Марина Борсякова
Проект в средней группе ДОУ «Перелетные птицы осенью»
Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Перелетные птицы осенью »
Описание проекта : краткосрочный, групповой .
Участники проекта : дети, педагоги.
Возраст детей : средняя группа .
Актуальность проекта : проведенная предварительно диагностика показала, что у ребят недостаточно развиты знания о перелётных птицах . Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц , не знают причин отлёта перелетных птиц в тёплые края . Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы , что для птиц вредно , а что – полезно. Настоящий проект позволит закрепить в памяти детей названия перелетных птиц , углубить и расширить знания о перелетных птицах , познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт птиц и понять его причины, послужит воспитанию заботливого и бережного отношения к птицам .
ЦЕЛЬ : расширить и углубить знания дошкольников о жизни перелётных птиц в осенний период .
ЗАДАЧИ :
1. Образовательные
Закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц ;
Изучать особенности отлёта перелётных птиц
2. Развивающие
Формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;
Развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;
Формировать художественно-эстетическое восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, рассматривания иллюстраций по теме, рисования и раскрашивания картинок;
Пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.
3. Воспитательные
Формировать навыки учебной деятельности;
Формировать бережное отношение к природе.
Реализация проекта .
Начиная изучение перелётных птиц , следует объяснить детям, почему их так называют.
Перелётные птицы улетают зимовать в тёплые края.
Это происходит осенью .
Обычно перелетные птицы летят в тёплые края стаей, но еще могут лететь дугой, поодиночке, клином, шеренгой.
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл.
Раньше всех улетают ласточки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.
Когда замерзают водоёмы (реки, озёра и пруды, направляются к югу водоплавающие птицы - гуси , утки и лебеди.
В слове водоплавающие тоже прячется два слова - плавать в воде.
Практическая часть.
Подвижные игры на свежем воздухе : «Воробышки и автомобиль» , «Птички в гнездышках» , «Птички летают» .
Игра «Назови ласково»
изучение строения птицы и образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами :
птица – птичка
голова – головка
шея - шейка
крыло – крылышко
лапа – лапка
хвост – хвостик
клюв - клювик
Игра «У кого какое тело»
Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? Значит, скворец какой? Короткохвостый.
Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? Длиннохвостая.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Скворушка»
Осень-непогодушка ,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается.
С нами старый скворушка
До весны прощается.
Движения :
Подняли руки вверх;
наклоны туловища
влево - вправо;
руки в стороны;
повороты туловища
влево - вправо;
руки вытянули вперед ;
наклоны вперёд-назад;
приседания.
УГАДАЙ-КА! (Загадывание загадок о перелетных птицах )
На шесте дворец.
Во дворце – певец.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
Серая птаха в лесу живет,
Чудным певцом повсюду слывет.
Всех перелетных птиц черней ,
Он чистит пашню от червей.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка»
Дети сидят на стульчиках.
Пальцы левой и правой рук
соединены между собой.
Пой-ка, подпевай-ка :
Десять птичек – стайка.
(Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей,
(Поочередно загибаем
пальчики на правой руке,
начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
(Поочередно загибаем
пальчики на левой руке,
начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
(Соединяем большой и
указательный пальцы,
как хищный клюв)
Птички, птички – по домам!
(Машем ручками,
как крылышками)
Артикуляционная гимнастика
ЛИ-ЛИ-ЛИ, ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли,
ОЛ-ОЛ-ОЛ, ОЛ-ОЛ-ОЛ – сильный дождь с утра пошёл,
АЙ-АЙ-АЙ, АЙ-АЙ-АЙ – зонт скорее открывай.
Упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений)
За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…
Первыми улетают на юг ласточки, потому что…
Последними улетают осенью лебеди , гуси, утки, потому что…
- Птиц нужно любить и охранять, потому что…
ИТОГИ ПРОЕКТА :
1. Дети узнают по картинкам, фотографиям и умеют называть большинство перелетных птиц , живущих в нашем регионе;
2. У дошкольников сформировалось правильное представление о таком явлении, как отлёт птиц на юг осенью ;
3. Большинство ребят в группе умеют рассказывать об особенностях внешнего вида и повадках перелетных птиц , могут составить описательный рассказ по картинке;
4. Группа разучила новые подвижные, пальчиковые и ситуативные игры, гимнастики, потешки, загадки;
5. Ребята приобрели новые навыки в художественном творчестве, научились закрашивать разные части объекта по очереди;
6. В ходе реализации проекта дошкольники познакомились с замечательными сказками российских и зарубежных авторов.
