Название документа: (с изменениями на 8 марта 2015 года) (утратил силу на основании Указа Президента РФ от 21.02.2019 N 68)
Номер документа: 1474
Вид документа: Указ Президента РФ
Принявший орган: Президент РФ
Статус: Недействующий
Опубликован:
Дата принятия: 28 декабря 2006
Дата начала действия: 28 декабря 2006
Дата окончания действия: 21 февраля 2019
Дата редакции: 08 марта 2015

О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации

(с изменениями на 8 марта 2015 года)

Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 года N 68
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
от 6 декабря 2007 года N 1643 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 10.12.2007) (вступил в силу с 26 сентября 2007 года);
Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1382 ;
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090013).
____________________________________________________________________

В соответствии со , , и 71 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в целях совершенствования системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации

постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке получения дополнительного гражданскими служащими Российской Федерации.

2. Установить, что:

а) до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой:

функции, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

финансирование государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации;
Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .

б) до образования государственных органов по управлению государственной службой субъектов Российской Федерации функции этих органов, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим Указом, осуществляются государственными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации;

в) в 2007 году порядок получения дополнительного профессионального образования государственными предусмотренный Положением, утвержденным настоящим Указом, действует в части, касающейся организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки указанных служащих, осуществляемых с 1 января 2008 года.

3. Правительству Российской Федерации:

а) при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год и на плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на финансирование государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на получение дополнительного профессионального образования указанными служащими за пределами территории Российской Федерации;
Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

б) утверждать государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год;
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

в) привести в 4-месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом;

г) обеспечить утверждение в 3-месячный срок:

экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных государственных гражданских служащих *3.4);

минимального размера ежегодных отчислений (в процентах) на научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих от объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих;

формы государственного статистического наблюдения за исполнением государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих, а также порядка представления указанной формы;

государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации;

положения о стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации;

положения о программе государственного органа по профессиональному развитию государственных гражданских служащих Российской Федерации и примерной формы программы;

примерной формы государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.

4. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1382 ..

Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 года N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 7, ст.513);

Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 года N 834 "О внесении дополнений в акты Президента Российской Федерации о федеральной государственной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3358);

Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст.4131);

Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 года N 1111 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 года N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст.4782);

Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2001 года N 433 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст.1690);

Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 года N 1002 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3438);

пункт 4 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 26 ноября 2001 года N 1360 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст.4611);

Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2003 года N 20 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 года N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 3, ст.207).

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации

1. Настоящим Положением в соответствии со , и 63 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяется порядок получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации (далее - гражданские служащие), замещающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - должности гражданской службы), включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах, а также регулируется порядок получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. *1)

2. Руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования и организацией дополнительного профессионального образования (далее - образовательная организация), государственным органом или иной организацией, в которые гражданские служащие направляются на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, обеспечиваются необходимые условия для освоения указанными служащими дополнительных профессиональных программ.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .

За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание.

3. Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по дополнительной профессиональной программе являются:
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .

а) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;

б) включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;

в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им дополнительной профессиональной программы.
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .

г) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации .
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483)

4. Профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" направляется на профессиональную переподготовку.

По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация.

Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется представителем нанимателя.

5. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. *5.2)

Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.

6. Дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих могут осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий.
(Абзац дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124)
Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

7. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 ..

8. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .

9. Срок обучения гражданских служащих по дополнительной профессиональной программе определяется этой программой и (или) договором об образовании.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .

10. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа на дополнительное профессиональное образование.

Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

11. Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются: *11)

а) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

б) направления дополнительного профессионального образования;

в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.

12. Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В программе, рассчитанной на три года:

а) прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке и повышении квалификации гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных организаций;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

б) указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;

в) прогнозируется ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих.

