позволить делать замечания. Все дети без исключения хотят чувствовать себя хотя бы чуточку взрослее, поэтому ребенок вряд ли откажется от игры, где он главный, старший.
    • Найдите или сочините самим короткие стишки с задействованными в них вежливыми словами. Продолжи малышу продолжить рифму. Пример:

    Всем знакомым при прощании,

    Говорим мы …(«до свидания»)

    • Пословицы, поговорки – это еще один интересный способ рассказать детям о правильном поведении. Например, говорят: «вежливость ничего не стоит, но много приносит». Детям будет интересно слушать о том, что это означает. Это своего рода загадка, которая имеет и разгадку, то есть скрытый смысл.
    • В магазинах детских товаров есть разнообразные настольные игры по этикету. Это могут быть, например, картонные карточки с изображениями хорошего и плохого поведения, задачей детей является выбрать правильный вариант.

    Если в сложном возрасте 3-4 лет малыш время от времени ведет себя капризно, невоспитанно, некультурно, то сильно расстраиваться, переживать, а тем более ругать, наказывать за это его не надо. Хорошим подспорьем к правильному воспитанию является посещение с детьми различных общественных мероприятий: театры, кафе, праздники. Ребенку нужен опыт общения, живые примеры хорошего тона. Сами родители всегда должны быть вежливы, придерживаться норм этикета, ведь дети копируют все со своих родителей.

    Все мы с детства помним, как мама говорила: «Не забудь “волшебное” слово». Эти слова мы учим еще тогда, когда не умеем даже читать и писать. «Волшебные» слова входят в состав речевого этикета. Он представляет собой совокупность регулируемых обществом правил поведения речи и устойчивых фраз вежливого ведения разговора, подчинённых системе специфических национальных стереотипов. Речевой этикет позволяет вести нам диалог и поддерживать характер беседы, не обижая собеседника: совет, просьба, приказ, обсуждение, приветствие и тому подобное. Самыми распространёнными и всемирно применяемыми являются слова и выражения, которые касаются приветствия и прощания, просьбы и извинение. Речевой этикет так же обращает наше внимание на интонацию, поскольку даже правильное слово может прозвучать не искренне.

    Именно поэтому речевому этикету стоит уделить внимание. В частности, с него начинаются первые занятия по этикету в школе. Ведь речевой этикет учит нас структурировать свою речь. Это позволяет избежать возможных неловких и затруднительных моментов. Например, встреча с человеком, которого мы давно не видели или не хотели бы встретить, может пройти более гладко и непринуждённо, если применить правила речевого этикета: приветствие, вежливый тон, терпимость и аккуратность в выражениях. Ведь даже пяти минут неправильного разговора хватит, чтобы оставить негативный отпечаток в отношениях. А как знать, возможно, именно от этого человека вам понадобится услуга или помощь. Таким образом, важно знать постулаты речевого этикета по Г. П. Грейсу: качество (информация должна быть действительной), количество (нужно придерживаться середины между краткостью и расплывчатостью), отношение (содержание разговора должно быть уместным) и способ (ясность, чёткость и доступность для понимания). Несоблюдения этих постулатов приводит к недопонятости, негативному осадку и обидам. Более того, эти постулаты были придуманы еще раньше Грейса и зафиксированы в поговорках. Например, поговорка «Слово не воробей, выпустишь – не поймаешь» учит нас обдумывать то, что мы хотим сказать. Не все мысли порой нужно озвучивать. А пословица «Дед говорит про курицу, а бабка – про утку» раскрывает трудности понимания собеседника. Если проговорить все моменты и выслушать друг друга, то такой проблемы не возникнет. К дополнительным, но не менее важным, постулатам можно отнести такие понятия речевого этикета как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность и сдержанность. Тактичность подразумевает необходимость в понимании собеседника и его особенностей (характер, состояние семьи и здоровья, статус). Эта этическая норма требует избегания неуместных слов, высказываний, вопросов и тем для разговора. Терпимость и сдержанность схожи с чувством такта, однако обращают внимание собеседников на то, что при разговоре могут возникнуть противоположные выводы, проявиться различия в мнениях. Поэтому учит нас воздерживаться от резкой критики и учиться принимать чужой выбор и выслушивать мнение, отличное от нашего. Предупредительность и доброжелательность так же связаны друг с другом. Первая норма отвечает за умение предвидеть вопросы и пожелания собеседника и готовность на них ответить, а вторая – за доброжелательное отношение. Не смотря на то, что эти постулаты применимы ко всем культурам, а самые распространённые правила речевого (к старшему и незнакомому человеку обращаться на Вы, с равными и знакомыми людьми здороваться словами «Привет») используются в любой стране, нужно учитывать взаимосвязь между этикетом поведения и речевым этикетом. В отдельных культурах выказывание сочувствия или комплименты не приемлемы. Так в Японии фраза «Я Вам искренне сочувствую» оскорбит человека, поскольку у них не принято делиться горем и жаловаться на него. Поэтому ваши слова выставят беду человека наружу, что нетактично. А в Италии достаточно красочный комплимент, на подобии «Какая цыпочка!», не будет считаться оскорблением, нужно его принять как высшую похвалу.