Т е м а п р о е к т а
« П е р е л е т н ы е п т и ц ы»
Цель проекта: обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.
Задачи проекта:
Физическая линия развития
- Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
- Развивать мелкую моторику.
- Совершенствовать координацию движений.
Социально-моральная линия развития
- Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения.
- Развивать умение осуществлять элементарные действия самоконтроля и взаимооценки.
Эмоционально-ценностная линия развития
- Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности.
Познавательная линия развития
- Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.
Речевая линия развития
- Способствовать активизации словаря (закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики; совершенствовать понимание смысловой стороны речи; учить подбирать слова с противоположным и близким значением).
- Развивать понимание и использование в речи грамматических средств (учить использовать пространственные предлоги – в, над, под, из; обучать разным способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов).
- Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи)
Художественно- эстетическая линия развития
- Воспитывать интерес к народному творчеству.
Креативная линия развития
- С целью развития мыслительных способностей формировать умение задавать вопросы.
Прогнозируемый результат: этот проект позволит развить у детей познавательный интерес к жизни птиц, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Длительность проекта: 17дней
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
План реализации проекта:
1 этап – мотивационный (2 дня)
2 этап – информационный (4 дня)
3 этап – репродуктивный (4 дня)
4 этап – итоговый (3 дня)
5 этап – творческий (3 дня)
6 этап – рефлексивно-оценивающий (1день)
Первый этап (мотивационный) Можно все сделать, стоит только захотеть. Задачи педагога на этапе: - Создать мотивацию, способствующую превращению педагогического задания в желание детей исследовать и творить, а также внутренней активности детей. Конкретизировать свои педагогические задачи на период реализации проекта, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка группы. | |
Виды деятельности | Цель |
Тематическое | Дать знания о том, как в мире отмечается данный праздник. Расширить представление детей о птицах, закрепить характерные особенности зимующих и перелетных птиц. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями происходящими в природе. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах. |
Наблюдения за птицами | Учить замечать происходящие изменения в природе, устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, отмечать какие изменения произошли в жизни птиц. |
А.Толстой «Сорока» Н.Сладков «Скворцы- молодцы», «Вежливая галка» | Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать умение получать необходимые знания из содержания художественных произведений. |
Практическая деятельность « Птиц мы встречаем – вкусной едой угощаем». | Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им. |
Совместно с детьми и родителями организовать выставку книг о птицах. | Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг. |
Виды деятельности | Цель | |
Работа с родителями: Предварительный совместный труд по изготовлению кормушек и скворечников; Познакомить родителей с началом новой темы; Разместить в родительском уголке информацию « Знакомим детей с перелетными птицами» | Дать детям знания о том, что в Международный день птиц взрослые и дети развешивают домики и кормушки для птиц, которые возвращаются домой из теплых стран; Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Воспитывать экологическое сознание и экологическое поведение в природе, эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности. | |
Второй этап (информационный) Не говори «не умею», а говори «научусь». Задачи педагога на этапе: - Способствовать развитию у детей желания познавать новое; Формировать у детей умение учиться, желание поддерживать все начинания и предложения воспитателя; Развивать познавательный интерес, творческие способности детей. | ||
Виды деятельности | Цель |
|
Тематическое занятие «Перелетные птицы» | Уточнить и расширить знания детей о перелетных птицах, об их повадках, образе жизни и отличительных особенностях, воспитывать любознательность, желание узнать новое, интересное. |
|
Чтение художественных произведений: В.Сухомлинский «Грач прилетел»; В.Бондаренко «Журавль вернулся»; Л.Полтава «Где живут наши птицы» И.Бондарчук «Домик для птиц»; К. Перелесная « Ласточка»; Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах. | Воспитывать познавательный интерес к художественным произведениям, закрепить умение внимательно слушать произведение, анализировать содержание. |
|
Экскурсия-поиск птиц в природе | Изучение условий и образа жизни птиц, наблюдения за способами передвижения, питания; слушание пения птиц, формирование умения различать голоса птиц. |