13. Федеральный государственный орган по управлению государственной службой на основе заявок на обучение федеральных государственных гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам, которые оформляются федеральными государственными органами по форме согласно приложению N 1 и представляются не позднее 1 марта года, предшествующего планируемому, определяет структуру государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих (далее - федеральные гражданские служащие) и рассчитывает объем его финансирования.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

Заявка формируется федеральным государственным органом на основе экономических нормативов стоимости образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации федеральных гражданских служащих и прогнозируемой численности указанных служащих, направляемых на обучение, по группам и категориям должностей федеральной государственной гражданской службы, видам, формам и срокам получения дополнительного профессионального образования в соответствии с программой федерального государственного органа по профессиональному развитию федеральных гражданских служащих. К заявке прилагается пояснительная записка с обоснованием основных направлений дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач соответствующего федерального государственного органа, направляющего указанных служащих на профессиональную переподготовку, повышение квалификации. *13.2)
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

14. Федеральный государственный орган по управлению государственной службой в период формирования федерального бюджета на соответствующий год, но не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому, вносит в Правительство Российской Федерации согласованные с Администрацией Президента Российской Федерации предложения:

а) об объеме финансирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих на соответствующий год с необходимыми обоснованиями;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

б) о приоритетных направлениях дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов.

15. Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, за исключением федеральных гражданских служащих федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, согласовывается федеральным государственным органом по управлению государственной службой с Администрацией Президента Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 сентября 2007 года ; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 ; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124 .

Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих представляется федеральным государственным органом по управлению государственной службой по форме согласно приложению N 2 в Правительство Российской Федерации, которое утверждает его не позднее чем в 3-месячный срок со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

16. Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих содержит сведения:

а) о количестве федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, на территории Российской Федерации;

б) об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, в том числе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, на территории Российской Федерации;

в) о количестве федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение по дополнительным профессиональным программам за пределами территории Российской Федерации;

г) об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации;

д) о научно-методическом, учебно-методическом и информационно-аналитическом обеспечении дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих;

е) об общем объеме средств на реализацию государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

17. Организация исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих на соответствующий год за пределами территории Российской Федерации осуществляется федеральным государственным органом по управлению государственной службой.

Предметно-тематическое содержание дополнительных профессиональных программ, подлежащих освоению федеральными гражданскими служащими за пределами территории Российской Федерации, и перечень иностранных государств, в которые федеральные гражданские служащие направляются на обучение по указанным программам, согласовываются федеральным государственным органом по управлению государственной службой с Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124)

Кандидатуры федеральных гражданских служащих федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, рекомендуемые для направления на обучение по дополнительным профессиональным программам за пределы территории Российской Федерации, согласовываются федеральным государственным органом по управлению государственной службой с Аппаратом Правительства Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124)

Кандидатуры федеральных гражданских служащих, рекомендуемые для направления на обучение по дополнительным профессиональным программам за пределы территории Российской Федерации, в том числе кандидатуры, прошедшие согласование с Аппаратом Правительства Российской Федерации, согласовываются федеральным государственным органом по управлению государственной службой с Администрацией Президента Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124)

Федеральный государственный орган по управлению государственной службой совместно с Аппаратом Правительства Российской Федерации осуществляет контроль качества дополнительных профессиональных программ, освоенных федеральными гражданскими служащими за пределами территории Российской Федерации, а также ведет учет федеральных гражданских служащих, прошедших обучение по этим программам.
(Абзац дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 124)
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

18. Закупки услуг по дополнительному профессиональному образованию федеральных гражданских служащих в пределах территории Российской Федерации осуществляются федеральными государственными органами с участием федерального государственного органа по управлению государственной службой в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с федеральным государственным органом по управлению государственной службой, с одной стороны, и организация, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (исполнитель), с другой стороны, заключают государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих по форме, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

Государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих должен содержать обязательное условие о возмещении федеральным государственным органом по управлению государственной службой организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, затрат на профессиональную переподготовку или повышение квалификации указанных служащих.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

19. Закупки услуг по дополнительному профессиональному образованию федеральных гражданских служащих в части, касающейся выполнения работ, оказания услуг, связанных с научно-методическим, учебно-методическим и информационно-аналитическим обеспечением дополнительного профессионального образования, осуществляются федеральным государственным органом по управлению государственной службой в образовательных и научных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

20. Порядок утверждения, финансирования и исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, а также полномочия государственных органов субъекта Российской Федерации по размещению государственного заказа устанавливаются законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом настоящего Положения.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

21. Контроль за ходом исполнения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих и государственных заказов на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации осуществляется соответственно федеральным государственным органом по управлению государственной службой и государственными органами по управлению государственной службой субъектов Российской Федерации.