    Речевой этикет открывает нам возможности познания друг друга. Благодаря ему мы оцениваем человека на уровне с внешним видом. Так, если человек при встрече скажет «Здрасте», первое, о чём мы подумаем, будет заключаться в оценке этого человека как невежи или безграмотного. К тому же именно по речевому поведению мы оцениваем наши отношения с одноклассниками или коллегами, учителями или начальниками, родителями и друзьями. Если после родительского собрания мама начинает с обращения по имени-отчеству, то разговор обещает быть серьезным. Ведь чаще всего для наших родителей мы «солнышки» и «зайчики». Поэтому без речевого этикета мы бы просто запутались в отношениях, в правилах поведения и просто не смогли бы устанавливать контакты: дружить, работать и т.д.

    Сочинение » Родной язык » Сочинение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?»

    Сочинение рассуждение на тему "Этикет9

    3 подтемы: речевой этикет; деловой этикет; этикет был всегда

    Этикет - это не просто правила поведения, которые приняты и поддерживаются в определенной группе людей. Это способ самоидентификации общества, возможность создать определенный стиль поведения, который принято считать подобающим. И для того, чтобы вписаться в любое общество, необходимо учитывать правила этиката.

    Именно речь отличает человека от животного. Способность делиться своими мыслями позволила нашему виду достигнуть небывалого доминирования на планете. Слово - одновременно мощный, могущественный и очень опасный инструмент, который может как принести великое благо, так и существенный вред.

    Речевой этикет - это способ держать слова под контролем и применять их так, как это принято и уместно в определенном обществе. Каждый микросоциум - это отдельная лингвистическая вселенная, где есть свои законы и особенности. В суде, в банке, на светском рауте, на сталепрокатном заводе, на молодежной вечеринке, - в каждом случае существует определенный речевой этикет, который следует соблюдать. Иначе человек будет выглядеть по меньшей мере странно.

    Потому каждому необходимо учиться двум ключевым основам мастерства речевого этикета: понимать особенности социума, в котором ты находишься и уметь контролировать свою речь в соответствии с этими особенностями.

    Правила поведения в современном обществе выходят далеко за пределы базовых норм приличия. Деловой этикет - это целая система понятий и норм о том, как подобает себя вести человеку в деловой среде. Манеры, речь, внешность, допустимые способы ведения бизнеса, - все эти категории охватываются деловым этикетом.

    Ключевой особенностью делового этикета является четкое распределение ролей: каждый участник делового процесса на разных его этапах может занимать различные позиции, и вести себя должен соответствующим образом. Роли подчиненного, руководителя, представителя компании, клиента, партнера и прочие обычные для делового мира позиции, из которых приходится действовать участникам экономических отношений, имеют определенные нормы, которых принято придерживаться. Несоблюдение делового этикета может быть не просто воспринято с осуждением, но и стать причиной вполне ощутимых финансовых убытков.

    Также следует отметить, что деловой этикет - понятие многогранное. Ведь речь идет не только о правилах поведения для отдельных людей, но и для компаний в целом. Этикет регулирует нормы, которых должны придерживаться юридические лица, чтобы достойно существовать в экономической среде. В этом случае правила этикета формируют своеобразную «матрешку9raquo;, где правила для коллектива накладываются на индивидуальные правила для отдельных людей.

    Знание и соблюдение делового этикета - необходимые элементы любого бизнес-взаимодействия в современном обществе.

    Этикет был всегда. Правила хорошего тона

    Человечество задавало общепринятые правила поведения на протяжении тысяч лет. Сами правила менялись, трансформировались исторические условия, но сам факт присутствия правил этикета всегда был незыблемым.

    Простой пример: еще каких-то двести лет назад женщина в брюках была чем-то невозможным и неприемлемым, а при встрече было принято снимать шляпы и кланяться. Сегодня же женщины повсеместно ходят в брюках, а шляпы носят лишь единицы. Однако сам факт наличия правил, регулирующих стиль одежды, нормы поведения и приемлемые речевые обороты в том или ином обществе всегда были.

    Исходя из этого, следует понимать, что бунтовать против этикета - бессмысленно. Общество всегда имело свойство относиться негативно к тем, кто игнорирует общепринятые нормы. А значит, наиболее эффективный и простой способ взаимодействия с любым обществом - это игра по его правилам.

    Мы в Фейсбуке

    "Сезоны года " - это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

    Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

    Внимание, только СЕГОДНЯ!