|
Беседа «Встречаем перелетных птиц» | Углубить знания детей о природе родного края, о перелетных птицах, познакомить детей с традициями и обычаями украинского народа, связанных с птицами. |
|
Музыкальные занятия: Разучивание укр. Народной песни «Ой, у вишневому садочку» , песни « Повертайся, ластівко» (муз. В Верменича, слова М.Сигаївського), песни «Зозуленька» (музыка и слова Н.Вересокіної); Разучивание песни-танца « Ой, летіла зозуленька», музыкальной игры « Скворушки»; Слушание романса композитора А. Алябьева «Жаворонок». | Формировать у детей интерес к музыкальному творчеству, развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам музыкальной деятельности. Развивать образность движений. |
Виды деятельности | Цель |
Познакомить с отличительными особенностями песни следующих птиц (ласточка, грач, скворец, соловей, кукушка, жаворонок). Формировать желание и умение различать птиц по голосу. |
|
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Угадай птицу», «Кто что ест?», «Найди птенца», «Чье гнездо?», «Угадай по голосу», «Кто требует нашей заботы?». | Закрепить знания о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, пояснить их зависимость от природных условий, людей. Воспитывать заботливое отношение к птицам. |
Экскурсия по страницам фотоальбома « Перелетные птицы» | Развивать у детей познавательный интерес к образу жизни перелетных птиц. |
Заучивание стихотворений о птицах. | Формировать у детей умение передавать характерные особенности птиц в стихотворной форме, воспитывать интерес к художественному слову. |
Техника безопасности | Познакомить детей с правилами поведения с птицами ближайшего окружения, объяснить небезопасность общения с незнакомыми и больными птицами. |
Работа с родителями: Предложить родителям информационную консультацию «Встречаем перелетных птиц» | Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний о перелетных птицах. |
Третий этап (репродуктивный) Это же просто, у тебя выйдет! Тот, кто уверен в себе, в своих силах, много чего может сделать для себя и для людей. Задачи педагога на этапе: Помочь каждому ребенку испробовать свои возможности, сопоставив их с желаниями; Вызвать чувство уверенности в своих силах, умение принимать результаты детской деятельности с радостью и гордостью; Создать условия, при которых у детей возникает желание проявлять творчество; Проследить динамику развития каждого ребенка в сравнении с его личными предыдущими достижениями. | |
Виды деятельности | Цель |
Составление описательных рассказов о птицах. | Закреплять умение детей составлять описательные рассказы о птицах (внешний вид, отличительные особенности, чем питается, где живет, какие гнезда строит, как заботится о своем потомстве, какую песню поет, особенности взаимодействия с человеком); развивать связную речь, обогащать словарь. |
Дидактические игры: Разложи птиц по месту обитания; Узнай птицу по описанию; Назови птенцов. | Закрепить знания детей о птицах. |
Виды деятельности | Цель |
||
Конструирование из бумаги «Грачи прилетели» | Развивать навыки конструирования из бумаги по схеме. Учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки. Учить украшать поделку,« оживлять» ее с помощью рисования или аппликации. Развивать интерес к искусству оригами. |
||
Изготовление книжек-малюток « Птицы – наши друзья» | Учить отражать в содержании книжек-малюток знакомую информацию о перелетных птицах, оформлять ее красочно, в привлекательном виде. |
||
Рисование птиц. | Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида птицы. |
||
Лепка жаворонков из соленого теста. | Приобщать детей к народным традициям и обычаям. |
||
Подвижные игры: « Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются. « Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями. « Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши». « Летал, летал воробей » - народная игра. | Развивать образность движений, формировать интерес к двигательной активности. |
||
Музыкальная игра «Птичья мелодия» | Учить детей подбирать звучание разных музыкальных инструментов к образу той или иной птицы. |
||
Изготовление стенгазет: -«Международный день птиц», -«Это интересно знать!» (необычные факты из жизни перелетных птиц), -«Как мы птиц встречали» (фоторепортаж) | Учить детей применять свои знания при составлении различных видов газет. |
||
Экспериментальная деятельность. Собрать коллекцию домиков для птиц. Собрать с детьми материалы, из которых их делают. | Формировать у детей познавательную активность. | ||
Прогулка. Развесить кормушки на деревьях, растущих вокруг детского сада. Насыпать в кормушки корм, крошки, зернышки. | Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помогать им. | ||
Работа с родителями. Предложить совместно с ребенком изготовить буклет или презентацию о перелетных птицах | Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Обеспечение преемственности в закреплении у детей знаний о перелетных птицах. | ||