Государственные органы по управлению государственной службой субъектов Российской Федерации ежегодно представляют в федеральный государственный орган по управлению государственной службой сведения об итогах исполнения государственными органами субъектов Российской Федерации государственных заказов на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483 .

Приложение N 1 к Положению. Заявка на обучение федеральных государственных гражданских служащих по образовательным программам дополнительного профессионального образования

Приложение N 1

профессионального образования государственными
гражданскими служащими Российской Федерации,




Указом Президента Российской Федерации
от 1 июля 2014 года N 483 . -
См. предыдущую редакцию)

Заявка на обучение федеральных государственных гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам

(наименование федерального государственного органа)

Штатная численность федеральных государственных гражданских служащих (человек)

Количество федеральных государственных гражданских служащих, направляемых на обучение (человек)


(тыс. рублей)

федераль-
ной

в том числе впервые

в том числе на

государст-
венной гражданской

поступивших на федеральную

профес-
сиональ-
ной

повышения квалификации

профес-
сиональ-
ную

повыше-
ние квалифи-

государствен-
ную гражданскую службу в предшествую-
щем году

перепод-
готовки

в том числе впервые поступив-
ших на федераль-
ную государст-
венную граждан-
скую службу в предшест-
вующем году

перепод-
готовку

Приложение N 2 к Положению. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих...

Приложение N 2
к Положению о порядке получения дополнительного
профессионального образования государственными
гражданскими служащими Российской Федерации,

утвержденному Указом Президента Российской
Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474
(В редакции, введенной в действие
Указом Президента Российской Федерации
от 1 июля 2014 года N 483 . -
См. предыдущую редакцию)

Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих
на___год

1. Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих на территории Российской Федерации

Наимено-
вание феде-
рального

Количество федеральных государственных гражданских служащих, направляемых на обучение
(человек)

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете
(тыс. рублей)

государ-
ственного

в том числе по образовательным программам

в том числе на

профессиональной переподготовки

повышения квалификации

профессио-
нальную переподго-
товку

повышение квалификации

2. Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации

3. Научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих

Виды работ и услуг

Объем бюджетных ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете
(тыс. рублей)

1. Работы и услуги по научно-методическому обеспечению дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих

2. Работы и услуги по учебно-методическому обеспечению дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих

3. Работы и услуги по информационно-аналитическому обеспечению дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих

4. Общий объем средств на реализацию государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации (с изменениями на 8 марта 2015 года) (утратил силу на основании Указа Президента РФ от 21.02.2019 N 68)

Название документа:
Номер документа: 1474
Вид документа: Указ Президента РФ
Принявший орган: Президент РФ
Статус: Недействующий
Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (ч.I), 01.01.2007, ст.203
Дата принятия: 28 декабря 2006
Дата начала действия: 28 декабря 2006
Дата окончания действия: 21 февраля 2019
Дата редакции: 08 марта 2015

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2009, N 6

В статье рассматриваются основные показатели состояния дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Показана динамика исполнения государственного заказа на их профессиональное обучение. Рассматриваются рекомендации по повышению эффективности и качества обучения государственных служащих в современных условиях.

Словарь управления персоналом. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего на основании ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

3) результаты аттестации гражданского служащего.

Современный этап развития государственной гражданской службы обусловливает необходимость повышения профессионализма государственных служащих, адекватных потребностям органов государственной власти. В этой связи научные исследования по проблемам состояния дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) государственных служащих и их профессионального развития имеют практическую значимость для государственной службы, осуществляющей свою деятельность в условиях социально-экономического и финансового кризиса. Это может быть достигнуто только за счет более эффективной государственной стратегии в области ДПО на основе научных исследований и инновационных методов обучения . В то же время исследования, проведенные Академий народного хозяйства при Правительстве РФ, показали, что система ДПО не отвечает современным требованиям, а ее масштабы недостаточны для обеспечения потребности в повышении квалификации и переподготовке кадров (в том числе государственных служащих) . В Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" подчеркивается, что "качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы" .

Анализ статистических данных современного состояния ДПО государственных служащих позволил выявить тенденции неустойчивого функционирования ДПО. В частности, возникло несоответствие между рыночным спросом и низким уровнем содержания образовательных программ по их удовлетворению . Данное несоответствие породило в системе ДПО государственных служащих ряд проблем, требующих их решения.