Четвертый этап (обобщение, анализ и систематизация знаний) Мудрым никто не родился, а научился. Задачи педагога на этапе:
| |||
Виды деятельности | Цель |
||
Игра-викторина «Что мы знаем о птицах». | Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц, их сезонном поведении. |
||
Вечер загадок «Наши пернатые друзья». | Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц, |
||
Дидактические игры: « Разбери птиц » « Четвертый лишний » (какая птица лишняя?) « Кто чем питается? » (подобрать корм) «Найди свою группу» | Закреплять умение классифицировать птиц на перелетных, зимующих. Учить сравнивать и обобщать. |
||
Разгадывание с детьми кроссвордов о перелетных птицах. | Закрепить знания у детей названий птиц, особенностей их внешнего вида. |
||
Самостоятельная художественная деятельность. Рисование на тему «Моя любимая птица» | Закрепить умение передавать в рисунке образ птицы, ее характерные особенности. |
||
Музыкальная дидактическая игра | Закрепить умение различать птиц по голосу. |
||
Инсценировка для детей младшей и средней групп « С птицами я дружу, и о них я расскажу». | Закрепить умение детей передавать свои знания о перелетных птица в театрализованной деятельности. |
||
Дидактическое упражнение «Узнай птицу». | Закрепить у детей умение с помощью вопросов угадывать птицу. |
||
Игра-путешествие « В гости к птицам» | Закрепить знания детей о птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, |
||
Пятый этап (творческий) Не бойтесь мечтать, фантазировать и творить! Задачи педагога на этапе:
| |||
Виды деятельности | Цель |
||
«Составление творческих рассказов на темы «Моя любимая птица», « Что интересного я знаю о грачах» «Один день из жизни ласточки…», «Эта удивительная птица - соловей» и др.. Виды деятельности | Учить применять полученные знания о перелетных птицах при составлении творческих рассказов. Развивать речевую активность детей, творческое воображение и фантазию. Цель |
||
Творческие изображения птиц с использованием нетрадиционных техник(крупы, ткани, ниток, перьев, глины, теста, термомозаики). | Развивать творческие изобразительные навыки при передаче образа перелетной птицы. |
||
Придумывание сказки на тему « Необычное путешествие ласточки». В работе использовать знакомый детям алгоритм создания сказки – взрослый поэтапно рисует сюжет сказки, придуманной детьми. | Развивать у детей творческое воображение. | ||
Привлечь детей к оформлению фотоальбома « Птицы - наши друзья». | Формировать у детей позитивные эмоции при выполнении творческой деятельности. | ||
Совместно с детьми разработать эскизы костюмов птиц к празднику. | Развивать у детей желание проявлять дизайнерские умения в практической деятельности. | ||
Изготовление птиц из бумаги в подарок малышам. | Развивать творческие навыки по конструированию из бумаги при передаче образа перелетной птицы. | ||
Конкурс на лучшего чтеца стихов о птицах. | Развивать навыки выразительности речи, формировать положительный эмоциональный настрой. | ||
Работа с родителями. Организовать конкурс «Лучший стоп-кадр» (фотография птицы) | Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Создать благоприятную атмосферу для развития творческих способностей детей. | ||
Шестой этап (рефлексивно-оценивающий) Замечаем и радуемся успехам каждого. Задачи педагога на этапе: Научиться характеризовать как свое личное развитие, так и умственное, моральное развитие воспитанников; Отобрать для дальнейшей работы педагогические методы и приемы, давшие наилучшие результаты. | |||
Тематический праздник птиц. | Уточнить знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях. Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам. Расширять кругозор детей о народных праздниках. Развивать связную речь, способствовать активизации словаря. Обучать детей элементам словотворчества. Развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам речевой деятельности. Обогащать эмоционально-чувственную сферу. |
Вера Белоглазова
Проект «Перелетные птицы »
Интеграция образовательных областей
«Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Чтение художественной литературы» . «Музыка»
Тип проекта
Информационно-практико-ориентированный
Цель проекта
Формировать у детей обобщенное представление о перелетных птицах , местах их обитания. Развивать интерес к жизни птиц .
Задачи проекта :
Расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц ;
Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания : чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта ;
Развитие зрительного и осязательного восприятия, зрительной памяти, внимания;
Закреплять умение зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам, зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками;
Разучивание зрительной и пальчиковой гимнастки;
Познакомить детей с понятиями : лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» ;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
Активизировать совместную деятельность родителей и детей .
Возраст дошкольников : 5 – 6 лет (старшая группа )
Участники проекта : дети, тифлопедагог, воспитатели группы , родители.
Приблизительная продолжительность проекта
Краткосрочный : 10 дней.
Предполагаемый результат
У детей сформируются знания о жизни перелётных птиц в природных условиях.
У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе.
Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Реализация проекта .
Разделы проекта
Виды детской деятельности
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра : «Лесная школа» .
Дидактические игры : «Какая это птица » (классификация птиц на перелетных , зимующих) ; «Четвертый лишний?» ; «Кто, чем питается?» (подобрать корм)
«Угадай, чьи следы?» ; «Угадай птицу по силуэту » ; «Найди, чей домик?» ; «Найди часть целого» .
Настольно-печатные игры : «Накорми птиц » , «ЛОТО» , «Логические цепочки» .
Речевое развитие
«Вечер загадок» , «Занятие на тему «Перелетные птицы » , «Обучение пересказу «Строители гнезд» (совершенствование навыков пересказа с использованием схем, «Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» », чтение стихов о птицах и разучивание стихотворений к празднику, чтение рассказов, сказок.
Игровые упражнения : «Чей хвост?» (грачиный хвост у грача и т. д.) ; «Кто кем станет?» , «У кого кто?» , «Кто о ком заботится?» , разучивание пальчиковой гимнастики «Ласточка» , «Дятел» , считалок «Летела кукушка мимо сада…» , «Гори, гори ясно…»
Чтение художественной литературы
Оформление книжного уголка; коллекция открыток, чтение В. Бианки «Птичий календарь» , «Что увидела сорока» , «Кто чем поёт» , «Птичьи разговоры» ; А. Тумбасов «Гнездышко» , Г. Скребицкий «Крылаты соседи» , И. Токмакова «Десять птичек стайка» , Г. Снегирёв «Птицы наших лесов » , Н. Сладков «Скворцы- молодцы» , В. Флинт «Птицы в нашем лесу » , М. Пришвин «Гости» , О. Дриз «Птичий праздник» .
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация «Птицы » .
Лепка из слоеного теста «Жаворонки» .
Конструирование из бумаги «Грачи прилетели» , из природного материала «Птички-невелички» .
Декоративное рисование
«Укрась птичку» .
Рисование с использованием обводок и трафаретов, раскрашивание контурных изображений, рисование по точкам, через кальку.
Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия «Что не нарисовал художник?» , «Дорисуй изображение» , «Рисование по манке» , «Выкладывание камушков, пуговиц по контуру» , складывание разрезных картинок, «Лабиринты» , рассматривание "зашумованных картинок"
Трудовая деятельность
Сбор природного материала для поделок. Коллекция домиков для птиц .
Непосредственно образовательная деятельность
Знакомство с птицами , их повадками, прослушивание пения разных птиц , определение их по голосу. Наблюдения за появлением насекомых. Расширение представлений о Земле, о её обитателях, кто нуждается в нашей поддержке и заботе. Воспитание любви к птицам , желание помогать им. Приобщение детей к народному творчеству, учить загадывать загадки.
Социальное развитие
Рассматривание гнезд, вывешивание на участке группы скворечника .
Физическое развитие
Русские народные игры : «Гуси» , «Филин и пташки» , «Коршун» .
Подвижная игра «Перелет птиц » , «Лягушки и цапли» , «Летал, летал воробей» , «Найди свое гнездо» , «Совушка» .
Театрализованная игра
«Ах, попалась, птичка, стой!» , «Ласточка» .
Гимнастика для глаз.
Разучивание песен, танцев, игр; прослушивание романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок» .
Взаимодействие с родителями
Сотворчество детей и родителей в оформлении группы к празднику птиц , изготовление костюмов, скворечников, подбор материала к книге, изготовление поделок для выставки из утилизированного материала.
Создание книги-альбома «Перелётные птицы » .
Педагоги, дети, родители трудились над созданием книги-альбома «Перелетные птицы » , в которой информация о жизни и обитании перелетных птиц , игры, зарисовки, логические задания.
Итогом проектной деятельности стал праздник, на котором воспитанники группы поделились своими знаниями с гостями.