Первая проблема - это наличие нерешенных вопросов, связанных с планированием и проведением организационных мероприятий по подготовке государственных служащих на календарный год. Дело в том, что организаторы курса повышения квалификации для государственных гражданских служащих очень поздно получают из Аппарата Правительства и других государственных структур государственный заказ на ДПО государственных служащих.

Вторая проблема - это значительный рост объемов подготовки государственных служащих, т.к. каждый из них должен пройти соответствующее обучение один раз в три года. Это требует совершенно другого объема финансового, материально-технического и кадрового обеспечения ДПО.

Третья проблема - явно недостаточное финансирование системы дополнительного профессионального образования. Действующие с 1 января 2009 г. экономические нормативы стоимости образовательных услуг по программам ДПО государственных служащих даже после их двукратного повышения все же остаются недостаточными. Следует отметить, что данные экономические нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.05.2008 N 393 "Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение". В соответствии с экономическими нормативами стоимости образовательных услуг по дополнительному обучению государственных служащих для категории руководителей она составляет немногим более 128 руб., помощников (советников) и специалистов высшей, главной, ведущей и старшей групп должностей - 105 руб., обеспечивающих специалистов младшей группы должностей - 83,6 руб.

Четвертая проблема - сохранение традиционной подготовки государственных служащих, профессиональное образование которых не соответствует квалификационным требованиям .

Вышеназванные проблемы обусловлены общим состоянием ДПО государственных служащих. Выделим основные его показатели.

1. Количественные показатели обучения государственных служащих. Их анализ позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, анализ соотношения количества государственных служащих, прошедших обучение по программам ДПО за 2007 - 2008 гг., свидетельствует о том, что в 2008 г. наблюдается его снижение (табл. 1);

во-вторых, анализ исполнения государственного заказа министерствами РФ за 2008 г. показал, что министерствами не выполнен в полном объеме план по ДПО государственных служащих; количество прошедших обучение ниже, нежели количество госслужащих, подлежащих обучению. К числу министерств, которые перевыполнили план обучения, следует отнести Минэкономразвития России - обучено 1047 человек, а планировалось - 788 человек; Минфин России - соответственно 330 и 283 человека;

в-третьих, работа министерств по ДПО государственных служащих оказала влияние на исполнение плана государственного заказа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственными служащими соответствующих федеральных служб и агентств. К числу федеральных служб и агентств, перевыполнивших план исполнения государственного заказа, следует отнести: Федеральную миграционную службу, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство, Федеральную службу государственной статистики, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. К числу федеральных служб и агентств, не выполнивших план (не обучено ни одного человека) государственного заказа относятся: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Высший Арбитражный Суд РФ. В этих органах планировалось обучить 1150 человек, но практически не обучено ни одного человека.

Таблица 1

Соотношение количества государственных служащих,

прошедших обучение по программам ДПО за 2007 - 2008 гг.

2. Финансовые показатели. Их анализ свидетельствует о том, что:

во-первых, выделенный в соответствии с государственным заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных служащих объем бюджетных ассигнований на 2008 г. в целом освоен не полностью (табл. 2);

во-вторых, из 85 федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в исполнении государственного заказа в 2008 г., 32 федеральных органа исполнительной власти (38% от общего числа участников государственного заказа) в полном объеме освоили выделенные им бюджетные ассигнования. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2007 г. Всего в 2007 г. из 695 734,9 тыс. руб., предусмотренных на оплату обучения гражданских служащих, федеральные органы исполнительной власти освоили 644 700,37 тыс. руб. (92,66% от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение заданий государственного заказа на 2007 г.). Не освоено 51 034,53 тыс. руб. бюджетных ассигнований;

в-третьих, основные причины частичного неосвоения выделенных средств заключаются в следующем:

В связи с неукомплектованностью штатной численности в большинстве федеральных органов исполнительной власти происходит замена запланированного обучения по программам профессиональной переподготовки гражданских служащих на обучение по программам повышения квалификации;

Недостаточно четко организована работа отдельных федеральных органов исполнительной власти, имеющих сеть территориальных органов, по организации проведения ДПО гражданских служащих соответствующих территориальных органов.