Список использованной литературы :
1. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия средней группе детского сада » . Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ-Воронеж :ЧП Лакоценин С. С., 2007г.
2. Гранович М. Развивающие игры. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы » . http://nattik.ru/?p=3354
3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись» .- М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003» , 2009г.
4. Компьютерный атлас определитель птиц , птичьих гнезд и голосов птиц средней полосы . http://www.ecosystema.ru/04materials/guides/14birds.htm
5. Лободина Н. В. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа . Издательство : Учитель. Серия : ФГТ в ДОУ : от теории к практике. 2012г.
6. «Силуэты птиц в векторе » .
http://corelline.ru/vector_nature_animals/258-siluety-ptic-v-vektore.html4.
7. «Следы животных, следы птиц » .http://oxothik.ru/index.php?action=articles&id=74
8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : Средняя группа : Программа, конспекты. М.: ВЛАДОС, 2000
Рассказ детям
Осень – ответственный период для перелётных птиц. Пора готовиться к отлёту в тёплые края. Календарь отлёта птичьей братии - вещь достаточно переменчивая. Поведение птиц осенью, график перелётов зависят от ряда причин. У кого корма больше – задерживаются дольше, у кого корм исчезает – отлетают раньше. Обычно раньше всех стартуют насекомоядные птицы, потом улетают зерноядные, следом – водоплавающие. Хищные птицы отбывают позже всех – они разбойничают на больших дорогах – пролетных путях, кормятся другими птичками. Поэтому и не спешат. Как мы можем заметить, поведение того или иного вида птиц осенью разнится. Есть зависимость от температурного режима. Если идут постоянные дожди или засуха – тоже «принимаются соответствующие решения». Осенью многие птицы летят в теплые страны не спеша, с остановками, подкармливаются в пути. На разных территориях прилёт и отлёт птиц протекает не в одно и то же время. В южных районах птицы появляются намного дней и даже недель раньше, чем в северных. А отлетают позже.
Тип проекта : информационно - творческий.
Участники проекта : дети 12 группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» проходит «Международный день птиц». И не случайно этот день отмечается именно в апреле - месяце массового возвращения пернатых с зимовок.
В России праздник имеет давнюю традицию. В старом (старый стиль) «Месяцеслове» есть такие праздники, как 9 марта - «День встречи перелётных птиц», 17 марта - «Герасим-грачевник», 6 мая - «День ласточки» и т.п.
Информация, получаемая в процессе совместной работы с родителями, позволяет расширить и углубить знания детей о птицах, служит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе по отношению ко всем животным, высказывать своё суждение по этой проблеме.
Цели:
- формировать представления детей об особенностях жизни перелётных птиц;
- развивать познавательный интерес к родной природе;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;
- поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами.
Задачи:
- расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц;
- расширить и закрепить представления детей о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и о приспосабливаемости к своей среде обитания;
- воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
- развивать художественно-творческую деятельность;
- учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями природных условий и повадками птиц.
Виды деятельности и формы работы
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Кто где живёт? », «Зимующие, перелетные птицы», «Назови, какая птица», «Кто, чем питается? », «Четвертый лишний».
Словесные игры:
«Продолжи предложение», «Какое слово не подходит?», «Исправь ошибку».
Познавательное и социально-коммуникативное развитие
беседы: "Что мы знаем о птицах?", « Почему перелётные птицы осенью покидают нас?», « Зачем птицы перелетают в теплые края?».
составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
чтение художественной литературы : Г. А. Скребицкий «Грачи» «Крылатые соседи», Н.Сладков «Птицы весну принесли», сказки: «Лиса и журавль», В. Бианки «Птичий календарь», «Что увидела сорока», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»,», М. Пришвин «Гости».
чтение и заучивание пословиц и поговорок о птицах.
ситуативные беседы : «Что случится, если разорить гнездо птицы?»,
прослушивание пение разных птиц,
Продуктивная деятельность
Рисование:
«Грач» (работа выполнена углем)
«Белые лебеди на озере» (нетрадиционная смешанная техника)
Лепка: «Черный лебедь»
Акция изготовления запрещающих знаков - «Не разоряй птичьи гнезда», «Не лови птиц», «Наезд машины на птиц запрещен!» и др.
Конструирование:
из бумаги - «Черный грач» (оригами)
из материала Лего-конструктора «Птицы»