Таблица 2

Объем бюджетных средств, выделенных на реализацию

государственного заказа по ДПО государственных служащих

на 2008 год

3. Показатели динамики ДПО государственных служащих. Они позволяют выявить тенденции и закономерности в этой области, а также выработать на их основе соответствующие управленческие решения. В нашем случае такой анализ осуществлен за период с 2004 по 2008 гг. (табл. 3).

Таблица 3

Динамика исполнения государственного заказа на ДПО

государственных служащих за 2004 - 2008 гг.

Наименование
показателей

% к
2004 г.

% к
2005 г.

% к
2006 г.

% к
2007 г.

Объем
финансирования
госзаказа
(тыс. руб.)

Обучено
гражданских
служащих
(чел.)

Количество
ФОИВ,
участвующих
в госзаказе

Средняя
стоимость
обучения
одного
слушателя
(руб.)

Средняя
стоимость
одного часа
обучения
(руб.)

По результатам анализа динамики системы ДПО государственных служащих за период с 2004 по 2008 гг. можно сделать следующие выводы:

За исследуемый период наблюдается стабильный рост бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на исполнение заданий государственного заказа, а также количества федеральных органов исполнительной власти - участников государственного заказа. Кроме того, положительная динамика сохраняется и по основному показателю реализации государственного заказа - количеству гражданских служащих, успешно освоивших программы дополнительного профессионального образования в рамках государственного заказа;

Положительная динамика сохраняется по объему финансирования государственного заказа на обучение государственных служащих. В 2007 г. относительно 2004 г. рост составил 908,4%, т.е. более чем в 9 раз. Наибольший объем финансирования был в 2006 г., рост по отношению к 2005 г. составил 573,8%. Этот факт роста можно объяснить принятием в 2004 г. Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определившего порядок и сроки обучения государственных служащих один раз в три года. Это потребовало существенно увеличить объем финансирования. В 2008 же году объем финансирования составил 74,7% от государственного заказа;

Рост количества обучения государственных служащих также наблюдается в 2006 г. (576,9%), который связан с формированием федеральных органов исполнительной власти и реорганизацией организационной структуры государственной гражданской службы, ее реформированием, а также административной реформой;

В 2008 г. по сравнению с 2004 г. увеличилось более чем в 1,5 раза (с 54 до 85) количество федеральных органов исполнительной власти, участвующих в государственном заказе на ДПО государственных гражданских служащих;

Несмотря на положительную динамику показателей государственного заказа по обучению государственных служащих, наблюдается снижение средней стоимости обучения одного слушателя. Так, например, если в 2004 г. она составила 6779 руб., то в 2005 г. наблюдается снижение до уровня 5914 руб. и 5881 руб. в 2006 г. И только лишь в 2007 г. средняя стоимость обучения одного слушателя увеличилась и составила 6426 руб. (это примерно уровень 2004 г.). В 2008 г. средняя стоимость обучения одного слушателя снизилась и составила 5249 руб.;

Аналогичная ситуация выглядит и со стоимостью нормы одного академического часа (из расчета программы повышения квалификации в объеме 72 часов). В 2004 г. она составила 94 руб., 2005 г. - 82 руб., 2006 г. - 81,7 руб., 2007 - 89,3 руб., т.е. не вышли на уровень 2004 г. В 2008 г. средняя стоимость одного академического часа обучения снизилась на 18,4%.

Таким образом, процесс дополнительного обучения государственных служащих необходимо формировать с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих, основанных на индивидуальных планах их профессионального развития. В систему ДПО государственных служащих необходимо внедрять новые механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения.

Литература

1. Обучение государственных служащих: современное состояние и перспективы: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002; Состояние и особенности государственной службы Российской Федерации финансово-экономического профиля: Учеб. пособие / Под ред. проф. Е.Д. Богатырева. - М.: ФА, 2007.

2. Атаманчук С.Г., Матирко В.И. Государственная служба: кадровый потенциал. - М.: Дело, 2001; Кузнецов О.В., Иванов А.В. Мониторинг реформирования государственной службы в финансово-экономической сфере // Вестник Финансовой академии. М.: ФА, 2007. N 4.

3. Разовский Ю.В., Ольшанский Ю.П. Анализ функционирования стратегии развития учреждения дополнительного профессионального образования // Высшее образование для XXI века. Третья международная научная конференция 18 - 20 октября 2006 г. Доклады и материалы. Выпуск 4. М.: МГУ, 2006.

4. Мониторинг экономики образования. Спрос на рабочую силу - мнение работодателей. Информационный бюллетень. 2006. N 1(19). М.: ГУ-ВШЭ. С. 6.

5. Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)". Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 // Собрание законодательства РФ, 16.03.2009, N 11, ст. 1277.

6. Кузнецов О.В. Повышение квалификации или профпереподготовка? // Государственная служба, 2009. N 1.

7. Болотина Ю.О., Халитова С.А. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг региона // Дополнительное профессиональное образование, 2008. N 1.

8. О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации. Указ Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 12.2007) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 203, редакция документа приведена по СПС "КонсультантПлюс".

О.Кузнецов

проректор по бизнес-образованию

Финансовой академии

при Правительстве РФ

Подписано в печать

Название документа:
Номер документа: 362
Вид документа:
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Недействующий
Опубликован:
Дата принятия: 06 мая 2008
Дата начала действия: 01 января 2009
Дата окончания действия: 29 мая 2019
Дата редакции: 02 июня 2016

Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации*


Утратило силу с 29 мая 2019 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 года N 617
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2016, N 0001201606070030).
____________________________________________________________________

________________

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации и ввести их в действие с 1 января 2009 года.
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков

Государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 2008 года N 362

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

I. Общие положения

1. Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих Российской Федерации является образование на базе среднего профессионального и (или) высшего образования, получаемое в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно определяют их содержание и применяемые образовательные технологии с учетом потребностей государственного органа, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) или без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы) от государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации осуществляются с отрывом от гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих в форме стажировки осуществляются с отрывом от гражданской службы.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

3. Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих определяется дополнительной профессиональной программой.
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

4. Количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, по согласованию с государственным органом, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. При проведении лекционных занятий возможно объединение групп в потоки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

5. При проведении организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих объем лекционных занятий не должен превышать 30 процентов общего объема аудиторных занятий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

6. Освоение гражданскими служащими дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

Гражданским служащим, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

7. Положения настоящих государственных требований обязательны для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, расположенных на территории Российской Федерации и осуществляющих обучение гражданских служащих.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

8. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих проводятся по дополнительным профессиональным программам, разрабатываемым с учетом квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

II. Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих

9. Профессиональная переподготовка гражданских служащих (далее -профессиональная переподготовка) осуществляется в целях получения гражданскими служащими компетенции, необходимой им для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, приобретения новой квалификации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

10. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - . - См. предыдущую редакцию .

11. Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя).

12. Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

13. При освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

14. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

15. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года- постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

16. Квалификация, указываемая в дипломе о профессиональной переподготовке, дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, для которых представителем нанимателя установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

III. Требования к повышению квалификации гражданских служащих

17. Повышение квалификации гражданских служащих (далее - повышение квалификации) осуществляется в целях совершенствования и (или) получения гражданскими служащими новой компетенции, необходимой им для профессиональной служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

18. Срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих не может быть менее 16 часов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

19. При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

20. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

21. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

IV. Требования к стажировке

22. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

23. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

24. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

25. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию .

V. Особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации

26. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации (далее - обучение за рубежом) организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высоком уровне.

27. Обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или с определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее - образовательная организация), с иностранными государственными органами и организациями, в том числе с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также с международными организациями (далее - зарубежные партнеры).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

28. Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя из:

а) перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений;

б) должностных обязанностей, выполняемых кандидатом, направляемым на обучение за рубежом.

29. Преимуществом при направлении на обучение за рубежом пользуются гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы более 2 лет, при этом более 1 года - в замещаемой должности.

30. Государственный орган по управлению государственной службой в установленном порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

а) формирует ежегодно перечень направлений обучения за рубежом;
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

б) формирует состав групп гражданских служащих, направляемых на обучение за рубежом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

в) согласовывает перечень зарубежных партнеров, участвующих в обучении за рубежом;

г) согласовывает учебные планы обучения за рубежом.

д) осуществляет контроль качества дополнительных профессиональных программ, освоенных гражданскими служащими за рубежом;
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494)

е) ведет учет гражданских служащих, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, освоенным гражданскими служащими за рубежом.
(Подпункт дополнительно включен с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494)

31. Образовательная организация:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

а) разрабатывает совместно с зарубежными партнерами учебные планы;

б) осуществляет контроль качества обучения за рубежом;

в) осуществляет учебно-методическое сопровождение обучения за рубежом;

г) разрабатывает и реализовывает с участием российских и иностранных организаций, в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дополнительные профессиональные программы, включающие предварительное обучение гражданских служащих перед направлением за рубеж и их итоговую аттестацию;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

д) выдает успешно окончившим обучение за рубежом удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

32. Представитель нанимателя утверждает задания на обучение за рубежом с указанием перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе обучения за рубежом, а также ожидаемых результатов обучения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

33. Представитель нанимателя представляет в государственный орган по управлению государственной службой задания на обучение за рубежом и документы на гражданских служащих, рекомендуемых для направления на обучение за рубежом. Формы заданий и указанных документов, а также сроки их представления устанавливаются федеральным государственным органом по управлению государственной службой.

34. Дополнительные профессиональные программы, подлежащие освоению за рубежом, могут предусматривать предварительное обучение гражданских служащих.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

35. Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая предварительное обучение и итоговую аттестацию).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

36. Гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются как индивидуально, так и в группах численностью не более 10 человек.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

Профессиональная переподготовка за рубежом осуществляется индивидуально.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 . - См. предыдущую редакцию)

37. Гражданским служащим, обучающимся в составе групп, при необходимости предоставляются услуги переводчика.

Для гражданских служащих, направляемых индивидуально на обучение за рубежом, знание иностранного языка, на котором осуществляется преподавание, является обязательным условием.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Об утверждении государственных требований к профессиональной к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации (с изменениями на 2 июня 2016 года) (утратило силу с 29.05.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2019 N 617)

Название документа: Об утверждении государственных требований к профессиональной к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации (с изменениями на 2 июня 2016 года) (утратило силу с 29.05.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2019 N 617)
Номер документа: 362
Вид документа: Постановление Правительства РФ
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Недействующий
Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, N 19, 12.05.2008, ст.2194
Дата принятия: 06 мая 2008
Дата начала действия: 01 января 2009
Дата окончания действия: 29 мая 2019
Дата редакции: 02 июня 2016

1. Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.

2. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

3. Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:

1) решение представителя нанимателя;

2) результаты аттестации гражданского служащего;

3) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

4) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" высшей или главной группы должностей гражданской службы либо на должность гражданской службы категории "специалисты" высшей группы должностей гражданской службы впервые;

5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые.

4. Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться:

1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

5. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего могут осуществляться за пределами территории Российской Федерации.

6. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы.

7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития.

9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

10. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего (далее - сертификат).

11. Порядок предоставления сертификата, форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы. Под профессионализмом имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности. Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности.

Реализация принципа профессионализма и компетентности на государственной службе обеспечивается, прежде всего, системой профессионального развития государственных служащих.

Федеральным законом № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий, им гарантируются повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения. На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих.

Следовательно, систематическое повышение квалификации является юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.

Организация дополнительного профессионального образования гражданских служащих осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

В существующей системе государственной службы профессиональное развитие тесно связано с продвижением по службе, оценкой качества службы, уровнем денежного содержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и т.д.

Сама государственная служба считается творческим трудом, поэтому государственный служащий, избравший ее своей профессией, должен непрерывно повышать свой теоретический уровень на протяжении всей служебной деятельности, независимо от замещаемой государственной должности. Именно по этим причинам повышение квалификации органически «встроено» в систему прохождения государственной службы.

Обязательно повышение квалификации, в частности, предусмотрено для государственных служащих - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (Федеральный закон № 79-ФЗ).

Основанием для направления гражданского служащего на повышение квалификации являются:

  • - назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  • - включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  • - результаты аттестации гражданского служащего, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Необходимо учитывать, что в ряде случаев направление гражданского служащего на повышение квалификации позволяет продлить имевшие с ним служебные отношения, -- в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены при ликвидации (реорганизации) государственного органа, сокращении должностей гражданской службы, при направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. служащий карьера социальный управа

Отказ гражданского служащего от предложенного повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы, влечет за собой расторжение заключенного с ним служебного договора по подпункту 6 пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Прохождение гражданским служащим повышения квалификации подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим своей должности гражданской службы.